Механизм свободного хода
Изобретение относится к машиностроению и может быть использовано в амортизаторах сейсмических установок . Целью изобретения является повышение надежности. Механизм свободного хода состоит из концентричнр , расположенных вала 1 и корпуса 2. В корпусе последовательно размещены кольца 3 с конусной внутренней поверхностью 4 и сепараторы 5. Сепаратор выполнен в виде втулки 9, выполненной совместно с шайбой 8. Во втулке 9 выполнены осевые пазы 10, в которых расположены шарики 6. На наружной поверхности втулки 9 выполнена кольцевая канавка, в которой находится кольцевой упругий элемент 7, .прижимающий шарики 6 к валу 1 и к конусной поверхности кольца 3. При перемещении вала 1 шарики заклиниваются или расклиниваются между валом и кольцом 3. Это обеспечивает равномерное заклинивание шариков за счет выполнения упругого элемента в виде резинового кольца. 3 ил. с (О (Л 10 8 Ю СХ) о tc to CD
СОЮЗ СОВЕТСНИХ
СОЦИАЛИСТИЧЕСНИХ
РЕСПУБЛИК (gg 4 Г 16 D 41/00
ОПИСАНИЕ ИЗОБРЕТЕНИЯ
Н ABTOPCHOMV СВИДЕТЕЛЬСТВУ,, 13
ФигЛ
ГОСУДАРСТВЕННЫЙ НОМИТЕТ СССР
ПО ДЕЛАМ ИЗОБРЕТЕНИЙ И ОТНРЫТИЙ (21) 3930431/25 — 27 (22) 27.05.85 (46) 30.12.86. Бюл. №- 48 (72) M.H. Сахарнов (53) 621.825.5(088.8) (56) Авторское свидетельство СССР № 422880, кп. . 16 D 1/10, 1974. (54) МЕХАНИЗМ СВОБОДНОГО ХОДА (57) Изобретение относится к машиностроению и может быть использовано в амортизаторах сейсмических установок, Целью изобретения является повышение надежности. Механизм свободного хода состоит из концентрично, расположенных вала 1 и корпуса 2. В корпусе последовательно размещены
„„SU„„.1 280229 А 1 кольца 3 с конусной внутренней поверхностью 4 и сепараторы 5. Сепаратор выполнен в виде втулки 9, выполненной совместно с шайбой 8. Во втулке 9 выполнены осевые пазы 10, в которых расположены шарики 6. На наружной поверхности втулки 9 выполнена кольцевая канавка, в которой находится кольцевой упругий элемент 7,,прижимающий шарики 6 к валу 1 и к конусной поверхности кольца 3. При перемещении вала 1 шарики заклиниваются или расклиниваются между валом и кольцом 3. Это обеспечивает равномерное заклинивание шариков за счет выполнения упругого элемента в виде резинового кольца. 3 ил.
128
Изобретение относHTc:ÿ к машиностроению и может быть использовано в амортизаторах сейсмостойких установок и других механизмах.
Целью изобретения является повышение надежности. !
На Аиг. 1 показан предлагаемь|й механизм, осевой разрез; на фиг, 2 сечение А-А на фиг. 1; на Аиг. 3 сепаратор.
