Тяговый электропривод подвижного состава однофазного переменного тока

 

СОЮЗ СОВЕТСНИХ

СОЦИАЛИСТИЧЕСНИХ

РЕСПУБЛИН (g1) 4 В 60 L 9/12

Ь) ГОСУДАРСТВЕННЫЙ НОМИТЕТ СССР

ПО ДЕЛАМ ИЗОБРЕТЕНИЙ И ОТНРЫТИЙ (21) 3878488/2/-1! (22) 02.04.85 (46) 23.11.86. Бюл. 11 - 43 (71) Омский институт инженеров железнодорожного транспорта (72) Н.С. Назаров и. И.Г. Семкин (5") 621.335 (088.8) (56) Авторское свидетельство СССР

Р 852660, кл. В 60 L 9/12, 1979. (54) ТЯГОВЫЙ ЭЛЕКТРОПРИВОД ПОДВИЖНОГО СОСТАВА С1ДНОФАЗНОГО ПЕРЕМЕННОГО

ТОКА (57) Тяговый электропривод подвижного состава переменного однофазного тока относится к области транспорта, в частности к электроприводам подвижного состава переменного однофазного тока. Цель изобретения — повышение экономичности. Тяговый электропривод содержит тяговые электродвигатели 1, подключенные к одним выводам мостового тиристорного преобразователя, выполненного на тиристорах 2ÄÄSUÄÄ 1271772 А1. 7. Другие выводы преобразователя соединены с секциями 8 и 9 вторичной обмотки тягового трансформатора 10.

Первичная обмотка 11 трансформатора подключена к источнику 12 переменного однофазного тока..Мостовой тиристорный преобразователь включает коммутирующий конденсатор 13, коммутирующие тиристоры 14 и 15 и дополнительные тиристоры 16 и 17. Наличие тиристоров 16 и 17 и подключение конденсатора 13 к общей точке секций вторичной обмотки трансформатора и коммутирующим тиристорам 14 и 15 позволяет регулировать величину напряжения конденсатора за счет регулирования.длительности протекания тока перезаряда. После закрытия дополнительного тиристора 17 (или 16) ток перезаряда проходит через тиристоры 14 (или 15) и секцию вторичной обмотки трансформатора. 2 ил.

1271772

Изобретение относится к транспорту, в частности к электроприводам подвижного состава однофазного пе- ременного тока.

Цель изобретения — повышение экономичности.

На фиг ° 1 представлена принципиальная электрическая схема предлагаемого электропривода; на фиг.2— временные диаграммы токов и напряжений в элементах электропривода,поясняющие его работу.

Тяговый электронривод (фиг. l) содержит тяговые электродвигатели 1, подключенные к одним выводам мостового тиристорного преобразователя, 3 выполненного на тиристорах 2-7,,другие выводы которого соединены с секциями 8 и 9 вторичной обмотки тяго вого трансформатора l0. Первичная об. мотка 11.тягового трансформатора подключена к источнику 12 переменного однофазного тока. Мостовой тиристорный преобразователь включает коммутирующий конденсатор 13„ соединенный одной обкладкой с секциями 8 и

9 вторичной обмотки тягового трансформатора 10, а другой — с коммутирующими тиристорами 14 и 15, и дополнительными тиристорами 16 и 17, включенными параллельно и встречно тиристорам 6 и 7.

На временных диаграммах (фиг.2) представлены кривые а и à — напряжение и ток первичной обмотки Il тягового трансформатора, кривые ь и

2 — токи секций 8 и 9 вторичной обмотки тягового трансформатора,кривые g и б — напряжение и ток коммутирующего конденсатора 13, кривые Ж вЂ” токи коммутирующих тиристоров 14, 15, кривые ф — токи дополнительных тиристоров 16 и 17. Тяговый электропривод работает следующим образом.

Регулирование величины выпрямленного напряжения осуществляется зонно-фазовым способом. В конце каждого полупериода на любой зоне происходит искусственная коммутация токов секций 8 и 9 силового трансформатора 10. Для рассматриваемого полупериода питающего напряжения направление ЭДС в секциях 8 и 9 вторичной обмотки трансформатора (соответственно 1 и 1 ), а также полярность заряда конденсатора 13 показаны на фиг. 1. До момента t< (фиг.2) электродвигатели 1 подключены к секции 9, так как открыты тиристоры 4 и 7.Ток электродвигателей 1 проходит по цепи: тиристор 4 — секция 9 — тирис5 тор 7 — электродвигатели 1. В момент t, отпирается тиристор 2, что приводит к выключению тиристора 4 в момент t В результате электродвигатели 1 подключены к всей вторичной обмотке, т.е. образуется цепь: тиристор 2 — секции 8 и 9тиристор 7 — электродвигатели 1.

Б момент С, опережающий угол з

7 на величину четверти периода частоты собственных колебаний контура

"конденсатор 13 — секция 9", начинается процесс искусственной коммутации тока в секции 9. Для этого подаются управляющие импульсы на ти" б ристоры 15 и 17, начинается перезаряд конденсатора 13 по цепи: тиристор 15 — тиристор 7 — секция 9— конденсатор 13. В момент „ величина тока конденсатора (фиг.2 кривая 1) достигает значения тока электродвигателя 1, в результате чего тиристор 7 закрывается, а тиристор

17 — открывается. j. QI< электродвигателей идет по цепи:, тиристор 2— секция 8 — конденсатор 13 — тиристор 15 — электродвигатели I С момента tä мгновенное значение тока конденсатора l0 больше, т.е. тока электродвигателей I. Этим обуславли"

35 вается импульс тока обратной полярности (по отношению к току с секции

8) обмотке трансформатора 10 (фиг.2).

