Способ контроля неравномерности воздушного зазора асинхронного двигателя с короткозамкнутым ротором

 

Изобретение относится к способам контроля величины неравномерности воздушного зазора в асинхронном электродвигателе с короткозамкнутым ротором. Цель изобретения - повьшение точности измерения. Электродвигатель на холостом ходу разгоняют до номинальной скорости вращения и замеряют электрический сигнал, пропорциональный величине неравномерности воздушного зазора. В качестве электрического сигнала, пропорционального величине неравномерности воздушного зазора, используют среднеквадратичное четных гармоник, которые выделяют из кривой тока, протекающего через обмотку электродвигателя. Способ позволяет снизить трудозатраты при определении величины неравномерности воздушного зазора. 1 ил. (Л оо 1 IND 00 оо

СОЮЗ СОВЕТСКИХ

СОЦИАЛИСТИЧЕСКИХ

РЕСПУБЛИК (51)4 G 01 R 31/34

ОПИСАНИЕ ИЗОБРЕТЕНИЯ

Н А ВТОРСНОМУ СВИДЕТЕЛЬСТВУ

ГОСУДАРСТВЕННЫЙ КОМИТЕТ СССР

ПО ДЕЛАМ ИЗОБРЕТЕНИЙ И ОТКРЫТИЙ (21) 3883353/24-07 (22) 03.01.85 (46) 30.05 ° 87. Бюл. У 20 (71) Специальное конструкторскотехнологическое бюро Производственного объединения "Завод имени Владимира Ильича" (72) А.Е.Загорский, Г.А.Крикунчик и З.А.Захарова (53) 621.313(088.8) (56) Авторское свидетельство СССР

М - 1121633, кл. С 01 R 31/34, 1983, Авторское свидетельство СССР

М 1219989, кл. G 01 R 31/34, 1984.

„„SU„„1 142 8 А1 (54) СПОСОБ КОНТРОЛЯ НЕРАВНОМЕРНОСТИ

ВОЗДУШНОГО ЗАЗОРА АСИНХРОННОГО ДВИГАТЕЛЯ С КОРОТКОЗАМКНУТЬК РОТОРОМ (57) Изобретение относится к способам контроля величины неравномерности воздушного зазора в асинхронном электродвигателе с короткозамкнутым ротором. Цель изобретения — повьппение точности измерения. Электродвпгатель на холостом ходу разгоняют до номинальной скорости вращения и замеряют электрический сигнал, пропорциональный величине неравномерности воздушного зазора. В качестве электрического сигнала, пропорционального величине неравномерности с воздушного зазора, используют среднеквадратичное четных гармоник, которые выделяют из кривой тока, протекающего через обмотку электродвигателя.

Способ позволяет снизить трудозатраты при определении величины неравномерности воздушного зазора. 1 ил.

288

1 1314

Изобретение относится к электротехнике, а точнее к электромашиностроению, и может быть использовано для контроля величины неравномерности воздушного зазора (эксцентритета) в асинхронных двигателях с короткоэамкнутым ротором при их сборке и испытаниях.

Цель изобретения — повышение точности измерений. 10

На чертеже изображена экспериментально снятая тарировочыая кривая (сплошная линия) среднеквадратичного значения четных гармоник тока (П) от относительного эксцентриситета + (точками показаны замеренные значения эксцентриситета для партии двигателей).

Определение величины неравномер- gg ности воздушного зазора по предлагаемому способу производят следующим образом.

Электродвигатель на холостом ходу разгоняют до номинальной скорости 25 вращения, после чего иэ кривой тока, протекающего через его обмотки выделяют четные гармоники и вычисляют среднеквадратичное значение их.

Как показали экспериментальные иссле- 3g дования, кривая тока, протекающего через обмотки асинхронного электродвигателя, имеет несинусоидальную форму при питании его от источника. синусоидального напряжения, причем наличие четных гармоник вызывается только неравномерностью воздушного зазора..

Степень неравномерности воздушного зазора пропорциональна среднеквад- 4р ратичному Эначению выделяемых четных гармоник в кривой тока, протекающего через обмотки электродвигателя.

Способ может быть реализован с помощью известных технических средств,45 например выделение четных гармоник может производиться с помощью резонансных фильтров, а вычисление среднеквадратичного значения — с помощью тепловых или электромагнитных изме- 5О рительных приборов.

Пример. Для проведения испытания из партии асинхронных двигателей, типа 4А80В143 был отобран двигатель с практически равномерным воэ- 55 душным зазором (измерения с помощью щупов, а также по четным гармоникам тока показали, что близок к нулю).

