Сервопривод

 

Изобретение относится к машиностроению и может быть использовано в системах управления электрогидроустановок и электроагрегатов. Цель изобретения состоит в повьшении надежности сервопривода за счет введения в блок управления стабилизатора напряжения, термокомпенсатора, ограничивающих сопротивлений и шунтирующего конденсатора. При этом блок . управления содержит три ограничивающих резистора, которые исключают влияние блока управления на точность показаний тахометра, выпрямитель , термокомпенсатор, включающий в себя два резистора и терморезистор, который ис ключает влияние температуры на электрические параметры элементов блока управления, исполнительное реле с двумя контактами, диод, конденсатор , исключающий режим звонка реле, переменный резистор, регулирующий уровень открытия траР1зистора, силовой транзистор, два ограничивающих резистора, кнопку, необходим5по для проверки исправности электрических цепей блока управления, стабилизатор напряжения, состоящий из стабилитрона , задающего опорное напряжение, балластного сопротивления и усилительного транзистора. Стабилизатор напряжения позволяет исключить влияние изменения постоянного напряжения на параметры, вьщаваемые блоком управления . I ил. с Ю 00 «М о СО 41

СОЮЗ СОВЕТСНИХ

СОЦИАЛИСТИЧЕСНИХ

РЕСПУБЛИН

„,Я0„„1287О97 А1 (51)4 G 05 В 11/01

ОПИСАНИЕ ИЗОБРЕТЕНИЯ;.:, К А8ТОРСКОМУ СВИДЕТЕЛЬСТВУ

ГОСУДАРСТВЕННЫЙ НОМИТЕТ СССР

ПО ДЕЛАМ ИЗОБРЕТЕНИЙ И ОТНРЫТИЙ (21) 3903426/24-24 (22) 29.05.85 (46) 30.01.87. Бвл. К - 4 (72) В.Г.Смирнов, A.È.Ïîïîâ, P Ã.Ñàâàíþê, В.В.Сафонов и М.А.Моргун (53) 62-50(088.8) (56) Авторское свидетельство СССР

В 1164658, кл. G 05 В II/01, 1983.

Авторское свидетельство СССР

Ф 1236420, кл. С 05 В 11/01, 1984. (54) СЕРВОПРИВОД (57) Изобретение относится к машиностроению и может быть использовано в системах управления электрогидроустановок и электроагрегатов. Цель изобретения состоит в повышении надежности сервопривода за счет введе— ния в блок управления стабилизатора напряжения, термокампенсатора, ограничивающих сопротивлений и шунтирующего конденсатора. При этом блок управления содержит три ограничивающих резистора, которые исключают влияние блока управления на точность показаний тахометра, выпрямитель, термокомпенсатор, включающий в себя два резистора и терморезистор, который исключает влияние температуры на электрические параметры элементов блока управления, исполнительное реле с двумя контактами, диод, кон-, денсатор, исключающий режим "звонка" реле, переменный резистор, регулирующий уровень открытия транзистора, силовой транзистор, два ограничивающих резистора, кнопку, необходимую для проверки исправности электрических цепей блока управления, стабилизатор напряжения, состоящий из стабилитрона, задающего опорное напряжение, балластного сопротивления и усилительного транзистора. Стабилизатор напряжения позволяет исключить влияние изменения постоянного напряжения на параметры, выдаваемые блоком управления. l ил.

1287097

Изобретение относится к области машиностроения и может быть использовано в системах управления электрогидроустановок и электроагрегатов с приводом от двигателя внутреннего сгорания для защиты узлов и деталей установок от ударных нагрузок.

На чертеже приведена принципиальная электрическая схема сервопривода. 10

Устройство содержит тахометр 1, источник 2 постоянного напряжения, первую и вторую клеммы 3 и 4 источника 2 постоянного напряжения, пер вый якорь 5, первый и второй выво ды 6 и 7 первого якоря 5, третью и четвертую обмотки 8 и 9 возбуждения, первый и второй выводы 10 и 11 третьей обмотки В возбуждения, первый и второй выводы 12 и 13 четвертой 20 обмотки 9 возбуждения, второй якорь

14, первый и второй выводы 15 и 16 второго якоря 14, первую и вторую обмотки 17 и 18 возбуждения, второй и первый выводы 19 и 20 первой об" 25 мотки 17 возбуждения, первый и второй выводы 21 и 22 второй обмотки 18 . возбуждения, первую сигнальную лампу

