Сигнализатор готовности двигателя внутреннего сгорания к принятию нагрузки после пуска

 

Изобретение относится к двигателестроению и может быть использовано при Эксплуатации автомобилей и тракторов с двигателями внутреннего сгорания. Целью изобретения является снижение износа подшипниковых узлов коленчатого вала двигателя при его нагружении после пуска и работы с повышенными переносами и взаимными смеш.ениями коренных подшипников и коленчатого вала. Сигнализатор .содержит преобразователи температуры охлаждающей жидкости и масла, а также давления масла в магистрали, связанные через компаратор напряжения со световым индикатором. В период работы двигателя на пусковых режимах элементы подключаются таким образом , что если температура головки блока и масла в поддоне картера не достигла рабочего значения, то горит сигнальная лампа, запре1цаюш.ая нагружать двигатель. 4 ил.

СООЗ СОВЕТСНИХ

СОЦИАЛ ИСТИЧЕСНИХ

РЕСПУБЛИК (5D 4 б 01 М 15 00

ОПИСАНИЕ ИЗОБРЕТЕНИЯ

К ABTOPCHOMV СВИДЕТЕЛЬСТВУ )3

ЬИ6 .:

ГОСУДАРСТВЕННЫЙ НОМИТЕТ СССР

ПО ДЕЛАМ ИЗОБРЕТЕНИЙ И ОТНРЫТИЙ (21) 3907988/25-06 (22) 07.06.85 (46) 07,11.86. Бюл. № 41 (71) Государственный научно-исследовательский институт автомобильного транспорта. (72) В. И. Титов и О. П. Соловьев (53) 621.43.001.5 (088.8) (56) Автобусы «Икарус». Устройство н техническая эксплуатация./Под ред. Т. С. Кузнецова. М.: Транспорт, 1976. (54) СИГНАЛИЗАТОР ГОТОВНОСТИ

ДВИГАТЕЛЯ ВНУТРЕННЕГО СГОРАНИЯ

К ПРИНЯТИЮ. НАГРУЗКИ ПОСЛЕ ПУСКА (57) Изобретение относится . к двигателестроению и может быть использовано при

Эксплуатации автомобилей и тракторов с дви„,SU„„1268990 гателями внутреннего сгорания. Целью изобретения является снижение износа подшипниковых узлов коленчатого вала двигателя при его нагруженни после пуска и работы, с повышенными переносами н взаимными смещениями коренных подшипников н коленчатого вала. Снгнализатор.содержнт преобразователи температуры охлаждающей жидкости н масла, а также давления масла в магистрали, связанные через компаратор напряжения со световым индикатором. В период работы двигателя на пусковых режимах элементы подключаются таким образом, что если температура головки блока и масла в поддоне картера не достигла рабочего значения, то горит сигнальная лампа, запрещающая нагружать двигатель.

4 ил. 9

1268ЮО

Изобретение относится к машиностроению, в частности к двигателестроению, и может ()b)Tb использовано в автотракторостроении, я также в отраслях народного хозяйства, занимающихся эксплуатацией автомобилей тракторов с двигателями внутреннего сгорания.

Целью изобретения является снижение износа подшипниковых узлов коленчатого вала в перкод работы двигателя на пусковых режимах и при работе двигателя с повышенйыми перекосами и взаимными смещениями коренных подшипников и коленчатого вала.

На фиг. 1 приведена блок-схема сигнализатора; на фиг. 2 — схема перекосов и смещений коренных подшипников н коленчатого вала в начальный период пуска; на фиг. 3 — то же, при нормальном тепловом состоянки двигателя (оптимальные условия работы двигателя); на фиг. 4 — то же, при увеличенных зазорах в подшипниках коленчатого вала.

Сигнализатор готовности двигателя к принятию нагрузки после пуска содержит термопреобразователь 1 температуры охлаждающей жидкости, компаратор 2, световой индикатор 3, тер ;опреобразователь 4 25 температуры масла в картере, компаратор

5, преобразователь 6 давления масла., блок

7 адаптивной подстройки и индикатор 8 аварийной сигнализации «Стоп», причем термопреобразователь 1 температуры охлаждающей жидкости в головке блока соединен с ЗО первым входом компаратора 2, выход которого подключен к аноду индикатора (светодиода) 3, а термопреобразователь 4 подключен к второму входу компараторя 2 и параллельно — к первому входу компаратора 5, к второму входу которого через блок 7 адаптивной подстройки подсоединен преобразователь 6 давления масла, а выход компаратора 5 соединен с катодом светового индикатора 3. На вход блока 7 адаптивной подстройки подключен индикатор 8 аварийной сигнализации.

