Способ изготовления обмотки полого ротора и устройство для его осуществления

 

1. Способ изготовления обмотки полого ротора, включающий образование секционных обмоток путем наматывания провода на оправку, формовку обмотки, ее пропитку и отверждение, отличающийся тем, что секционные обмотки 7 и 8 наносятся на дискообразный каркас 2 с конической периферийной поверхностью 3 и укрепляют по (Л 1C QD О 4 О5 Ю Фиг.

СОЮЗ СОВЕТСКИХ

СОЦИАЛИСТИЧЕСНИХ РЕСПУБЛИК

ÄÄSUÄÄ 1290462 (Я)4 Н02 1504

ОПИСАНИЕ ИЗОБРЕТЕНИЯ

К ABTOPCHOMV СВИДЕТЕЛЬСТВУ

ГОСУДАРСТВЕННЫЙ КОМИТЕТ СССР

ПО ДЕЛАМ ИЗОБРЕТЕНИЙ И ОТНРЫТИЙ (89) 142632 DD (21) 7770943/24-07 (22) 30.11.79 (31) WP Н 02 К/210054 (32) 21.12.78 (33) DD (46) 15.02.87. Бюл. № 6 (71) ФЕБ Электромоторенверк Харта (DD) (72) Веиденсдорфер Гюнтер и Ролофф Фолкер (DD) (53) 621.318.44 (088.8) (54) СПОСОБ ИЗГОТОВЛЕНИЯ ОБМОТКИ ПОЛОГО РОТОРА И УСТРО1:(СТВО

ДЛЯ ЕГО ОСУЩЕСТВЛЕНИЯ (57) 1. Способ изготовления обмотки полого ротора, включающий образование секционных обмоток путем наматывания провода на оправку, формовку обмотки, ее пропитку и отверждение, отличающийся тем, что секционные обмотки 7 и 8 наносятся на дискообразный каркас 2 с конической периферийной поверхностью 3 и укрепляют по

1290462 меньшей мере на трех рядах крючкообразных держательных элементов 4, при этом перед формовкой обмотки каждую секционную обмотку 7 и 8 прессуют, пропитывают и предварительно отверждают.

2. Способ по п. 1, отличающийся тем, что секционные обмотки 7 и 8 изготавливают из непрерывного провода 10, образуя радиальную петлевую обмотку 6 эллипсоиднообразной гексагональной формы, при этом секционные обмотки 7 и 8 перемещаются аксиально наклонно на каркасе 2 обмотки, опираясь на него нижними частями, и удерживаются в этом положении при помощи держательных элементов 12 — 14.

3. Способ по п. 1, отличающийся тем, что намотку радиальной петлевой обмотки

6 производят так, что намоточный провод

10 перемещают по очереди, исходя из держательного элемента 12 первого ряда, к выполненной конусообразной оправке 11 после определенного числа витков к перемещаемому держательному элементу 13 второго ряда, оттуда опять к оправке 11, а после определенного числа витков к соответствующему аксиально перемещаемому держательному элементу 14 третьего ряда и оттуда к следующему держательному элементу 12 первого ряда, при этом в этой фазе оттягивают оправку 11 от радиальной секционной обмотки (7 и 8).

Изобретение относится к технологии изготовления электрических машин, в частности изготовления обмотки полого ротора микродвигателя постоянного тока. Применение таких приводов происходит там, где требуется незначительная инерция ротора, связанная с малым временем пуска, и возможность хорошего управления приводом.

