Телеметрическая система для каротажа скважин (ее варианты)

 

Телеметрическая система для каротажа скважин относится к области геофизического приборостроения, в частности к каротажным телеметрическим системам и к модульной и комбинированной аппаратуре. Целью изобретения является расширение функциональных возможностей телесистемы, повьшение ее надежности и помехоустойчивости . Телесистема состоит из наземной и скважинной частей, соедйденных каро.тажным кабелем, В наземную часть телесистем входят контроллер со средствами регистрации и отображения информации и модем для связи контроллера со скважинным прибором, В скважинную часть входят измерительные модули, каждый из которых содержит блок управления зондом с подключенными к нему датчиками и исполнительными устройствами, объединенные в скважинньй прибор при помощи приборной магистрали. Для достижения цели изобретения в приборную магистраль введены линии захвата магистрали и изолированная от корпуса прибора линия брони каротажного кабеля, а в каждый измерительный модуль введены контроллер связи с наземной частью телесистемы и модем. Модем своим первым входом - выходом подключен к двунаправленной линии информации и питания магистрали, являющейся продолжением жилы каротажного кабеля. Вторым входом - выхйдом мос дем подключен к первому двунаправS ленному входу контроллера связи, вто (Л рой дв-унаправленньш вход контроллера связи подключен к линии захвата магистрали и к входу модема. Третий двунаправленный вход контроллера связи через шину информации подключен к блоку управления зондомj которьй ю . Подключен через управляющую шину к О5 четвертому двунаправленному входу контроллера связи. По второму варисд анту в скважинный прибор введен транО5 слятор информации, в приборную ма ГО гистраль введены линия питания, линия захвата магистрали и изолированная от корпуса прибора линия брони каротажного кабеля, Транслятор одним входом - выходом подключен к каротажному кабелю, .а другим входом - выходом .- к информационной линии магистрали , к которой подсоединен первый вход - выход модема. Выход транслятора подключен к линии питания, а вход - к линии захвата магистрали. 2 с,п, ф-лы, 5 ил,

СОЮЗ СОВЕТСКИХ

СОЦИАЛИСТИЧЕСКИХ

РЕСПУБЛИН (51)4 G 01 V 1/40

ОПИСАНИЕ ИЗОБРЕТЕНИЯ

%КЮТИ.-1, Н A BTOPCHOMY СВИДЕТЕЛЬСТВУ в скважинный прибор при помощи приборной магистрали. Для достижения цели изобретения в приборную магистраль введены линии захвата магистрали и изолированная от корпуса прибора линия брони каротажного кабеля, а в каждый измерительный модуль введены контроллер связи с наземной частью телесистемы и модем. Модем своим первым входом — выходом подключен к двунаправленной линии информации и питания магистрали, являющейся продолжением жилы каротажного кабеля. Вторым входом — выхбдом модем подключен к первому двунаправленному входу контроллера связи, второй двунаправленный вход контроллера связи подключен к линий захвата магистрали и к входу модема. Третий двунаправленный вход контроллера связи через шину информации подключен к блоку управления зондом, который

;:подключен через управляющую шину к четвертому двунаправленному входу контроллера связи. По второму варианту в скважинный прибор введен транслятор информации, в приборную магистраль введены линия питания, линия захвата магистрали и изолировано, ная от корпуса прибора линия брони каротажного кабеля. Транслятор одним входом — выходом подключен к каротажному кабелю, .а другим входом — выходом . — к информационной линии магисурали, к которой подсоединен первый вход — выход модема. Выход транслятора подключен к линии питания, а вход — к линии захвата магистрали.

2 с.п. ф-лы, 5 ил.

ГОСУДАРСТВЕННЫЙ КОМИТЕТ СССР

ПО ДЕЛАМ ИЗОБРЕТЕНИЙ И ОТКРЫТИЙ (21) 3762632/24-25 (22) 10.07.84 (46) 23.10.86. Бюл. № 39 (7 1) Всесоюзный научно-исследовательский и проектно-конструкторский институт геофизических методов исследований, испытания и контроля нефтегазоразведочных скважин (72) П.А.Бродский, Д.В.Белоконь, А.П.Грузомецкий, В.Г.Диченко, Е.Д.Захаров и В.В,Кузнецов (53) 550.83 (088.8) (56) Авторское свидетельство СССР № 911411, кл. G 01 V 1/40, 1980.