23, первый и второй выводы 24 и 25 первой сигнальной лампы 23, вторую 30 сигнальную лампу 26, первый и второй выводы 27 и 28 второй сигнальной лампы 26, первый переключатель 29, первый, второй и третий выводы 30-32 первого переключателя 29, третий переключатель 33, первый, второй и третий выводы 34-36 третьего переключателя 33, второй переключатель 37, первый и второй замыкающие контакты

38 и 39 второго. переключателя 37, 40 концевой переключатель 40, первый, второй, третий, четвертый, пятый и шестой выводы 41-46 концевого перек лючателя 40, обмотку 47 первого. реле, первые, вторые замыкающие контакты 45

48 и 49 и размыкающие контакты 50 первого реле, обмотку 51 второго реле, замыкающие контакты 52 второго реле, первый и второй диоды 53 и 54, блок 55 управления, первую, вторую, 5р третью, четвертую, пятую, шестую, седьмую и восьмую клеммы 56-63 блока

55 управления, выпрямитель 64, первый, второй, третий, четвертый и.пятый выводы 65"69 выпрямителя 64, вто- 55 рой резистор 70, второй и первый выводы 71 и 72 второго резистора 70, первый резистор 73, первый и второй выводы 74 и 75 первого резистора 73. третий резистор 76, вывод третьего резистора 77, четвертый резистор 78, вывод 79 четвертого резистора 78, пятый, шестой и седьмой резисторы 8082, восьмой резистор 83, первый и второй выводы 84 и 85 восьмого резис тора 83, третий диод 86, обмотку 87 третьего реле, замыкающие и размыкающие контакты 88 и 89 третьего реле, переменный резистор 90, второй, первый, третий транзисторы 93-95, стабилитрон 96, катод и анод 97 и 98 стабилитрона 96, замыкающую кнопку 99, терморезистор 100, вывод 101 терморезистора 100, конденсатор 102, вторую и первую обкладки 103 и 104 конденсатора 102, первую и вторую выходные клеммы 105 и 106 сервопривода, первич ный преобразователь 107, стабилизатор

108 напряжения, вывод 109 стабилизатора напряжения.

Блок 55 управления состоит из выпрямителя 64 с выводами 65-69,второго резистора.70 с выводами 71 и

72, первого резистора 73 с выводами

74 и 75, третьего резистора 76 с выводом 77, четвертого резистора 78 с выводом 79, пятого, шестого, седьмого резисторов 80-82, восьмого резистора 83 с выводами 84 и 85, третьего диода 86, обмотки 87 третьего реле, замыкающих и размыкающих контактов 88 и 89 третьего реле, переменного резистора 90 с выводами 91 и 92, второго, первого и третьего транзисторов 93-95, стабилитрона 96 с выводами 97 и 98, замыкающей кнопки 99, терморезистора 100.с выводом

101, конденсатора 102 с обкладками

103 и 104.

Стабилизатор 108 напряжения состоит из стабилитрона 96, катод 97 которого является первым выводом стабилизатора напряжения, резистора 83 и транзистора 95, эмиттер которого является вторым выводом 109 стабилизатора 108 напряжения.

Сервопривод работает следующим образом.

При подаче напряжения на клеммы

3 и 4 источника 2 постоянного напряжения ток, через стабилизатор 108 напряжения, который обеспечивает постоянство настройки уровней срабатывания сервопривода при заданных параметрах управляемого двигателя независимо от величины питающего напряжения и состоит из.стабилитрона 96, 1287097 задающего уровень стабилизации напряжения, балластного сопротивления 83 и усиливающего транзистора 95, проходит через обмотку 83 реле блока 55 управления и цепь эмиттер — коллектор транзистора 94, при этом размыкаются контакты 89 и замыкаются контакты 88 блока 55 управления и напряжение подается на обмотку 47 первого реле. При этом замыкаются контак- 10 ты 48 и 49 и размыкаются контакты 50 и загорается вторая сигнальная лампа

26. При замкнутых контактах 49 может быть произведен запуск двигателя, а при замкнутых контактах 48 с помощью второго переключателя 33 путем замыкания его второго 35 или третьего 36 выводов напряжение может быть подано, соответственно, на третью 8 или четвертую 9 обмотки возбуждения первого 20 якоря 5. После запуска двигателя с помощью третьего переключателя 33 замыкаются между собой выводы 34 и

35 и вал якоря 5 перемещает топливную рейку управляемого двигателя в сторону увеличения числа оборотов.

11утем замыкания контактов 34 и 35 число оборотов может быть снижено.

