Способ обработки червячного колеса модифицированной червячной передачи

 

Изобретение относится к области машиностроения, в частности к обработке червячных колес модифицированных передач. Цель изобретения - повышение качества,. КПД и термической мощности червячной передачи за счет создания оптимальных условий для формирования масляного клина. Модифицирование боковых поверхностей зубьев червячного колеса осуществляют путем последовательного занижения входных и выходных торцовых участков инструментов червячного типа установленного под углом к средней плоскости червячного колеса. При этом значения углов определяют в соответствии с зависимостью t arctg (a.,j:K:bj), где - угол наклона инструмента при обработке входных участков боковой поверхности зубьев червячного колеса; угол наклона инструмента при обработке выходных участков боковой поверхности зубьев червячного колеса; 4, - боковой зазор у торцов колеса между боковыми поверхностями входных участков зуба колеса и витка червяка, равный боковому зазору между валом и втулкой воображаемого подшипника жидкостного трения, соответствующий углу охвата червяка колесом червячной передачи; j боковой зазор у торцов колеса между боковыми поверхностями выходных участков .зуба колеса н витка червяка (с целью одинаковой безопасности возникновения кромочного контакта между боковыми поверхностями витков червяка и зубьев колеса принимают й i )i К - козффициент, учитывающий протяженность модифицированных участков, длина которых в соответствии с теорией гидродинамической смазки, должна обеспечивать большую протяженность входного участка, чем выходного; Ъ - ширина витка червячного колеса . В передаче, червячное колесо которой модифицировано предложенным способом, на входном участке колеса образуется геометрический клин повышенной протяженности, по длине которого затягивается масло в несущую зону и прокачивается через нее, обусловливая разделение трущихся поверхностей . 3 ил. с (Л со ND СО to а СП

СОЮЗ СОВЕТСНИХ

РЕСПУБЛИН (яп 4 В 23 Р ll/00

ОПИСАНИЕ ИЗОБРЕТЕНИЯ

Н АВТОРСКОМУ(СВИДЕТЕЛЬСТВУ

ГОСУДАРСТВЕННЫЙ НОМИТЕТ СССР

ПО ДЕЛАМ ИЗОБРЕТЕНИЙ И ОТНРЫТИЙ (21) 4002144/25-08 (22) 18.11.85 (46) 15.07.87. Бюл. Р 26 (71) Сызранский турбостроительный завод и Научно-производственное объединение по технологии машиностроения ЦНИИТМАШ (72) В.А.Попов, О.В.Модзелевский, В.А.Врашев, Л.В.Цегельницкий и Л.Ю.Тухаринов (53) 621.914 04:833.383 (088.8) (56) Авторское свидетельство СССР

В 992138, кл. В 23 F 11/00, 1980. (54) СПОСОБ ОБРАБОТКИ ЧЕРВЯЧНОГО КОЛЕСА, МОДИФИЦИРОВАННОЙ ЧЕРВЯЧНОЙ ПЕРЕДАЧИ (57) Изобретение относится к области машиностроения, в частности к обработке червячных колес модифицированных передач. Цель изобретения — повышение качества, ° КПД и термической мощности червячной передачи за счет создания оптимальных условий для формирования масляного клина. Модифицирование боковых поверхностей зубьев червячного колеса осуществляют путем последовательного занижения входных и выходных торцовых участков инструментом червячного тина установленного под углом к средней плоскости червячного колеса. При этом значения углов определяют в соответствии с зависимостью с 1 + Rlctp (llf :К:Ь ), 1 где d — угол наклона инструмента при обработке входных участков боко„„SU„„> 323265 А1 вой поверхности зубьев червячного колеса; cL — угол наклона инструмента при обработке выходных участков боковой поверхности зубьев червячного колеса;, — боковой зазор у торцов колеса между боковыми поверхностями входных участков зуба колеса и витка червяка, равный боковому зазору между валом и втулкой воображаемого подшипника жидкостного трения, соответствующий углу охвата червяка колесом червячной передачи; З вЂ” боковой зазор у торцов колеса между боковыми поверхностями выходных участков зуба колеса и витка червяка (с целью одинаковой безопасности возникновения кромочного контакта между боковыми поверхностями витков червяка и зубьев колеса принимают = д„ );

К вЂ” коэффициент, учитывающий протяженность модифицированных участков, длина которых в соответствии с теорией гидродинамической смазки, должна обеспечивать большую протяженность входного участка, чем выходного; Ь< — ширина витка червячного колеса, В передаче, червячное колесо которой модифицировано предложенным способом, на входном участке колеса образуется геометрический клин повышенной протяженности, по длине которого затягивается масло в несущую зону и прокачивается через нее, обусловливая разделение трущихся поверхностей. 3 ил.

