Инструмент для электромеханического упрочнения прямозубых зубчатых колес

 

ИНСТРУМЕНТ ДЛЯ ЭЛЕКТРОМЕХАНИЧЕСКОГО УПРОЧНЕНИЯ ПРЯМОЗУБЫХ ЗУБЧАТЫХ КОЛЕС, выполненный в виде металлического прямозубого зубчатого колеса, отличающийся тем, что, с целью повышения качества упрочнения прямозубых зубчатых колес, при двухпарном зацеплении на боковых поверхностях нечетных зубьев выполнены участки из электроизолирующего материала. (Л 1чЭ сг 00

СОЮЗ СОВЕТСКИХ

СОЦИАЛИСТИЧЕСКИХ

РЕСПУБЛИК (5D 4 В 21 Н 5 02

ОПИСАНИЕ ИЗОБРЕТЕНИЯ

К А BTOPCHOMY СВИДЕТЕЛЬСТВУ

ГОСУДАРСТВЕННЫЙ КОМИТЕТ СССР

ПО ДЕЛАМ ИЗОБРЕТЕНИЙ И ОТКРЫТИЙ (21) 3886158/25-27 (22) 18.04.85 (46). 15.10.86. Бюл. № 38 (71) Курганский машиностроительный институт (72) В. П. Пономарев, В. А. Борисов, Н. М. Заикин и А. В. Уваров (53) 621.777.064 (088.8) (56) Аскинази Б. М. Упрочнение и восстановление деталей электромеханической обработкой. Л.: Машиностроение, 1977, с. 103—

106.

„„SU„„1263411 (54) (57) ИНСТРУМЕНТ ДЛЯ ЭЛЕКТРОМЕХАНИЧЕСКОГО УПРОЧНЕНИЯ ПРЯМОЗУБЫХ ЗУБЧАТЫХ КОЛЕС, выполненный в виде металлического прямозубого зубчатого колеса, отличающийся тем, что, с целью повышения качества упрочнения прямозубых зубчатых колес, при двухпарном зацеплении на боковых поверхностях нечетных зубьев выполнены участки из электроизолирующего материала.

1263411

Изобретение относится к машиностроению и может быть использовано при поверхностной электротермообработке зубчатых колес.

Целью изобретения является повышение качества упрочнения зубчатых колес.

На фиг.! изображен фрагмент предлагаемого инструмента; на фиг.2 — зуб, аксонометрическая проекция; на фиг.3 — момент однопарного зацепления инструмента и обрабатываемого зубчатого колеса в процес- 10 се обработки.

Начнем рассмотрение с того момента, когда контактируют участки 1 однопарного зацепления BiCi зубчатого колеса 2 и abaci детали 3 (фиг.3). При этом весь рабочий ток проходит через одну площадку контакта. В тот момент, когда площадка контакта при угловом повороте зубчатого колеса 2 и детали 3 смещается в точку Ci (с ), в работу вступает вторая пара зубьев в точке

А (а ). Таким образом, образуется две площадки контакта, и рабочий ток должен разделиться на два потока (что имеет место в прототипе). Участок 4 двухпарного зацепления А В выполнен из электроизолирующего материала, тогда рабочий ток проходит через участок двухпарного зацепления 25

С D (с d ). При дальнейшем повороте в точке В (в ) первая пара зубьев выходит из зацепления в точке Di(d ) . В этот момент контактируют участки однопарного зацепления В С и в с и весь рабочий ток проходит через одну площадку контакта. В точке С (с ) в работу вступает новая пара зубьев в точке Ад(а ). Следовательно, вновь образуются две площадки контакта, но, как и в предыдущем случае, одна из них, в данном случае С D, является токонепроводящей и весь рабочий ток проходит через участок двухпарного зацепления АзВз(айвз).

В точке Вз (вз) осуществляется переход к однопарному зацеплению, и предыдущая пара зубьев выходит из зацепления в точке

D>(d>). Контактирование участков В>С> и 4О взсз происходит аналогично контактированию участков В С и в со Далее описанный цикл повторяется.

