Предохранительная муфта

 

СОЮЗ СОВЕТСКИХ

СОЦИАЛИСТИЧЕСКИХ

РЕСПУБЛИК

„„Я0„„12 28 2 А1 (ц 4 F 16 D 43/20

ОПИСАНИЕ ИЗОБРЕТЕНИЯ

Н АВТОРСКОМУ СВИДЕТЕЛЬСТВУ

ГОСУДАРСТВЕННЫЙ КОМИТЕТ СССР

ПО ДЕЛАМ ИЗОБРЕТЕНИЙ И ОТКРЫТИЙ (21) 3777130/25-27 (22) 26.06.84 (46) 23.05.86.Бюл. К 19 (72) В.М.Батин и А.В.Капинос (53) 621.825,5(088.8) (56) Авторское свидетельство СССР

Ф 1008534, кл. F 16 D 43/20, 1981. (54)(57) ПРЕДОХРАНИТЕЛЬНАЯ МУФТА, содержащая две соосно расположенные полумуфты, поворотные элементы, установленные на торце одной из полумуфт и взаимодействующие с другой полумуфтой посредством элементов сцепления, выполненных в виде радиально направленных зубьев, и узлы фиксации поворотных элементов относительно полумуфты, выполненные в виде установленных в гнездах тел качения, контактирующих с фиксирующими канавками, отличающаяся тем, что, с целью повышения надежнос- >

} ти и точности срабатывания, за счет обеспечения принудительной фиксации поворотных элементов в расцепленном положении и исключения их осевого перемещения, элементы сцепления пово- ротных элементов выполнены в виде зубчатых секторов с несколькими зубьями, элементы сцепления полумуфты выполнены в виде зубчатого венца, тела качения установлены в гнездах с возможностью осевого перемещения и подпружинены относительно последних, фиксирующие канавки выполнены в виде прямолинейных пазов, продольные оси которых пересекаются на оси вращения поворотных элементов, а тела качения установлены с возможностью взаимодействия со смежными пазами, продольные осн которых расположены под углом, равным половине центрального угла зуб- чатого сектора.

1 1232872 3

Изобретение относится к предохранительным устройствам, применяемым в машиностроении для ограничения величины передаваемого реверсивным приводом крутящего момента путем полного расцепления муфты при перегрузке.

Цель изобретения - повышение надежности и точности срабатывания устройства за счет обеспечения принудительной фиксации поворотных элемен- 10 тов в расцепленном состоянии (в момент выхода из зацепления с полумуфтой) и исключения их осевого перемещения в процессе срабатывания.

На фиг.1 изображено устройство, 15 общий вид; на фиг.2 — разрез А-А на фиг,l (положение полумуфт„ пальца и поворотного элемента); на фиг.3— разрез .Б-Б на фиг.1 (положение шариков и упругих элементов на полумуфте относительно поворотного элемента и пальца); на фиг.4 — разрез В-В на фиг.2 (расположеиие канавок на поворотном элементе, один из вариантов выполнения). 15

Муфта содержит полумуфту 1, например ведомую (принципиально ведомой может быть любая из полумуфт, т.е, муфта является обратимой), с фланцем 2, полумуфту 3 (в данном при- IÎ мере ведущую), выполненную в виде центральной шестерни, жестко соединенные с фланцем 2 аксиальные пальцы

4. на которых установлены с возможностью поворота поворотные элементы З5

5 с BblIIoJfHeHHbIMH на них зубчатыми секторами 6, контактирующими с зубчатым венцом ведушей полумуфты 3, и узлы фиксации поворотных элементов относительно ведомой полумуфты 1, выполнен- щ ные в виде установленных с возможностью осевого перемещения в гнездах

7 подпружиненных посредством упругих элементов 8 тел качения, например в виде шариков 9, контактирующих с фик- yg сирующими канавками 10 (в рабочем положении) и имеющими возможность взаимодействия со смежными фиксирующими канавками 11, расположенными по отношению к канавкам 10 под углом, равным половине центрального угла g, зубчатого сектора 6. Канавки 1О и 11 выполнены в виде прямолинейных профилированных пазов, продольные оси которых пересекаются на оси вращения соответствующего поворотного элемента.

Устройство также может быть снабжено резьбовыми элементами 12, обеспечивающими регулировку величины передаваемого крутящего момента путем изменения усилия сжатия упругих элементов 8.

В данном примере фиксирующие канавки и гнезда под тела качения выполнены на взаимообращенных торцах поворотных элементов 5 и фланца 2 соответственно, однако очевидно, что их расположение может быть и обратным, т.е. канавки могут быть выполнены на фланце 2, а гнезда — на поворотных элементах.

