Зубчатое колесо

 

СОЮЗ СОВЕТСКИХ

СОЦИАЛИСТИЧЕСКИХ

РЕСПУБЛИК

„.80 „„1 2373Я, А 1

<511 4 F 16 Н 55/17

ОПИСАНИЕ ИЗОБРЕТЕНИЯ

К АВТОРСКОМ .Ф СВИДЕТЕЛЬСТВУ

ГОСУДАРСТВЕННЫЙ КОМИТЕТ СССР

ПО ДЕЛАМ ИЗОБРЕТЕНИЙ И ОТНРЫТИЙ (21) 3826398/25-28 (22) 20. 12.84 (46) 15.06.86. Бюл. В 22 (72) К.К.Бобошко (53) 621.833(088.8) (56) Авторское свидетельство СССР

117 1084524, кл. F 16 Н 55/17, 1982.

Авторское свидетельство СССР У 42767, кл. F 16 Н 55/ 16, 1934. (54)(57) ЗУБЧАТОЕ КОЛЕСО, в теле каж= дого зуба которого по его длине выполнен фасонный в плоскости вращения колеса паз, имеющий расположенную между ножкой зуба и ступицей цилиндрическую выемку и размещенный в нем вкладьпп с цилиндрической головкой, о т л и ч а ю щ е е с я тем, что, с целью повышения изгибной прочности зубьев колеса путем их механического сжатия в направлении от головки к ножке, паз закрыт со стороны головки зуба и имеет расположенную в ней цилиндрическую выемку, на вкладьппе выполнена вторая цилиндрическая головка, размещенная во второй цилиндрической выемке, а вкладыш выполнен из материала, обладающего свойством "памяти формы".

1237845

+uc. 3

Составитель В.Сергеев

Редактор Т.Митейко Техред Л.Олейник Корректор Е.Рошко

Заказ 3272/38 Тираж 880 Подписное

ВНИИПИ Государственного комитета СССР по делам изобретений и открытий

113035, Москва, Ж-35, Раушская наб., д, 4/5

Производственно-полиграфическое предприятие, r.Óæãoðîä, ул.Проектная, 4

Изобретение относится к машиностроению, в частности к зубчатым колесам.

Цель изобретения — повышение изгибной прочности зубьев колеса путем 5 механического сжатия тела каждого зуба в направлении от головки к ножке с помощью закладного стягивающего. элемента - вкладыша.

На фиг. 1 изображено сечение зуба колеса в плоскости его вращения; на фиг-;2 — закладной элемент (вкладыш) в заформованном состоянии; на фиг.3— вид А на фиг,2.

Зубчатое колесо содержит зубья 1, 15 в теле каждого из которых по его длине выполнен фасонный в плоскости вращения колеса паз 2, имеющий:расположенную между ножкой зуба и ступицей цилиндрическую 3 и расположен- 20 ную в головке зуба цилиндрическую 4 выемки. В пазу 2 размещен вкладьпп с цилиндрическими головками. 5 и б, входящими в выемки 3 и 4 соответственно.

Головки вкладыша соединены перемычкой

7. Паз 2 выполнен глухим со всех сторон кроме, торцов колеса, а вкладьпп—

Из материала, обладающего свойством

"памяти формы", например из сплава никеля с титаном (нитинол).

Колесо работает следующим образом.

При его сборке заформованные вкладыши (фиг.2) обрабатывают давлением таким образом, чтобы исчезло утолщение на перемычке 7. При этом увеличивается расстояние между головками

5 и 6. В этом состоянии вкладыши свободно помещают в пазы 2 зубьев колеса. Затем вкладыши нагревают до определенной температуры для того, чтобы они "вспомнили" свою форму до обработки. давлением. Происходящее при этом обратное уменьшение расстояния между головками 5 и б вкладыша приводит к механическому сжатию тела зуба в направлении от головки к ножке. В результате на ножке зуба в зонах, наиболее опасных при изгибающих тело зуба нагрузках (на фиг.i выделены окружностями), создается напряженное состояние, обратное по знаку растягивающим напряжениям изгиба и компенсирующее последние при передаче зубом нагрузки. Кроме того, возможен расчет и регулирование напряженного состояния, au3 А

Зубчатое колесо Зубчатое колесо 

 

Похожие патенты:

Передача // 1232881

Изобретение относится к машиностроению

Изобретение относится к области машиностроения и приборостроения и может быть использовано для зубчатых передач

Изобретение относится к машиностроению и может быть использовано при проектировании зубчатых передач

Изобретение относится к машиностроению и может быть использовано в мобильной и бытовой технике

Изобретение относится к машиностроению и может быть использовано в планетарных передачах с большими передаточными отношениями и передачах с паразитными шестернями, работающих в вакууме при отсутствии смазки

Изобретение относится к машиностроению и может быть использовано в зубчатых передачах для регулирования взаимного расположения сопрягаемых зубчатых колес

Изобретение относится к машиностроению и может найти применение в передачах, редукторах и трансмиссиях для привода различных машин и механизмов

Изобретение относится к черной металлургии, а именно к составам сталей, применяемых для изготовления ведущего и ведомого зубчатых колес, работающих в паре

Изобретение относится к ремонту деталей машин

Изобретение относится к машиностроению и может быть использовано для снижения уровня шума различных трансмиссий
Наверх