Заявка Франции № 2379694, кл. Е 21 В 47/12, опублик. 1979. (54) ТЕЛЕМЕТРИЧЕСКАЯ СИСТЕМА ДЛЯ КАРОТАЖА СКВАЖИН (ЕЕ ВАРИАНТЫ) (57) Телеметрическая система для каротажа скважин относится к области геофизического приборостроения, в о частности к каротажным телеметрическим системам и к модульной и комбинированной аппаратуре. Целью изобретения является расширение функциональных возможностей телесистемы, повышение ее надежности и помехоустойчивости. Телесистема состоит из наземной и скважинной частей, соедиденных каротажным кабелем. В наземную часть телесистем входят контроллер со средствами регистрации и отображения информации и модем для связи контроллера со скважинным прибором.

В скважинную часть входят измерительные модули, каждый из которых содержит блок управления зондом с подключенными к нему датчиками и исполнительными устройствами, объединенные

„„SU„„1265672 А 1

1265672

Изобретеине относится к геофизическому приборостроению, в частности к каротажным телеметрическим системам и к модульной и комбинированной скважинной аппаратуре. 5

Целью изобретения является расширение функциональных возможностей телеметрической системы для каротажа скважин, повышение ее надежности и помехоустойчивости.

На фиг.1 представлена блок-схема телеметрической системы по первому варианту; на фиг.2 — то же, по второму варианту; на фиг.3 — блок-схема транслятора информации; на фиг.4— блок-схема контроллера связи; на фиг.5 — временная диаграмма работы телеметрической системы.

Телеметрическая система по первому варианту (фиг.1) содержит в наземной части контроллер 1, средства

2 отображения и регистрации, наземный модем 3, каротажный кабель 4, в скважинной части — измерительные мо дули 5, объединенные с помощью приборной магистрали, состоящей из линий йнформации и питания 6, брони 7, захвата магистрали 8. Измерительные модули 5 содержат модем 9, контроллер 10 связи, к которому шиной 11 управления и шиной 12 информации

1 подключен блок 13 управления зондом, к которому подключены датчики и исполнительные устройства 14 измерительного модуля 5. Линия 6 информации и питания является также и линией питания измерительных моду,. лей скважинного прибора.

Телеметрическая система по второму варианту (фиг.2) содержит в на40 земной части контроллер 1, средства

2 отображения и регистрации, наземный модем 3, каротажный кабель 4, к которому подключена скважинная часть, содержащая измерительные модули 5, соединенные с помощью приборной магистрали, .состоящей из линий информации 6, брони 7, захвата магистрали

Измерительные модули 5 содержат модем 9, контроллер 10 связи, подсоединенный при помощи шины 11 управления и шины 12 информации к блоку 13 управления зондом, к которому подключены датчики и исполнительные, устс ° ройства 14 измерительного модуля-.5.

В.данном варианте в скважинный прибор введен транслятор 15, к которому подключена приборная магистраль, содержащая, кроме перечисленного, и линию 16 питания.

Транслятор (фиг.З) содержит прямой 17 и обратный 18 преобразователи информации, передатчик 19 и приемник

20, сетевой фильтр 21 и инвертор 2?.

Контроллер связи (фиг.4) содержит сдвиговый регистр 23, дешифратор 24 адреса, устройство 25 управления и соединен с блоком управления зондом при помощи шины- 12 информации, содержащей шины команд 26, и данных

27 и управления 11, содержащей проводы строба приема 28, строба передачи 29, конца работы 30.

Информация по линии информации передается в виде сигналов, соответствующих принятому виду модуляции.

Иодем 9 выполняет демодуляцию принимаемой информации и преобразует ее в двоичный код. При передаче информации в наземное оборудование в модеме

3 проводится модуляция двоичного кода. Кроме того, при наличии сигнала на линии захвата магистрали сигнал с линии информации модемом 9 не воспринимается.

Контроллер 10 связи преобразует последовательный двоичный код в гараллельный и наоборот и, кроме того, управляет работой линии 8 захвата магистрали.

Блок 13 управления зондом может быть выполнен как по жесткой логической схеме, так и программируемым, с применением микропроцессорных уст-. ройств, и предназначен для управления датчиками и исполнительными мехайизмами 14, преобразования аналоговых сигналов в двоичный код и наоборот, первичной обработки информации.

Телеметрическая система по первому варианту работает следующим 8браЮ зом.

