Гидрообъемная передача транспортного средства

 

СОЮЗ СОВЕТСКИХ

СОЦИАЛИСТИЧЕСКИХ

РЕСПУБЛИК

Ш 4 F 16 Н 39/02

ОПИСАНИЕ ИЗОБРЕТЕНИЯ

К А ВТОРСКОМУ СВИДЕТЕЛЬСТВУ

ГОСУДАРСТВЕННЫЙ КОМИТЕТ СССР

ПО ДЕЛАМ ИЗОБРЕТЕНИЙ И ОТКРЫТИЙ (21) 3387698/25-06 (22) 25.01.82 (46) 23.07.86. Бюл. № 27 (71) Институт проблем надежности и долговечности машин АН БССР (72) А. И. Назин, М. И. Луговцов, Н. И. Афанасьев и В. А. Дьяченко (53) 62-82 (088.8) (56) Башта Т. М. Гидропривод и гидропневмоавтоматика, М.: Машиностроение, 1972, с. 221, рис. 179 б.

1. Башта Т. М. Гидроп.ри вод и гидропневмоавтоматика, М.: Машиностроение, 1972, с. 221, рис. 179 б.

2. Патент ФРГ № 2551825, кл. F 16 Н 39/44, опублик. 1977.

„„SU„„1245788 А1 (54) (57) ГИДРООБЪЕМНАЯ ПЕРЕДАЧА

ТРАНСПОРТНОГО СРЕДСТВА, содержащая насос передачи, гидродвигатель, соединенный с ним гидролиниями, подсоединенными через обратные клапаны к линии нагнетания насоса подпитки, линии всасывания и слива которого связаны с баком, и теплообменник, отличающаяся тем, что, с целью повышения надежности запуска при отрицательных температурах, она снабжена термостатом, теплообменник установлен в линии всасывания насоса подпитки, последняя связана с баком посредством дополнительного обратного клапана, а линия слива связана с теплообменником, причем теплообменник выполнен в виде термоизолированной емкости с нагревателем, а линия слива Я связана с ним и баком через термостат.

1245788.

Изобретение относится к транспортному машиностроению, в частности к гидрообъемным передачам, применяемым в трансмиссиях транспортных средств.

Известна гидрообъемная передача транспортного средства, содержащая насос, гидродвигатель, соединенным с ним гидролиниями, подсоединенными через обратные клапаны к линии нагнетания насоса подпитки, линии всасывания и слива которого связаны с баком (1).

Недостатком этой передачи является сложность эксплуатации в холодное время года, особенно при внегаражном хранении техники из-за трудности пуска, обусловленной повышенной вязкостью масла и возможностью возникновения задиров плунжерных пар и других пар трения гидромашин. При температуре ниже — ЗО С эксплуатация транспортных средств, имеющих гидрообъемную передачу, вообще невозможна.

Наиболее близкой к изобретению является гидрообъемная передача транспортного средства, содержащая насос, гидродвигатель соединенный с ним гидролиниями, подсоединенными через обратные клапаны к линии нагнетания насоса подпитки, линии всасывания и слива которого связаны с баком, и теплообменник (2).

Недостатком известной передачи является длительность подготовки ее к запуску при отрицательных температурах окружающей среды вследствие повышенной вязкости масла и образования задиров в плунжерных парах и других парах трения гидромашин.

Разогрев масла в гидросистеме передачи для снижения вязкости путем дросселирования в переливном клапане системы подпитки является длительным процессом, а зачастую и невозможным из-за возрастающего сопротивления в линии всасывания и работы насоса подпитки в кавитационном режиме, а также вследствие значительных тепловых потерь в окружающую среду в нетермоизолированном баке гидросистемы.

Нагружение передачи при недостаточном заполнении рабочих камер гидромашин и силового контура приводит к различного рода заклиниваниям плунжерных пар и других пар трения и к их разрушению.

Особенно большое значение имеет разогрев масла в передаче для самоходных сельскохозяйственных машин, например кормоуборочных, картофелеуборочных и зерновых комбайнов, работающих преимущественно в теплое время года с маслом повышенной вязкости.

При их железнодорожной транспортировке в хозяйства с заводов-изготовителей в процессе разгрузки и перегона, а также при необходимости кратковременных перегонов для ремонта в самом хозяйстве в зимнее время года, возникает необходимость быстрого запуска, движения своим ходом, 5

35 в процессе которых из-за трудности разогрева масла и происходят поломки насоса и гидродвигателя.