При изменении температуры охлаждающей жидкости электркческий сигнал напряжением U) от термопреобразователя 1 поступает на первый вход компаратора 2, а на второй вход компаратора 2 поступает напря- 4S жение 1.12 от термопреобразователя 4. Если температура Т нагрева охлаждающей жидкости в головках блока выше температуры Т нагрева масла в поддоне картера, то напряжение U), поступающее от термопреобразователя 1, больше напряжения U>, поступающего от термопреобразователя 4, и компаратор 2 дает на выходе отрицательное напряжение U.. ). Одновременно от термопреобразователя 4 напряжение U3 поступает на вход компаратора 5, на второй вход которого от преобразователя 6 давления масла в масляной магистрали через блок 7 адаптивной подстройки поступает напряжение U4. Прн эт<)ч, если напряжение

U4 больше напряжения U), го на выходе компяратора 5 появляется положительное напряжение U- 2 и световой индикатор 3 излучает свет, который сигнализирует о том, что нагружать 1lBC нельзя, так кяк блок и коленчатый ea,ë деформированы и нагружение вызовет повышенное изнашквание подшипников коленчатого вала.

11о мере разогрева масла в поддоне картера напряжение U, поступающее от термопреобразователя 4 на компаратор 2, возрастает и становится равным или несколько больше напряжения U от термопреобразователя l (которое может уже достигнуть своего оптимального рабочего значения, соответствующего оптимальной рабочей температуре охлаждающей жидкости), что говорит о том, что Т)(Т) {фиг. 3). Тогда выходное напряжение компаратора 2 меняет знак с отрицательного на положительный и индикатор перестает светиться — это сигнал о готовности ДВС к приему нагрузки.

В процессе эксплуатации ДВС увеличиваются зазоры S в коренных подшипниках и вероятность контактирования поверхностей трения и изгиба вала от тепловой деформации блока цилиндров уменьшается.

С увеличением зазора уменьшается давление масла Р., поэтому скорее наступает момент, когда напряжение U< термопреобразователя 4 станет больше напряжения 1.,)з преобразователя 6 и на выходе компаратора 5 появляется отрицательное напряжение U-..) и индикатор 3 перестает светиться, т.е. ДВС можно нагружать раньше— до выравнивания температур Ti и Т2.

Блок 7 адаптивной подстройки служит. для регулирования величины входного напряжения на компаратор 5 в зависимости от вязкостно-температурных характеристик моторных масел, применяемых ДВС с учетом его конструктивных особенностей (дизельный

ДВС, карбюраторный и т.п.) или от климатических условий эксплуатации {лето, зима).

В случае перегрева охлаждающей жидкости во время работы ДВС напряжение

V) компараторя 2 опять становится больше напряжения U и индикатор 3 вновь светктся, что говорит о необходимости остановить ДВС и устранить неисправность.

В случае падения давления масла в масляной магистрали ниже установленного предела (аварийная ситуация) снижается напряжение от преобразователя 6, что вызывает срабатывание индикатора 8 независимо от состояния индикатора 3. B этом случае

ДВС должен быть немедленно остановлен.

На фиг. 2 показана тепловая деформация блока цилиндров (блок показан схематично с продольным разрезом) при условии, когда

Тi) T>,à SK F, где S — — действительный зазор в коренных поди)нпниках, мм; — F= f(+ f,+ 6, ! 2689%

Ь вЂ” — величина тепловой деформации, мм;

l, — допустимая несоосность опор по техническим условиям на сборку двигателя, мм;

6 — биение средних коренных шеек коленчатого вала относительно двух крайних, мм.

Работа ДВС в данных условиях возможна, если изгиб вала не станет критическим (критический изгиб коленчатого вала — условие, когда момент сопротивления прокручиванию вала становится равным крутящему моменту, приложенному к валу, а также условие, при котором происходит поломка вала), однако нагружение его нежелательно из-за нарушенных герметических соотношений коренных подшип ников и коленчатого вала — повышенных перекосов и смещений их осей и рабочих поверхностей.

На фиг. 3 показаны оптимальные условия для работы всех механизмов ДВС:

Т (Т, S(F, т,е. ДВС готов к принятию нагрузки.

На фиг. 4 показаны условия, при которых коленчатый вал остается прямолинейным при Ti)Tg., так как S)F. Нагружение

ДВС в этих условиях возможно, так как нарушен только один из геометрических параметров — соосность коренных подшипников, что допустимо.

