Устройство для зарядки двух аккумуляторов транспортного средства

 

Изобретение относится к технике .зарядки электрических аккумуляторов на борту транспортных средств. Цель изобретения - увеличение разрядной емкости и срока службы аккумуляторов. Устройство выполнено в виде мостовой схемы, в одну из диагоналей которой включеиы последовательно соединенные источник постоянного тока 1 и датчик зарядного тока 2. Плечи мостовой схемы образованы контактами 3, 4, 5, 6 ключей 7, 8, 9, 10. Два последовательно-встречно включенных аккумулятора 11 и 12 включеиы в другую диагональ схемы. Параллельно аккумуляторам подключены датчики напряжения 13 и 14. Отрицательный полюс источника1 S (Л /7 г 1 j / Фт:, ,12 / 75 азг / 16 д yi ГС 9 .10 П 7Д

СОЮЗ СОВЕТСКИХ

СОЦИАЛИСТИЧЕСКИХ

РЕСПУБЛИК (19) (111

А1 (Я) 4 Н 02 3 7 00

ОПИСАНИЕ ИЗОБРЕТЕНИЯ

Н А ВТОРСКОМУ СВИДЕТЕЛЬСТВУ

Зр

ГОСУДАРСТВЕННЫЙ КОМИТЕТ СССР

IlO ДЕЛАМ ИЗОБРЕТЕНИЙ И ОТКРЫТИЙ (2l) 3735876/24-07 (22) 10.01.84 (46) 15.08.86. Бюл. )I 30 (72) В.Л. Гераськов (53) 621,355. 163(088.8) (56) Багоцкий В.С. и др. Химические источники тока. 11.: Энергоиздат, 1981, с. 142.

Там же, с. 143, Синдеев И.И. Электроснабжение летательных аппаратов. И.: Транспорт, 1982, с. )66-167.

Авторское свидетельство СССР

Р 299901, кл. Н 01 J 7/10, 1969.

Aubram S. Grumbrecht P. Rolle S.

Transistorwechselrichter fiir Sate

Llititenbordnetze hoherer Leistung

"Miss. Ber, AEG-Telefunken", )978, 51, М 1, 68-69. (54) УСТРОЙСТВО ДЛЯ ЗАРЯДКИ ДВУХ АККУМУЛЯТОРОВ ТРАНСПОРТНОГО СРЕДСТВА (57) Изобретение относится к технике .зарядки электрических аккумуляторов на борту транспортных средств. Цель изобретения — увеличение разрядной емкости и срока службы аккумуляторов.

Устройство выполнено в виде мостовой схемы, в одну из диагоналей которой включены последовательно соединенные источник постоянного тока 1 и датчик зарядного тока 2. Плечи мостовой схемы образованы контактами 3, 4, 5, 6 ключей 7, 8, 9, 10. Два последовательно-встречно включенных аккумулятора ll и 12 включены в другую диагональ схемы. Параллельно аккумуляторам подключены датчики напряжения 13 и

14. Отрицательный полюс источника 1

1251226 l0 соединен с отрицательными полюсами аккумуляторов 11, 12 через контакт 15 ключа 16. Контакты коммутируются системой управления. Устройство реализу. ет шесть режимов заряда (I, П, III, IV, V, VI). I режим заряда — аккумуляторы 11, 12 включены на заряд от источника 1 встречно-последовательно.

Контакты 3, 6 ключей 7, 10 замкнуты, При I «à +(О, 1-0,2) I „ (I - ток заряда:, I „- номинальный зарядный ток) устройство реализует II режим заряда, Замыкаются контакты 5, 15 ключей 9, 16, и аккумулятор 11 заряжается от источника 1. При I 4 (0,1-0,2) Iqq

Изобретение относится к области эксплуатации электрических аккумуляторов, а именно к технике зарядки электрических аккумуляторов на борту транспортных средств.

Цель изобретения - увеличение разрядной емкости и срока службы аккумуляторов без снятия их с борта транспортного средства, а также уменьшение массы и габаритов устройства.

На фиг. 1 изображена схема силовой части устройства; на фиг. 2 — схема системы управления устройства.

Силовая часть содержит мостовую схему, в одну из диагоналей которой включены последовательно соединенные внешний источник 1 постоянного тока и датчик 2 зарядного тока, а в плечи - контакты 3-6 .ключей 7-10. Б другую диагональ мостовой схемы включены два заряжаемых последовательновстречно соединенных аккумулятора ll и 12, параллельно которым подключены датчики 13 и 14 зарядного напряжения.