Команда из наземной части телесистемы поступает по каротажному кабелю 4 и линии 6 информации и питания одновременно, во все модемы 9 измерительных модулей 5, где преоб разуется, если на линии 8 захвата магистрали нет сигнала, в последоо вательный цифровой код, который подается в контроллеры 10 связи. Команда в контроллерах 10 связи преоораэуется в параллельный код, который проверяется в дешифраторе 24 адреса и, если принятая команда принадлежит одному из измерительных модулей

1265672

5, то тот вырабатывает сигнал строба приема, по которому принимается команда из шины 26 команд соответст- . вующим блоком 13 управления зондом.

Кроме того, контроллер 10 связи, при- 5 нявший команду, выставляет сигнал захвата на линию 8 захвата магистрали, тем самым блокируя модемы 9 остальных измерительных модулей 5. Блок

13 управления зондом, по готовности данных, выдает в контроллер 10 связи строб передачи, go которому тот снимает данные с шины 27 данных, преобразует их в последовательный. код, который модулируется в модеме 9 и по линии 6 информации и питания и каротажному кабелю 4 поступает в наземный модем 3. Передача данных повторяется но мере надобности. По окончании работы измерительного модуля 5 блок 13 управления зондом выставляет сигнал конца работы, по которому сбрасывается сигнал с линии 8 захвата магистрали. Все модемы 9 измерительных модулей 5 переходят в режим приема команд из линии 6 информации и питания магистрали.

Для питания используют линию 6 информации и питания магистрали, обратным проводом является линия 7 бро-ЗО ни магистрали.

Блок-схема телесистемы и ее работа при использовании многожильного кабеля аналогичны.

В телеметрической системе по второму варианту обмен между наземным и скважинным оборудованием может проР водится не электрическими сигналами, а, например, с помощью акустических 40 или радио-излучений, или с йомощью световодов.

Команда при помощи одного из перечисленных методов подается на транслятор 15 скважинного прибора. Прямой45 преобразователь 17 преобразует ее вэлектрические импульсы и при помощи передатчика 19 передает в линию 6 информации магистрали. Питание, если это требуется, отфильтровывается и подается в линию 16 питания магистрали.

Дальнейшая работа телесистемы не отличается от работы описанного перaoro варианта. При передаче данных в наземное оборудование на линии 8 захвата магистрали находится сигнал, который разрешает работу приемника

20 и обратного преобразователя 18, но запрещает через инвертор 2? работу передатчика 19 и прямого преобразователя 17. Данные, поступающие с линии 6 информации, поступают через приемник 20 в обратный преобразователь 18, который излучает сигнал в линию связи.

Данная телесистема рассчитана на исследование скважин различного наз- начения модульной и комбинированной аппаратурой, при этом получают наибольший экономический эффект за счет сокращения сроков исследования скважины, и может быть применена в одиночных приборах.

Введение. узлов обмена информацией в каждый измерительный модуль и введение в магистраль изолированной линии каротажного кабеля позволяют использовать в качестве магистрали жилы кабеля, а это, в свою очередь, придает системе новые функциональные возможности, становится возможной произвольная компановка модулей, причем модули могут эксплуатироваться как совместно, так и автономно, станосится возможным включить в скважинный прибор модули, у которых корпус является токовым электродом, возможна передача из одного прибора как цифровых, так и аналоговых сигналов.

Телеметрическая система отличается повышенной помехоустойчив. стью за счет минимального числа линий магистрали. Внедрение телесистемы позво» лит провести стандартизацию приборной магистрали скважинных приборов, протокола обмена информацией между наземным оборудованием и скважинным прибором и на этой основе унифицировать парк разработанных приборов вплоть до уровня функциональных узлов.

Облегчается модернизация парка аппаратуры для исследования скважин, переоснащенные нефтегазодобывающей и геолого-разведочной отраслей современной аппаратуры и внедрение современной технологии каротажных исследований. Совершенствование отдельных методов геофизических исследований скважин и соответствующей аппаратуры может осуществляться в данной системе независимо для каждого метода, а совершенствование аппаратуры метода сводится к усовершенствованию контроллера модуля и модификации

1265672

5 программнего обеспечения наземной части телесистемы.

