Способ контактной стыковой сварки непрерывным оплавлением

 

Изобретение касается контактной стыковой сварки многослойных деталей, к которым относятся, например, многослойные трубы, состоящие из нескольких слоев тонколистового металла. Целью изобретения является повышение качества сварных соединений путем улучшения центровки, улучшения условий возбуждения процесса оплавления и повышения его устойчивости в начальный период при сварке многослойных деталей. Перед сваркой на торцах многослойных деталей выполняют разделку кромок со стороны, противоположной токоподводу. Ток от токоподводяш,их зажимов проходит по участку трубы с наименьшим электрическим сопротивлением. Разделку кромок осуществляют с притуплением того слоя, к которому подводят ток. Первые контакты на токоподводящем слое образуются в месте притупления. 2 ил. сл 00 to 4 СО оо

СОЮЗ СОВЕТСНИХ

СОЦИАЛИСТИЧЕСНИХ

РЕСПУБЛИК (5D 4 В 23 К 11/04

ОПИСАНИЕ ИЗОБРЕТЕНИЯ

ГОСУДАРСТВЕННЫЙ КОМИТЕТ СССР

ПО ДЕЛАМ ИЗОБРЕТЕНИЙ И ОТКРЫТИЙ

К А ВТОРСКОМ,Ф СВИДЕТЕЛЬСТВУ (21) 3987090/31-27 (22) 11.12.85 (46) 23.07.87. Бюл. № 27 (71) Институт электросварки им. Е. О. Патона (72) С. И. Кучук-Яценко, Б. И. Казымов и А. С. Никитин (53) 621.791 (088.8) (56) Кучук-Яценко С. И. и др. Контактная стыковая сварка толстостенных труб из теплоустойчивых сталей. Автоматическая сварка, № 3, 1966, с. 7 — 10. (54) СПОСОБ КОНТАКТНОЙ СТЫКОВОЙ

СВАРКИ НЕПРЕРЫВНЫМ ОПЛАВЛЕНИЕМ (57) Изобретение касается контактной стыковой сварки многослойных деталей, к кото„„SU„„1324793 А1 рым относятся, например, многослойные трубы, состоящие из нескольких слоев тонколистового металла. Целью изобретения является повышение качества сварных соединений путем улучшения центровки, улучшения условий возбуждения процесса оплавления и повышения его устойчивости в начальный период при сварке многослойных деталей. Перед сваркой на торцах многослойных деталей выполняют разделку кромок со стороны, противоположной токоподводу. Ток от токоподводящих зажимов проходит по участку трубы с наименьшим электрическим сопротивлением. Разделку кромок осуществляют с притуплением того слоя, к которому подводят ток. Первые контакты на токоподводящем слое образуются в месте притупления. 2 ил.

1324793

Изобретение касается контактной стыковой сварки многослойных деталей, к которым относятся, например, многослойные трубы, состоящие из нескольких слоев тонколистового металла.

Цель изобретения — повышение качества сварных соединений путем улучшения центровки, улучшения условий возбуждения процесса оплавления и повышения его устойчивости в начальный период при сварке многослойных деталей.

Выполняют скос кромок на всех элементах со стороны внутренней или наружной поверхности труб, а угол скоса кромок устанавливают в пределах 5...20, при этом величину притупления делают равной 0,4...0,6 толщины одного элемента, чем и достигают поставленную цель.

На фиг. 1 представлена схема разделки кромок многослойных деталей при контактной сварке оплавлением; на фиг. 2 — схема образования жидких перемычек металла в начальный момент оплавления.

На схемах обозначены свариваемые детали 1 и 2, вторичный виток 3 трансформатора, жидкая перемычка 4. металла, газовый пузырь 5, электродинамическая сила толщина одного элемента б, величина притупления 6I.

Согласно предлагаемому способу перед сваркой на торцах многослойных деталей выполняют разделку кромок со стороны, противоположной токоподводу (фиг. 1). В этом случае ток от токоподводящих зажимов через зачищенную поверхность деталей проходит по участку трубы с наименьшим электрическим сопротивлением. Разделку кромок делают с притуплением того слоя, к которому подводят ток (фиг. 1). Поэтому первые контакты образуются на токоподводящем слое в месте притупления.

