Мускульный привод транспортного средства

 

СОЮЗ СОВЕТСКИХ

СОЦИАЛИСТИЧЕСКИХ

РЕСПУБЛИК

öä4 В62М1 04

ГОСУДАРСТВЕННЫЙ КОМИТЕТ СССР

ПО ДЕЛАМ ИЗОБРЕТЕНИЙ И ОТКРЫТИЙ

ОПИСАНИЕ ИЗОБРЕТЕНИ

К А BTOPCHOMV СВИДЕТЕЛЬСТВУ k,;- ., (21) 3768234/27-11 (22) 20.07.84 (46) 30.03.86. Бюл. № 12 (72) Ю. А. Карцев и В. И. Тимонин (53) 629.113.118 (088.8) (56) Авторское свидетельство СССР № 1065278, кл. В 62 М 1/04, 1982. (54) (57) МУСКУЛЬНЫЙ ПРИВОД ТРАНСПОРТНОГО СРЕДСТВА, содержащий педальные рычаги, ведущую и ведомую звездочки, ползун с опорным роликом и демпфер, пружину усилия, обводные блоки, охваченные гибкой тягой, один из концов которой закреплен на ползуне, тяговую

„Я0.„1221024 А цепь и муфту свободного хода, отличающийся тем, что, с целью повышения эффективности и равномерности движения, он снабжен штангой, установленной между ведущей и ведомой звездочками, на одном конце которой закреплена подвижная часть демпфера с пружиной и другой конец гибкой тяги, а опорные ролики выполнены зубчатыми с обгонными муфтами, причем верхний опорный ролик выполнен с возможностью взаимодействия с рейкой, установленной на педальном рычаге, а два других ролика выполнены с возможностью взаимодействия с тяговой цепью.

1221024

Изобретение относится к транспортному машиностроению, в частности к мускульным транспортным средствам.

Целью изобретения является повышение эффективности и равномерности движения.

На фиг. 1 представлена кинематическая схема устройства, вид сбоку; на фиг. 2— разрез А — А на фиг. 1; на фиг. 3 — схема компоновки устройства на двухколейном транспортном средстве для экипажа из двух человек; на фиг. 4 — схема компоновки для одноместного привода.

Устройство содержит педальный рычаг 1, состоящий из рейки 2 в виде отрезка цепи, педали 3 с туплексом 4 и ползуна 5, состоящего из опорных роликов 6 — 8, причем опорный ролик 7 содержит зубцы и обгонную муфту 9 (например, в виде храповика), а на ось которой жестко насажен ролик 8, содержащий зубцы, соединенные с рейкой 2, ролик 6 также содержит зубцы и обгонную муфту 10. Кроме того, устройство содержит ведущее колесо (не показано), на оси которого жестко установлена ведущая звездочка

11, тяговую цепь 12, обводящую звездочку 11 и ведомую звездочку 13, установленную на штанге 4, которая с одной стороны соединена шарнирно с осью звездочки 11, а с другой с осью звездочки 13, пружину 15, концы которой жестко установлены на штоке 16 и корпусе демпфера 17, шарнирно прикрепленного с одной стороны к штанге 14, а с другой к корпусу транспортного средства, гибкую тягу 18, обведенную через ролики 19 и 20, установленные на педальном рычаге 1, один конец гибкой тяги 18 прикреплен к концу штанги 14, а другой к ползуну 5.

Устройство работает следующим образом.

В исходном состоянии, т.е. при отсутствии воздействия на педаль 3, пружина 15 находит ся в свободном состоянии и удерживает шток

16 относительно корпуса демпфера 17 в раздвинутом состоянии, что соответствует нижнему положению ползуна 5 и штанги 14 с веду щей цеп ью 2.

При приложении к педали 3 усилия ему противодействуют как силы инерции, так и сопротивление транспортного средства, т.е. в начальный момент возникает такая реакция, при которой ведущее колесо как бы заторможено.

Рассмотрим работу механизма в этом положении. При воздействии усилия на педаль

3 нижняя часть педального рычага 1 отходит от оси ведущего колеса. При этом по застопоренной тяговой цепи 12 посредством зубцов перекатывается ролик 7 через имеющуюся в нем обгонную муфту 9, увлекая во вращение ролик 8 зубцами, сцепленными с рейкой 2. Ролик 8 при этом поднимается по рейке 2 педального рычага 1, увлекая за собой ползун 5. Прикрепленная одним концом к ползуну 5 гибкая тяга 18 поднимает штангу 14 с тяговой цепью 12, 5

2 тем самым сжимая пружину 15 и вводя шток

l6 внутрь корпуса демпфера 17, который в этом случае вводится свободно без сопротивления. Величина поднятия ползуна 5 соответствует величине сжатия пружины 15 и пропорциональна приложенному к педали 3 усилию, т.е. зависит от степени сжатия пружины 15 усилия. 3а счет фиксирующего действия демпфера пружина 15 усилия остается в сжатом состоянии до тех пор, пока в соответствии с постоянной времени работы демпфера 17 в замедленном состоянии ползун 5 и штанга 14 вместе с тяговой цепью 12 не опустятся в исходное состояние.

