Устройство для ограничения тока в реверсивном электроприводе постоянного тока

 

Изобретение относится к электротехнике и может быть использовано для управления электродвигателями постоянного тока. Повышение быстродействия достигается введением оптоэлектронного ключа 17, дополнительного вентильного моста, собранного на вентилях 18, 19,20,21, дополнительного стабилитрона 22 и командоконтроллера 25. Устройство обеспечивает плавный выбор зазоров в передаче, а также возможность работы с постоянным,предельно допустимым ускорением в переходных процессах. 2 ил. (Л со о о: 14)

СОЮЗ СОВЕТСКИХ

СОЦИАЛИСТИЧЕСКИХ

РЕСПУБЛИК (51)4 Н 02 P 5/06

ОЛИСАНИЕ ИЗОБРЕТЕНИЯ

Н А ВТОРСНОМУ, СВИДЕТЕЛЬСТВУ

sag40 ;:

ГОСУДАРСТВЕННЫЙ КОМИТЕТ СССР

ПО ДЕЛАМ ИЗОБРЕТЕНИЙ И ОТКРЫТИЙ (61) 519833 (21) 3959172/24-07 (22) 03.10.85 (46) 15.04.87. Бюл. У 14 (71) Львовский политехнический институт им. Ленинского комсомола (72) P Ñ. Кишко (53) 621.316.718.5 (088.8) (56) Авторское свидетельство СССР

У 519833, кл. Н 02 P 5/06, 1977.

1 (54) УСТРОЙСТВО ДЛЯ ОГРАНИЧЕНИЯ ТОКА

В РЕВЕРСИВНОМ ЭЛЕКТРОПРИВОДЕ ПОСТОЯННОГО ТОКА

„„SU„„1304160 A 2 (57) Изобретение относится к электротехнике и может быть использовано для управления электродвигателями постоянного тока. Повышение быстродействия достигается введением оптоэлектронного ключа 17, дополнительного вентильного моста, собранного на вентилях 18, 19,20,21, дополнительного стабилитрона 22 и командоконтроллера

25. Устройство обеспечивает плавный выбор зазоров в передаче, а также возможность работы с постоянным,предельно допустимым ускорением в переходных процессах. 2 ил.

1 13041

Изобретение относится к электротехнике и может быть использовано в электроприводах постоянного тока с регулируемым токоограничителем.

Цель изобретения — повышение быстродействия электропривода, На фиг.1 приведена схема устройства, на фиг.2 — статические механические характеристики электропривода с устройством для ограничения тока. 10

Устройство для ограничения тока в реверсивном электроприводе постоянного тока содержит датчик 1 тока,двигатель 2, обмотки 3 и 4 управления, преобразователь 5, стабилитрон 6, делитель 7 напряжения, .вентильный мост, собранный на вентилях 8-11,резисторы 12 и 13, транзистор 14, вентили 15 и 16, оптоэлектронный ключ

17, дополнительный вентильный мост, 2О собранный на вентилях 18-21,дополнительный стабилитрон 22, дополнительные ограничивающие резисторы 23 и 24, командоконтроллер 25, регулируемый резистор 26, задающую обмотку 27 управления.

Датчик 1 тока включен последовательно в якорную цепь двигателя 2, подключенную к преобразователю 5. К выводу вентильного моста, образованному вентилями 10 и 11, через резисторы 12 и 13 подключены эмиттер и база транзистора 14, причем вентильный мост подключен к датчику 1 тока. !

База транзистора 14 через стабилитрон 35

6 .соединена с подвижным контактом делителя 7 напряжения, включенного на выход вентильного моста. Коллектор транзистора 14 подключен к общей точке вентилей 15 и 16, а вторые выводы вентилей 15 и 16 через обмотки 3 и 4 управле4ия преобразователя 5 связаны с разноименными выводами датчика тока якоря. К базе транзистора 14 и дополнительному подвижному контакту 45 делителя 7 подключен выход оптоэлектронного ключа 17. Вход оптоэлектронного ключа 17 через первый дополнительный. ограничивающий резистор 23 подключен параллельно дополнительно- 50 му стабилитрону 22, подключенному на выход дополнительного вентильного моста, образованного вентилями 1821. Вход дополнительного вентильного моста через второй дополнительный ог-. 55 раничивающий резистор 24 подключен параллельно части регулируемого командоконтроллером 25 резистора 26 в

60 2 цепи задающей обмотки 27 управляемого преобразователя 5.

В качестве преобразователя 5 может быть использован, например, генератор постоянного тока с тиристорным или иным возбудителем, тиристорный преобразователь и т.п. Огтоэлектронный ключ может быть реализован на базе диодных, тиристорных и транзисторных оптопар в сочетании с транзисторами, диодами и др. элементами или без них.

Устройство работает следующим образом.