Механизм свободного хода состоит из вала 1, корпуса 2, в котором последовательно установлены кольца 3 с конусными внутренними поверхностями
4 и сепараторы 5 с шариками 6 и упругие элементы 7. Сепаратор 5 представляет собой шайбу 8, выполненную совместно с втулкой 9. Во втулке 9 вы полнены осевые пазы 10 и кольцевая канавка 11 на наружной поверхности у торца, при этом образуются выступы
12. С одной стороны осевые пазы 10 открыты, с другой — оканчиваются поверхностями 13 цилиндрической Аормы для упора в них шариков при работе механизма. На противоположном торце шайбы 8 выполнен кольцевой выступ
14. Суммарная высота выступов 12 и
14 равна ширине кольца 3. Упругий
1 элемент 7 выполнен в виде кольца с оперечным сечением, например, в Аор ме прямоугольной трапеции. Упругий элемент 7 устанавливается в механизме так, что боковая сторона 15, перпендикулярная основанию трапеции, обращена к внутренней поверхности кольца 3 ° Указанное исключает выжимание тела упругого элемента 7 в за-зор 16 между кромкой выступа 14 сепаратора 5 и шариками 6 в фазе их расклинивания. Объем кольца выбран из условия деформации упругого элемента в ограниченном пространстве с тем, чтобы получить повышенное сопротивление при его деАормировании и соответственно значительно увеличенное усилие прижима. Указанное обеспечивается при равенстве объема упругого элемента объему пространства, ограниченного в продольном направлении торцом шайбы сепаратора со стороны выступа 14 и плоскостью, проходящей через центры шаров одного ряда (при установленном штоке), и в радиальном направлении внутренней поверхностью кольца 3 и наружной поверхностью выступа 14 сепаратора за вычетом объемов частей выступов 14
02?9 2 и шарикон 6, которые располагаются в пределах описанного пространства.
Механизм работает следующим образом.
Исходное положение. Нагрузка равна или несколько больше нуля. Парики 6 вдавлены в упругие элементы 7 так, что в каждом ряду деформированный упругий элемент заполняет все кольцеl0 вое пространство между выступами 14 и 12 сепаратора и кольцом 3 и частично выжимаются за плоскость, проходящую через центры шаров в одном ряду.
Причем сближенные кромки выступов
12 и 14 сепараторов предотвращают выжимание упругого элемента 7 в зазор 16 между сепараторами 5 и валом
1. Указанное обеспечивает большую и равномерно распределенную силу прижи20 ма каждого шарика 6.
Рабочее положение. При приложении нагрузки P вал перемещаетРасЧ, ся относительно корпуса „2, при этом
25 шарики 6 перекатываются по образующим внутренней поверхности кольца 3 и вала 1, вдавливаясь в поверхность последнего; В процессе перекатывания шариков 6 упругие элементы 7 восста30 навливают свою Аорму. При достижении расчетной нагрузки вал фиксируется относительно корпуса 2. При этом часть шариков 6 из-за неблагоприятного сочетания допусков и отклонений
35 от правильной геометрической формы может упереться в поверхности 13 сепараторов.
При перемещении вала 1 в противо40 положном направлении шарики 6, перекатываясь по образующим колец и штока, сжимают упругий элемент 7, и ри контакте шариков 6 с недеформироанной поверхностью вала 1 упругий
45 элемент приходит в деАормированное поЛЬжение. При этом создаются условия прижима шариков 6, которые обеспечивают надежное и одновременное заклинивание шариков 6 и соответственно минимальный ход вала 1 относительно корпуса 2 при перемещении вала с нагрузкой в следующем цикле работы механизма.
Данное предложение позволяет без увеличения габаритов уменьшить ход вала относительно корпуса в фазе заклинивания шариков и обеспечить надежную работу устройства при наличии смазки и в условиях длительной эксванин
Ф о р м у л а и з о б р е т е и и я ца.
Фиг. 2
Составитель Т. Орлова
Техред М.Ходанич Корректор С. Шекмар
Редактор M. Бандура
Заказ 704 1/35
Тираж 880 Подписное
ВНИИПИ Государственного комитета СССР по делам изобретений и открытий
113035, Москва, Ж-35, Раушская наб., д, 4/5
Производственно-полиграфическое предприятие, г, Ужгород, ул. Проектная, 4
3 1?80Z (!! с ат;3!!!$!! 6ез ре! !аман 1 l(ol 0 обо!!ужи
Механизм свободного хода содержащий корпус, установленный в нем вал и последовательно расположенные концентрично валу шайбы и кольца с внутренней конусной поверхностью, сепара-fp тор с установленными в его гнездах шари <) 4 ками, поджа тыми к валу и кольцам упругими элементами, о т и и ч а ю шийся тем, что, с целью повышения надежности, каждая шайба выполнена совместно с сепаратором в виде втулки, гнезда сепаратора выполнены в виде осевых пазов, а на наружной поверхности сепаратора выполнена кольиевая канавка, в которой размещен упругий элемент, выполненный в виде коль