-!323265Изобретение относится к машиностроению, в частности к обработке червячных колес модифицированных передач.

Цель изобретения — повышение каче- 5 ства, КПД и термической мощности червячной передачи за счет создания оптимальных условий для формирования масляного клина.

На фиг,! изображена схема относи- !О тельного расположения обрабатываемо— го колеса и оси инструмента при обработке входных участков боковой поверхности зубьев червячного колеса.; на фиг ° 2 — то же, при. обработке вы- 15 ходных участков боковой поверхности зубьев червячного колеса; на фиг. 3 расчетная схема определения бокового зазора у торцов колеса между боковыми поверхностями входных участков 20 зуба колеса и витка червяка.

Иодифицирование боковых поверхностей l зубьев 2 червячных колес 3 выполняют методом обката путем последовательной дообработки входных 4 (фиг.l) и выходных 5 (фиг.2) участков боковых поверхностей 1 зубьев 2 червячного колеса 3 с двух установок инструмента. С одной установки выполняют обработку входных участков 4 бо- 30 ковых поверхностей 1 зубьев 2 червячного колеса 3 при угле а, (фиг.l) наклона оси инструмента относительно положения 0-0. Угол Ы„ меньше по абсолютной величине Угла d< (r,2) 35 наклона оси инструмента при обработке выходных участков 5 боковых поверхностей 1 зубьев 2 червячного колеса 3.

Значения углов наклона инструмента к средней плоскости червячного колеса определяют по зависимости

1 2 с(, = + агсСд -----—

1 К Ь2 где Ы, — угол наклона инструмента при обработке входных участков боковой поверхности зубьев червячного колеса „ 50

c(— угол наклона. инструмента при

1 обработке выходных участков боковой поверхности зубьев червячного колеса,", боковой зазор у торцов коле- 55 са между боковыми поверхностями входных участков зуба колеса и витка червяка, равный боковому зазору между валом и втулкой воображаемого подшипника жидкостного трения, соответствующий углу охвата червяка колесом червячной передачи;

6 — боковой зазор у торцов колеса между боковыми поверхностями выходных участков зуба колеса и витка червяка, равный л, К вЂ” коэффициент, учитывающий протяженность модифицированных участков> длина которых в соответствии с теорией гидродинамической смазки должна обеспечивать большую протяженность входного участка, чем выходного; ширина витка червячного колеса, мм, При выборе л, и д, а также протяженности указанных модифицированных участков зубьев колеса исходят иэ теории жидкостного трения, которая нашла практическое применение при изготовлении подшипников жидкостного трения (ГВКТ).

В ПЖТ максимальный диаметральный зазор между активными поверхностями (валом и втулкой) принимают, например, по известной зависимости с! „= (0,001. „.0,003) и = К й, где d „ — абсолютная величина зазора в подшипнике;

К вЂ” коэффициент зазора в подшипнике„

d — диаметр вала подшипника.

Переходя от ПЖТ к червячной передаче, имеем очер пер = К . 1чер > где дц — диаметр кривизны делительной винтовой линии червяка.

Угол обхвата червяка колесом 2А определяют по известной формуле

bz

sin

d „— 0,5 m где Й, - диаметр поверхности вершин витков червяка.

Затем в соответствии со схемой, представленной на фиг ° 3, определяют расстояние между двумя точками А и Б, представляющее собой значение величины d, . С целью одинаковой безопасности возникновения кромочного кон1323265

4 нии, равном межосевому расстоянию червячной передачи.

Формула

"ьт

+ агсгд

К b

2 где с(, 2

Ъ

3 такта между боковыми поверхностями витков червяка и зубьев колеса принимаем и = Л„.

При этом даже при одинаковых л, и и имеет место двухкратное превышение протяженности модифицированного входного участка по сравнению с модифицированным выходным участком.

