Устройство для стабилизации скорости вращения двигателя постоянного тока

 

Изобретение относится к автоматическому регулированию и может быть использовано для стабилизации скорости вращения двигателей постоянного тока. Целью изобретения является повьтение КЦЦ, динамической точности и качества переходных процессов. Указанная цепь достигается тем, что устройство содержит в контуре регулирования, содержащем двигатель постоянного тока , датчик скорости, блок несовпадения , элементы И, реверсивный счетчик и цифровой широтно-импульсный модулятор , дополнительный частотный компаСЛ ратор, исключающий переполнение реверсивного счетчика и уменьшающий тем самым динамические ошибки регулирования . 1 ил.

СОЮЗ СОВЕТСНИХ

СОЦИАЛИСТИЧЕСНИХ

РЕСПУБЛИН (19) (111 (д11 4 G 05 D 13 62

КГС(. 1 и ((ЯКА Я

ОПИСАНИЕ ИЗОБРЕТЕНИЯ

К АВТОРСКОМУ СВИДЕТЕЛЬСТВУ

13.,"

",13

ГОСУДАРСТВЕННЫЙ НОМИТЕТ СССР пО делАм изОБРетений и ОтнРытий (21) 3856608/24-24 (22) 18.02.85 (46) 15.11а86. Бюл. У 42 (71) Белорусский ордена Трудового

Красного Знамени государственный университет им. В.И. Ленина (72) Дора Димитрова Димитрова (ВС), Л.М. Матюхина, А.С. Михалев и С.Н. Сидорук (53) 62 ° 60(088.8) (56) Кулесский P.À. и др. Электроприводы постоянного тока с цифровым управлением. М.: Энергия, 1973, с. 18-19.

Богорад Г.З. и др. Цифровые регуляторы и измерители скорости. М.-JI.: Энергия, 1966, с. 97. (54) УСТРОЙСТВО ДЛЯ СТАБИЛИЗАЦИИ

СКОРОСТИ ВРАЩЕНИЯ ДВИГАТЕЛЯ ПОСТОЯННОГО ТОКА (57) Изобретение относится к автоматическому регулированию и может быть использоВано для стабилизации скорости вращения двигателей постоянного тока. Целью изобретения является повышение КПД, динамической точности и качества переходных процессов. Укаэанная цель достигается тем, что устройство содержит в контуре регулирования, содержащем двигатель постоянного тока, датчик скорости, блок несовпадения, элементы И, реверсивный счетчик и цифровой широтно-импульсный модуля- 3 тор, дополнительный частотный компаратор, исключающий переполнение реверсивного счетчика и уменьшающий тем самым динамические ошибки регулирования. 1 ил.

1270746

Изобретение относится к электротехнике и автоматике и может быть использовано для стабилизации скорос. ти вращения двигателей постоянного тока. 5

Целью изобретения является повышение динамической точности поддержания заданной скорости вращения двигателя, улучшение качества переходных процессов М .повышение КПД устрой- 10 ства.

На чертеже изображено предлагаемое устройство.

Устройство для стабилизации ско-. рости вращения двигателя постоянного . t> .тока содержит механически связанный с валом двигателя 1 постоянного тока датчик 2 скорости, выход которого соединен с первым входом блока 3 несов. падения, вторым входом частотного компаратора 4, первый вход последнего подключен к выходу задающего генератора 5 и входу делителя 6 частоты, выход которого соединен с вторым входои блока 3, выходы последнего подключены к первым входам элементов 7 и 8 И, выходы которых соединены с суммирующим и вычитающии входами реверсивного счетчика 9, а вторые входы — с выходами элементов 10 ИЛИ 30 и tt H-HE, входы последних подключены соответственно к старшим (n-р) и и выходным разрядаи счетчика 9, соединенныии с первыми входами элементов 12 И, вторые входы последних подключены к выходу компаратора 4, а выходы — к входаи широтно-импульсного иодулятора 13, выход которого соединен с якорной обмоткой двигателя 1. 40

