Способ технической диагностики изнашивающихся сопряжений при ограниченной смазке

 

СПОСОБ ТЕХНИЧЕСКОЙ ДИАГНОСТИКИ ИЗНАШИВАЮЩИХСЯ СОПРЯЖЕНИЙ ПРИ ОГРАНИЧЕННОЙ СМАЗКЕ, заключающийся в том, что на трущиеся поверхности наносят смазку, проводят наработку сопряжения и измеряют параметр трения , по которому проводят техническую диагностику, отличающийся тем, что, с целью снижения трудоемкости, берут пробу смазки из зоны контакта поверхностей сопряжения, проводят дисперсионный анализ размеров частиц износа, а в качестве параметра трения принимают объем смазки, уносимой из зоны контакта частицами износа

,СОЮЗ СОВЕТСНИХ

СОЦИАЛИСТИЧЕСИИХ

РЕСПУБЛИН (1S1 (11) А

ling y С 01 N 3 56

ГОСУДАРСТВЕННЫЙ НОМИТЕТ СССР

ПО ДЕЛАМ ИЗОБРЕТЕНИЙ И OTHPblTHA

ОПИСАНИЕ ИЗОБРЕТЕНИЯ

К АВТОРСКОМУ СВИДЕТЕЛЬСТВУ

Я

Qf

1 (21) 3 754059/25-28 (22) 15.06.84 (46) 23.12.85. Бюл. Ф 47 (72) Е.Н.Головенкин, И.С.Кузьмин, А.С.Кисель, В.Н.Ражиков, К.Г.Смирнов-Васильев н Э.М.Ямашев (53) 620.178.162(088.8) (56) Чихос Х. Системный анализ в трибонике. — М.;Мир, 1982, с.263-270. (54)(57) СПОСОБ ТЕХНИЧЕСКОЙ ДИАГНОСТИКИ ИЗНАШИВАКЩИХСЯ СОПРЯЖЕНИЙ ПРИ

ОГРАНИЧЕННОЙ CNA3KR, заключающийся в том, что на трущиеся поверхности наносят смазку, проводят наработку сопряжения и измеряют параметр трения, по которому проводят техническую диагностику, о т л и ч а ю— шийся тем, что, с целью снижения трудоемкости, берут пробу смазки из зоны контакта поверхностей сопряжения, проводят дисперсионный анализ размеров частиц износа, а в качестве параметра трения принимают объем смазки, уносимой из эоны контакта частицами износа.

Заказ 7858/48 Тираж 896 Подписное

ВНИИПИ Государственного комитета СССР по делам изобретений и открытий

113035, Москва, Ж-35, Раушская наб,, д. 4/5

Филиал ППП "Патент", г, Ужгород, ул. Проектная, 4

1 12ОО

Изобретение относится к области машиностроения для технической диагностики изнашивающихся сопряжений при ограниченной смазке, например, наносимой однократно или периодически на поверхности с большой разностью радиусов кривизны.

Цель изобретения — снижение трудоемкости технической диагностики сопряжений, 10

Способ осуществляется следующим образом.

На трущиеся поверхности наносят смазку. Проводят наработку сопряжения при заданных значениях удель- 15 ной нагрузки, скорости относительного перемещения поверхностей сопряжения, температуре поверхностей и других контактных параметрах. Измеряют в ходе наработки сопряжения 20 параметр трения, по которому проводят техническую диагностику. По истечении заданного количества часов берут пробу смазки из зоны контакта поверхностей сопряжения, вы- 25 деляют частицы износа и проводят дисперсионный анализ их размеров, например, на поляризационном микроскопе MHM-8. В качестве параметра трения принимают обьем смазки, уносимый из эоны контакта частицами износа. С учетом уносимого частицами износа объема смазки при определенных обьеме смазки в рабочей эоые после приработки и интенсивности изнашивания сопряжения проводят его .техническую диагностику с целью нахождения, например, длительности ра-. боты сопряжения до момента, когда вся смазка с поверхностей уносится 4 частицами износа, что вызывает повышенный износ сопряжения.

