Шариковая винтовая передача

 

Изобретение относится к машиностроению и может быть использовано в станкостроении. Цель изобретения - повышение долговечности передачи и упрощение регулирования в процессе эксплуатации. Для этого шариковая винтовая передача снабжена фиксатором 10 взаимного углового расположения гаек 3 и 4, а гайки 3 и 4 установлены с зазором между обращенным друг к другу торцами. Для восстановления натяга необходимо вывернуть фиксатор 10, повернуть гайки 3 и 4 относительно корпуса 1 на определенный угол в сторону увеличения натяга и зафиксировать. 2 ил. а. W 13 ю 00 «чЗ ;о 00 2 9U8. 1

СОЮЗ СОВЕТСНИХ

СОЩЩЛИСТИЧЕСНИХ

РЕСПУБЛИН (5д 4 F 16 Н 25/22

ОПИСАНИЕ ИЗОБРЕТЕНИЯ

К ABTOPCKOIVlY СВИДЕТЕЛЬСТВУ (54) ШАРИКОВАЯ ВИНТОВАЯ ПЕРЕДАЧА (57) Изобретение относится к машино- . строению и может быть использовано в станкостроении. Цель изобретения повышение долговечности передачи и упрощение регулирования в процессе эксплуатации. Для этого шариковая винтовая передача снабжена фиксатором 10 взаимного углового расположения гаек 3 и 4, а гайки 3 и 4 установлены с зазором между обращенным друг к другу торцами. Для восстановления натяга необходимо вывернуть фиксатор 10, повернуть гайки 3 и 4 относительно корпуса 1 на определенный угол в сторону увеличения натяга и зафиксировать. 2 ил.

М

Об

4 с©

С4

ГОСУДАРСТВЕННЫЙ НОМИТЕТ СССР

ПО ДЕЛАМ ИЗОБРЕТЕНИЙ И ОТКРЫТИЙ (2I) 3902479/25-28 (22) 31.05.85 (46) 07.01.87. Бюл. N - 1 (71) Одесское специальное конструкторское бюро прецизионных станков (72) В.В. Тимченко, И.А. Фердман и М.Б. Шкапенюк (53) 621-.231.223 (088.8) (56) Авторское свидетельство СССР

Ф 744173, кл. F 16 Н 25/20, 1978.

Авторское свидетельство СССР

9 711313, кл. F 16 Н 25/22, 1978.

„„SU„„1281 793 А 1

1281793

Изобретение относится к машиностроению и может быть использовано в станкостроении.

Целью изобретения является повышение долговечности пеРедачи и упрощение регулирования в процессе эксплуатации за счет снабжения передачи фиксатором взаимного углового расположения гаек.

На фиг.1 изображена передача с натягом в сторону удаления гаек, общий вид; на фиг.2 — то же, с натягом в сторону сближения гаек, фрагмент. о

Шариковая винтовая передача содержит корпус 1, размещенные в нем ходовой впнт 2 взаимодействующие с последним,цве гайки 3 и 4, установленные с зазором между обращенными друг к другу торцами, расположенными в канавках винта и гаек шарики 5 и устройство для регулирования натяга, включающее резьбу одинакового направления, но с разным шагом, выполненную на цилиндрических поверхностях внутри корпуса 1 и снаружи гаек

3 и 4. Кроме того, на наружной поверхности гайки 4 предусмотрена посадочная цилиндрическая поверхность

Щ

6 и резьба 7 с шагом Р, Аналогичная посадочпая цилиндрическая поверхность и резьба 7 выполнены внутри части корпуса 1, соответствующей гайке 4. Снаружи гайки 3 предусмотрена посадочная цилиндрическая поверх- 35 ность 8 и резьба 9 с шагом Р + ьР.

Аналогичная цилиндрическая посадочная поверхность и резьба 9 выполнены внутри части корпуса 1, соответствующей гайке 3. Поверхности 6 и 8 пред- 40 назначены для обеспечения соосности гаек 3 и 4 и корпуса 1, Шариковая винтовая передача содержит также фиксатор 10 взаимного углового Расположения гаек, закрепленный в гайке 3. В корпусе 1 и гайках

3 и 4 выполнены пазы, в которых размещена,шпонка 11, закрепленная в гайке 3 винтом 12. Гайка 4 имеет 50 возможность осевого смещения вдоль шпонки 11 благодаря зазору между обращенными друг к другу торцами гаек.

Для совместного поворота относительно корпуса гаек 3 и 4 в последних выполнены пазы 13, а во фланце корпуса 1 — отверстия 14 под специальные ключи.

Для тонкого регулирования величины натяга аР выбирают значительно меньшим P. Например, при Р = 3 мм величина ьР = 0,05 мм.

Винтовую передачу собирают следующим образом.