В известных полых роторах обмотки наматываются на вспомогательный сердечник до образования призматической секции обмотки, причем после процесса намотки эта секция снимается с сердечника и посредством приспособления перемещается вокруг находящихся в одной плоскости обмоток таким образом, что возникает плоская полоса обмотки. Эта полоса секции обмотки изгибается до достижения замкнутой формы цилиндрической оболочки и посредством пригодного клеющего средства фиксируется в этом положении и упрочняется. После этого секция обмотки ротора надевается на выполненный из изолирующего материала несущий диск, который до этого был прочно связан с валом ротора, закрепляеся в выводы об5

t5

4. Способ по п. 1, отличающийся тем, что при преобразовании радиальной обмотки

5 в обмотку полого ротора петлевую обмотку 6, укрепленную на каркасе 2 обмотки, направляют и удерживают посредством формирующего тела 21 и приемного устройства через отверстие воронкообразного полого цилиндра 17.

5. Устройство для изготовления обмотки полого ротора, преимущественно из радиальной петлевой обмотки, содержащее полый цилиндр и цилиндрический формирующий элемент, отличаюи(ееся тем, что оно снабжено приемной оправкой 18, выполненной с возможностью аксиального перемещения, опорным и направляющим элементом

19, связанным с приемной оправкой, а отверстие полого цилиндра 17 выполнено воронкообразным с диаметром, на приемной стороне большим, чем максимальный диаметр преобразуемой радиальной петлевой об-. мотки 6, и уменьшением его до диаметра формируемой обмотки 5 полого ротора, при этом диаметр, соответствующий диаметру полого ротора, выполнен на расстоянии, равном по меньшей мере двукратной длине обмотки 5 полого ротора, а формирующее тело 21 имеет диаметр, которой соответствует внутреннему диаметру обмотки 5 полого ротора. мотки, изготовленные сразу в ходе процесса намотки и соединяются после этого с соответствующими ламелями коллектора. При этом коллектор или находится в качестве плоского коллектора непосредственно на несущем диске или в качестве цилиндрического коллектора связан с несущим диском (патент США № 2721284, кл. 310 — 266) .

Необходимое при этом процессе изготовления перемещение отдельных частичных секций обмотки вызывает взаимное смещение расположенных один рядом с другим отдельных витков (одного относительно другого), благодаря чему возникает возможность повреждения отдельных витков, и соответственно изоляции провода. В дальнейшем существует опасность, обусловленная деформацией плоской полосы в цилиндрическую секцию обмотки, так как эта секция обмотки имеет неуровновешенность, которую нужно дополнительно устранять. Этот процесс балансировки при такого рода небольших полых роторах несет в себе дополнительные технологические проблемы. Кроме того, процесс производства изготовленных та1290462 ким образом полых роторов охватывает несколько этапов изготовления и монтажа.

Известен также способ изготовления обмотки полого ротора, включающий образование секционных обмоток путем намотки провода на оправку, формовку обмотки, ее пропитку и отверждение (авторское свидетельство СССР № 598189, кл. Н 02 К 15/08, 1976) .

Однако для наматывания требуются сложные и дорогие намоточные станки и процесс монтажа ухудшает надежность ротора.

Цель изобретения — разработать способ изготовления обмотки для не имеющего ферромагнитного сердечика полого ротора с незначительными экономическими затратами, высокой точностью и надежностью.

Поэтому в основе изобретения лежит задача сконструировать обмотку полого ротора и ротор таким образом, чтобы стало возможным осуществление непрерывного машинного изготовления, минуя трудоемкие ручные процессы.

Поставленная цель достигается тем, что согласно способу изготовления обмотки полого ротора, включающему образование секционных обмоток, путем намотки провода на оправку, формовку обмотки, ее пропитку и отверждение, секционные обмотки наносят на дискообразный носитель с конической периферийной поверхностью и укрепляют по меньшей мере на трех рядах крючкообразных держательных элементов, при этом перед формовкой обмотки каждую секционную обмотку прессуют, пропитывают и предварительно отверждают, Кроме того, секционные обмотки изготавливают из непрерывного провода, образуя радиальную петлевую обмотку эллипсоиднообразной или гексагональной формы, при этом секционные обмотки перемещают аксиально наклонно на носитель обмотки. опираясь на него нижними частями, и удерживаются в этом положении при помощи держательных элементов, а намотку радиальной петлевой обмотки производят так, что намоточный провод подводят по очереди, исходя из держательного элемента первого ряда, к выполненной конусообразной оправке после определенного числа витков к перемещаемому держательному элементу (13) второго ряда, оттуда опять к оправке, а после определенного числа витков к соответствующему аксиально перемещаемому держательному элементу третьего ряда и оттуда к следующему держательному элементу первого ряда, при этом в этой фазе оправку оттягивают от радиальной секционной обмотки.