Между отрицательным полюсом внешнего источника и точкой соединения отрицательных полюсов заряжаемых аккумуляторов включен контакт 15 ключа 16.

Дпя коммутации контактов 3-15 ключи 7-10 и 16 содержат управляющие элементы 17-21, связанные с выходом системы управления.

Система управления содержит первый компаратор 22, связанный своими входами с датчиком тока 2 и задатчизамыкаются контакты 4, 5 ключей 8, 9 встречно-последовательно включенные аккумуляторы с обратной полярностью коммутируются на источник 1. При оче редном снижении тока (IV режим) срабатывают контакты 3, 15, ключей 7, 16. Заряжается .аккумулятор 12. Циклы повторяются.При U> > U>„ или 11 > U (V режим) аккумуляторы 11, 12 замыкаются друг на друге через контакты 3, 5 ключей 7, 9. Заряды аккумуляторов выравниваются. При Uy U q 0,75 П „ контакты 3, 5 размыкаются и аккумуляторы отключаются от заряда. 2 ил. ком 23 уровня зарядного тока. С выходом этого компаратора связан своим входом первый Т-триггер 24. Прямой выход первого Т-триггера связан с входом второго Т-триггера 25, а его инверсный выход - с первым входом первого 26 и второго 27 элементов И.

Инверсный выход второго Т-триггера 25 связан с первым входом первого элемента ИЛИ 28 и вторым входом первого элемента И 26, à его прямой выход — с первым входом второго элемента ИЛИ 29 и вторым входом второго элемента И 27. Со вторым входом первоro 28 и второго 29 элементов ИЛИ связан своим выходом третий элемент

ИЛИ 30. С его первым и вторым входамн связаны своими выходами сбответственно второй 31 и третий 32 компараN торы. Первый вход этих компараторов связан с датчиками напряжения 13 и

14 и с входами четвертого компаратора 33, а второй вход — с задатчиком уровня зарядного напряжения 34, Вы2> ход четвертого компаратора 33 связан с первым входом третьего элемента

И 35, второй вход которого связан с выходом третьего элемента ИЛИ 30 и с управляющими входами коммутато3п ров 36-38. С выходом третьего элемента И 35 связаны своими управляющими входами коммутаторы 39 и 40.

Коммутатор 36 своим входом связан с прямым выходом первого триггера 24.

Коммутаторы 37-40 связаны своими

l25 226

Реализация режимов зарядки (I-VI) аккумуляторов производится переключением контактов 3, 4, 5, 6, 15 клю чей 7,8, 9, 10, 16 в соответствующих сочетаниях и последовательности. Режим 1 реализуется при замыкании контактов 3 и 6, режим II — контактов 5 и 15, режим III — контактов 4 и 5, режим IV — контактов 3 и 15, режим V— контактов 3 и 5, режим VI реализуется при размыкании всех контактов. Такой порядок переключения контактов ключей осуществляется системой управления. Задатчик 23 уровня зарядного тока настраивается на значение (О 10,2)1 д(Х „ — номинальный зарядный ток), которое сравнивается компаратором 22 с текущим значением I заз рядного тока, измеряемым датчиком 2 тока. При 1 > (0,1-0,2)I>„ сигнал на выходе комларатора 22 равен логическому "О", а при I а (0,1-0,2)Е логической "1". Задатчик 34 уровня зарядного напряжения настраивается на значение U > = 2Е„, вдвое превышающее ЭДС Ец внешнего источника.Это напряжение компараторами 31 и 32 сравнивается с текущими значениями зарядных напряжений U „,U> àêêóìó1lÿòoров ll и 12, измеряемыми датчиками 13 и 14. При Бз„- U „, U с Uз„сигналы на выходах компараторов 32 и 31 равны О, поэтому на выходе третьего элемента ИЛИ 30 сигнал также равен О.

Если же U, > U z, или U > U, òî сигнал на выходе соответствующего компаратора равен 1. При этом сигнал на выходе третьего элемента ИЛИ 30 также станет равным 1. Компараторы 31 и 32 обладают гистерезисом, который заключается в том, что переход выходного сигнала от О к 1 происходит при

U, U>> т U „, а обратный переход от 1 к Π— при U» Пег < 0 75 çí = 51"-н

Это необходимо для предотвращения переключения компараторов 31 и 32 на на этапе V -при выравнивании напряжений на аккумуляторах 11 и 12. Компаратор 33 сравнивает напряжения Uz входами соответственно с выходом первого элемента И 26, второго элемента И 27, первого элемента ИЛИ 28, второго элемента ИЛИ 29. Выходы коммутаторов 36-40 связаны соответственно с управляющими элементами 21, 20, 18, 17, 19 ключей 16, 10, 8, 7, 9.