Работу устройства рассмотрим на примере разгона двигателя 1 до заданной скорости вращения. Импульсы частоты с с выхода делителя 6 частоты поступают на суммирующий вход счетчика 9 через блок 3 и элемент 8 И, что вызывает увеличение кода на выходе счетчика 9 на aq„, и как следствие, кода . на входах модулятора 13 . ь, поскольку элементы 12 И работают как повторители. Это обусловлено единичным сигналом на выходе компаратора 4, вызванным превышением частотой q частоты Ч импульсов датчика 2. Увеличение pq, вызывает увеличение коэффциента заполнения импульсов модулятора 13, тока .t обмотки двигателя 1 и вращающегося момента на валу двигателя 1, что приводит к увеличению скорости вращения и двигателя 1„ В случае достижения кодом счетчика 9 юс „ максимального значения, равного 2 -1, на выл ходе элемента И-НЕ появляется уровень логического нуля, закрывающий элемент 8 И и блокирующий поступленив импульсов с делителя 6 на суммирующий вход счетчика 9, что предотвращает его переполнение, улучшая тем самым переходные процессы в системе. При превышении частоты на частотой о на выходе компаратора 4 появляется уровень логического нуля, что вызывает обнуление кода(4 и переводит двигатель 1 в режим динамического торможения, предотвращая тем самым перерегулирование, обусловленное избыточным кодом юф„ на выходе счетчика 9, накопленным за время разгона двигателя

1. С течением времени устройство переходит в установившийся автоколебательиый режим, характеризующийся изменением л „ на + 1 с частотой q и периодическим срабатыванием комраратора 4, обусловленным колебаниями скорости ы вращения двигателя

1 относительно заданной, вызываемыми флуктуациями нагрузочного момента.

Назначение элемента 10 ИЛИ заключается в предотвращении уменьшения кода ь „ . на выходе счетчика 9 ниже

2 -1 путем блокировки поступления

P импульсов датчика 2 на вычитающий вход счетчика 9 с помощью элемента

7 И. Тем самым предотвращается уменьшение ь „ ниже значений, соответствующих зоне нечувствительности двигателя 1 по входному напряжению

0 и, как следствие, перерегулирование при переходе на более низкую заданную скорость вращения двигателя

1. Значение коэффициента P компенсации зоны нечувствительности двигателя 1 может быть найдено как минимальное из всех целых Г, удовлетворяющих условию () n-(о, —, LI

"о где и — разрядность счетчика 9; — номинальное напряжение двигателя 1 и напряжение при минимально возможной скорости соответственно.

12707

Ь ма Д

25

30 мсюкс, (Ьс амин

1 „

Скорость вращения двигателя 1 ы связана с частотой 1 генератора 5, разрядностью m делителя частоты и количеством импульсов Z генерируемых датчиком 2 за один оборот, сост- з ношением зг

ld = —

2 " Е

Частота сигнала модулятора 13 может быть найдена исходя из цмнм допустимого значения коэффициента 1

1пульсаций вращающего момента 4 двигателя 1 и составляет где L К вЂ” индуктивность и активное сопротивление обмотки двигателя 1 соответственр4 — — допустимый коэффициент пульсаций вращающего момента двигателя 1.

Разрядность и модулятора 13 и счетчика 9 может быть найдена как максимальное, удовлетворяющее условию где 1 — максимальная частота счет- 5

ItlOX чика модулятора 13.

Разрядность ш делителя б частоты найдем как максимальное ш, удовлетворяющее условию где:, „ — максимальная частота счета счетчика делителя б частоты;

4 юак — максимальная скорость вращения двигателя подлежащая стабилизации.

Положительный эффект в устройстве 0 достигается введением компаратора 4 и и элементов 12 И, позволяющих неограниченно наращивать количество импульсов Е, генерируемых датчиком

2 на один оборот вала,. уменьшая тем самым пульсации скорости вращения

tu без потери устойчивости устройства. Наличие в устройстве элемен46 4 тов 11 и И-НЕ и 10 (и-р) ИЛИ способствует устранению переполнения счетчика 9 при изменении задающей частоты 1 и нагрузочного момента улучшая тем самым переходные процессы по сравнению с прототипом. Применение модулятора 13 позволяет использовать импульсное регулирование напряжения якорной обмотки двигателя 1 при относительно малых пульсациях тока и вращающего момента, обусловленных высокой частотой цм„н и сглаживанием пульсаций тока индуктивностью обмотки двигателя 1, что способствует повышению КПД устройства. формула изобретения