В момент t g снова ток.конденсатора равен току электродвигателей, а

40 в тиристоре l7 становится равным нулю, в результате чего тиристор 17 закрывается и конденсатор 10 отключается от секции 9 обмотки. Однако заряд конденсатора не прекращает45 ся так, как через него продолжает идти ток электродвигателей 1 по цепи, указанной для интервала

В момент t напряжение конденсатора 10 достигает максимально допустимой величины, которая определяется из условия." напряжение на конденсаторе не должно превышать такой величины, приложение которой к секции

9 в момент начала искусственной ком мутации вызывает превышение амплитудного значения напряжения секции

9. Для предотвращения дальнейшего заряда конденсатора в этот момент

1271772 открываются тиристоры 5 и 6, ток электродвигателей 1 из цепи: тиристор 2 — секция 8 — конденсатор 13— тиристор 15 — коммутирует в цепь: тиристор 6 — секция 9 — тиристор 5— электродвигатели 1. Ускоренному прохождению этой коммутации способствует и то, что напряжение, приложенное к коммутируемым тиристорам, oIIределяется суммой напряжений на секциях трансформатора и конденсатора.

В следующем полупериоде питающего напряжения в схеме происходят аналогичные электромагнитные процессы.

В момент t отпирается тиристор 3, что приводит к выключению тиристора

5 в момент ts, электродвигатели 1 подключены к всей вторичной обмотке трансформатора. В момент t, отстоящий от ii на величину четверти периода частоты собственных колебаний контура "конденсатор 13 — секция 9", начинается искусственная коммутация

ToIC2 B CeKI+IH 9, pJDI ReI O OTKpbl вается тиристор 14, а в момент тиристор 16. В интервале, -й« направление тока в секции 9 противоположно току в секции 8, т.е. имеет место импульс тока обратной полярности. В момент t выключается тиристор 16, а в момент t „когда напряжение конденсатора 13 достигает максимально допустимой величины, открываются тиристоры 4.и 7 и про35 цесс заряда конденсатора прекращаетСЯ.

Таким образом, предлагаемая схема поволяет регулировать длительность прохождения тока перезаряда конденсатора за счет изменения момента отпирания очередных тиристоров 4-7.

Этим обеспечивается возможность управления величиной напряжения конденсатора, поскольку напряжение и ток конденсатора связаны соотношеclUc нием i = -С, где с — величина с < емкости конденсатора.

Формула изобретения

Тяговый электропривод подвижного состава однофазного переменного тока, содержащий тяговые электродвигатели, подключенные к одним выводам мостового тиристорного преобразователя, к другим выводам которого подключены одна и другая последовательно соединенные секции вторичной обмотки тягового трансформатора, подключенного первичной обмоткой к контактной сети, коммутирующие тиристоры и конденсатор, о тл и ч а ю шийся тем, что, с целью повышения экономичности, он снабжен дополнительными тиристорами, включенными встречно тиристорам пре" образователя, соединенным с одной из секций вторичной обмотки тягового трансформатора, при этом коммутирующий конденсатор подключен одной обкладкой к точке соединения одной и другой секций вторичной обмотки тягового трансформатора, а другой обкладкой — к точке соединений последовательно и согласно включенных коммутирующих тиристоров, соединенных другими электродами с одними выводами мостового тиристорного преобразователя.

1271772

Фиг, Г

Составитель Н. Лысяков

Техред В.Кадар Корректор M. Демчик

Редактор И. Шулла

Заказ 6293/20 Тираж 647 Подписное

ВНИИПИ Государственного комитета СССР по делам изобретений и открытий

113035, Москва, Ж-35, Раушская наб., д. 4/5

Производственно-полиграфическое предприятие, г. Ужгород, ул. Проектная,4

Тяговый электропривод подвижного состава однофазного переменного тока Тяговый электропривод подвижного состава однофазного переменного тока Тяговый электропривод подвижного состава однофазного переменного тока Тяговый электропривод подвижного состава однофазного переменного тока 

 

Похожие патенты:

Изобретение относится к электрифицированному транспорту и предназначено для использования на электроподвижном составе переменного тока при сильных искажениях формы кривой питающего напряжения

Изобретение относится к электротехнике и может быть использовано на электроподвижном составе переменного тока для повышения коэффициента мощности электровоза

Изобретение относится к электротехнике и может быть использовано на электроподвижном составе переменного тока с тиристорными преобразователями

Изобретение относится к электротехнике и может быть использовано на электроподвижном составе переменного тока для повышения коэффициента мощности электровоза

Изобретение относится к электротехнике, к векторному регулированию входных преобразователей электроподвижного состава переменного тока, и может быть использовано для регулирования заданных параметров четырехквадрантного преобразователя при изменяющейся нагрузке

Изобретение относится к области электротехники и может быть использовано в выпрямительных установках с принудительной коммутацией, в качестве входных преобразователей на электроподвижном составе переменного тока

Изобретение относится к электротехнике и предназначено для повышения коэффициента мощности электроподвижного состава переменного тока с зонно-фазовым регулированием напряжения

Изобретение относится к электротехнике и может быть использовано на электроподвижном составе, получающем питание от контактной сети однофазного переменного тока

Изобретение относится к области транспортного машиностроения и может быть использовано в тяговых электроприводах транспортных средств, например троллейбусов, трамваев, метрополитена и электробусов
Наверх