Устройство работает следующим образом.

U» между собой. При U, = U> сигнал на ето выходе равен 1, в противном случае, т.е. когда U, 4 11, он равен

О. Сигнал на выходе третьего элемен5 та И 35 равен 1, когда сигналы на

его входах одновременно равны 1, т.е. когда оба аккумулятора заряжены

31 11 > 0,75U94 — 1,5Ен). Сигналы с выхода третьего элемента ИЛИ 30 и третьего элемента И 35 поступают

/ на управляющие входы коммутаторов 3640. Каждый из коммутаторов размыкается при подаче на его управляющий вход сигнала, равного 1, и замыкает-!

5 ся при сигнале, равном О. При этом осуществляется соответственно отключение и подключение управляющих элементов 17-21 к системе управления.

Пусть после включения устройства сигналы на прямых выходах первого 24 и второго 25 Т-триггеров равны О.

В этом случае сигнал, поступающий через коммутатор 36 на управляющий элемент 21 ключа 16, также равен О, и следовательно, контакт 15 этого ключа разомкнут. Сигналы на обоих входах первого элемента И 26 равны 1, так как они поступают с инверсных выходов Т-триггеров 24 и 25. Следовательно, сигнал на выходе этого элемента также равен 1 и, поступая через коммутатор 37 на управляющий элемент 20 клича )0, вызывает замыкание его контакта 6. Сигнал, равный 1, поступая с инверсного выхода второго Т-триггера 25 на первый вход первого элемента ИЛИ 28, независимо от значения сигнала на его втором входе, приводит к появлению на выходе этого элемента сигнала, равного 1, который, воздействуя через коммутатор 39 на управляющий элемент 17 ключа 7, вызывает замыкание его контакта 3. Сигнал, поступающий с прямого

45 выхода второго Т-триггера 25 на первый вход второго элемента.ИЛИ 29, равен О. При U < U»z U>> < U ц равен О и сигнал, поступающий на его второй вход с выхода третьего элемента ИЛИ 30.

Следовательно, равен 0 сигнал на вы° ходе второго элемента ИЛИ 29. Этот сигнал через коммутатор 40 поступает на управляющий элемент 19 ключа 9 и вызывает размыкание его контакта 5.

5 На первый вход второго элемента И 27 сигнал поступает с инверсного выхода первого Т-триггера 24 и равен l a

J на второй вход — с прямого выхода

S 1251 второго Т-триггера 25 и ранен О. Сигнал на выходе этого элемента равен О, следовательно, поступая через коммутатор 38 на управляющий элемент 18 ключа 8, он вызывает размьгкание его

5 контакта 4. Таким образом, при нулевых сигналах на прямых выходах первого 24 и второго 25 Т-триггеров, контакты 3 и 6 замкнуты, а контакты 4, 5.и 15 разомкнуты, т.е. в уст- 10 ройстве реализуется этап I зарядки аккумуляторон. При этом зарядный ток I c

9 течением времени уменьшается. При

I а (0,1-0,2) I „сигнал на выходе первого компаратора 22 уменьшается с О на 1. Такое изменение сигнала вызывает переход первoro Т-триггера 24 в новое состояние (динамический Т-триггер, управляемый фронтом сигнала), т.е. íà eFo прямом выходе сигнал становится равным 1. Переход выходного сигнала первого Т-триггера 24 от О к 1 вызывает переключение второго Т-триггера 25 (также динамический Т-триггер, управляемый фрон- 5 том сигнала). На его прямом выходе появляется сигнал, равный 1. Рассуждая как и в предыдущем случае, можно показать, что при этом замкнуты конзо устройстве реализован этап II зарядки аккумуляторон. Ток в цепи скачком унеличивается (I ) (0,1-0,2) I») и выходной сигнал компаратора 22 переходит от I к О, но такой переход не вызывает переключения первого

Т-триггера 24, так как он реагирует только на фронт сигнала, а не на его срез. При уменьшении тока на этапе