Устроиство для стабилизации ско рости вращения двигателя постоянного тока, содержащее датчик скорости, сочлененный с валом двигателя, блок несовпадения, задающий генератор и реверсивный счетчик íà и разрядов, причем датчик скорости подключен к первому входу блока несовпадения," о т л и ч а ю щ е е с я тем, что, с целью повышения КПД, динамической точности и качества переходных процессов, оно дополнительно содержит делитель частоты, частотный компаратор, широтно-импульсный модулятор, элемент ИЛИ, элемент И-НЕ и п+2 элементов И, причем выход делителя частоты соединен с вторым входом блока несовпадения, а его вход соединен с выходом задающего генератора и первым входом частотного компаратора, второй вход которого подключен к выходу датчика скорости, а выход соединен с первыми входами первых п элементов И, вторые входы которых подключены к выходам соответствующих разрядов реверсивного счетчика, выходы и элементов И соединены с соответствующими входами широтно-импульсного модулятора, выход которого подключен к якорной обмотке двигателя постоянного тока, выходы всех и разрядов реверсивного счетчика подключены к соответствующим входам элемента И-НЕ, выход которого соединен с первым входом (n+1)-ro элемента И, подключенного своим вторым входом к первому выходу блока не совпадения, выходы (n-р) старших разрядов реверсивного счетчика соеU»

Р) И и к

l о ф у о

Составитель В. Шефтель

Техред В.Кадар Корректор 0 Луговая

Редактор М. Бандура

Заказ 6242/50 Тираж 836 Подписное

ВНИИПИ Государственного комитета СССР по делам изобретений и открытий

113035, Иосква, Ж-35, Раушская наб., д. 4/5 производственно-полиграфическое предприятие, r. Ужгород, ул, Проектная, 4, S динены с соответствующими входами элемента ИЛИ, выход которого соединен с первым входом (n+2)-ro элемента И, подключенного своим вторым входом к второму выходу блока несовпадения, выходы (n+1)-ro и (n+2)-ro элемента И подключены соответственно к суммирующему и вычитающему входам реверсивного счетчика, причем значение P-коэффициента компенсации зоны нечувствительности дви1270746 Ь ,гателя находится как минимальное из всех целых р, удовлетворяющих условию где О„и 0„- номинальное напряжение и напряжение при минимально

10 возможной скорости вращения соответственно.

Устройство для стабилизации скорости вращения двигателя постоянного тока Устройство для стабилизации скорости вращения двигателя постоянного тока Устройство для стабилизации скорости вращения двигателя постоянного тока Устройство для стабилизации скорости вращения двигателя постоянного тока 

 

Похожие патенты:

Изобретение относится к системам автоматического регулирования и может быть использовано в устройствах , требующих линейных перемещений с заданными скоростями

Изобретение относится к злектротехнике, а именно к средствам автоматического регулирования электропривода

Изобретение относится к автоматике и может быть использовано для автоматического управления эйектроприводами

Изобретение относится к системам управления и может быть использовано, в частности, в системах управления силовыми установками летательных аппаратов, например, вертолетов

Изобретение относится к области автоматики и может быть использовано для управления техническими объектами, в частности системами управления многомерными объектами, например последовательным соединением отдельных колебательных звеньев, входящих в состав объекта, например манипулятора промышленного робота

Изобретение относится к области цифрового управления трехфазным вентильным двигателем

Изобретение относится к системам автоматического регулирования и может быть использовано в прецизионных системах стабилизации скорости вращения электродвигателей

Изобретение относится к области двигателестроения, а именно к двигателям внутреннего сгорания

Изобретение относится к системам автоматического регулирования скорости и направлено на повышение быстродействия в пускотормозных режимах , точности и помехоустойчивости

Изобретение относится к системам автоматического управления и может быть использовано в устройствах записи и воспроизведения информации , намоточных станках, линиях по производству полимерных материалов
Наверх