Способ контроля износа соединений вал-втулка

 

Изобретение относится к способам безразборного контроля износа узлов трения и касается контроля износасоединений вал - втулка при эксплуатации или испытаниях. Целью изобретения является повьппение эффективности испытания путем непрерывного безразборного контроля износа соединения вал - втулка. Указанная цель достигается за счет того, что в ходе истирания поверхностей трения вала и втулки при возвратно-вращательном движении вала одновременно регистрируют вибрацию и угол поворота вала. Фиксируют максимум и минимум амплитуды вибраций и за время между ними определяют интервал изменения угла поворота, с учетом которого оценив - ют износ соединения. 2 ил. 00 00 i

СОЮЗ С0ВЕТСННХ

СОЦИАЛИСТИЧЕСКИХ

РЕСПУБЛИК (1У (И) (51)4 С О! N 3 56

ОЛИСАНИЕ ИЗОБРЕТЕНИЯ

К А BTOPCHOMY СВИДЕТЕЛЬСТВУ

l0

ГОСУДАРСТВЕННЫЙ КОМИТЕТ СССР

ПО ДЕЛАМ ИЗОБРЕТЕНИЙ И ОТКРЫТИЙ (21) 4065741/25-28 (22) 24.03.86 (46) 30.08.87. Бюл. и 32 .(71) Ростовский институт инженеров железнодорожного транспорта (72) Ю.А. Евдокимов, Н.А. Щербина, Н.В. Дымов и О.И. Мелешко ,(53) 620.178.162(088.8) (56) Авторское свидетельство СССР

У 1013820, кл. С 01 N 3/56, 1983.

1 (54) СПОСОБ КОНТРОЛЯ ИЗНОСА СОЕДИНЕНИЙ ВАЛ вЂ” ВТУЛКА (57) Изобретение относится к способам безразборного контроля износа узлов трения и касается контроля износа. соединений вал — втулка при эксплуатации или испытаниях. Целью изобретения является повьппение эффективности испытания путем непрерывного безразборного контроля износа соединения вал — втулка. Указанная цель достигается за счет того, что в ходе истирания поверхностей трения вала и втулки при возвратно-вращательном движении вала одновременно регистрируют вибрацию и угол поворота вала.

Фиксируют максимум H минимум амплитуды вибраций и за время между ними определяют интервал изменения угла поворота, с учетом которого оценивают износ соединения. 2 ил.

1334070 где f гиК

4 !

5О б и Е

Изобретение относится к способам испытания материалов на износ,, в частности контроля износа соединений вал — втулка, а также шарнирных соединений.

Цель изобретения - повьщ1ение эффективности контроля износа путем непрерывного безразборного контроля износа соединения, 1Î

На фиг. 1 представлено устройство для осуществления предлагаемого способа; на фиг. 2 — диаграмма определения интервала изменения угла поворота вала. )";

Устройство (фиг. 1) для осуществления способа контроля износа соединений вял — втулка содержит датчик 1 вибраций, усилитель 2, анализатор 3 скорости изменения амплитуды Вибра- 20 ций, блок 4 выбора интервала времени измерения, датчик 5 угла поворота Вала (не показан), усилитель 6 и регистратор 7 интервала угла поворота.

Способ осуществляют, следующим об- 25 разом.

Сообщают одному из элементов соединения возвратно-вращательное движение. Исткрают поверхности трения,Фиксируют параметры трения, в том д0 числе коэффициент трения, регистрируют синхронно амплитуду А вкВибраций датчиком 1 вибраций к угол поворота вала датчиком 5 (фиг. 2).

До времени в контакте вала и втуло 35 ки реализуется трение без проскальзы- вания. В начале проскальзывания поверхности изнашиваются. Амплитуда

А вибраций скачкообразно увеличивает-. ся до максимального значенкя и оста40 ется на этом уровне в течение вре= менк <, Затем Осуществляют реверскрование Вращения зала, что приводит к перекатыванию вала и Втулки и скачкообразному спаду амплитуды вибраций

45 до минимального значения В мОМЕНт ь„

Регистрируют значения углов поворота вала в моменты и ь и по ним опреде- ляют интервал изменения угла поворота ь М, . Износ определяют по формуле б Р r

U =10 — 2(1 — — ) агс р f — gg1, Е

R где f — коэффицкЕнт трения поверхности Вяла и Втулки г и К вЂ” радиусы валя и втулки;

h4 — интервал изменения угла поВорота;

5 и Š— предел текучести и модуль упругости материала.

