Механизм свободного хода

 

СОЮЗ СОЕЕТСНИХ

СОЦИАЛИСТИЧЕСКИХ

РЕСПУБЛИК (50 4 F 16 D 41/16

j ц

ОПИСАНИЕ ИЗОБРЕТЕНИЯ

К АBTQPCHOMY СВИДЕТЕЛЬСТВУ

ГОСУДАРСТВЕННЫЙ КОМИТЕТ СССР

ПО ДЕЛАМ ИЗОБРЕТЕНИЙ И ОТКРЫТИЙ (21) 3847034/25-27 (22) 11.12 ° 84 (46) 23.09.86. Бюл. У 35 (72) И.С.Подройко (53) 621.825.5 (088.8) (56) Авторское свидетельство СССР

Ф 898169, кл. F )6 D 4)/16, 1980. (54)(57) МЕХАНИЗМ СВОБОДНОГО ХОДА, содержащий ведущий и ведомый элементы, связанные замкнутой кинематической цепью с передаточным отношением, равным единице, включающей самотормозящую червячную передачу и цилиндрическую зубчатую передачу, а также переключающее устройство, соединенное с промежуточным валом, 7Ч 75

„„SU„„1259062 А 1 на котором расположена шестерня цилиндрической зубчатой передачи, отличающийся тем, что, с целью увеличения долговечности путем уменьшечия тремя в элементах кинематической цепи, цилиндрическая зубчатая передача выполнена прямозубой, шестерня соединена с промежуточным валом прямыми шлицами, а последний выполнен из двух частей, соединеннъ|х между собой самотормозящей винтовой парой, при этом зубья в прямых шпицах и в червячной передаче расположены с односторонними зазорами между разноименными боковыми поверхностями зубьев.

1 12з

Изобретение относится к машиностроению и может быть использовано, например, в выпрямителях знакопеременного момента в импульсных передачах.

1(елью изобретения является уве— личение долговечности путем уменьшения трения в элементах кинематической цепи механизма.

На д иг.1 изображена кинематическая схема механизма; на фиг.2 — . сечение А-А на фиг.I; на фиг.3 сечение Б-Б на фиг.l.

Механизм свободного хода содержит ведущий вал 1, на котором закреплено червячное колесо 2, входящее в зацепление с червяком 3, образуя самотормозящую червячную передачу, ось червяка установлена на подшипниках в корпусе 4. На валу 1 закреп лено зубчатое колесо 5, входящее в зацепление с шестерней 6, образуя цилиндрическую прямозубую передачу.

Промежуточный вал 7 соединен с шестерней 6 подвижным шпицевым соединением. Промежуточный вал 7 состоит из двух частей, соединенных между собой с помощью самотормозящей винтовой пары 8, имеющей угол подъема резьбы Ы >90-V, где — угол трения.

На части 9 промежуточного вала 7 закреплено коническое колесо 10, входящее Ф зацепление с коническим колесом 1.1. Часть 12 промежуточного вала

7 может перемещаться в осевом направлении и фиксироваться пружинным штоком 13 переключающего устройства в двух различных позициях 14 или 15 относительно корпуса 4, обеспечивая контакт зубьев в требуемых точках червячной пары и шлицевого соединения. Между противоположными поверхностями зубьев червячной пары и шлицевого соединения имеются гарантированные односторонние зазоры 16 и 17.

Ведомый вал 18 соединен с корпусом 4.

Ведущий и ведомый элементы связаны замкнутой кинематической.цепью с передаточным отношением, равным единице, образованной элементами механизма.

При сообщении валу 1 положительного импульса (против вращения часовой стрелки, если смотреть по направлению стрелки Ь ) крутящий момент передается на червячное колесо

2, зубья которого контактируют по поверхностям, на которых находятся

"9062 2 точки 1-1 (фиг.2), а так как передача самотормоэящая, то этот момент пере.дается на опоры червяка и далее на корпус 4 и соединенный с ним ведомый

5 вал 18. Положительный момент не может передаваться по кинематической цепи 5-6-7-6-9-10-11-3 на червячный вал, так как отсутствует контакт то-. чек L и Ь шлицевого соединения.