Кроме того, при преобразовании радиальной обмотки в обмотку полого ротора петлевую обмотку, укрепленную на носителе обмотки, направляют и удерживают при помоформирующего тела и приемного устройства

55 через отверстие воронкообразного полого цилиндра.

Поставленная цель достигается также тем, что устройство для преобразования радиальной петлевой обмотки в обмотку полого ротора, содержащее полый цилиндр и цилиндрический формирующий элемент, снабжено приемной оправкой, выполненной с возможностью аксиального перемещения, опорным и направляющим элементом, связанным с приемной оправкой, а отверстие полого цилиндра выполнено воронкообразным с диаметром, на приемной стороне большим, чем максимальный диаметр преобразуемой радиальной петлевой обмотки, и уменьшением его до диаметра формируемой обмотки полого ротора, при этом диаметр, соответствующий диаметру полого ротора, выполнен на расстоянии, равном по меньшей мере двукратной длине обмотки полого ротора, а формирующее тело имеет диаметр, который соответствует внутреннему диаметру обмотки полого ротора.

На фиг. 1 показан ротор с радиальной элипсообразной петлевой обмоткой; на фиг. 2 — то же, с радиальной шестиугольной петлевой обмоткой; на фиг. 3 намоточное устройство с ротором в радиальной петлевой обмотке, поперечное сечение; на фиг. 4 — устройство преобразования из петлевой формы в форму полого ротора.

Ротор (фиг. 1) обладает радиальными секционными обмотками, имеющими форму элипса, которые перекрываются в нахлест и тем самым образуют радиальную петлевую обмотку. Каждая из этих радиальных секционных обмоток 7 опирается своей нижней частью, смещенной аксиально наискось, на каркас 2 обмотки и закреплена на крючкообразных держательных элементах

4. Посредством перемычкаобразных соединений 22 держательных элементов 12 происходит соединение с коллекторными ламелями

16 плоского коллектора 23. Крючкообразные держательные элементы 4 установлены равномерно на ступенчатой конической поверхности 3, находящейся со стороны коллектора, выполненного в форме диска каркаса

2 обмотки, изготовленного из изолирующего материала. Этот каркас 2 обмотки прочно связан с валом 1 ротора.

Ротор, изображенный на- фиг. 2, обладает такой же компоновкой как и ротор, изображенный на фиг. 1, только радиальные частичные обмотки имеют шестиугольную форму. На фиг. 2 изображен ротор с цилиндрическим коллектором 24.

Наматывающее устройство с ротором (фиг. 3) содержит наматывающее устройство 9 с базирующим устройством 25 для вала 1 ротора, имеющего каркас 2 обмотки.

Держательные элементы 4 (фиг. 1 и 2 установлены в три ряда, состоящих из аксиально смещенных держательных элементов

12 — 14 в ступенчатой конической поверхнос1290462 ти 3 на расположенной со стороны коллектора окружной поверхности каркаса 2 обмотки. Держательный элемент 12 обладает перемычкообразным удлинением 22, которое проходит через каркас 2 обмотки к коллекторным ламелям 16 цилиндрического коллектора 24. Конусообразная оправка 11 связана через направляющий и удерживающий . рычаг 26 с приводом 27 и тем самым с намоточным устройством 9.