Причем, если при нахождении ползуна 5 в верхней части педального рычага 1 ведущее колесо растормозить, то за счет запасенной энергии пружины 15 ползун начнет опускаться (при фиксации педального рычага), и ведущее колесо проворачивается. В процессе движения и воздействия на педаль 3 вперед ролик 7 не вращается вследствие действия его обгонной муфты, которая в этом направлении стопорит его вращение ввиду жесткого механического сцепления с роликом 8, который, в свою очередь, зубцами соединен с рейкой 2, поэтому происходит перемещение ведущей цепи 12 в сторону, определяющую движение вперед. При воздействии на туплекс 4, т.е. при подтягивании педального рычага в сторону оси ведущего колеса, ролик 7 вращается свободно и перекатывается по цепи 12 навстречу ее движения, а ролик 6, находясь в застопоренном состоянии, ввиду действия своей муфты перемешает ведущую цепь 12 для движения вперед.

Таким образом, за счет изменения положения ползуна 5 на педальном рычаге происходит регулирование прилагаемого усилия с использованием хода педального рычага 1 вперед и назад и с возможностью остановки его ходов во время движения по инерции.

При движении в гору ползун 5 и штанга 14 с ведущей цепью 12 находятся в верхней части педального рычага 1, а при спуске — в нижней его части, что обеспечивает практически неизменными величины прикладываемых к педали усилий при любой нагрузке.

На фиг. 4 изображен механизм сцепления роликов 6 и 7 с тяговой цепью 12, где обгонная муфта 9 выполнена в виде храпового колеса с фиксатором. Обгонная муфта 9, установленная на ролике 7, позволяет ему свободно прокручиваться при перемещении педали 3 вправо и входить в жеское сцепление с роликом 8 при перемещение педали 3 влево.

Обгонная муфта 10, установленная на ролике 6, позволяет ему свободно прокручиваться при перемещении педали 3 влево, а при движении педали вправо, за счет иного скоса зубцов храпового колеса, вхо!

221024 дить в жесткое сцепление с роликом 6. При жестком сцеплении производится перемещение тяговой цепи 12 под действием усилия, приложенного к педали рычага 1, как вправо, так и влево.

Автоматическое регулирование усилия, приложенного к педали 3, производится только во время прямого воздействия на нее, т.е. при перемещении педали 3 влево. В этом случае осуществляется жесткое сцепление ролика 7 с роликом 8, который, например, при заторможенной тяговой цепи 12, начинает перекатываться в верхнюю часть рычага по рейке 2, увлекая за собой ползун 5 и штангу 14 с тяговой цепью 12, сжимая пружину 15 и демпфер 17. Пружина

15 сжимается на величину, пропорциональную приложенному к педали усилию, а демпфер после снятия усилия фиксирует ее мгновенное значение, а затем позволяет пружине 15 медленно разжиматься.

На фиг. 3 приведена схема конструкции привода для экипажа из двух человек.

Два человека сидят рядом так, что ведущие колеса у них за спиной, а ноги каждого опираются на педали 3, установленные на педальных рычагах 1 и рычагахдублерах 21. Валы, которые связывают жестко каждую пару, т е. 1 и 21, параллельно смещены, т.е. один вал ближе, а другой дальше от сидящих, что позволяет осуществлять встречное перемещение каждой пары рычагов. Экипаж из двух человек воздействует на рычаги синхронно, т.е. оба, нажимая педали левой ногой согласованно, перемещают, например, вперед левый рычагдублер 21 и связанный посредством жесткого вала соответствующий педальный рычаг 1. Если воздействие они производят правой ногой, то согласованно перемещается правый рычаг-дублер 21 и связанный с ним

>5 валом педальный рычаг 1.

Таким образом, экипаж может работать только левой ногой, тогда функция -автоматического регулирования передается педальному рычагу 1, расположенному правее, либо только правой ногой, но тогда эта функция передается педальному рычагу 1, расположенному левее. При работе экипажа обеими ногами функции объединяются.

1221024

Составитель Н. Николаева

Редактор Л. Веселовская Техред И. Верес Корректор А. Обручар

Заказ 1536/23 Тираж 572 Подписное

ВНИИПИ Государственного комитета СССР по делам изобретений и открытий

113035, Москва, Ж вЂ” 35, Раушская наб., д. 4/5 филиал ППП «Патент», г. Ужгород, ул. Проектная, 4

Мускульный привод транспортного средства Мускульный привод транспортного средства Мускульный привод транспортного средства Мускульный привод транспортного средства 

 

Похожие патенты:

Велосипед // 1207884

Велосипед // 1155492

Изобретение относится к личным индивидуальным транспортным средствам передвижения по грунтовым проселочным и шоссейным дорогам

Изобретение относится к машиностроению, в частности к механическим передачам, в частности к приводу велосипеда

Изобретение относится к области машиностроения и спорта, а более конкретно к изготовлению велосипедов

Изобретение относится к транспортным средствам, в частности к конструкции привода грузового велосипеда

Изобретение относится к наземным транспортным средствам

Изобретение относится к наземным транспортным средствам
Наверх