Заправка гидросистемы специальными морозостойкими марками масел для кратковременных переездов экономически нецелесообразна. Для машин, работающих в теплое и холодное время года, например тракторов, возникает проблема разномарочности масла для каждого случая, что также экономически нецелесообразно и создает известные трудности обслуживания машин, такие как замена и тонкая фильтрация масла. Поэтому необходимо обеспечение ускоренного запуска передачи с гарантированным сохранением работоспособности при отрицательных температурах на одной марке масла.

Целью изобретения является повышение надежности запуска при отрицательных температурах.

Указанная цель достигается тем, что передача, содержащая насос передачи, гидродвигатель, соединенный с ним гидролиниями, подсоединенными через обратные клапаны к линии нагнетания насоса подпитки, линии всасывания и слива которого связаны с баком, и теплообменник, снабжена термостатом, теплообменник установлен в линии всасывания насоса подпитки, последняя связана с баком посредством дополнительного обратного клапана, а линия слива связана с теплообменником, причем теплообменник выполнен в виде термоизолированной емкости с нагревателем, а линия слива связана с ним и баком через термостат.

На чертеже изображена схема гидрообъемной передачи транспортного средства.

Регулируемый аксиально-поршневой насос 1 передачи рабочими гидролиниями 2 и 3 связан с аксиально-поршневым гидродвигателем 4.

Для защиты передачи от перегрузок установлены предохранительные клапаны 5 и 6, а для охлаждения силрового контура установлен промывочный золотник 7 с переливным клапаном 8. К блоку обратных клапанов 9 и 10 подведена нагнетательная линия 11. Насос 12 подпитки, кинематически связан с приводом регулируемого аксиально-поршневого насоса 1 и двигателем внутреннего сгорания (не показан). Всасывающая линия 13 снабжена емкостью 14, покрытой терм оизоляционным материалом, уменьшающим теплоотдачу в атмосферу, по объему равной 1/10 — 1/20 емкости основного бака 15 для более быстрого прогрева насоса и снижения расхода горючего в двигателе внутреннего сгорания.

В термоизолированной емкости 14 установлен нагреватель 16, подключенный к электрической схеме транспортного средства, и фильтр 17, подсоединенный к всасывающей

1245788

Составитель А. Волков

Редактор А. Шандор Техред И. Верес Корректор С. Черни

Заказ 3977/26 Тираж 880 Подписное

ВНИИПИ Государственного комитета СССР по делам изобретений и открытий! I 3035, Москва, Ж вЂ” 35, Раушская наб., д. 4/5

Филиал IlIIIl «Патент», r. Ужгород, ул. Проектная, 4

3 линии 13. Подогреватель 16 может быть также жидкостным, газовым и др.

Термоизолированная емкость 14 гидравлически связана с баком 15 через дополнительный обратный клапан 18 с затвором, снабженным дросселирующим отверстием 19 для перелива масла в основной бак 15 при его расширении в процессе нагревания подогревателем 16.

Нагнетательная гидролиния 11 насоса 12 подпитки связана через переливной клапан

20 с элементами 21 — 23 сливной линии к которым подсоединены плоскости корпусов (не показаны) насоса 1 и гидродвигателя 4.

Сливная линия 23 подключена к входу термостата 24 с выходами 25 и 26 в термоизолированную емкость 14 и бак 15 через распределительный кран 27, имеющий выход также в радиатор 28 охлаждения.

Гидрообъемная передача работает следующим образом.

В случае необходимости запуска передачи при отрицательной температуре окружающей среды регулируемый аксиально-поршневой насос 1 передачи устанавливается в положение нулевой подачи.

Распределительный кран 27 устанавливается в положение, отключающее радиатор 28.

Включается подогреватель 16 в электросхему транспортного средства или к другому тепловому источнику. Подогревается масло в термоизолированной емкости 14, фильтре 17 и всасывающей линии 13 насоса 12 подпитки. Излишек масла в процессе прогрева вытесняется через отверстие 19 закрытого затвора обратного клапана 18 в бак 15.

Малый объем масла в термоизолированной емкости 14 в короткое время разогревается до рабочей температуры, а термоизоляция предохраняет его от охлаждения.

Запускается двигатель внутреннего сгорания, кинематически связанный с аксиально-поршневым насосом 1 в положении нулевой подачи и сблокированным с ним насосом 12 подпитки.