Устройство (фиг. 4) для преобразования из петлеобразной обмотки в обмотку поло -о ротора состоит из полого цилиндра 17, который через приводной механизм 20 может передвигаться в аксиальном направлении, а также из входящей в полый цилиндр

17 аксиально подвижной оправки 18, которая перемещается посредством опорного узла 19 и одного зажимного устройства (не показано), и формирующего тела 21, которое жестко закреплено в устройстве 15.

Приводной механизм 20 также закреплен в устройстве 15.

На направляющий и удерживающий рычаг 26 надевается оправка 11, имеющая контур формы обмотки. После этого вал 1 ротора, имеющий каркас 2 обмотки, вводится в базирующее устройство 25 намоточного устройства 9. Обмоточный провод 10 присоединяется с помощью известных средств (не показаны) к первому держательному элементу 12, от этого элемента обмоточный провод 10 подводится к оправке 11, после определенного числа витков обмоточный провод 10 подводится к держательному элементу 13, на котором закрепляется, и опять возвращается назад к оправке 11.

После определенного числа витков обмоточный провод 10 проводится к держательному элементу 14, на котором закрепляется и подводится к следующему держательному элементу 12 и на нем закрепляется. Во время обратного перемещения обмоточного провода 10 от держательного элемента 14 к следующему держательному элементу 12 оправка 11 посредством привода 27 через направляющий и удерживающий рычаг 26 вытягивается из намотанной радиальной секционной обмотки 7 или

8 в направлении привода, при этом секционная обмотка 7 или 8 плоско обжимается через фиксирующий элемент (не пока= зан) .

После этого базирующее устройство 25 с валом 1 ротора и каркасом 2 обмотки передвигается дальше на точно определенный шаг обмотки, так что снабженный напоследок обмоткой держательный элемент 13 приводится в перпендикулярное положение к оправке 11. Затем оправка 11 через привод

27 и направляющий и удерживающий рычаг 26 опять приводится в положение намот5

55 ки, причем обмоточный привод 10 опять подводится к оправке 11 и таким же образом производится наматывание следующей радиальной частичной обмотки. Если намотаны все секционные обмотки радиальной петлевой обмотки 6, то все секционные обмотки еще раз плоско обжимаются, так что они занимают точно определенное аксиально скошенное положение на каркасе 2 обмотки.

После этого вал 1 ротора с закрепленной на каркасе 2 обмотки радиальной петлевой обмоткой 6 выводится из базирующего устройства 25. Затем изготовленная таким образом радиальная петлевая обмотка 6 посредством пригодного клеющего средства предварительно упрочняется и подводится к устройству 15, где происходит пластическое формообразование из радиаль»ой петлевой обмотки 6 в обмотку 5 плоского ротора.

С этой целью каркас 2 обмотки, имеющий радиальную петлевую обмотку, вдвигается концевой частью вала 1 ротора в сквозное отверстие формирующего тела 21.

На другой конец вала 1 ротора надевается оправка 18. После этого оправка 18, которая передвигается благодаря опорному узлу 19 и зажимному устройству, перемещается в направлении тела 21 таким образом, что каркас 2 обмотки плоско прилегает к этому органу. В этом положении происходит фиксация оправки 18 и тем самым вала 1 ротора. После этого посредством приводного механизма 20 полый цилиндр 17 передвигается с увеличивающейся скоростью в направлении формирующего тела 21. Этот процесс оканчивается, если опорный узел

19 прилегает к предназначенному для вала

1 ротора базирующему элементу оправки 18.

