Способ термической обработки цельнокатаных колес

 

Изобретение относится к области металлургии, конкретнее к способам термической обработки цельнокатаных колес. Целью изобретения является повышение эксплуатационной стойкости колес. Способ включает аустенитизацию, прерывистую закалку обода, в начале которой проводят 3-4-кратную импульсную подачу охладителя в течение 4-5 с в каждом импульсе с перерывом 2-3 с между импульсами, выдержку колеса на воздухе и отпуск. Применение описываемого способа позволяет получить в рабочем слое структуру высокодисперсного пластинчатого сорбита , уменьшить градиент остаточных напряжений, увеличить .сопротивляемость поверхности катания выкрашиванию и тем самым повысить .эксплуатационную стойкость колес. 1 з.п. ф-лы, 1 табл. сл

СОЮЗ СОВЕТСКИХ

COQHAËИСТИЧЕСНИХ

РЕСПУБЛИК (51)4 С 21 D 9/34

ВСЕЩКЦ q g

ОПИСАНИЕ ИЗОБРЕТЕНИЯ

К ABTOPCHOlVIY СВИДЕТЕЛЬСТВУ

ГОСУДАРСТВЕННЫЙ КОМИТЕТ СССР

ПО ДЕЛАМ ИЗОБРЕТЕНИЙ И ОТКРЫТИЙ (21) 3868497/22-02 (22) 19 ° 03.85 (46) 30,12.86, Бюл. Ф 48 (71) Нижнеднепровский ордена Октярьской Революции трубопрокатный завод им. Карла Либкнехта (72) А.И.Козловский, В.В.Озимина, M,È.Ñòàðîñåëåöêèé, Г.А.Блажнов, M.Â.Кузьмичев, В.Г,Дюбченко, Ю.M.Парышев, Н.И.Кияшко и Г.Д.Сухомлин (53) 621,785.796(088.8) (56) Авторское свидетельство СССР

У 253849, кл. С 21 Р 9/34, 1967.

Авторское свидетельство СССР

Ф 549485, кл. С 21 D 9/34, 1977.

„„80„„12 0041 А1 (54) СПОСОБ ТЕРМИЧЕСКОЙ ОБРАБОТКИ

UEJIbH0KATAHbIX КОЛЕС (57) Изобретение относится к области металлургии, конкретнее к способам термической обработки цельнокатаных колес. Целью изобретения является повышение эксплуатационной стойкости колес. Способ включает аустенитизацию, прерывистую закалку обода, в начале которой прбводят 3-4-кратную импульсную подачу охладителя в течение 4-5 с в каждом импульсе с перерывом 2-3 с между импульсами, выдержку колеса на воздухе и отпуск. Применение описываемого способа позволяет получить в рабочем слое структуру .высокодисперсного пластинчатого сорбита, уменьшить градиент остаточных напряжений, увеличить .сопротивляемость поверхности катания выкрашиванию и тем самым повысить эксплуатационную стойкость колес. 1 э.п. ф-лы, 1 табл.

1 12800

Изобретение относится к металлургии, конкретнее к способам термической обработки цельнокатаных колес.

Цель изобретения — повышение эксплуатационной стойкости. 5

Способ включает нагрев колеса до температуры аустенитизации, прерывистую закалку обода, в начале которой проводят 3-4-кратную импульсную подачу охладителя в течение 4-5 с в каждом импульсе с перерывом 2-3 с между импульсами, последующую выдержку колеса на воздухе и отпуск.

Проведение импульсной подачи охладителя в начале прерывистой закалки прзволяет получить в ободе колеса на глубине его рабочего слоя структуру высокодисперсного пластинчатого сорбита. Тем самым обеспечивается

l меньшее различие структурных составляющих поверхностного слоя и основного металла и уменьшаются растягивающие остаточные напряжения, приводящие к выкрашиванию поверхности ка1тания. Кратковременная подача охла25 . дителя в начале прерывистой закалки в течение 4-5 с (перерыв между импульсами 2-3 с) при давлении 4-5 ати, обычно применяемом при термообработке цельнокатаных колес, спосрбствует формированию более равномерной структуры, уменьшению градиента остаточных напряжений и, как следствие, повышению сопротивления поверхности катания выкрашиванию. При этом температу- 35 ра поверхностного слоя на глубину 1520 мм снижается с 850 (температура аустенитизации) до 500 C.