С помощью третьего переключателя 33 по показаниям тахометра 1 устанавли- 30 ваются обороты двигателя вьппе минимально устойчивых, но ниже предельно допустимых для включения муфты сцепления. При этом вторая сигнальная лампа 26 горит, показывая, что сцепленйе можно включить.

При замыкании первого 30 и третьего 32 выводов первого переключателя

29 напряжение подается на четвертый вывод 44 концевого выключателя 40 40 и через него и первый вывод 41 на второй вывод 19 первой обмотки 17 второго якоря 14. При этом вал якоря

14, перемещаясь, включает сцепление и перемещает концевой переключатель 45

40, замыкая его второй 42 и третий

43 выводы. При замыкании третьего вывода 43 загорает сигнальная лампа 23, показывающая, что сцепление включено, и одновременно подается напряжение на50 обмотку 51 второго реле, контакты 52 при этом замыкаются. Шестой вывод 46 концевого переключателя 40 обесточивается, разрывая цепь обмотки 47 первого реле — замыкающие контакты 48 и 55

49 размыкаются, а размыкающие контакты 50 замыкаются. При разомкнутых контактах 48 исключается возможность подачи напряжения с помощью третьего переключателя 33 через вывод 36 на четвертую обмотку 9 возбуждения первого якоря 5, таким образом обороты двигателя не могут быть снижены и двигатель не может быть остановлен при включенной муфте сцепления.

При повышении оборотов напряжение, вырабатываемое первичным преобразователем 107, увеличивается и отрицательное напряжение подается на базу второго транзистора 93. Величина отрицательного напряжения зависит от числа оборотов двигателя и положения подвижного вывода переменного резистора 90. При этом положение подвижного вывода переменного резистора 90 определяет максимальное число оборотов двигателя, при котором возможно включение и выключение муфты сцепления

При увеличении оборотов двигателя величина отрицательного напряжения возрастает, второй транзистор 93 открывается и положительное напряжение через цепь эмиттер — коллектор второго транзистора 93 подается на базу первого транзистора 94, который при этом закрывается, разрывая цепь обмотки 87 реле блока 55 управления.

Замыкающие контакты 88 размыкаются, а размыкающие контакты 89 замыкаются и через замкнутые размыкающие контакты 89 напряжение может быть подано с помощью переключателя 33 на любую из обмоток 8 или 9 первого якоря 5— число оборотов двигателя может быть как повышено, так и понижено. Третий вывод 32 первого переключателя 29 обесточивается, вторая сигнальная лампа 26, разрешающая включение сцепления, гаснет, а первая сигнальная лампа 23, указывающая, что сцепление включено, продолжает гореть, получая питания через размыкающие контакты 50 первого реле и замыкающие контакты 52 второго реле ° При .этом первый диод 53 препятствует подаче напряжения на второй вывод 28 второй сигнальной лампы 26 со стороны второго вывода 25 первой сиг.нальной лампы 23 через замкнутые выводы 43 и 44 концевого переключателя

40 и замкнутые выводы 30 и 32 первого переключателя 29.

Первым переключателем 29 напряжение не может быть подано ни на одну из обмоток возбуждения 17 или 18 якоря 14, что исключает возможность

1287097

Для выключения муфты сцепления напряжение через замкнутые контакты

88 подается на третий вывод 32 первого переключателя 29 и при замыкании выводов 31 и 32 через пятый вывод 45 концевого переключателя 40 и

его второй вывод 42 напряжение подается на вторую обмотку 18 возбуждения второго якоря 14. Муфта сцепления выключается. В конце хода вала второго якоря 14 третий 43 и четвер50

55 включения или выключения муфты сцепления.

Для включения муфты сцепления необходимо, замкнув между собой выводы

34 и 36 третьего переключателя 33, 5 уменьшить число оборотов двигателя для уменьшения величины отрицательного напряжения, подаваемого с пятого вывода 69 выпрямителя 64 через переменный резистор 90 на базу второго транзистора 93, до величины, соответствующей закрытию второго транзистора 93, Момент закрытия второго транзистора 93 определяется положением подвижного вывода переменного резистора 90, положение которого определяется при регулировке блока 55 управления, С изменением температуры изменяются электрические параметры элементов блока 55 управления. Для исключения влияния температуры на выходные параметры блока 55 управления в нем предусмотрен термокомпенсатор, состоящий из третьего 76, четвертого

78 резисторов и терморезистора 100 с отрицательным ТКС. Для исключения режима "звонка" параллельно обмотке 87 третьего реле установлен конденсатор 102.