Формула изобретения

1. Телеметрическая система, для каротажа скважин, состоящая из наземной и скважинной частей; соединенных каротажным кабелем, в наземную часть которой входят контроллер со средствами регистрации и отображения информации и модем для связи контрол-лера со скважинным прибором, а в скважинную часть — измерительные модули, каждый из которых содержит блок управления зондом с подключенными к нему датчиками и исполнительными устройствами, объединенные в скважинный прибор при помощи приборной магистрали, отличающаяся тем, что, с целью расширения функци" ональных возможностей телесистемы, повышения ее надежности и помехоустойчивости, в приборную магистраль введены линия захвата магистрали и изолированная от корпуса прибора линия брони каротажного кабеля, в каждый измерительный модуль введены контроллер связи с наземной частью телесистемы и модем, который свойм первым входом — выходом подключен к двунаправленной линии информации и питания магистрали, являющейся продолжением жилы каротажного кабеля вторым входом — выходом модем подключен к первому двунаправленному входу контроллера связи, второй дву.. направленный вход контроллера связй подключен к линии захвата магистрали и к входу модема, третий двунаправленный вход контроллера связи через шину информации подключен к блоку управления зондом, который подключен через управляющую шину к четвертому двунаправленному входу контроллера связи.. б

2. Телеметрическая система для каротажа скважин, состоящая из наземной и скважинной частей, соединенных каротажным кабелем, в назем . ную часть которой входят контроллер со средствами регистрации и отображения информации и модем для связи контроллера со скважинным прибором, а в скважинную часть — измерительные

10 модули, каждый из которых содержит блок управления зондом с подключенными к нему датчиками и исполнительными устройствами, объединенные в скважинныи прибор при помощи прибор15 ной магистрали, о т л и ч а ю щ а— я с я тем, что, с целью расширения функциональных возможностей телесистемы повышения ее надежности и по9 мехоустойчивости, в скважинный при20 бор введен транслятор информации, в приборную магистраль введены линия питания, линия захвата магистрали и изолированная от корпуса прибора линия брони каротажного кабеля, а в каждый измерительный модуль введены

)контроллер связи с наземной частью системы и модем, причем транслятор одним входом — выходом подключен к коротажному кабелю,адругим входом выходом подключенк информационной линии магистрали,ккоторой такжеподключен первыйвход -выход модема, выход транслятора подключен к линии питания, а вход — к линии захвата магистрали, которая подключена к первому входу — выходу контроллера связи и к входу модема, который своим вторым входом — выходом подключен к второму входу — выходу контроллера связи, 40 который третьим входом — выходом через двунаправленную шину информации подключен к первому входу — выходу блока управления зондом, последний через двунаправленную шину управления

45 подключен к четвертому входу — выходу контроллера связи.

1265672

Фиг.2

1?65672

Шина нубию»

ЦИИ геина ума&низ

Фиг." КатВа аанные г",тааа прйена

Яагаат нагистрапи

L mph аереааачи

79неи перебачи

ФЬг.5

Составитель Н,Журавлева

Редактор Н.Гунько Техред И.Попович Корректор Т.Колб

Заказ 5659/42 Тираж 728 Подписное

ВНИИПИ Государственного комитета СССР по делам изобретений и открытий

113035, .Москва, Ж-35, Раушская наб., д. 4/5

Производственно-полиграфическое предприятие, г. Ужгород, ул. Проектная, 4

Телеметрическая система для каротажа скважин (ее варианты) Телеметрическая система для каротажа скважин (ее варианты) Телеметрическая система для каротажа скважин (ее варианты) Телеметрическая система для каротажа скважин (ее варианты) Телеметрическая система для каротажа скважин (ее варианты) Телеметрическая система для каротажа скважин (ее варианты) 

 

Похожие патенты:

Изобретение относится к устройствам для сейсмоакустической разведки неоднородностей и может быть использовано в аппаратуре прозвучивания для выявления зон повьшенного з.вукопоглощения, определения элементов их залегания и размеров звукопоглотителей

Изобретение относится к геофизическим исследованиям скважин акустическими методами

Изобретение относится к области геофизических исследований скважин акустическими методами

Изобретение относится к области приборостроения и вычислительной техники и может быть использовано в многоканальных системах сбора и регистрации Информации

Изобретение относится к геофизике и может быть использовано для упрощения и повышения эффективности разведки рудных месторождений полезных ископаемых любого типа

Изобретение относится к области геофизики, в частности к области экологических исследований, и может быть использовано при поиске утечек и зон загрязнения земли и водоносных слоев продуктами переработки нефти
Наверх