Увеличение времени подачи охладителя в каждом импульсе более 5 с при- 40 водит к образованию структуры отпущенного мартенсита и увеличению градиента остаточных напряжений. Уменьшение времени подачи охладителя менее

4с не позволяет повысить сопротивление поверхности катания выкрашиванию.

Термообработке подвергают цельнокатаные железно-дорожные колеса ф 950 мм из стали с содержанием углерода

0,53-0,67, марганца 0,78-0,86% по 50 предлагаемому и известному (аустенитизация, прерывистое упрочнение, подстуживание и отпуск) способам.

Hp и м е р 1. Колесо нагревают о до температуры аустенитизации (860 С) помещают в установку для прерывистого упрочнения в процессе вращения.

Перед началом упрочнения обода коле41 2 со вращают со скоростью 100 об/мин и на обод подают из спрейеров воду в течение 5с при давлении охладителя

5,0 ати и его расхода 60 мз /ч. Затем следует перерыв в подаче охладителя в Зс. Таких импульсов подачи воды выполняют четыре. В результате температура поверхностного слоя на глуо бине 15-20 мм достигает 500 С. После этого следует прерывистое упрочнение обода по известной технологии: давление в спрейерах 5,0 ати, расход

60 м /ч, общее время охлаждения

200с. Это обеспечивается эа счет более интенсивного теплоотвода от обода при налии температурного градиено та между поверхностными (500 С) холодными и внутренними горячими слоями. Затем колесо подстуживают на воздухе для выравнивания температуры в течение 30 мин и подвергают отпуску о при 450 С в течение 2,5 ч.

Результаты исследований и испытаний: по всему рабочему слою обода колеса структура — высокодисперсный пластинчатый сорбит, за счет равномерной структуры градиент аб остаточных напряжений снижается по сечению обода с 25 до 10 кгс/мм (градиент остаточных напряжений остается иэ-за температурных напряжений), сопротивление поверхности выкрашиванию, определенное на образцах, повысилось с 35,0 до 45,0 кгс/мм .

Пример ?. Колесо нагревают о до температуры аустенитизации (840 С) помещают в установку для прерывистого упрочнения в процессе вращения. Перед началом упрочнения обода колесо вращают. со скоростью 100 об/мин и на обод подают иэ спрейеров воду в течение 4с при давлении охладителя

4,0 ати и его расхода 55 м /ч. Затем следует перерыв в подаче охладителя в 2 с. Таких импульсов подачи воды выполняют три, В результате температура новерхностного слоя на глубину 1,5-2,0 мм достигает 550 С.

После чего следует прерывистое охлаждение по известной технологии: давление в спрейерах 4,0 ати, расход

55 мз /ч, время охлаждения 120 с. 3атем колесо подстуживают на воздухе в течение 35 мин для выравнивания температуры между элементами и подвергают отпуску в течение 2,5 ч при

500 С.

Результаты исследований и испыта.ний: по всему рабочему слою обода

Ф

Сопротивляемость

ПродолжительЧисло циклов

Давле- Иикроструктура ние ох

СпоВремя цикла, с

Общее время соб выкрашиванию, кг/мм на глуби- на глуб не 2 мм не 30 мм ладиность охлажперерыва, с теля, атм дения при тер моупрочнении, с на глубине

30 мм на глубине

2 мм

Предлагаемый

5,0 Пластин- Пластин- 45,0 45,0 чатый чатый сорбит сорбит

200 5

4,0 То же То же

2 120 4

3 200 6

50) 0 50,0

35,0 45,0

5 0 Отпущенный мартенсит

5,0 То же

35,0 45,0

40,0 50,0

40,0 50 0

4 200 7

5 120 3

4,0

4 0 в

120 2

3 12800 колеса структура — высокодисперсный пластинчатый сорбит ; градиент дЯ остаточных напряжений снижается с 30 до 15 кгс/мм, сопротивление поверхности выкрашиванию, определенное на образцах, повышается с 40,0 да

50 0 кгс/мм .

В таблице для сравнения приведены результаты исследований и испытаний колес, обработанных по предлагаемому 10 (1 — 7) и известному (7,8) способам: в поверхностном слое на глубину 1,02,0 мм — структура отпущенного мартенсита, градиент остаточных напряжений

25-30 кгс/мм, сопротивление 15 выкрашиванию поверхности катания

35 0-40,0 кгс/мм, После обработки по режимам, выходящим за граничные условия (3-6) колеса имеют более низкую сопротив- 20 ляемость выкрашиванию и износостойкость, чем по описываемым режимам.

