Механическая головоломка
СОЮЗ СОВЕТСКИХ
СОЦИАЛИСТИЧЕСКИХ
РЕСПУБЛИК
„„SU„„1217444 (51) 4 A 63 F 9 00
В(Г "(1 ."" Ч
ОПИСАНИЕ ИЗОБРЕТЕНИЯ
l - Г
ГОСУДАРСТВЕННЫЙ КОМИТЕТ СССР
ПО ДЕЛАМ ИЗОБРЕТЕНИЙ И ОТКРЫТИЙ
Н А BTOPCHOMY СВИДЕТЕЛЬСТВУ (21) 3738482/28-12 (22) 07.05.84 (46) 15.03.86. Бюл. № 10 (72) В. И. Красноухов (53) 688.7 (088.8) (56) Европейский патент № 0090112, кл. А 63 F 9/08, 1983. (54) (57) МЕХАНИЧЕСКАЯ ГОЛОВОЛОМКА, содержащая открытый сверху коробчатый корпус, прямоугольные в сечении игровые фишки с символами, размещенные в корпусе с возможностью свободного перемещения параллельно его боковым стенкам, и фиксаторы от выпадения фишек из корпуса, отличающаяся тем, что, с целью повышения занимательности, она имеет жестко смонтированные на основании корпуса ограничители перемещений фишек, выполненные по размерам фишек и отстоящие от стенок корпуса и один от другого на расстоянии, обеспечивающем последовательный проход по одной фишке.
1217444
Составитель В. Коноплев
Редактор М. Дылын Техред И. Верее Корректор Г. Решетннк
Заказ 027/9 Тираж 407 Подписное
ВНИИПИ Государственного комитета СССР по делам изобретений и открытий
113035, Москва, Ж вЂ” 35. Раушская наб., д. 4/5
Филиал ППП «Патент», г. Ужгород, ул. Проектная, 4
Изобретение относится к играм и предназначено для развития логического мышления, зрительной памяти, пространственного воображения у детей школьного возраста и у взрослых.
Цель изобретения — повышение занимательности головоломки.
На фиг. 1 приведена головоломка, разрезы, фишки упорядочены; на фиг. 2 — головоломка с переменными фишками, общий вид.
Предлагаемая головоломка состоит из открытого сверху коробчатого корпуса 1, имеющего плоское днище и борта. Размеры корпуса рассчитаны на 15 фишек (три ряда по пять фишек) . По периметру верхней кромки бортов установлен козырек-фиксатор 2.
В корпусе установлены двенадцать игровых фишек 3 с нанесенными на их поверхности символами, например элементами окружности и цифрами от 1 до 12, составляющими в целом при собранной головоломке рисунок циферблата часов, и два неподвижных ограничителя 4 и 5 по размерам фишек, жестко скрепленных с днищем корпуса 1 и размещенных друг от друга и от бортов на расстоянии, достаточном для прохода игровых фишек между ними и вокруг них. Одно место остается свободным и служит для перемещения фишек.
На внешней поверхности ограничителей 4 и 5 установлены козырьки-фиксаторы 6, края которых нависают над игровыми фишками.
Козырьки-фиксаторы 6 совместно с козырьком-фиксатором 2 предотвращают выпадание игровых фишек из корпуса.
На фиксаторах 6 нанесены изображения стрелок часов. В качестве вариантов рисунка на головоломке в целом кроме «Циферблата часов» могут быть использованы иные темы, например годовой календарь «12 месяцев» или «Знаки зодиака».
Суть игры заключается в следующем.
Используя свободное место (в исходном положении им является пространство между ограничителями 4 и 5, фиг. 1 и 2), фишки перемешиваются. Цель игры состоит в том, чтобы перемещением игровых фишек привести головоломку в исходное состояние в соответствии с рисунком.
Данная головоломка по вызываемому игровому интересу существенно превышает
«Игру-15». Несмотря на то, что число действующих фишек в предлагаемой головоломке меньше, чем в «Игре-15» (двенадцать
20 вместо пятнадцати), алгоритм ее решения существенно сложнее и принципиально отличается от алгоритма решения «Игры-15».
Математическое моделирование показало, что число возможных вариантов взаимного расположения фишек в предлагаемой голо25
12 воломке составляет — = 2,39 10", т. е. около
240 миллионов вариантов, что практически исключает возможность случайного решения головоломки. Появляющееся в процессе игры умение предвидеть ситуацию на несколько ходов вперед, навыки целенаправленного поиска вызывают повышенный игровой интерес.