Разогретое масло поступает по нагнетательной линии 11 от насоса 12 подпитки к блоку обратных клапанов 9 и 10 и далее к насосу 1 и гидродвигателю 4 и гидролиниям 2 и 3. Одновременно через переливной клапан 20 избыток разогретого масла поступает в сливную линию 21, корпус гидродвигателя 4, линию 22, корпус насоса 1 и далее в линию 23.

Из сливной линии 23 масло поступает на вход термостата 24, а с выхода 26

45 поступает в термоизолированную емкость 14, минуя бак 15. При этом разогретое масло эффективно прогревает блоки насоса 1 гидродвигателя 4, обеспечивая ускорение запуска передачи и исключая заклинивание плунжерных пар и поломки насоса 1 и гидродвигателя 4 при приложении нагрузки. Насос 12 подпитки работает также в нормальных температурных условиях, что позволяет исключить кавитационный режим и повысить его надежность и долговечность.

В процессе увеличения подачи насоса I и двигателя транспортной машины температура масла в гидролиниях 2 и 3 устанавливается выше рабочей. При этом открывается выход 25 термостата 24 через распределительный кран 27 в бак 15, минуя радиатор 28, а выход 26 в термоизолированную емкость 14 прикрывается.

Масло начинает поступать в бак 15, открывая обратный клапан 18, и холодное масло перетекает в термоизолированную емкость 14, снижая температуру масла, поступающего к передаче до рабочего значения и поддержания ее на этом уровне.

После достижения рабочей температуры в баке 15 отключается подогреватель 16, переключается распределительный кран 27 на радиатор 28 и регулированием его створок поддерживается температура в гидросистеме на постоянном рабочем уровне.

При работе передачи под нагрузкой промывочный золотник 7 занимает одно из крайних положений и слив масла осуществляется через переливной клапан 8, настроенный на давление несколько меньшее, чем переливной клапан 20, который при этом не работает.

В случае равенства давлений в гидролиниях 2 и 3 золотник 7 занимает нейтральное положение, клапан 8 отключается и включается переливной клапан 20.

Таким образом, снабжение всасывающей линии насоса подпитки термоизолированной емкостью малого объема, а сливной гидролинии — термостатом, позволяет ускорить разогрев масла и запуск передачи при отрицательных температурах, исключить схватывание и задиры плунжерных пар, исключить кавитационный режим работы подпиточного насоса и всей передачи, предохранить ее от разрушения.

Ускорение разогрева .передачи способствует также экономии топлива, расходуемого двигателем внутреннего сгорания.

Гидрообъемная передача транспортного средства Гидрообъемная передача транспортного средства Гидрообъемная передача транспортного средства 

 

Похожие патенты:

Гидрообъемный привод ходовой части транспортного средства, система автоматической смены рабочей жидкости гидрообъемного привода ходовой части транспортного средства, насосный агрегат гидрообъемного привода ходовой части транспортного средства, система кондиционирования и реверса гидрообъемного привода ходовой части транспортного средства и гидромоторный агрегат гидрообъемного привода ходовой части транспортного средства // 2108507
Изобретение относится к гидрообъемному приводу ходовой части транспортного средства, системе автоматической смены рабочей жидкости гидрообъемного привода ходовой части транспортного средства, насосному агрегату гидрообъемного привода ходовой части транспортного средства, системе кондиционирования и реверса гидрообъемного привода ходовой части транспортного средства, гидромоторному агрегату гидрообъемного привода ходовой части транспортного средства, предназначенному для самоходных машин

Изобретение относится к области машиностроения и может быть использовано в тех устройствах, где требуется передавать крутящий момент от двигателя к исполнительным механизмам, например в трансмиссиях самоходных машин

Изобретение относится к области автомобилестроения, машиностроения и может быть использовано в трансмиссиях как переднеприводных, так и заднеприводных легковых автомобилей, а также других транспортных средств

Изобретение относится к объемным гидроприводам, в частности к регулированию скорости рабочих органов строительных, дорожных и других машин

Изобретение относится к области гидромашиностроения

Изобретение относится к системам передачи энергии от двигателя

Изобретение относится к области гидромашиностроения, более конкретно - к регулируемым гидравлическим передачам объемного типа, устанавливаемым в механизмах поворота трансмиссии гусеничных машин

Изобретение относится к транспортному машиностроению и может быть использовано в системе трансмиссии транспортных средств, преимущественно гусеничных машин
Наверх