Если оптоэлектронный ключ 17 закрыт, напряжение с датчика 1 тока выпрямляется вентилями 8-11 и подается на делигель 7 напряжения., Часть этого напряжения снимается с подвижного контакта делителя 7 и приклады- вается к стабиличрону 6. Когда ток якоря при пуске или торможении двигателя достигает значения, при котором напряжение, приложенное к стабилитрону 6, превышает напряжение его пробоя, в цепи базы транзистора 14 появляется ток, который его открывает. В результате в одной из обмоток

3 или 4 управления преобразователя 5 протекает ток, приводящий к ограничению тока якоря двигателя.

Если оптоэлектронный ключ l7 от-, крыт, его выход шунтирует стабилитрон 6 и часть делителя 7 напряжения, что приводит к значительному уменьшению тока отсечки. Управление оптоэлектронным ключом 17 осуществляется со стороны цепи задания. На первом и последующих промежуточных положениях командоконтроллере 25 по резистору

26 протекает ток и на нем имеется напряжение, обеспечивающее открывание оптоэлектронного ключа 17 и уменьше-. ние тока отсечки до величины,требуемой для плавного выбора зазоров в передаче ° Подключение оптоэлектронного ключа 17 к дополнительному подвижному контакту 7 обеспечивает удобство наладки системы электропривода,так как с его помощью легко установить требуемое значение минимального тока отсечки, исходя из требования плавного выбора зазоров в передаче., и избежать влияния технологического разброса параметров элементов схемы.

При рабочем положении командоконтроллера 25, соответствующем заданию максимальной скорости д двигателя 2, командоконтроллер 25 шунтирует

3 1304 часть резистора 26, с которой подается сигнал во входную цепь оптоэлектронного ключа 17, напряжение на ней исчезает, пропадает ток в управляющей цепи оптоэлектронного ключа 17 и он закрывается. При этом ток отсечки увеличивается и его значение, определяемое напряжением пробоя стабилитрона 6, выбирается исходя из максимально допустимого ускорения меха- 1р низма при выбранных зазорах в передаче.

Дополнительный мост из вентилей

18-21 предназначен для обеспечения функционирования устройства при из- 15 менении полярности напряжения задания U „д и направления тока в цепи задающей обмотки 27. Дополнительный стабилитрон 22 совместно с резистором

24 обеспечивают стабилизацию величи- 2р ны напряжения, прикладываемого к входной цепи оптоэлектронного ключа

17 на промежуточных положениях командоконтроллера 25, что при соответствующе1 выборе параметров стаби- 25 литрона 22 и резистора 23 гарантирует открывание оптоэлектронного ключа 17 на всех промежуточных положениях командоконтроллера 25 с учетом технологического разброса парамет- Зр ров элементов схемы во всем возможном диапазоне рабочих температур.

При этом одновременно осуществляется защита входной цепи оптоэлектронного ключа 17 от недопустимо больших токов, которые могли бы возникнуть в ней на первых промежуточных положениях командоконтроллера 25, при ко торых напряжение на резисторе 26 может быть сравнительно высоким. 40 Как видно из семейства промежуточных механических характеристик а, Ь и с, приведенных на фиг.2, они обеспечивают плавный выбор зазоров в передаче как при разгоне двигателя, 45 так и при его торможении.

3а счет неизменного минимального значения тока отсечки I. на промежуточных характеристиках а...с обеспечивается ограничение момента в на- 50 чальный период разгона электропривода даже при сравнительно быстрых перемещениях командоконтроллера. При достижении комавдоконтроллером крайнего положения, которому соответству-55 ет характеристика g на фиг.2, ток якоря возрастает до предельного значения, определяемого величиной тока

160 4 отсечки 1„ Благодаря высокому коэффициенту заполнения характеристики g разгон будет примерно равноус-коренным с предельно допустимым ускорением.

Такая же картина обеспечивается и при торможении.При переходе из крайнего положения командоконтроллера (характеристика g) через промежуточные (характеристики с, Ь, а) ток при торможении ограничивается значением

l„,, В нулевом положении командоконтроллера ток через задающую обмотку 27 не протекает. Поэтому оптоэлектронный ключ 17 закрывается и ток якоря двигателя повышается до предельно допустимого значения, определяемого величиной Т „ Этому положению командоконтроллера соответствует характеристика е на фиг.2.Таким образом, в начальный момент торможения, благодаря малому значению тормозного момента, обеспечивается плавный выбор зазоров в передаче, а благодаря высокому коэффициенту заполнения характеристики е — дальнейшее эффективное торможение.

Аналогично достигается требуемое изменение момента двигателя и при переводе командоконтроллера из одного крайнего положения в другое, т.е. при реверсе.