При закрытии второго транзистора

93 с базы первого транзистора 94 снимается положительное напряжение— первый транзистор 94 открывается и напряжение подается на обмотку 87 третьего реле блока 55 управления, 35 размыкаются контакты 89 и замыкаются контакты 88 блока 55 управления. При этом вследствие замыкания между собой выводов 34 и 36 третьего переключателя 33 невозможно подать напряже- 40 ние на четвертую обмотку 9 возбуждения первого якоря 5, т.е ° дальнейшее уменьшение оборотов двигателя невозможно до выключения муфты сцепления. Вторая сигнальная лампа 26 45 при этом загорается, показывая, что сцепление можно выключить. тый 44 выводы концевого переключателя 40 размыкаются, замыкаются пятый

45 и шестой 46 выводы концевого переключателя 40 — ток проходит через обмотку 47 первого реле, замыкаются контакты 48 и 49 и размыкаются контакты 50, прерывая цепь обмотки 51 второго реле — контакты 52 размыкаются и первая сигнальная лампа 23 гаснет. При этом напряжение через контакты 48 может быть подано на четвертую обмотку 9 возбуждения первого якоря 5 при помощи замыкания между собой выводов 34 и 36 третьего переключателя 33. Частота вращения коленчатого вала управляемого двигателя может быть уменьшена и последний остановлен.

Установка между шестой 61, седьмой 62 и восьмой 63 клеммами блока

55 управления и соответственно первым 65, вторым бб и третьим 67 выводами выпрямителя 64 пятого 80, шестого 81 и седьмого 82 резисторов уменьшает потребляемый ток блоком 55 управления от первичного преобразователя 107, что практически исключает влияние блока 55 управления на точность показаний тахометра 3.

Для проверки работоспособности

/ блока управления при неработающем двигателе или при работе двигателя . на малых оборотах необходимо замкнуть замыкающие контакты кнопки 99 путем ее нажатия. При этом отрицательное напряжение подается со второго вывода 109 стабилизатора 108 напряжения блока 55 управления через резистор 70 на базу первого транзистора 93. Транзистор 93 открывается.и через его цепь, эмиттер — коллектор положительное напряжение подается на базу транзистора 94, который закрывается, разрывая цепь обмотки 87 реле блока 55 управления, его замыкающие контакты 88 размыкаются, вторая сигнальная лампа 26 гаснет. При отпускании кнопки ее замыкающие контакты 99 размыкаются, вторая сигнальная лампа 26 загорается, что говорит об исправности электрических цепей бло1 ка 55 управления. Формула изобретения

Сервопривод, содержащий выпрямитель, тахометр, соединенный выходами с входами первичного преобразователя, источник постоянного напряже-.ция, подключенный первой клеммой

)287097 к первым выводам обмоток первого и второго реле, первого якоря, первой и второй сигнальных ламп и второго якоря, соединенного вторым выводом с первыми выводами первой и второй обмоток возбуждения, подключенных вторыми выводами соответственно к первому и второму выводам концевого переключателя, соединенного третьим выводом через первый диод с первым выводом замыкающих контактов второго реле и с вторыми выводами обмотки второго реле и первой сигнальной лампы, четвертым и пятым выводами — с первым и вторым выводами первого переключателя, шестым выводом — со вторым выводом обмотки первого реле, а управляющим входом - с валом второго якоря, вторая клемма источника постоянного напряжения через второй диод подключена к катоду третьего диода, к первым выводам второго переключателя, размыкающих контактов первого реле, замыкающих .контактов и обмотки третьего реле и. к первому выводу третьего переключателя, соединенного вторым выводом с первым выводом третьей обмотки возбуждения, подключенной вторым выводом ко второму выводу первого якоря и к первому выводу четвертой обмотки управления, соединенной вторым выводом с первыми Выводами первых замыкающих контактов первого реле, размыкающих контактов третьего реле и со вторым выводом второго переключателя, подключенного третьим выводом к третьему выводу третьего переключателя и ко вторым выводам первых замыкающих контактов первого реле и размыкающих контактов третьего реле, а четвертым выводом — к третьему выводу первого переключателя, ко второму выводу второй сигнальной лампы и ко второму выводу замыкающих контактов третьего реле, второй вывод обмотки которого соединен с анодом третьего диода, с первой обкладкой конденсато- . ра и с эмиттером первого транзистора, подключенного базой к коллектору второго транзистора и к первому выводу первого резистора, соединенного вторым выводом с коллектором первого транзистора и с первым выводом второго резистора, подключенного вторым выводом к первому выводу замыкающей кнопки, соединенной вторым выводом с подвижным. выводом переменного резистора и с базой второго транзистора, подключенного эмиттером к первым выводам третьего и четвертого резисторов, и терморезистор, соединенный первым выводом с первым выводом переменного резистора, первую и вторую выходные клеммы системы сервопривода, соединенные с первым и вторым вывода20 ми вторых замыкающих контактов первого реле, отличающийся тем, что, с целью повьппения надежности сервопривода, в нем дополнительно установлены пятый, шестой, седьмой и восьмой резисторы, третий транзис-" тор и стабилитрон, соединенный катодом со второй обкладкой конденсатора, с эмиттером второго транзистора и со вторым выводом переменного резистора, а анодом — с первым выводом восьмого резистора и с базой третьего транзистора, подключенного коллектором к первой клемме источника постоянного напряжения и ко второму выводу вось35 мого резистора, а эммитером — к первому выводу второго резистора, первые выводы пятого, шестого и седьмого резисторов соединены, соответственно с первым, вторым, третьим выходами тахо40 метра, а вторые выводы — соответственно с первым, вторым и третьим выводами выпрямителя, подключенного четвертым выводом ко второму выводу третьего резистора, а пятым выводом — к