При подаче на вал 1 отрицательного импульса крутящий момент не передается через червячную кинематическую пару, так как точки N и N не контактируют, а движенйе сообщает- . ся колесу 5 и далее с помощью шестерни 6 на вал 7, так" как контактируют точки шлицевого соединения Р и Р7, самотормозящуюся винтовую пару

8, колеса 10 и 11 — червячному валу.

Червячный вал вращается с относительной угловой скоростью M =- а1.i3 2, к где 32 — передаточное отношение червячной передачи; d„ — угловая скорость червячного колеса. Так как д общее передаточное отношение замкнутой кинематической цепи механизма равно единице, то зазоры между точками N u N не изменяются. Этот

2 5 режим соответствует свободному ходу.

ЗО Потери в червячной паре механизма отсутствуют., так как отсутствует момент закрутки.

Для реверсирования механизма шток

13 переключающего устройства сле35 дует совместно с промежуточным валом

7 переместить в направлении стрелки В в позицию 15. При этом благодаря на= личию самотормозящейся винтовой пары

8 части 9 и 12 вала 7 поворачиваются

4О одна относительно другой, точки Т; и LT поверхности зубьев шлицевого соединения входят в контакт, а точки

Р и Р7 другой поверхности зубьев 6 7 шлицевого соединения выходят из со-, 4 прикосновения. Аналогично точки N, и Я зубьев червячной пары начинают

Э контактировать, а точки М и М другой поверхности зубьев червячной пары выходят из зацепления. После этого при подаче отрицательного импульса крутящий момент передается на вал 18 в противоположном направлении.

Зазоры в червячной передаче и шлицевом соединении должны быть рассчитаны такими, чтобы при деформации звеньев под нагрузкой не нарушились укаэанные требуемые условия. Илицезое соединение шестерни б и вала 7

1,. 5 90f> 2

4 с односторонними связями. Возможны е варианты исполнения механизма с гидравлическим, пневматическим или электрическим переключающим устройством.

Предлагаемый механизм обеспечивает увеличение долговечности, надежности и высокий КПД быстроходных импульсных передач. можно эаменить,цругой кинематической парой или соединением, входящим в замкнутую цепь, обеспечив одностороннюю связь, например, цилиндрической прямозубой передачи.

На фиг.1 показана механическая система управления выбором требуемых зазоров и обеспечения контакта в кинематических парах и соединениях

Фиа 2 б-6

Фиг. 3

Составитель Л. Атрушкевич

Редактор И.Булла Техред Л. Сердйкова Корректор В. Синицкая

Заказ 5107/36 Тираж 880 Подписное

ВНИИПИ Государственного комитета СССР по делам изобретений и открытий

113035, Москва, Ж-35, Раушская наб., д. 4/5

Производственно-полиграфическое предприятие, г. Ужгород, ул. Проектная, 4

Механизм свободного хода Механизм свободного хода Механизм свободного хода 

 

Похожие патенты:

Изобретение относится к машиностроению и может быть использовано для реверсирования вращения валов механизмов и устройств

Изобретение относится к области машиностроения и может быть использовано для реверсивного вращения валов механизмов и устройств в тех случаях, когда необходимо автоматическое переключение муфты при реверсе

Изобретение относится к области машиностроения и может быть использовано при соединении валов

Муфта // 1032248

Изобретение относится к машиностроению, в частности к конструкциям обгонных муфт

Изобретение относится к области машиностроения и может быть использовано для соединения валов машин и .механизмов

Изобретение относится к области машиностроения

Изобретение относится к области машиностроения

Изобретение относится к машиностроению и может быть использовано в детских транспортных средствах

Изобретение относится к области машиностроения

Изобретение относится к машиностроению и может быть использовано для силовой передачи вращения в двух
Наверх