Кроме того, в данном примере (фиг,4) представлен вариант исполнения узла фиксации, выполненный в виде двух тел качения и четырех пазов (по два для каждого шарика), однако данный узел может быть выполнен на-, пример, с тремя и более фиксирующими элементами (телами качения), при этом количество фиксирующих пазов при соответствующем выборе центрального угла зубчатого сектора равно количеству тел качения, что упрощает конструкцию устройства в целом (не показано).

Устройство работает следующим образом.

При отсутствии перегрузок вращение передается от центральной ведущей шестерни 3 через зубчатый сектор

6 поворотного элемента 5 и шарики 9 на ведомую полумуфту I, При перегрузке, т.е. остановке ведомой полумуфты 1, ведущая шестерня 3 продолжает вращаться в прежнем направлении, и силовое взаимодействие зубьев ведущей шестерни с зубчатым сектором 6 приводит к вращению поворотных элементов 5 на пальцах 4, В дальнейшем ведущая шестерня не контактирует с зубьями элементов 5 и вращается вхолостую, При повороте поворотных элементов 5 расположенные в их канавках

10 шарики 9 под действием возросшего момента сопротивления заталкиваются в цилиндрические гнезда 7 во фланце

2, а при дальнейшем повороте элемента 5 шарики 9 заскакивают в фиксирующие канавки 11 и удерживают элемент

5 от проворота.

Для .приведения муфты в рабочее состояние после срабатывания ведущая шестерня 3 сдвигается по валу вправо, поворотный элемент 5 поворачивается до заскакивания шариков 6 в диаметз 12328 ральную канавку 10 и ведущая шестерня возвращается в исходное положение.

Технико-экономические преимущества муфты заключаются в повышении надежности, точности срабатывания и упрощения конструкции. Эти преимущества стали возможными благодаря тому,что сведена до минймума величина "мертИ вого хода при реверсе, исключено поступательное движение пальца, проис- о ходящее в известной муфте при воздействии вредных сил трения и перекосах, 72 4 не происходит раскрытия стыка между ведомой полумуфтой и поворотным элементом и связанной с этим возможной потери шариков. Обеспечено надежное фиксирование поворотного элемента после срабатывания, благодаря чему исключена аварийная ситуапия, связанная с поломкой деталей муфты. Канавки под тела качения выполнены прямыми, что значительно упрощает их изготовление на станпартном оборудовании. дед

123"8i2 о ключ

Фиг.9

Составитель В„Иванов

Редактор Н.Яцола Техред И.Попович Корректор Г.Решетник

Заказ 2753/37 Тираж 880 Подписное

ВНИИПИ Государственного комитета СССР по делам изобретений и открытий

113035, Москва, Ж-35, Раушская наб., д. 4/5

П оизводственно-полиграфическое предприятие,г,ужгород,ул.Проектная, i рои..

Предохранительная муфта Предохранительная муфта Предохранительная муфта Предохранительная муфта 

 

Похожие патенты:

Изобретение относится к автоматическим нормально замкнутым тормозам, размыкаемым энергией двигателя, используемым, например, в транспортных средствах

Изобретение относится к области машиностроения и может быть использовано в системах приводов различных машин

Муфта // 2195589

Изобретение относится к области машиностроения

Изобретение относится к машиностроению и может быть использовано в нефтедобывающей промышленности в погружном электронасосном оборудовании скважин, а также в других отраслях промышленности в приводах машин и механизмов

Муфта // 2299364
Изобретение относится к области машиностроения и может быть использовано в приводах тяжелонагруженных машин, агрегатов и станков, например в металлопрокатных станах, в качестве передач одностороннего действия

Муфта // 2299365
Изобретение относится к области машиностроения и может быть использовано в приводах тяжелонагруженных машин, агрегатов, прокатных станов, станков и специального оборудования в качестве передаточных механизмов одностороннего действия с предельными моментами сил

Муфта // 2299366
Изобретение относится к области машиностроения и может быть использовано в приводах тяжело нагруженных машин, агрегатов, прокатных станов, станков и специального оборудования в качестве передаточных механизмов одностороннего действия с предельными моментами сил

Муфта // 2299367
Изобретение относится к области машиностроения и может быть использовано в приводах тяжело нагруженных машин, агрегатов, прокатных станов, станков, бурового оборудования и специальных устройствах в качестве передаточных механизмов одностороннего действия с предельными моментами сил

Муфта // 2328633
Изобретение относится к области машиностроения и может быть использовано в приводах тяжелонагруженных машин, агрегатов и станков, например в металлопрокатных станах, в качестве передач одностороннего действия
Наверх