Двухлопастный движитель

 

Изобретение относится к экспериментальной аэрои гидродинамике, в частности к моделям для испытания двухлопастных движителей, и позволяет повысить маневренность судна путем регулирования его дифферента. Двухлопастный движитель содержит вал СЛ

СОЮЗ СОВЕТСНИХ

СОЦИАЛИСТИЧЕСНИХ

РЕСПУБЛИК (19) (11) (5)) 4 В 63 Н 3 00, 25 42

ОПИСАНИЕ ИЗОБРЕТЕНИЯ

К А BTOPCXOMY СВИДЕТЕЛЬСТВУ

ГОСУДАРСТВЕННЫЙ КОМИТЕТ СССР

ПО ДЕЛАМ ИЗОБРЕТЕНИЙ И ОТНРЫТИЙ (21) 3954218/27-11 (22) 13.08.85 (46) 30.04.87. Бюл. В 16 (75) В. И. Борушнов (53) 629.12:532.582.5.037(088.8) (56) Лучанский И. А., Яновский А. А.

От весла до водомета. — Л.: -Судостроение, 1964, с. 126-127, рис. 121. (54) ДВУХЛОПАСТН11Й ЛВИ (ИТВЛЬ (57) Изобретение относится к экспериментальной аэро- и гидродинамике, в частности к моделям для испытания двухлопастных движителей, и позволяет повысить маневренность судна путем регулирования его дифйерента.

Двухлопастный движитель содержит вал !

1, жестко соединенный с рычагом 4 с отогнутыми цод прямым углом к оси вала концами 1, которые входят в проушины 6, выполненные в виде кольца ступицы, образуя шарнирное соединение рычага 4 со ступицей. Регулятор направления упора выполнен в виде универсального шарнира, содержащего паровую опору 13, охватывающий последнюю обвод 10, на котором по периметру жестко установлен подшипник 11 няУ ружчая обойма которого имеет два пальца 12, которые в свою очередь входят в проушины 9, образуя шарнирное соединение последней с ободом 10. Для создания упора в плоскости вращения лопастей необходимо наклонить обод 10 на опоре 13 ня некоторый угол относительно оси вращения вала 1, например, в положение 5. 2 з.п, ф — лы, 2 ил.

Изобретение относится к экспери— ментальной гидродинамике, в частности к моделям для испытания двухлопастных дBижителей.

Цель изобретения — повышение ма- 5 невренности транспортного средства путем регулирования его дифферента или тангажя.

На фиг. 1 изображен двухлопастный движитель, вид спереди; на фиг. 2— то же, вид сбоку, Двухлопастный движитель содержит вал 1 с резиномотором 2, у-становленный и корпусе 3 и жестко соединенный с рычагом 4 с отогнутыми под прямым углом к оси вала концами 5, которые входят в проушины б, выполненные в виде кольца ступицы 7, образуя шарнирное соединение рычага 4 со ступицей 7, 20

На ступице 7 жестко установлены под заданным углом друг к другу вдоль шарнирного соединения рычага 4 со ступицей 7 лопасти Я и проушины 9, На ободе 10 установлен подшипник

11, наружная обойма которого имеет два пальца 12, которые входят в проушины 9 ступицы 7, образуя шарнирное соединение последней с ободом 10, Закрутив резиномотор ?, когда обод занкмяет положение А (плоскость вращения обоймы подшипника 11 перпендикулярна оси вращения вала 1), запус †кают модель в среду, например в воду ° 35

При вращении вала 1 вращаются связанные с ним лопасти 8, вращается и обойма подшипника 11, которую увлекают за собой проушины 9 ступицы 7, Так как плоскость вращения обоймы подшип- 40 ника 11 перпендикулярна оск вращения

2 вала 1, то и плоскость ступицы будеч перпендикулярна оси вращения вала, следовательно, будут равны углы атаки двух лопастей 8, равны первоначально заданным, В этом случае движитель создает только осевой упор.

При закрутке резиномотора в другую сторону, лопасти двкжителя при вращении создают осевой упор в другую сторону, аналогично указанному.