Лучший технологический прием при сварке многослойных деталей — — разделка кромок без притупления, что значительно облегчает возбуждение процесса. Однако на практике такой прием в значительной мере усложняет процесс центровки деталей перед сваркой, что значительно снижает производительность и качество соединений. Поэтому притупление является важной технологической операцией. При сварке монолитных деталей величина притупления зависит от установленной электрической мощности. При сварке многослойных деталей величина притупления определяется особенностями процесса оплавления таких деталей. Оптимальная величина притупления не должна превышать 60Я толщины токоподводящего слоя.

При большей величине притупления нарушается стабильность оплавления. Это объясняется тем, что в результате локальности процесса образования и разрушения элементарных контактов, на многих участках межслойного зазора, расположенного между токоподводящим слоем и следующим за ним внутренним слоем, полностью отсутствует слой выплавленного металла или его количество очень незначительно. Наличие этого слоя, который может находиться в расплавленном и закристаллизовавшемся состоянии, является основным условием стабильного и устойчивого оплавления. В данном случае выплавленный металл служит дополнительным проводником тока.

Величина притупления, меньшая 40О толщины одного слоя, является нерацио10 нальной по причине дополнительных расходов на подготовку свариваемых кромок, хотя и может считаться допустимой.

Большое влияние на стабильность процесса оплавления в начальный период оказывает утол скоса кромок. С увеличением угла увеличивается количество выплавленного металла, который накапливается на скошенных TopIIBx. В момент образования жидкой перемычки наибольшее действие на нее оказывает электродинамическая сила

20 Q, которая стремится переместить ее в сторону от вторичного контура (фиг. 2). Если торцы многослойных деталей ровные, то перемычки перемещаются в одинаковом зазоре.

По этой причине их разрушение происходит после значительного перегрева, при взрыве газовых пузырей, образованных парами металла в центральных частях перемычек.

При этом значительная часть расплавленного металла выбрасывается в виде искр и брызг. Если торцы труб скошены, то жидкая перемычка перемещается в постоянно расширяющемся зазоре (фиг. 2). В этом случае на перемычку оказывает значительное влияние сила, появление которой обусловлено силами поверхностного натяжения.

В результате взаимодействия двух сил перемычки в центральной части утоняются, поэтому перегреву подвергается меньший обьем металла. Больший объем сосредотачивается у торцов, что вызывает дополнительное расплавление металла. После взрыва перемычки значительная часть металла остается

4р на скошенных торцах. Минимально допустимым углом скоса кромок, при котором на торцах накапливается достаточное количество расплавленного металла, является угол, лежагций в пределах 5...20 . При меньILèõ углах скоса кромок процесс мало отли4 чается от процесса при ровных торцах, так как происходит быстрое выплавление токоподводящего слоя. При этом количество оставшегося на торцах металла незначительно и его расположение по периметру неравномерно. При углах скоса более 20 расстояние между торцами увеличивается настолько быстро, что перемычки очень быстро утоняются и взрываются, не оставляя заметного следа на торцах.

По этой причине при у глах разделки больше 20 процесс возбуждается, но устойчивость процесса сварки в начальный период ухудшается. В результате оплавления получается неравномерная зона разогрева, расширенная у листа с притуплением и заужен24793

Формула изобретения

5... 20

Фиг. 1

13 з ная у листа с разделкой кромок, что в конечном итоге ухудшает качество сварного соединения наружного листа.

Предлагаемый способ сварки позволяет легко возбудить процесс оплавления и повысить его устойчивость в начальный период, что обеспечивает равномерный разогрев многослойных деталей, и тем самым повышает качество сварных соединений.

Пример. Сварка многослойных труб диаметром 1420 мм, состоящих из 3 — 5 слоев листового проката толщиной 4 — 6 мм (как в процессе их изготовления на предприятиях металлургической промышленности, так и при их монтаже при строительстве трубопроводов).

Готовые обечайки с разделкой кромок подают на сварочный участок, устанавливают в зажимах машины для контактной стыковой сварки, центруют и сваривают в течение 3 мин по всему периметру. Для получения одной трубы необходимо выполнить шесть стыков. Внутренний грат удаляется сразу после сварки самой машиной.

Наружный грат удаляется на следующем участке.