II до I> (0,1-0,2) Iщ„ снова происходит изменение сигнала на выходе

40 компаратора 22 от 0 к 1. При этом происходит переключение первого Ттриггера 24 и на его прямом ныходе появляется сигнал, равный О. Переход выходного сигнапа первого Т-тригге45 ра 24 от 1 к О не вызывает переключения второго Т-триггера 25 (он реагирует только на фронт входного сигнала), и íà его выходе остается сигнал, равный 1. В результате замкнуты контакты 4 и 5 ключей 8 и 9, т.е. в устройстве реализован этап III зарядки аккумуляторов. При уменьшении тока на этом этапе до I + (0,1-0,2) I» сигнал на выходе первого компаратора 22 изменится с О на 1 и вызывает переключение первого Т-триггера 24.

Сигнал на его выходе изменяется с О

226 б на 1 и, н свою очередь, вызывает переключение второго Т-триггера, на выходе которого появляется- сигнал, равный О. В результате замкнуты контакты 3 и 15 ключей 7 и !6, т.е. в устройстве реализован этап IV зарядки аккумуляторов. При уменьшении тока на этом этапе до Т «а (0,1-0,2) I выходной сигнал первого Т-триггера 24 изменяется с 1 на О, а выходной сиг нал второго Т-триггера 25 остается равным. О, т.е. и устройстве снова реализован этап I зарядки аккумуляторов, и т.д. Этапы I., II, III u IV циклически повторяются описанным образом, пока U 1 < U „, !!э2 U ° В эн момент времени, когда одно иэ этих условий нарушится, т.e э > U»

mm U 2 > U>> на выходе третьего элемента ИЛИ 30 появляется сигнал, равный 1. Поступая на второй вход первого 28 и второго 29 элементов ИЛИ, он обуславливает на их выходах сигналы, равные 1, которые при воздействии на управляющие элементы 17 и 19, ключей 7 и 9 вызывает замыкание их контактов 3 и 5. Этот же сигнал, поступая на управляющие входы коммутаторов 36-38, вызывает их размыкание и, тем самым отключение управляющих элементов 18-21 ключей 8, 10 и 16 от системы упранления. Контакты 4, 6, 15 этих ключей разомкнутся. В результате в устройстве реализован этап М зарядки аккумуляторов. На протяжении этого этапа заряды аккумуляторов выравниваются. При этом напряжение более заряженного аккумулятора уменьшается, а менее заряженного увеличивается. Несмотря на это, сигнал на выхсде третьего элемента ИЛИ 30 остается равным 1, так как сигналы на выходах второго 3! и третьего 32 компараторов из-за наличия гистерезиса сохраняют свои прежние значения. Когда напряжения аккумуляторов станут одинаковыми, т.е, U» = V 2 = 0 75U

7 сигнал на выходе четвертого компаратора 33 ранен !. На выходе третьего элемента И 35 также появляется сигнал, равный 1. Этот сигнал, поступая на управляющие нходы коммутаторов 39 и 40, вызывает их размыкание. Управляющие элементы 17 и 19 ключей 7 и 9 отключаются от системы управления и контакты 3, 5 этих ключей размыкаются.

В результате в устройстве реализован этап 7Х зарядки аккумуляторон.

7 1251

Переключение контактов ключей Для осуществления этапов I-IV зарядки аккумуляторов может быть осуществлено не только s функции зарядного тока, как описано, но и в функции времени.

Для этого к входу первого Т-триггера 24 вместо первого компаратора 22 и связанных с :ним датчика зарядного тока 2 и задатчика уровня зарядного тока 23 можно подключить генератор 10, тактовых импульсов. Тогда переход от одного этапа к другому осуществляется через равные промежутки времени, определяемые частотой тактовых импульсов. При достаточно большой 15 частоте импульсов скорость зарядки аккумуляторов возрастает, так как в этом случае режим зарядки аккумуля-торов по своим параметрам приближается к известным режимам ускоренной 20 зарядки аккумуляторов асимметричными токами.

226

Устройство имеет в 1,5-5 раза мень- шую массу и в 1,2-1,7 pasa меньше 25 габариты по сравнению с известным устройством, а также обеспечивает в

1,5-2 раза более высокую скорость saрядки аккумуляторов. Кроме того, режимы заряда, обеспечиваемые устройством, позволяют увеличить разрядную емкость аккумуляторов и их срок службы.