45 первому выводу терморезистора, соеди ненного вторым выводом со вторым выводом четвертого резистора.

1287097

Составитель Ю.Гладков

Техред М.Ходанич Корректор Г. Решетник

Редактор К.Волощук

Заказ 7713/49

Тираж . 862 Подписное

ВНИИПИ Государственного комитета СССР по делам изобретений и открьтий

113035, Москва, Ж-35, Раушская наб., д. 4/5

Производственно-полиграфическое предприятие, г ° Ужгород, ул. Проектная, 4

Сервопривод Сервопривод Сервопривод Сервопривод Сервопривод Сервопривод 

 

Похожие патенты:

Изобретение относится к автоматике и может быть использовано для автоматизации технологических процессов выработки электроэнергии, а также в химической промышленности и т.п

Изобретение относится к системам автоматического управления и автоматизированного электропривода с расширенным диапазоном регулирования

Изобретение относится к машиностроению и может быть использовано при управлении механизмами, требующими точной остановки, например станками с числовым программным управлением, роботами-манипуляторами и т

Изобретение относится к теплоэнергетической технике и может быть использовано для регулирования питания прямоточных котлов, имеющих два или более параллельных трубопроводов питания

Изобретение относится к области металлургической техники и может быть использовано для автоматизации транспортных систем, например, в литейном производстве при транспортировке опок, форм и полуформ

Изобретение относится к области автоматики и предназначено для использования в системах числового программного управления станками

Изобретение относится к области систем автоматического управления электроприводами

Изобретение относится к области систем автоматического регулирования ; процессов с переменным транспортным запаздыванием и может быть использовано в системах регулирования процессов производства длинномерных изделий

Изобретение относится к следящим системам, работающим на переменном токе, и может быть использовано для устройств с широким диапазоном изменения скоростей вращения, требующих точной стабилизации малых скоростей вращения

Изобретение относится к системам автоматического управления и может быть использовано в образцах техники, работающих в условиях воздействия помех и пропадании информационных сигналов, а также в установках для научных исследований

Изобретение относится к автоматическому регулированию астатических объектов с нелинейными корректирующими устройствами

Изобретение относится к области регулирования и может быть использовано в каналах управления летательного аппарата, электропривода робота и при автоматизации различных технологических процессов

Изобретение относится к области автоматического управления и регулирования и может быть использовано при построении систем регулирования объектами с несколькими управляющими и одним выходным воздействиями

Изобретение относится к области систем автоматического управления, в частности к технике формирования управляющих сигналов в системе с люфтом

Изобретение относится к автоматике и может быть использовано в системах управления различными инерционными объектами, например, поворотными платформами, промышленными роботами, летательными аппаратами

Изобретение относится к автоматическим системам управления для магнитных измерений и исследования характеристик магнитотвердых материалов

Изобретение относится к области систем автоматического управления, в частности к технике формирования управляющих сигналов в системе с люфтом

Изобретение относится к области автоматического регулирования, а конкретно к приводам подъемных механизмов, работающих в условиях значительной неуравновешенности нагрузки, например, электрогидравлические приводы стрелового оборудования экскаваторов, кранов, подъемников и т.п
Наверх