Композиция для устройства дорожных оснований

 

КОМПОЗИЦИЯ ДЛЯ УСТРОЙСТВА ДОРОЖНЫХ ОСНОВАНИЙ, включающая грунт-,, кальцийсодержащую добавку и нефтяную фенольную смолу, отличающаяся тем, что, с целью повьшения прочности и морозостойкости, она co-i держит в качестве кальцийсодержащей добавки отход производства хлористого бария, а нефтяную фенольную смолу - в смеси с пиролизной смолой в соотношении 2 : 1 и дополнительно едкий натрий и воду при следующем соотношении компонентов, мае,ч: Грунт20 - 60 Отход производства хлористого бария 40 - 80 Нефтяная фенольная смола в смеси с пиролизной смолой 8-12 i Едкий натрий (в пересчете на Na20) 1,2-2 СЛ Вода4,8-8

СО)ОЭ СОВЕТСКИХ

СОЦИАЛИСТИЧЕСКИХ

РЕСПУБЛИК (! 9) (! !) 8 — 12

1,2 — 2

4,8 — 8

ГОСУДАРСТВЕННЫЙ НОМИТЕТ СССР

ПО ДЕЛАМ ИЗОБРЕТЕНИЙ И ОТКРЫТИЙ (21) 3702975/29-33 (Z2) 22.02.84 (46) 30.09.85. Бюл. Р 36 (72) И.Н.Хабибуллина, N.Т.Кулеев и С.С.Фадеев (71) Казанский инженерно-строительный институт (53) 624.138.4(088.8) (56) Авторское свидетельство СССР

Ф 469793, кл. Е 02 D 3/12, 02.07.73.

Авторское свидетельство СССР

Р 658219, кл. Е 02 D 3/12, 05.12.77. (54)(57) КОМПОЗИЦИЯ ДЛЯ УСТРОЙСТВА

ДОРОЖНЫХ ОСНОВАНИЙ, включающая грунт, кальцийсодержащую добавку и нефтяную фейольную смолу, о т л и ч а ю щ а— я с я тем, что, с целью повышения (5!)4 Е 02 D 3/12 Е 01 С 21/00 прочности и морозостойкости, она со держит в качестве кальцийсодержащей добавки отход производства хлористого бария, а нефтяную фенольную смолу — в смеси с пиролиэной смолой в соотношении 2 : 1 и дополнительно едкий натрий и воду при следующем соотношении компонентов, мас.ч:

Грунт 20 — 60

Отход производства хлористого бария 40 — 80

Нефтяная фенольная смола в смеси с пиролизной смолой

Едкий натрий (в пересчете на На О)

Вода

1182117

Изобретение относится к строительству и может быть использовано при устройстве конструктивных слоев дорожных одежд и аэродромов.

Целью изобретения является повышение прочности и морозостойкости композиции.

Изобретение осуществляется следующим образом.

Не менее чем за сутки до приготов-10 ления композиции порошкообразный отход производства хлористого бария обрабатывают водным раствором едкого натрия. Зта операция необходима для того, чтобы избежать деструкции ма- 15 терпала композиции. При обработке отхода производства хлористого бария щелочью разрушаются карбониты, сульфаты кальция и бария. Углерод, присутствующий в значительном колж- 20 честве в составе отхода, взаимодей-, r ríóåò с кислородом, а выделяющийся при этом углекислый газ будет препятствовать формированию плотной структуры материала при одновремен- 25 ном смешении всех компонентов без предварительной обработки отхода раствором щелочи.

Отход производства хлористого бария представляет собой шлам, пастооб-50

I разну1б массу темносерого цвета с влажностью 42 — 45%, имеющую следующий химический состав, мас.%: BaCl

1,0 — 4,5; СаС1 8,5 — 12,0; СаО 17,4-

23,0; CaS 16,3 — 20,6; BaSO 7,2—

11,5; С 11,2 — 14,3; БьО 17,6-22,?,. Затем отход производства хлористого бария, обработанный щелочью, смешивают со смесью фенольной и пиролиз40 ной смолы, взятых при соотношении соответственно 2 : 1. Смесь этих смол с целью повышения вязкости подвергают термополимеризации известными способами при 130 — 140 С.

Нефтяная фенольная и пиролизная

45 смолы являются отходами производства полиэтилена и имеют химический состав, мас.%: фенольная смола — .углеводороды 19,0 — 26,4; фенолы 12,0 — 23,5; карбоновые кислоты 17,6 — 25,0; ке10 тоны 6,5 — 11,6; эфиры 7,5 — 10,5; вода

7,0 — 12,0; твердый остаток,.в состав которого входят поликарбонаты, кремнезем, глинозем, нафтолы остальное; пиропизная смола — бензол 18,8 †24,0; толуол 7,5 — 10,6; полистирол 16,0 — 19,7; наф..алин 4,2 — 8,0; кокс 27,3 — 35,6р вода 3,8 — 9,5; твердый остаток остальное.

Указанные смолы представляют собой жидкости темно-бурого цвета со специфическим запахом и вязкостью по вискозиметру с отверстием 5 мм при

25 С 18 — 35 с.