При манипуляциях командоконтроллером в промежуточных положениях,что иногда требуется при выполнении маневровых работ, ток якоря ограничивается значением I,,, что исключает удары в передачах. Выбором соответствующей величины скорости на первом положении командоконтроллера достигается ограничение тока якоря при торможении постановкой командоконтроллера из первого положения в нулевое.

Рассмотренное семейство статических характеристик электропривода обеспечивается при условии, что на участке токоограничения этих харак,теристик транзистор 14 работает в активном режиме. Параметры элементов устройства могут быть и такими, при которых транзистор 14 на участке .токоограничения при росте тока якоря вначале работает в активном режиме,а потом переходит в режим насыщения.

Характеристики электропривода, соответствующие этому случаи, изображены

Формула изобретения

Составитель Ю. Воробьев

Редактор М. Товтин Техред И.Попович Корректор M. Самборская

Заказ 1322/56

Тираж 661 Подписное

ВНИИПИ Государственного комитета СССР по делам изобретений и открытий

113035, Москва, Ж-35, Раушская наб., д. 4/5

Производственно-полиграфическое предприятие, г. Ужгород, ул. Проектная,4

5 13041 на фиг.2 пунктиром. При этих характеристиках можно обеспечить равномерное повышение стопорного тока по мере приближения к крайнему положению командоконтроллера. Эти характеристики также обеспечивают требуемый характер изменения момента при пускотормозных переходных процессах.

Таким образом, устройство обеспе- 1О чивает плавный выбор зазоров в передаче, а также обеспечивает возможность работы с постоянным предельно допустимым ускорением в переходных процессах. Все это повышает быстро- 15 действие электропривода.

Устройство для ограничения тока в 20 реверсивном электроприводе постоянного тока по авт.св. У 519833,о т60 6 л и ч а ю щ е е с я тем, что, с целью повышения быстродействия электропривода, оно снабжено оптоэлектронным ключом, дополнительными вентильным мостом и стабилитроном,двумя ограничивающими резисторами и регулируемым резистором в цепи задающей обмотки преобразователя, а делитель з напряжения снабжен дополнительным подвижным контакй>м, причем выход оптоэлектронного ключа подключен к базе транзистора и дополнительному подвижному контакту делителя напряжения, à его вход через первый дополнительный ограничивающий резистор присоединен параллельно дополнительному стабилитрону, подключенному на выход дополнительного вентильного моста, вход которого через второй дополнительный ограничивающий резистор подключен параллельно регулируемому резистору.

Устройство для ограничения тока в реверсивном электроприводе постоянного тока Устройство для ограничения тока в реверсивном электроприводе постоянного тока Устройство для ограничения тока в реверсивном электроприводе постоянного тока Устройство для ограничения тока в реверсивном электроприводе постоянного тока 

 

Похожие патенты:

Изобретение относится к электротехнике и может быть использовано в механизмах с большими моментами инерции и зазорами в зубчатых передачах

Изобретение относится к электротехнике и м.б, использовано в высокоточных электроприводах

Изобретение относится к электротехнике и может быть использовано в устройствах, где требуется плавный пуск электродвигателя

Изобретение относится к электротехнике и может быть использовано в механизмах с форсированным режимом разгона двигателя

Изобретение относится к электротехнике и может быть использовано в широкорегулируемых электроприводах металлорежутдих станков

Изобретение относится к электротехнике , в частности к устройствам защиты электродвигателей постоянного тока, и м.б

Изобретение относится к системам управления копаюш,ими механизмами одноковшовых экскаваторов и позволяет повысить надежность управления за счет исключения аварийных режимов

Изобретение относится к области транспорта и может быть использовано в электроприводах локомотивов

Изобретение относится к электр- - технике и может быть использовано в электроприводах постоянного тока

Изобретение относится к электротехнике

Изобретение относится к электротехнике, в частности к системам управления реверсивными вентильными электроприводами постоянного тока с раздельным управлением групп вентилей преобразователя, и может быть использовано в металлургической, бумагоделательной и других отраслях промышленности

Изобретение относится к электротехнике, в частности к позиционным электроприводам постоянного тока, и может быть использовано для автоматизации металлорежущих станков, электромеханических роботов и других механизмов

Изобретение относится к электротехнике, а именно к системам стабилизации угловой скорости, построенным на принципе контура фазовой синхронизации, в которых в качестве датчика обратной связи используется сельсин или многополюсный синусно-косинусный вращающийся трансформатор

Изобретение относится к электротехнике, а именно к системам стабилизации угловой скорости, построенным на принципе контура фазовой синхронизации, в которых в качестве датчика обратной связи используется сельсин или многополюсный синусно-косинусный вращающийся трансформатор

Изобретение относится к системам стабилизации скорости вращения двигателей постоянного тока

Изобретение относится к электротехнике и может быть использовано в системах автоматического управления для регулирования частоты вращения электродвигателя постоянного тока
Наверх