Пример. Проводят техническую диагностику функционального поведения цилиндрической эвольвентной эуб- 4> чатой передачи с модулем 0,3 мм, числом зубьев шестерни, равным 40Ä колеса — 65, шириной венца шестерни

5 мм, колеса — 2 мм. Материал зубчаСоставитель

Редактор И.Николайчук Техред

165 2 тых колес — сталь 25Х13Н2, твердость сердцевины зуба после термообработки Н1 С 28 — 32, для смазки передачи применяется пластичный смазочный материал. Удельная нагрузка в зацеплении 60 10 Н/м, угловая скорость шестерни 130 с, окружающая среда— воздух при комнатной температуре, Зубчатые колеса изготовлены фрезерованием и соответствуют 7-й степени точности. Шероховатость поверхностей активных профилей зубьев 0ц =1,25 мкм.

После окончания периода приработки с помощью микроскопа УИМ-21 с точ" ностью до 1 мкм исследуют размеры резервной и рабочей зоны смазки на шестерне.

Объем смазки после приработки устанавливают экспериментально на подобных передачах, работавших при тех же режимах эксплуатации, взвешиванием на аналитических весах ВЛА-200 г с точностью 0,0002 г зубчатых колес с оставшейся смазкой, сухих колес и свободных частиц износа, накопившихся в смазке. В результате установлено, что количество смазки в рабочей зоне передачи 8,595 10 м . ю э

После 2000 ч работы передачи берут пробу смазки из рабочей зоны, выделяют свободные частицы износа и проводят дисперсионный анализ размеров на поляриэационном микроскопе

МИН-8. Форма частиц близка к сферической, наиболее вероятный диаметр

0,84 мкм. Одна частица такого размера уносит с собой объем смазки, равный 5,55 ° 10 9 м .

Исследованием износа профилей зубьев получено, что скорость изна-9 шивания передачи равна 1,15 10 мкм/ч.

По объему смазки в рабочей зоне после приработки, интенсивности изнашивания и объему смазки, уносимой час" тицами износа, проводят техническую диагностику передачи, например, находят, что длительность работы передачи до уноса всей смазки 5010 ч.

В.Данилов

А.Бабинец Корректор С.Шекмар

Способ технической диагностики изнашивающихся сопряжений при ограниченной смазке Способ технической диагностики изнашивающихся сопряжений при ограниченной смазке 

 

Похожие патенты:

Изобретение относится к методам измерений и может быть использовано при оценке качества шлифовального инструмента

Изобретение относится к испытательной технике, в частности к устройствам для испытания материалов на износ

Изобретение относится к машиностроению и может быть использовано при нанесении износостойких покрытий на трущиеся поверхности деталей, входящих во вращательные кинематические пары механизмов рабочих машин
Изобретение относится к области машиностроения, в частности к проектированию, изготовлению, испытанию, эксплуатации, восстановлению и ремонту машин

Изобретение относится к испытаниям, в частности на термостойкость, и заключается в том, что поверхность испытываемого образца материала подвергают циклическому тепловому воздействию, включающему нагрев поверхности и последующее охлаждение, производя при этом контроль поверхности испытываемого образца материала

Изобретение относится к машиностроению, к области теории механизмов и машин и может быть использовано в качестве установки для определения коэффициентов трения покоя и движения для различных твердых материалов

Изобретение относится к триботехническим испытания, в частности к способам получения циклической нагрузки при испытании на трение и износ

Изобретение относится к испытательной технике, в частности к испытаниям на трение и износ

Изобретение относится к испытательной технике и предназначено для экспериментально-расчетного определения параметров фрикционной усталости поверхностей твердых тел, контактирующих теоретически по линии, например, пар трения типа зуб-зуб в зубчатых передачах, колесо -дорожное полотно
Наверх