Использование сигнализатора готовности ДВС к принятию нагрузки обеспечивает снижение интенсивности изнашивания подшипниковых узлов коленчатого вала в период работы на пусковых режимах (пусковой режим работы ДВС вЂ” работа после пуска до достижения всеми системами и механизмами нормальных рабочих температур, устанавливаемых заводом-изготовителем изделия}. Нагружение ДВС в условиях минимальных перекосов и смегценнй коренных подшипников и коленчатого вала позволяет снизить механические потери в 1вигателе, что способствует экономии топлива и снижению износа подшипниковых узлов.

Формула изобретения

Сигнализатор готовности двигателя внутреннего сгорания к принятию нагрузки после пуска, содержащий преобразователи температуры охлаждающей жидкости и масла, преобразователь давления масла в масляной магистрали, первый и второй компараторы напряжения и световые индикаторы, отличающийся тем, что; с целью снижения износа подшипниковых узлов коленчатого вала в период работы двигателя на пусковых режимах, выход преобразователя температуры охлаждающей жидкости подключен к первому входу первого компаратора напряжения, к второму (реверсивному) входу которого подключен преббразователь тем пературы масла, одновременно связанный с

25 первым входом второго компаратора напряжения, к реверсивному входу которого через блок адаптивной подстройки подключен . преобразователь давления масла, при этом между выходами компараторов включен световой индикатор, а параллельно второму компаратору к преобразователю давления масла подключен другой световой индикатор для аварийной сигнализации падения давления масла в магистрали двигателя.

l268990 т/> т2

S

Редактор А. Ворович

Заказ 6026/44

Составитель В. Горбунов

Техред И, Верес Корректор М. Самборская

Тираж 778 Подписное

ВНИИПИ Государственного комитета СССР по делам изобретений и открытий

I 13035. Москва, Ж вЂ” 35, Раушская наб., д. 4/5

Филиал ППП е Патент>, г. Ужгород, ул. Проектная, 4

Сигнализатор готовности двигателя внутреннего сгорания к принятию нагрузки после пуска Сигнализатор готовности двигателя внутреннего сгорания к принятию нагрузки после пуска Сигнализатор готовности двигателя внутреннего сгорания к принятию нагрузки после пуска Сигнализатор готовности двигателя внутреннего сгорания к принятию нагрузки после пуска 

 

Похожие патенты:

Изобретение относится к контрольноизмерительным приборам для двигателей внутреннего сгорания

Изобретение относится к области приборостроения и может быть использовано в электронных приборах, предназначенных для исследования, испытания и диагностики двигателей внутреннего сгорания

Изобретение относится к двигателестроению , в частности к двигателям внутреннего сгорания, и может быть использовано для диагностирования технического состояния щшиндропоршневой группы и кривошипно-шатунного механизма в условиях изготовления , ремонта и эксплуатации

Изобретение относится к средствам диагностирования двигателей внутреннего сгорания

Изобретение относится к автомобилестроению , в частности к испытаниям привода автомобильного стартера с муфтой свободного хода в условиях автотранспортных предприятий и станций технического обслуживания автомобилей

Изобретение относится к области испытаний двигателей внутреннего сгорания (две)

Изобретение относится к области строительного машиностроения и позволяет уменьшить энергозатраты на испытание

Изобретение относится к технической физике, а более конкретно к испытаниям реактивных двигателей, и может быть использовано в способах и устройствах для измерения тяги для повышения их точности

Изобретение относится к теплоэнергетике и может быть использовано при контроле работоспособности элементов системы регулирования и защиты паровых турбин

Изобретение относится к области двигателестроения и может быть использовано в системах автоматического управления и диагностики дизельных и карбюраторных двигателей внутреннего сгорания

Изобретение относится к области диагностики технического состояния машин, а конкретно, к способам диагностики и прогнозирования технического состояния машин, и может быть использовано для диагностики технического состояния машин, образующих машинные комплексы, путем анализа данных вибрации, потребления тока, его напряжения, расхода рабочего тела, температуры машины, обеспечивая своевременное отклонение действительного состояния машин от рабочего состояния и бесперебойную работу всего комплекса

Изобретение относится к испытаниям двигателей внутреннего сгорания

Изобретение относится к обкатке и испытанию вновь изготовленных и отремонтированных двигателей внутреннего сгорания и может быть использовано для обкатки других механизмов, например, коробок передач, ведущих мостов автомобилей

Изобретение относится к ракетостроению и может быть использовано при стендовых испытаниях жидкостных ракетных двигателей (ЖРД)
Изобретение относится к двигателестроению и может быть использовано при усовершенствовании условий смазки и оптимизации конструктивных параметров деталей цилиндро-поршневой группы ДВС
Наверх