Использование при монтаже многослойных труб контактной стыковой сварки повышает производительность сварочных работ, упрощает технологию изготовления многослойных труб, повышает качество сварных

4 соединений, сокращает количество высококвалифицированных рабочих-сварщиков, высвобождает производственную площадь на участке.

Кроме того, повышается качество соеди5 нений, в резул ате чего снижается процент брака. При этом в швах устраняется большое количество дефектов, свойственных способам сварки, при которых образуется литой металл, что повышает эксплуатационную надежность трубопроводов.

Способ контактной стыковой сварки непрерывным оплавлением с односторонним токоподводом, при котором на соединяемых торцах предварительно выполняют односторонний скос кромок, отличающийся тем, что, с целью повышения качества сварных соединений путем улучшения центровки, 0 улучшения условий возбуждения процесса оплавления и повышения его устойчивости в начальный период при сварке многослойных деталей, скос кромок выполняют со стороны поверхности деталей, противоположной поверхности токоподвода, угол скоса

25 кромок устанавливают в пределах 5...20, а величину притупления принимают равной

0,4...0,6 толщины одного элемента из составляющих многослойные детали элементов.

1324793

Составитель Э. Ветрова

Редактор Н. Тупица Техред И. Верее Корректор Л. Патай

Заказ 3000/1 0 Тираж 974 Подписное

ВНИИПИ Государственного комитета СССР по делам изобретений и открытий

113035, Москва, Ж вЂ” 35, Раушская наб., д. 4/5

Производственно-полиграфическое предприятие, г. Ужгород, ул. Проектная, 4

Способ контактной стыковой сварки непрерывным оплавлением Способ контактной стыковой сварки непрерывным оплавлением Способ контактной стыковой сварки непрерывным оплавлением Способ контактной стыковой сварки непрерывным оплавлением 

 

Похожие патенты:

Изобретение относится к сварочному производству, а именно к контактной стыковой сварке непрерывным оплавлением деталей с развитым сечением

Изобретение относится к сварке «и может быть применено при контакт- ,ной стыковой сварке различных деталей , в особенности деталей с большим поперечным сечением

Изобретение относится к гидрооборудованию машин для контактной стыковой сварки оплавлением, осушествляемой с помошью управляемого гидропривода с раздельной группой цилиндров осадки и оплавления

Изобретение относится к сварке и может быть использовано в контактных сварочных машинах для приварки стержней к пластине

Изобретение относится к области сварки и может быть использовано в машинах для контактной стыковой сварки труб, преимущественно при сооружении магистральных трубопроводов как из прямых, так и из гнутых труб

Изобретение относится к контактной стыковой сварке оплавлением, преимущественно к сварке изделий больших сечений в полевых условиях на установках, питающихся от источников электроэнергии ограниченной мощности

Изобретение относится к области сварки и может быть использовано при контактной стыковой сварке оплавлением, преимущественно узких полос или лент

Изобретение относится к выполнению соединений двух изделий из стали различного химического состава методом сварки, преимущественно рельса, изготовленного из высокоуглеродистой стали и железнодорожной крестовины

Изобретение относится к сварке и может найти применение при изготовлении профильных заготовок стыковой контактной сваркой в различных отраслях машиностроения

Изобретение относится к контактной стыковой сварке, а именно к устройствам для сварки рельсов
Изобретение относится к контактной стыковой сварке оплавлением и может использоваться при сварке изделий больших сечений в различных отраслях машиностроения

Изобретение относится к стыковой сварке, в частности сварочному агрегату, и может найти применение при прокладке рельсовых путей и ремонте рельс

Изобретение относится к машиностроению, а именно к способам герметизации контактно-стыковой сваркой трубчатых изделий, в том числе тепловыделяющих элементов (ТВЭЛов) ядерных реакторов, выполненных в виде трубы с заглушкой

Изобретение относится к атомной энергетике и может найти применение для герметизации контактно-стыковой сваркой стержневых тепловыделяющих элементов ядерных реакторов

Изобретение относится к атомной энергетике, а именно к установкам контактно-стыковой сварки стержневых тепловыделяющих элементов (ТВЭЛов) ядерных реакторов

Изобретение относится к области контактной стыковой сварки оплавлением и может быть использовано при сварке деталей с большим поперечным сечением
Наверх