Рабочее колесо центробежного насоса
СОЮЗ СОВЕТСКИХ
СОЦИАЛИСТИЧЕСКИХ
РЕСПУБЛИК
Л0„„1236185
ОПИСЛНИ HSOEPETEHHR
Н А BTOPGKOMY СВИДЕТЕЛЬСТВУ
ГОСУДАРСТВЕННЫЙ КОМИТЕТ СССР
ПО ДЕЛАМ ИЗОБРЕТЕНИЙ И ОТКРЫТИЙ (21) 3819540/25-06 (22) 04.12.84 (46) 07.06.86. Бюл. № 21 (71) Всесоюзный научно-исследовательский институт транспортного строительства (72) В. А. Жердев (53) 621.671 (088.8) (56) Авторское свидетельство СССР № 928080, кл. F 04 D 29/22, 1980.
Заявка ФРГ № 2523396, кл. F 04 D 29/66, опублик. 1966. (54) (57) 1. РАБОЧЕЕ КОЛЕСО ЦЕНТРОБЕЖНОГО НАСОСА, содержащее рабочие лопатки с рабочими и тыльными поверхностями, установленные между ведомым и (5В 4 F 04 D 29 22, 29 04 F 04 D 7 04 ведущим дисками, последний из которых снабжен импеллерными лопатками, при этом в рабочих лопатках и дисках выполнены сквозные каналы, отличающееся тем, что, с целью повышения надежности его работы путем более полной разгрузки от осевой силы и снижения утечек, ведомый диск снабжен импеллерными лопатками, оси каналов смещены относительно профиля рабочих лопаток к их тыльным поверхностям, а импеплерные лопатки ведомого и ведущего дисков размещены соответственно перед и после каналов по направлению вращения.
2. Колесо по п. 1, отличQþùååñÿ тем, что импсллерные лопатки изогнуты в поперечном сечении в направлении вращения.
1236185
b-б
Фиг. г
Фиг .
Фиг. Ф
Составитель Л. Анисимова
Редактор Н. Яцола Техред И. Верес Корректор В. Синицкая
За каз 3007/37 Тираж 586 Подписное
ВНИИПИ Государственного комитета СССР по делам изобретений и открытий
113035, Москва, Ж вЂ” 35, Раушская наб., д. 4)5
Филиал ППП «Патент», r. Ужгород, ул. Проектная, 4
Изобретение относится к насосостроению, касается конструкции рабочего колеса центробежного насоса и может быть использовано в насосах, требующих разгрузки от действия осевой силы, в частности в насосах для перекачивания абразивных гидросмесей.
Цель изобретения — повышение надежности работы насоса путем более полной разгрузки от осевой силы и снижения утечек.
На фиг. 1 изображено рабочее колесо центробежного насоса, продольный разрез; на фиг. 2 — сечение А — А на фиг. 1; на фиг. 3 — сечение Б — Б на фиг. 1; на фиг. 4— сечение  — В на фиг. 1.
Рабочее колесо центробежного насоса содержит рабочие лопатки 1 с рабочими 2 и тыльными 3 поверхностями, установленные между ведомым 4 и ведущим 5 дисками, последний из которых снабжен импеллерными лопатками 6. В рабочих лопатках 1 и 20 дисках 4 и 5 выполнены сквозные каналы 7.
Ведомый диск 4 снабжен импеллерными лопатками 8, оси каналов 7 смещены относительно профиля рабочих лопаток 1 к их тыльным поверхностям 3. Импеллерные лопатки
8 и 6 со стороны ведомого 4 и ведущего 5
25 дисков размещены соответственно перед и после каналов 7 по направлению вращения, показанного стрелкой. Импеллерные лопатки
6 и 8 изогнуты в поперечном сечении в направлении вращения (фиг. 4) и имеют рабочую 9 и тыльную 10 поверхности соответственно.
Рабочее колесо центробежного насоса работает следующим образом.
При вращении колеса импеллерные лопатки 6 и 8 приводят во вращение жидкость, находящуюся в полостях между дисками 4 и 5 и корпусом (не показан), при этом со стороны рабочей поверхности 9 импеллерных лопаток 6 и 8 в жидкости создается повышенное давление, а с тыльной поверх- 40 ности 10 — разрежение.
Под действием образующегося таким образом перепада давления на концах каналов
7 жидкость из полости за ведущим диском 5 перетекает в полость за ведомым диском 4, что ведет к выравниванию давлений в этих полостях, а следовательно, и к разгрузке от осей силы. При этом процесс выравнивания давлений в полостях за дисками 4 и 5 колеса и отжим абразивных частиц при перекачивании насосом абразивных гидросмесей из этих полостей поддерживается автоматически. Так, снижение давления в полости за ведомым диском 4 вызывает рост величины перепада давления на концах каналов 7, под действием которого увеличивается расход перетекающей из полости за ведущим диском 5 жидкости, что, с одной стороны, ведет к ускорению выравнивания давления в указанных полостях и нейтрализации осевой силы и, с другой, к увеличению расхода, а следовательно, и радиальных скоростей течения жидкости в полостях за дисками 4 и 5, что способствует интенсификации отжима абразивных частиц из полости за диском 4.
Изогнутая форма поперечного сечения импеллерных лопаток 6 и 8, улучшая условия отбора жидкости из полости за диском 5 и снижая утечку ее с рабочей поверхности 9
6 и 8, способствует увеличению расхода и напора жидкости как поступающей в каналы 7, так и той ее части, которая под действием центробежных сил отбрасывается к периферии рабочего колеса, предотвращая утечку жидкости и проникновение абразивных частиц в полости за дисками 4 и 5, что способствует снижению гидроабразивного износа наружных поверхностей дисков
4 и 5 и сопряженных с ними стенок корпуса и повышению надежности работы.
Смещение осей каналов 7 относительно профиля рабочих лопаток 1 к их тыльным поверхностям 3 уменьшает вероятность поломки лопаток 1 крупными абразивными включениями при их контакте с рабочими поверхностями 2 лопаток 1.