Для получения заданной неравномерности воздушного зазора стачивались на определенную величину замки под крьппки подшипников, после чего двигатель разгонялся и с помощью анализатора гармоник СКЧ-56 замерялись величины четных гармоник тока. Результаты измерений представлены на чертеже в виде сплошной кривой. Номинальный воздушный зазор двигателя с 0,5.мм, Е -Е)d, где E — абсолютная величчна эксцентриситета (в мм), Значения напряжения U указаны для второй гармоники.

Остальные двигатели испытываемой партии разгонялись на холостом ходу и анализатором гармоник измерялась величина второй гармоники в токе статора. Полученная величина (точки не чертеже) сравнивалась с тарировочной кривой, в результате чего определялась величина эксцентриситета ротора. Зазор контролировался с помощью щупа через просверленные в боковых щитах отверстия, 1

Таким образом: в кривой тока статора АД при неравномерности воздушного зазора появляются четные гармоники, причем наиболее ярко выражается вторая гармоника; величина второй гармоники тока АД зависит от значения эксцентриситета воздушного зазора; расхождения расчетных значений неравномерности воздушного зазора, определенных по второй гармонике, и экспериментальных не превысили 77.

Предлагаемый способ (по сравнению с известным) снижает трудозатраты при определении величины неравномерности .воздушного зазора и повышает при этом точность измерения.

Формула и з обретения

Способ контроля неравномерности воздушного зазора асинхронного двигателя с короткоэамкнутым ротором, заключающийся в том, что разгоняют двигатель на холостом ходу, выделяют из тока статора гармонические сос тавляющие, несущие информацию о неравномерности воздушного зазора, формируют контролируемый сигнал, пропорциональный неравномерности воздушного зазора, и по его отличию от сигнала уставки судят о величи0Е

0,8

Составитель А.Трепутнева

Техред В.Кадар Корректор С.Черни

Редактор А.Ревин

Заказ 2210/47 Тираж 7.31 Подписное

ВНИИПИ Государственного комитета. СССР по делам изобретений и открытий

113035, Москва, Ж-35, Раушская наб., д. 4/5 Производственно-полиграфическое предприятие, r. Ужгород, ул. Проектная, 4 не неравномерности воздушного зазора, отличающийся тем, что, с целью повышения точности измерения, выделяют из тока статора

1314288 4 четные гармоники, а контролируемый сигнал формируют пропорционально среднеквадратичному амплитуд выделенных четных гармоник тока.

Способ контроля неравномерности воздушного зазора асинхронного двигателя с короткозамкнутым ротором Способ контроля неравномерности воздушного зазора асинхронного двигателя с короткозамкнутым ротором Способ контроля неравномерности воздушного зазора асинхронного двигателя с короткозамкнутым ротором 

 

Похожие патенты:

Изобретение относится к электромашиностроению и может быть использовано для проведения испытаний электродвигателей

Изобретение относится к электроизмерительной технике и используется для определения электромагнитной асимметрии нулевых точек электрических машин

Изобретение относится к контролю преимущественно в условиях эксплуатации и ремонта электрических машин постоянного тока, имеющих компенсационные обмотки

Изобретение относится к области электротехники и может быть использовано для косвенного контроля неравномерности воздушного зазора

Изобретение относится к электромашиностроению и может быть использовано при испытаниях и исследованиях электрических машин постоянного тока

Изобретение относится к испытанию энергетических машин, в частности к способам определения параметров синхронной машины

Изобретение относится к электромашиностроению , а именно к способам определения параметров асинхронного двигателя по высшим гармоникам

Изобретение относится к измерительной аппаратуре, применяемой в электротехнике, и, в частности, может быть использовано для контроля воздушного зазора синхронной электрической машины, например гидрогенератора

Изобретение относится к диагностированию электрооборудования, а именно к способам определения технического состояния работающих электродвигателей вентиляторов, размещенных в неразборных корпусах, и выявления неисправностей на ранних стадиях их развития

Изобретение относится к области электроэнергетики и может быть использовано в электрических машинах, работающих в энергосистемах

Изобретение относится к отводу высокочастотного сигнала ошибки из высокочастотного электромагнитного поля в электрической мощной машине с несущим электрическую обмотку статором

Изобретение относится к машиностроению, а именно, к способам и устройствам послеремонтного испытания электрических машин постоянного тока и, в частности, на горных предприятиях для послеремонтного испытания двигателей, генераторов экскаваторов, буровых станков и др

Изобретение относится к устройствам для исследования параметров генераторов и может быть использовано при лабораторных и производственных испытаниях синхронных и асинхронных генераторов

Изобретение относится к электротехнике и касается способов и устройств для испытаний статора, при осуществлении которых разнообразные испытания, такие, как испытания характеристики сопротивления, характеристики экстратока, направления вращения и выдерживаемого напряжения статора проводят ранее соединения полностью изготовленного статора с ротором

Изобретение относится к диагностическому оборудованию и может быть использовано для диагностирования генераторных установок, работающих совместно с аккумуляторными батареями
Наверх