Гайку 3 заполняют шариками 5 и навинчивают на винт 2. Затем на гайку

3 навинчивают корпус 1 так, что одна его половина находится над шейкой винта 2. Заполняют шариками 5 гайку

4 и перемещают на втулку (не показана), внутренний диаметр которой равен диаметру шейки винта 2, а наружный — внутреннему диаметру резьбы винта 2. Втулку с гайкой 4 устанавливают на шейку винта 2 и ввинчивают в корпус 1 до тех пор, пока шпоночные пазы гаек 3 и 4 не совпадут (при заданном зазоре). Угловое расположение гаек 3 и 4 фиксируют шпонкой 11, а последнюю — винтом 12. Корпус 1 вместе с гайками 3 и 4 доворачивают полностью на резьбу винта 2, Специальными ключами, упирающимися в паз 13 одной из гаек и в отверстие

14 при неподвижном винте 2 осуществляют натяг передачи вращением гаек

3 и 4 относительно корпуса 1. При. этом благодаря различию шагов резьбы гаек 3 и 4 происходит осевое сближение (или удаление). Это приводит к созданию необходимого натяга. !

Б процессе эксплуатации передачи контактирующие элементы изнашиваются, в результате чего падает величина натяга.

Для восстановления натяга необходимо вывернуть фиксатор 10, повернуть гайки 3 и 4 относительно корпуса 1 на определенный угол в сторону увеличения натяга и зафиксировать снова.

После наработки передачей расчетного времени либо при наступлении питтинга резьбы одной из гаек 3 или

4 (характеризующегося, например,повышением температуры, момента холостого хода и т.д.) до наступления расчетного времени отворачивают фиксатор 10, вращением гаек 3 и 4 относительно корпуса 1 снимают натяг, а затем вращением гаек 3 и 4 в ту же сторону осуществляют натяг сближением (удалением) гаек (фиг.2). При этом в контакт с шариками 5 вступают

,ранее не работавшие участки резьбы гаек (противоположные стороны резь793

Шариковая винтовая передача, содержащая корпус, размещенные в нем

Составитель P. Ожина

Техред А.Кравчук Корректор О. Луговая

Редактор О. Юрковецкая

Заказ 7242/31

Тираж 810 Подписное

ВНИИПИ Государственного комитета СССР по делам изобретений и открытий

113035, Москва, Ж"35, Раушская наб., д. 4/5

Производственно-полиграфическое предприятие, r. Ужгород, ул. Проектная,4

3 1281 бовых канавок) . Долговечность передачи повышается вдвое, В случае наступления питтинга шариков производят демонтаж передачи, в гайки 3 и 4 засыпают новые шарики, а затем осуществляют монтаж передачи, создавая натяг в сторону сближения (удаления) гаек.

Ф о р му л а и з о б р е т е н и я 10 ходовой винт, взаимодействующие с последним две гайки, шарики, расположенные в канавках винта и гаек, и устройство для регулирования осевого натяга, отличающаяся тем, что, с целью повышения долговечности передачи и упрощения регулирования в процессе эксплуатации, передача снабжена фиксатором взаимного углового расположения гаек, закрепленным на одной из них, а гайки установлены с зазором между обращенными друг к другу торцами.

Шариковая винтовая передача Шариковая винтовая передача Шариковая винтовая передача 

 

Похожие патенты:

Изобретение относится к машиностроению и может быть использовано в приводах подачи прецизионных универсальных станков

Изобретение относится к машиностроению , в частности, к планетарным передачам

Изобретение относится к машиностроению , непосредственно к передачам, преобразующим вращательное движение в поступательное , в частности в приводах металлорежущих станков

Изобретение относится к общему машиностроению и может быть использовано в станкостроении

Изобретение относится к машиностроению и может быть использовано в механизмах и машинах для изменения частоты SSyfi враш1ения ведомого вала и передачи крутящего момента

Изобретение относится к машиностроению и может быть использовано в приборостроении и приводах поступательного движения

Изобретение относится к приборостроению и может быть использовано в винтовых передачах для преобразования вращательного движения в поступательное

Изобретение относится к области машиностроения, в частности к устройствам для преобразования возвратно-поступательного движения в одностороннее вращательное

Изобретение относится к области машиностроения, в частности к способам и устройствам для преобразования возвратно-поступательного движения в одностороннее вращательное, что особенно используется в транспортном и энергетическом машиностроении

Изобретение относится к машиностроению

Изобретение относится к машиностроению и может быть использовано в силовых приводах, эксплуатируемых в затрудненных условиях

Изобретение относится к общему машиностроению и может быть использовано в механических приводах

Изобретение относится к механизмам для преобразования вращательного движения в поступательное и наоборот

Изобретение относится к электромеханическим приводам и предназначено для использования в устройствах, где рабочее звено, например поворотная радиолокационная антенна, совершает секторное качание
Наверх