Как следует иэ приведенных примеров, применение предлагаемого способа термической обработки цельнокатанных колес позволяет за счет обеспечения по всему рабочему слою струк туры высокодисперсного пластинчато41 4

ro сорбита уменьшить градиент остаточных напряжений по глубине обода, увеличить сопротивляемость поверхности катания выкрашиванию и тем самым повысить эксплуатационную стойкость колес.

Формула и з о б р е т ения

1. Способ термической обработки цельнокатаных колес, включающий нагрев до температуры аустенитизации, прерывистую закалку обода путем подачи на него охладителя под давлением при вращении колеса, последующую выдержку колеса на воздухе и отпуск, отличающийся тем, что, с целью повышения эксплуатационной стойкости, в начале прерывистой закалки осуществляют 3-4-кратную импульсную подачу охладителя в течение 4-5 с в каждом импульсе с перерывом 2-3 с между импульсами.

2. Способ по п. 1, о т л и ч а юшийся тем, что давление охладителя при прерывистой закалке составляет 4-5 ати.

1280041

Продолжение таблицы

Способ

Сопротивляемость выкрашиванию, кг/мм

Давле- ние ох

Общее время охлаж-.

ПродолжительЧисло циклов

Микроструктура на глубине 2 мм ность на глуб не 30 мм ладидения при тер моупрочнении, с. перерыва, с теля, атм на глубине

2 мм

Известныйй

7 200

5 0

8 120

4 О

Продолжение таблицы

Спо-. соб

Механические свойтсва ГОСТ 10791-81

Износ, r на

10 оборотов образца статочные напряпряжения, кг/мм

Относи- Относи- Ударная

1 1 тельное тельное вязкость на глубине

30 мм на глубине

2 мм на глу- на глу бине бине

2 мм 30 мм удлинение % сужение, кгм

%,гр см г

-21,0 94,0 17,0

-21,0 109 10,0

-20,0 94,0 17,0

1,1 1,2 -20эО

2 0 5 О б 24вО

3 2,5 1,3

+5 0

4 2,8 1,2 +6,0 -19,0 94,0

5 1,5 0,6 +6 0 -24,0 109 . 6 1,5 0,6 +5,0 -25,0 109

17,0

4,0

28,0

10,0

17,0

2,8

10,0

17,0

2,8

-20,0 93,5 17,0

3012+50

27,5 4,2 I 40 0,6 +6,0 -24,0 109 10,5 17,0 2,9

П р и м е ч а н и е : В примерах марганца О, В примерах марганца О, 1,3,4,7 содержание углерода 0,53%, 75%.

2,5,6,8 содержание углерода 0,67%, 86%..

Тираж 552

ВНИИПИ Заказ 7024/25

Подписное

Произв.-полигр. нр-тие, г. Ужгород, ул. Проектная, 4

Предлагаемый

Изве- стный

Время цикла, с

Предел прочности,кг/мм на глубине

30 мм

35,0 45,0

40)0 50,0

28,0 4,0

17,0 2,8

28,0 4,0

Способ термической обработки цельнокатаных колес Способ термической обработки цельнокатаных колес Способ термической обработки цельнокатаных колес Способ термической обработки цельнокатаных колес 

 

Похожие патенты:

Изобретение относится к металлургии , в частности к оборудованию для термической обработки изделий в

Изобретение относится к черной металлургии, в частности к производству железнодорожных колес

Изобретение относится к термической обработке железнодорожных бандажей и может быть использовано при изготовлении изделий типа тел вращения из углеродистых сталей

Изобретение относится к термической обработке цельнокатаных колец и бандажей

Изобретение относится к металлургии и машиностроению, в частности к способам термической обработки стальных штамповано-катаных железнодорожных и крановых колес

Изобретение относится к металлургии, а именно к методам упрочнения стальных литых и цельнокатаных колес
Изобретение относится к металлургии, в частности к технологии изготовления цельнокатаных железнодорожных колес

Изобретение относится к области машиностроения, в частности к полуавтоматическим линиям для плазменного поверхностного упрочнения бандажей и ободьев колес, и может быть использовано при проектировании и изготовлении оборудования для ремонтных предприятий железнодорожного транспорта, оборудованных станочным парком для механической обработки колес без демонтажа колесной пары
Изобретение относится к термической обработке черных металлов и может быть использовано при производстве колесных бандажей из углеродистой стали для подвижного состава трамвая

Изобретение относится к металлургии, в частности к технологии изготовления цельнокатаных железнодорожных колес

Изобретение относится к металлургии, в частности к технологии изготовления цельнокатаных железнодорожных колес
Наверх