Модель будет двигаться вперед илк назад, Для создания упора в плоскости вращения лопастей необходимо отклонить обод 10 на некоторый угол относительно оси вращения вала 1, для чего вручную повора ивают обод 10 на требуемый угол на паровой опоре 13, например в положение 5 . Силы трения удерживают задянное положение обода 10, При вращении движителя в каком-либо направленкк проушины 9 ступицы 7 увлекают за собой пальцы 12 обокмы подшипника 11, плоскость вращения которого находится в данном случае под углом к оси вращения вала, в результате чего ступица 7 поворачивается вокруг своей продольной оск в проушинах 6, что приводит к изменению положения лопастей 8 относительно плоскости вращения вала 1, На фкг, 1 и 2 изображен момент в двух проекцкях, когда обод 10 занимает, например положение 5 . В этот момент обе лопасти 8 находятся поц одинаковым углом атаки, т,е, угол равен установленному первоначально, следовательно, дви— житель в этот момент создает только осевой упор, По мере дальнейшего поворачивания вала 1 движителя, напри—

3 l 3068 мер слева направо (по часовой стрел— ке), палец 12, изображенный на фиг ° 1 слева, описав дугу в четверть оборота, достигает крайней правой точки отклоненного обода 10, а палец 12 изображенный на фиг. 1 справа, достигает крайней левой точки отклоненного обода 10, В этом положении плоскость ступи- tp цы 7, повернувшись в проушинах 6, станет параллельна плоскости обода

10. Установочные углы лопастей не изменятся относительно друг друга и относительно ступицы, но изменится по- 15 ложение лопастей 8 относительно оси вращения вала 1, а именно: лопасть 8, изображенная на фиг. 1 сверху, уменьшит угол атаки, а лопасть изображенная снизу, увеличит его, За следую- 2р щую четверть оборота лопасти вновь займут положение, изображенное на фиг. 1, но поменявшись местами, т.е, положение равенства углов атаки относительно оси вращения вала. 25

Следовательно, за каждые пол-оборота вала 1 движителя одна лопасть увеличивает угол атаки до максимума и вновь возвращается к исходному среднему положению, другая в это же вре- 3р мя уменьшает угол атаки до минимума.

За каждый полный оборот движителя с одной его стороны упор увеличивается, а с другой уменьшается.

Таким образом одновременно созда- 35 ется и осевой, и боковой упоры и модель движется в направлении вектора сил. Обод 10 может быть установлен в любом положении на шаровой опоре 13, следовательно, и направление боково- 4р

ro упора может быть изменено в пределах от 0 до 360 . Угол наклона обода

10 определяет не только направление бокового упора, но и степень его (чем меньше угол наклона обода 10, тем 45 меньше упор в плоскости вращения, а больше вдоль оси вращения и наоборот).

08 4 формулаизобретения

1. Двухлопастный движитель, содержащий вал с охватывающим его корпусом, ступицу с закрепленными на ней противоположно друг другу двумя лопастями, рычаг с отогнутыми и расположенными на одной прямой, перпендикулярной к оси вращения вала движителя, концами, связанный с его валом, а также регулятор направления упора этого движителя, о т л и ч а ю m и йс я тем, что, с целью повьш<ения ма— невренности транспортного средства путем регулирования его дифферента или тангажа, рычаг жестко связан с валом движителя, а лопасти жестко закреплены на ступице, снабженной четырьмя проушинами, установленными на ней попарно на взаимно перпендикулярных прямых, причем оси отверстий проушин расположены в одной плоскости и проходят через оси вращения вала дви жителя, при этом рычаг своими отогнутыми концами установлен в отверстиях одной пары проушин с возможностью поворота лопастей вокруг этих концов, а регулятор направления упора движителя содерх<ит универсальный шаровой шарнир с двумя пальцами, шарнирно установленными в отверстиях другой пары проушин на ступице.

2. Движитель по п. 1, о т л и— ч а ю шийся тем, что универсальный шарнир содержит шаровую опору с центром на осях вращения вала движителя и поворота лопастей, сквозь которую пропущен корпус вала, охватывающий шаровую опору обод, установленный на этой опоре с возможностью вращения вокруг центра, а также подшипник, жестко связанный с ободом по его периметру, причем вышеупомянутые пальцы установлены на обойме снаружи этого подшипника.

3. Движитель по п. 1, о т л и— ч а ю шийся тем, что ступица выполнена в виде плоского кольца.

130 808

Составитель А, Петрушин

Техр ед Л. Олейник

Редактор M. Дылын

Корректор Л. Патай

Заказ 1487/16 Тираж 409

ВНИИПИ Государственного комитета СССР по делам изобретений и открытий

113035, Москва, Ж-35, Раушская наб,, д, 4/5

Годписное

Производственно-полиграфическое предприятие, г. Ужгород, ул ° Проектная, 4

Двухлопастный движитель Двухлопастный движитель Двухлопастный движитель Двухлопастный движитель 

 

Похожие патенты:

Изобретение относится к судостроению

Изобретение относится к судостроению, в частности к движителям подводных аппаратов, имеющих полные обводы корпуса
Наверх