Таким образом, при использовании предлагаемого инструмента для электромехани- 45 ческой обработки зубчатых колес, независимо от углового положения инструмента и обрабатываемого зубчатого колеса, независимо от того, имеет место однопарное зацепление или двухпарное, контакт зубчатого колеса и детали характеризуется только одной токопроводящей площадкой контакта, что позволяет избежать разделения рабочего тока на два потока и обеспечить равномерное упрочнение боковых поверхностей зубьев.

Некоторые участки двухпарного зацепления на боковой поверхности зуба изделия, например а в и c dq, контактирующие с токонепроводящими участками двухпарного зацепления на боковой поверхности зуба инструмента, например А В и С Г4, не упрочняются за один проход инструмента (т. е. за один его оборот), так как при контактировании участок А В и а в или С Р и

c d отсутствует электрический ток в контакте. Но при обязательном условии, что числа зубьев инструмента и обрабатываемого колеса не равны и не кратны друг другу, при следующем проходе инструмента необработанные участки а в и c2dg контактируют уже с токопроводящими участками, например

АзВз и СзРд или A Bi и C D подвергаясь при этом упрочнению.

Предлагаемый инструмент работает следующим образом.

Инструмент и обрабатываемое зубчатое колесо вводят в зацепление и устанавливают регламентированное межосевое расстояние, обеспечивающее требуемое значение теоретического коэффициента торцового перекрытия профилей Е. Затем включают обкаточное движение колес и устанавливают необходимое значения механической нагрузки в зацеплении посредством притормаживания ведомого колеса. После этого включают рабочий ток, который подается непрерывно до момента окончания обработки. По окончании обработки достигается упрочнение зубьев с одной стороны. При необходимости обработки противоположной боковой поверхности зубьев обкаточное движение реверсируют и цикл обработки повторяют.

Использование изобретения позволит повысить качество упрочнения зубьев зубчатых колес за счет получения равномерного упрочненного слоя на боковой поверхности зуба, что увеличит долговечность зубчатых колес в 1,2 — 1,5 раза.

1263411

Редактор И. Рыбченко

Заказ 5470/1!

Составите ь Н Сейфучина

Техред И. Верес Корректор Л. Зимокосов

Тираж 655 Подписное

ВНИИПИ Государственного комитета СССР по делам изобретений и открытий

113035, Москва, Ж вЂ” 35, Раушская наб., д. 4/5

Филиал ППП «Патент», г. Ужгород, ул. Проектная, 4

Инструмент для электромеханического упрочнения прямозубых зубчатых колес Инструмент для электромеханического упрочнения прямозубых зубчатых колес Инструмент для электромеханического упрочнения прямозубых зубчатых колес 

 

Похожие патенты:

Изобретение относится к области обработки металлов давлением, и в частности к области производства цилиндрических зубчатых колес поперечной прокаткой в горячем состоянии

Изобретение относится к обработке металлов давлением и может быть использовано для изготовления и восстановления накаткой зубчатых колес с внутренними зубьями в ремонтном производстве

Изобретение относится к способу для упрочняющего накатывания нагружаемой вдоль оси нагрузки детали в проходящей примерно перпендикулярно оси нагрузки канавке, которая имеет минимальный радиус кривизны, который должен определяться в параллельном оси нагрузки поперечном сечении

Изобретение относится к металлообработке, отделочно-упрочняющей обработке крупномодульных зубчатых колес, например, тяговых редукторов подвижного состава

Изобретение относится к металлообработке и может быть использовано в разных областях машиностроения, а именно для упрочнения различных деталей с чередующимися выступами и впадинами

Изобретение относится к машиностроению, в частности к способам изготовления деталей методом пластического деформирования, а именно к способам импульсного холодного накатывания эвольвентных зубьев колес методом огибания с дискретной подачей инструмента на один оборот заготовки, и может быть использовано для получения заготовок зубчатых колес с малым припуском преимущественно с зубьями криволинейной формы

Изобретение относится к обработке материалов, в частности к изготовлению профилей накатыванием роликами

Изобретение относится к области накатки, а именно к изготовлению компонента, имеющего зубья с внутренним зацеплением в виде барабана многодисковой муфты сцепления или зубчатого колеса внутреннего зацепления

Изобретение относится к технологии машиностроения, а именно к обработке прямозубых зубчатых колес поверхностным пластическим деформированием

Изобретение относится к технологии машиностроения, а именно к обработке прямозубых зубчатых колес поверхностным пластическим деформированием
Наверх