При этом завершении движения радиальная петлевая обмотка 6 преобразуется в обмотку

5 полого ротора благодаря воронкообразной форме полого цилиндра 17. После окончания этого процесса полый цилиндр 17 благодаря реверсу приводного механизма 20 возвращается опять в свое исходное положение. После этого снимается фиксация базируюгцего элемента оправки 18 и оправка 18 отводится назад в свое исходное положение. Вал 1 ротора вместе с закрепленной через каркас 2 обмоткой полого ротора вытягивается из формирующего тела

21. Изготовленная таким образом обмотка

5 полого ротора в известном устройстве, имеющем определенное число оборотов, пропитывается пригодным клеющим средством, при этом одновременно происходит балансировка. Дополнительно обмотка 5 полого ротора бандажируется с помощью пригодного средства. После этого происходит соединение коллекторных ламелей 16 с перемычкообразными удлинениями 22 держательных элементов 12.

1290462

Фиг. 5

/290462

77

17

Редактор T. Парфенова Техред И. Верес Корректор М. Демчик

3а каз 7913/54 Тираж 683 Подписное

ВНИИПИ Государственного комитета СССР по делам изобретений и открытий

113035, .Москва, Ж вЂ” 35, Раушская наб., д. 4/5

Производственно-полиграфическое предприятие, г. Ужгород, ул. Проектная, 4

Способ изготовления обмотки полого ротора и устройство для его осуществления Способ изготовления обмотки полого ротора и устройство для его осуществления Способ изготовления обмотки полого ротора и устройство для его осуществления Способ изготовления обмотки полого ротора и устройство для его осуществления Способ изготовления обмотки полого ротора и устройство для его осуществления Способ изготовления обмотки полого ротора и устройство для его осуществления 

 

Похожие патенты:

Изобретение относится к зажимным устройствам обрабатьюаемых изделий в технологическом процессе и может быть использовано в области электромашиностроения для обжима обмотки якоря электродвигателя

Изобретение относится к технологическому оборудованию для изготовления обмоток эл

Изобретение относится к технологическому оборудованию для изготовления электротехнических изделий, в частности для бандажирования стержней магнитопроводов, и может быть использовано в области электромашиностроения

Изобретение относится к техн.оло .гии электромашиностроения и может быть использовано при изготовлении электрических машин с полым якорем

Изобретение относится к технологическому оборудованию дпя изготовления электрических машин и может быть использовано в электротехнической промышпенности

Изобретение относится к области электромашиностроения и может быть использовано при изготовлении обмоток статоров

Изобретение относится к изготовлению корпусной изоляции катушки электрической машины

Изобретение относится к технологии изготовления электрических машин и может быть использовано в электромашиностроении при изготовле нии дисковых якорей без магн топровода

Изобретение относится к электротехнике, а именно энергетическому машиностроению, касается электродвигателей и генераторов и может быть использовано при изготовлении элементов возбуждения электромагнитного поля, в частности обмоток возбуждения

Изобретение относится к электротехнике и касается технологии изготовления намотанных по шаблону обмоток статора

Изобретение относится к области электротехники и электромашиностроения и может быть использовано при производстве обмоток электрических машин

Изобретение относится к области электротехники, а именно к формированию обмотки многорядовой катушки каркасного или бескаркасного типа, преимущественно для статоров вентильных двигателей

Изобретение относится к области электротехники и касается устройств для изготовления катушек обмотки возбуждения электрических машин, в частности бескаркасных полюсных катушек статоров вентильных двигателей

Изобретение относится к области электротехники и электромашиностроения и может быть использовано в производстве стержней статорных обмоток электрических машин, в частности турбо- и гидрогенераторов

Изобретение относится к области электротехники и электромашиностроения и может быть использовано для добычи нефти и других пластовых жидкостей

Изобретение относится к электротехнике и может быть использовано в производстве высоковольтных электрических машин

Изобретение относится к области электротехники и касается особенностей конструктивного выполнения стержней обмоток машин переменного тока с расширенным уравниванием полей и может быть использовано в машинах средней и большой мощности, например турбо- и гидрогенераторах

Изобретение относится к электромашиностроению, в частности к способу изготовления статора электрической машины, преимущественно большой мощности, с обмоткой, имеющей непрерывную изоляцию в пазовой и лобовой частях
Наверх