Согласно теории гидродинамической смазки протяженность входного модифи-10 цированного участка должна быть больше протяженности выходного участка, так как на входном участке должен быть сформирован длинный и пологий масляный клин, благодаря которому осу в 15 ществляется разделение трущихся поверхностей, а роль выходного участка ничтожно мала, поэтому для случая червячной передачи модифицирование выходного участка в основном необхо- 20 димо для избежания кромочного контакта активных поверхностей передачи из-за погрешностей изготовления. В передаче с червячным колесом, модифицированным данным способом, на 25 входном участке зуба колеса образуется геометрический клин повышенной протяженности, по длине которого вследствие большой скорости скольжения и связи молекул масла с поверх- 30 ностью червяка затягивается масло в носущую зону и прокачивается через нее, После нарезания известными способами червячного колеса модифицирова- 35 ние боковых поверхностей зубьев выполняют путем дополнительных операций е

I наклоняют суппорт вместе с инструментом из горизонтального положения (ось 0-0 1 на угол 8< по часовой стрелке (+) (ось 0„-Од) и круговой подачей выполняют обработку входных

4 участков боковой поверхности 1 зубьев 2 колеса 3 до половины ширины венца, после чего прекращают круговую подачу; наклоняют суппорт вместе с инструментом на угол Ы от горизонтального положения (ось 0-0) против часо-50 вой стрелки (-) (ось Оц-0 „) и с помощью круговой подачи выполняют обработку выходных участков 5 боковой поверхности 1 зубьев 2 колеса 3 до тех пор, когда будет обработана четверть длины зубьев, т.е. 0,25 Ъ1.

При этом модификация осуществляется при станочном межосевом расстояизобуетения

Способ обработки червячного колеса модифицированной червячной передачи, включающий последовательное занижение входных и выходных торцовых участков инструментом червячного типа, установленным под углом к средней плоскости червячного колеса, о т— л и ч а ю шийся тем, что, с целью повышения качества, КПД и термической мощности червячной передачи за счет создания оптимальных условий для формирования масляного клина,обработку входных и выходных участков. осуществляют при различных углах наклона инструмента, значения которых определяют в соответствии с зависимостью — угол наклона инструмента при обработке входных участков боковой поверхности зубьев червячного колеса; — угол наклона инструмента при обработке выходных участков боковой поверхности зубьев червячного колеса боковой зазор у торцов колеса между боковыми поверхностями входных участков зуба колеса и нитка червяка, равный боковому зазору между валом и втулкой воображаемого подшипника жидкостного трения, соответствующий углу охвата червяка колесом червячной передачи; боковой зазор у торцов колеса между боковыми поверхностями выходных участков зуба колеса и витка червяка, равный Д вЂ” коэффициент, учитывающий протяженность модифицированных участков, длина которых в соответствии с теорией гидродинамической смазки должна обеспечивать большую протяженность входного участка, чем выходного; ширина витка червячного колеса, мм.

1323265

1323265 ф

4К 4 в

Составитель И.Кузнецова

Техред Л. Сердюкова

Редактор М.Дылын

Корректор А,Зимокосов

Заказ 2906/14 Тираж 975 Подписное

ВНИИПИ Государственного комитета СССР по делам изобретений и открытий

113035, Москва, Ж-35, Раушская наб., д.4/5

Производственно-полиграфжческое предприятие, г.ужгород, ул.Проектная, 4

Способ обработки червячного колеса модифицированной червячной передачи Способ обработки червячного колеса модифицированной червячной передачи Способ обработки червячного колеса модифицированной червячной передачи Способ обработки червячного колеса модифицированной червячной передачи Способ обработки червячного колеса модифицированной червячной передачи 

 

Похожие патенты:

Изобретение относится к обработке металлов резанием, в частности к способам зубообработки червячных колес, и может быть использовано в машиностроении, а именно в редукторостроении

Изобретение относится к станкостроению, к зубофрезерным станкам для нарезания червячных колес методом тангенциальной пoдачи

Изобретение относится к машиностроению и может быть использовано для изготовления зубьев-роликов для червячно-роликовых редукторных и нередукторных передач

Изобретение относится к устройству реверсивных беззазорных червячных передач с переменной толщиной витка червяка и может быть использовано в приводах, оснащенных системой автоматического контроля точности изделий, например в нажимных устройствах прокатных станов

Изобретение относится к машиностроению, к зубообработке и может быть использовано при нарезании зубьев червячной цилиндрической передачи

Изобретение относится к машиностроению, к зубообработке и может быть использовано при чистовой обработке зубьев червячных колес

Изобретение относится к машиностроению и может быть использовано для комбинированной обработки зубофрезерованием и упрочнением зубьев червячных колес червячных передач червячными фрезами, имеющими заборный конус и работающими с использованием комбинированной подачи

Изобретение относится к машиностроению, к обработке металлов резанием, в частности к способам зубофрезерования и конструкциям червячных сборных фрез, и может быть использовано для обработки зубофрезерованием с упрочнением зубьев колес методом обкатывания

Изобретение относится к машиностроению и ,в частности, к обработке зубьев зубчатых колес
Наверх