После перемешивания всех компонентов композицию распределяют по поверхности, уплотняют под нагрузкой

20 MIa/см и разливают по ней пленкообразующее вещество с целью обеспечения нормального твердения.

Соотношение в композиции фенольной и пиролизной смол, равное 2 : 1, принято на основании результатов испытаний физико-механических свойств композиции, которые имеют наивысшие значения при таком соотношении указанных смол.

Готовили несколько составов предлагаемой композиции. Для этого использовали следующие материалы. Грунт— тяжелый суглинок. Отход производства хлористого бария (ОПХБ) использовали в сухом виде, объемная масса высушенного ОПХБ 1470 кг/м, химический состав, мас.%: BaclZ 1,6; Сас12 10,7;

СаО 21,0; CaS 19,2; BaSO 9,7; С 12,5;

Si0g 20,3; Ре20э 2,63; Al О> 2,12; во— да 0,25. Грансостав ОПХБ, мас.%:

0,50 — 0,25 мм 9,5; 0,25 — 0,05 мм

8,9; 0,05 — 0,01 мм 22,0; 0,01

0,005 мм 26,2; 0,005 — 0,001 мм 33,4.

Фенольная смола состава, мас.%: углеводороды 23,3; фенолы 19,7; карбоновые кислоты 21,0; кетоны 9,8; эфи— ры 8,7; вода 9,0; твердый остаток 8,5.

Пиролизные смолы состава, мас.%: бензол 22, 1; толуол 8 6 полистирол 19,0; нафталин 6,8; кокс 33,5; вода 6,1; твердый остаток 3,9.

Время термополимеризации смеси смол при 130 С 5 ч.

Определение физико-механических свойств композиции проводили через

28 сут. хранение образцов в камерах со 100%-ной влажности и после 2-суточного водонасыщЕнияя, коэффициент морозостойкости определяли после 35 циклов замораживания.

Примеры конкретного выполнения предлагаемой композиции и результаты ее испытаний представлены в таблице.

Как видно из таблицы, предложенная композиция обладает высокой прочностью и морозостойкостью.

1182117

l о

Л о а о

И ссО лОсОО ОО

Ф 1О СО Ch eo СО Ch Ch CO Ch

a a л а ь л в в а л л

ООООООООО)Ю д h--1

Ы I х жс а

cU

g и а

co. cU с6 с0

v с о

I л . I

С6 С Ъ О О сп 1 С 1 а а л в в a e л

О Ф ° ° сьс а е с 1 а 4 л

Ф» ° CII

i

1 -с l (1

I

Юлл О сОсОО а * 4 в а 4 л л * а л с1 — CV с.1 СЧ СЧ с"1 сп СЧ W

Х

Ф о

Ф 1

Х

Ж

1 о а 1 ц

Е о

1 о v

Д сС о ж

СО О С Е СО О СЕ СО

ФФ

ДД Дф ИИБЭ1Н он.еооэ иду! E a XЭФ епснэшон.еооэ иаи 11 „ дерр

tfi - Эа:Э

O

1 1«

1 О

1 О

1 .с.7

1

О О л а

Я

М и

Ф

Р

Х

VJ

Х ф

Х

1, о

К

И х

E3

1 Е

l (У с

I О f I

Ц О

O Е

Щ

z а

Е p д Kl о

v о д о а

Р а 1О

1=1 O соо лc алcf Ооовлcocooe<л осос1О

О СО СО СО О 11 О О Л О О О О Ю О и О Л Л О Л

a a л а е cC a в л в в л л а 4 л л а в л а в л а

О Э О О Î Cf O О О Î Î Î Î Î Î О О О О О О О О О о в и л. О ол О Ф Ch л л е Ф I f I I f а в л I l I I f I а 4 в

Ч о о о о

О

Сс CZ С1 СО О -- Л О СО В 0O f О С1 CIC О О СЧ О .а

Ф 4 4 ь л л 4 4 Ф л а а л л л а л * л л л л 4 4

11 С1 С1 С1 М O Сс С1 — СЕ e4 С Е М СЕ СЕ СЕ со со сЧ Ю О СО сч со Ч

Ф а л л а а 4 л а л л

СС а СО СО Е О С1 О

ЭОЮОЭОЗОООЮЮЮООООЮЮЮООЮОООО OOOOOOg

С1 e O С1 е Э V О Ю Сс О Ю С.1 О С С1 Ю С1 О О Ч е О С1 е Ю С Е О О Сс О Ю С Е О О; а л л л л е л в R а а 4 а а л л л в а л а в а в в л а 4 а в а а л в в

Я Сс С.с СЕ СС V СЕ С1 V Ф» СЕ V Я, Ю Ч CO О С С Со Ю Сс 1 Л СО О СЕ СО О С 1 СО О V CO O V CO Î eV CO О Н

° Ф Ф» Ф ° ° Ф ° Е Ф ° ° ° ° юо э о о о о

Оi cCf O Ь о р о

О О O O O O O о

Композиция для устройства дорожных оснований Композиция для устройства дорожных оснований Композиция для устройства дорожных оснований 

 

Похожие патенты:

Изобретение относится к дорожному строительству и может быть использовано для строительства автомобильных дорог
Наверх