В общем случае выражение 10 — вхоЕ дит в формулу в степени а, которая зависит от скольжения: для реверсивного а . 1, В других случаях а = 1.

Пример. Валу и втулке, радиусы цилиндрических поверхностей которых r = 4 мм и R = 5 мм, сообщали возвратно-вращательное движение с

О размахом колебании / . Истирали поверхности трения вала и втулки, изготовленных из стали 45 с 6 = 95 кг/мм и Е = 2 10 кг/мм . Коэффициент трения f = 0,3. В ходе испытаний регистрировали вибрации и угол поворота о вала, по которому определяли ась=5,3

В результате износ составил U-О,ббмм. формулаизобретения

Способ контроля износа соединений вал — втулка, заключающийся в том, что сообщают одному из элементов соединения возвратно--вращательное движение, истирают поверхности трения элементов соединения и регистрируют изменение Вибрации, по которой оценивают износ, о т л и ч а ю щ и й. с я тем, что, с целью повышения эффективности, дополнительно регистрируют угол поворота вала. определяют интерBBJI его изменения за время между максимальным .и минимальным значениями амплитуды вибраций, а износ огределяют по формуле

U = 10 — (2(1 — --) arcing f -до б, r коэффициент трения поверхности вала и втулки; радиусь, ьала и втулки.; интервал изменения угла поворота; предел текучести и модуль

-упруго:тк материала.

1334070

Составитель В. Данилов

Техред Л.Сердюкова

Корректор В. Бутяга

Редактор А. Огар

Заказ 3958/42

Тираж 776

ВНИИПИ Государственного комитета СССР по делам изобретений и открытий

113035, Москва, Ж-35, Раушская наб., д. 4/5

Подписное

Производственно-полиграфическое предприятие, r. Ужгород, ул. Проектная, 4

Способ контроля износа соединений вал-втулка Способ контроля износа соединений вал-втулка Способ контроля износа соединений вал-втулка 

 

Похожие патенты:

Изобретение относится к машиностроению , а именно к технике для исследования трибологических свойств материалов, и может быть использовано в текстильной промьштенности

Изобретение относится к области физико-механически с испытаний материалов при трении

Изобретение относится к испытательной технике

Изобретение относится к области исследования материалов на трение и износ, а.именно к оценке коэффициента распределения тепловых потоков

Изобретение относится к испытаниям хрупких материалов на износостойкость и может быть использовано для определения износостойкости единичньпс абразивных зерен

Изобретение относится к области испытания материалов на трение и износ , в частности к определению долго-, вечности твердых смазочных покрытий

Изобретение относится к неразрушающим способам контроля степени поверхностного упрочнения твердых тел в статике и динамике

Изобретение относится к области машиностроения и может быт ь использовано в инструментальном производстве

Изобретение относится к области испытания материалов в газоабразивf е ных средах

Изобретение относится к измерительной технике и предназначено для исследования взаимодействия колес и катков с грунтом

Изобретение относится к методам измерений и может быть использовано при оценке качества шлифовального инструмента

Изобретение относится к испытательной технике, в частности к устройствам для испытания материалов на износ

Изобретение относится к машиностроению и может быть использовано при нанесении износостойких покрытий на трущиеся поверхности деталей, входящих во вращательные кинематические пары механизмов рабочих машин
Изобретение относится к области машиностроения, в частности к проектированию, изготовлению, испытанию, эксплуатации, восстановлению и ремонту машин

Изобретение относится к испытаниям, в частности на термостойкость, и заключается в том, что поверхность испытываемого образца материала подвергают циклическому тепловому воздействию, включающему нагрев поверхности и последующее охлаждение, производя при этом контроль поверхности испытываемого образца материала

Изобретение относится к машиностроению, к области теории механизмов и машин и может быть использовано в качестве установки для определения коэффициентов трения покоя и движения для различных твердых материалов

Изобретение относится к триботехническим испытания, в частности к способам получения циклической нагрузки при испытании на трение и износ

Изобретение относится к испытательной технике, в частности к испытаниям на трение и износ

Изобретение относится к испытательной технике и предназначено для экспериментально-расчетного определения параметров фрикционной усталости поверхностей твердых тел, контактирующих теоретически по линии, например, пар трения типа зуб-зуб в зубчатых передачах, колесо -дорожное полотно
Наверх