Формула изобретения

Устройство для зарядки двух аккумуляторов транспортного средства ° содержащее источник постоянного тока, мостовую схему, в одну из диагоналей которой включен источник постоянного тока, а г плечи — первый, второй, третий и четвертый контакты четырех ключей, в другую диагональ моста включены два аккумулятора, и систему управления, вход которой связач с датчиками зарядного тока и напряжения указанных аккумуляторов, а выход - с управляющими элементами указанных ключей, о т л и ч а ю щ е е с я тем, что, с целью увеличения разрядной емкости и срока службы аккумуляторов, а также уменьшения массы и габаритов устройства, оно дополнительно содержит пятый ключ, контакт которого включен между отрицательным полюсом упомянутого источника н точкой соединения отрицательных полюсов последовательно-встречно соединенных упомянутых двух аккумуляторов, причем система управления дополнительно содержит saдатчик уровня зарядного тока, связанный с ним и с датчиком зарядного то" ка своими входами первый компаратор, связанный с его выходом первый Т-триггер, связанные с его прямым выхопрм своим входом второй Т-триггер и с его инверсным выходом своим первым входом первый и второй элементы И, связанные соответственно с инверсным и прямым выходами второго Т-триггера своим первым входом первый и второй элементь: ИЛИ, связанный с вторым входом этих элементов своим выходом тре" тий элемент ИЛИ, связанные соответственно с его первым .и вторым входами своим выходом второй и третий компараторы, связанные с их первым входом и упомянутыми датчиками зарядного напряжения своими входами четвертый компаратор и с их вторым входом— задатчик уровня зарядного напряжения, связанный с выходом четвертого компаратора и выходом третьего элемента

ИЛИ своими входами третий элемент И, связанный с выходом первого элемента ИЛИ своим входом первый коммутатор, связанный с выходом второго элемента И своим входом второй коммутатор, связанный с выходом второго элемента ИЛИ своим входом третий коммутатор, связанный с выходом первого элемента И своим входом четвертый коммутатор, связанный с пряьым выходом первого Т-триггера своим входом пятый коммутатор, связанный с его выходом управляющий элемент пятого ключа, причем инверсный выход второго Т-триггера связан также со вторым входом первого элемента И, прямой выход этого триггера — со вторым входом второго элемента И, выход третьего элемента ИЛИ связан с управляющим входом второго, четвертого и пятого коммутаторов, выход третьего элемента И связан с управлякщим входом первого и третьего коммутаторов, выходы первого, второго, третьего и четвертого коммутаторов связаны с уп.равляющими элементами соответственно первого, второго, третьего и четвертого упомянутых ключей.

1251226

Составитель H. Найдина

Редактор И. Сегляиик Техред В.Кадар Корректор Е. Рошко

Заказ 4421/53 Тираж 612 Подписное

BHHHIIH Государственного комитета СССР по делам изобретений и открытий

113035, Москва, К-35, Раушская наб., д. 4/5 ..Производственно-полиграфическое предприятие, г. Ужгород, ул. Проектная,4

Устройство для зарядки двух аккумуляторов транспортного средства Устройство для зарядки двух аккумуляторов транспортного средства Устройство для зарядки двух аккумуляторов транспортного средства Устройство для зарядки двух аккумуляторов транспортного средства Устройство для зарядки двух аккумуляторов транспортного средства Устройство для зарядки двух аккумуляторов транспортного средства 

 

Похожие патенты:

Изобретение относится к устройствам для заряда-и разряда аккумуляторных батарей

Изобретение относится к устройствам для циклирования засульфатированных аккумуляторных батарей
Изобретение относится к электротехнике и может быть использовано для заряда аккумуляторной батареи от однофазной или многофазной сети переменного тока постоянным или асимметричным током

Изобретение относится к области электротехники, и касается конструкции электротехнического оборудования, а именно генераторных установок для двигателей внутреннего сгорания с возбуждением постоянными магнитами и с регулятором напряжения

Изобретение относится к электрической зарядке кислотных и щелочных аккумуляторов

Изобретение относится к системам зарядки аккумуляторной батареи от электрических генераторов, вращающихся с переменной скоростью, преимущественно автомобильных

Изобретение относится к области космической электротехники и может быть использовано при проведении ресурсных испытаний оборудования ИСЗ, в частности аккумуляторных батарей (АБ)

Изобретение относится к области космической электротехники и может быть использовано при проведении ресурсных испытаний оборудования ИСЗ, в частности аккумуляторных батарей (АБ)
Наверх