Вентильный электродвигатель

 

Изобретение относится к электротехнике . Целью изобретения является расширение области применения на производственные механизмы с моментом сопротивления произвольного вида. Указанная цель достигается введением в вентильный электродвигатель фильтра 17 и сумматора (С) 16. Один вход С 16 соединен с выходом датчика тока выпрямителя 1, другой - с выходом фильтра 17, вход к-рого подключен к выходу датчика 13 напряжения. Выход С 16 подключен к входу интегратора 12. Благодаря введению С 16 и фильтра 17 изменение момента статической нагрузки не влияет на пусковые свойства вентильного электродвигателя . Это дало возможность применять вентильный электродвигатель в производственных механизмах с моментом сопротивления произвольного вида. 2 ил. S (Л с САЭ 00 О5 00 О5

СОЮЗ СОВЕТСКИХ

СОЦИАЛИСТИЧЕСКИХ

РЕСПУБЛИК

ОПИСАНИЕ ИЗОБРЕТЕНИЯ

H А BTOPGHOMV СВИДЕТЕЛЬСТВУ

Риг.1

ГОСУДАРСТВЕННЫЙ КОМИТЕТ СССР

ПО ДЕЛАМ ИЗОБРЕТЕНИЙ И ОТКРЫТИЙ (21) 3965226/24-07 (22) 21.10.85 (46) 07.09.87. Бюл. № 33 (71) Чувашский государственный университет им. И. Н. Ульянова (72) В. А. Чихняев и А. А. Афанасьев (53) 621.313.292.83 (088.8) (56) Operation of à selfemtrolled synonronous mottor withent à shaft position senion (Cenf. Rec. Tnd. АррЬ. Soe. IEEE-IAS 16

Annu Mut, Philadelpfia, Per. Oct, 5 — 9, 1981).

New-Jork, 1982, р. 696 — 701.

Авторское свидетельство СССР № 1257770, кл. Н 02 К 29/00. 28.05.1985.

„„SU„„1336186 А1 (5и 4 Н 02 P 6 00 Н 02 К 29 00 (54) ВЕНТИЛЬНЫЙ ЭЛЕКТРОДВИГАТЕЛЬ (57) Изобретение относится к электротехнике. Целью изобретения является расширение области применения на производственные механизмы с моментом сопротивления произвольного вида. Указанная цель достигается введением в вентильный электродвигатель фильтра 17 и сумматора (С) 16.

Один вход С 16 соединен с выходом датчика тока выпрямителя 1, другой — с выходом фильтра 17, вход к-рого подключен к выходу датчика 13 напряжения. Выход С 16 подключен к входу интегратора 12. Благодаря введению С 16 и фильтра 17 изменение момента статической нагрузки не влияет на пусковые свойства вентильного электродвигателя. Это дало возможность применять Pg вентильный электродвигатель в производственных механизмах с моментом сопротивления произвольного вида. 2 ил.

1336186

Изобретение относится к электротехнике и может быть использовано при создании электроприводов с вентильным электроприводом, коммутация обмоток которого осуществляется зависимым преобразователем частоты со звеном постоянного тока.

Целью изобретения является расширение области применения производственные механизмы с моментом сопротивления произвольного вида.

На фиг. 1 представлена блок-схема вентильного электродвигателя; на фиг. 2 — временные диаграммы, поясняющие работу электродвигателя.

Вентильный электродвигатель содержит выпрямитель 1, выход которого последовательно с дросселем 2, шунтированным тиристором 3, подключен к входу инвертора 4, выход последнего соединен с обмотками якоря синхронной электрической машины 5. Выпрямитель 1, дроссель 2 и инвертор 4 образуют преобразователь частоты вентильного электродвигателя. Управляющие цепи тиристоров выпрямителя 1 через систему 6 импульсно-фазового управления подключены к блоку 7 выбора режимов коммутации, который одновременно подключен к блоку 8 управления тиристором 3 и к управляющему входу переключателя 9. Управляющие цепи тиристоров инвертора могут быть подключены через блок 10 управления и переключатель 9 либо к выходу распределителя 11 импульсов, либо к выходу. системы

12 импульсно-фазового управления, которая через датчик 13 напряжения подключена к обмоткам якоря синхронной машины. Трансформатор 14 тока соединен с входом датчика 15 тока, выход которого соединен с первым входом сумматора 16, второй вход которого соединен с выходом фильтра 17.

Вход фильтра 17 подключен к выходу датчика 13 напряжения. Выход сумматора 16 подключен к входу интегратора 18. Выход интегратора 18 соединен с входом компаратора 19, выход которого соединен с входом распределителя 11 импульсов, входом 20 обнуления интегратора 18 и с входом блока 7 выбора режимов коммутации. Входы установки исходного состояния распределителя

11 импульсов соединены с выходами фазочувствительного выпрямителя 21, входы которого соединены с обмотками якоря синхронной машины 5 через переключатель 22, управляющая катушка последнего подсоединена к первому выходу блока 23 определения начального положения ротора, а второй и третий выходы блока 23 соединены с управляющими входами распределителя 11 импульсов, Фильтр 17 предназначен для выпрямления переменного трехфазного сигнала датчика 13 напряжения в постоянное напряжение и сглаживания пиковых импульсов напряжения. Он состоит из диодного трехфазного моста и конденсатора, подключенного к выходу моста.

По истечении выдержки времени tq переключатель 22 отключается. В момент 4 подается управляющий сигнал U,. Система 6 импульсно-фазового управления выдает сигналы управления на тиристоры выпрямителя 1. Напряжение с выпрямителя 1 подается на инвертор 4, а через его два открытых тиристора — к двум обмоткам якоря синхронной машины 5. Появляется ток двигателя, который через трансформатор 14 тока поступает на вход датчика 15 тока, преобразуется датчиком 15 тока в нормированный сигнал и подается на первый вход сумматора 16. Напряжение Ui> пропорционально падению напряжения в якоре синхронной машины. Одновременно напряжение через два тиристора инвертора 4 поступает на вход датчика 13 напряжения, преобразуется им в нормированный сигнал и подается на вход фильтра 17. С выхода фильтра 17 сигнал, пропорциональный напряжению, поданному на статор электрической машины, подается на второй вход сумматора 16. Указанные сигналы суммируются и усиливаются, и на выходе сумматора 16

Сумматор 16 необходим для суммирования и усиления двух сигналов: с датчика 15 тока и с фильтра 17. Коэффициенты усиления по каждому входу устанавливаются входными резисторами.

Вентильный двигатель работает следующим образом.

Исходное состояние схемы вентильного двигателя: управляющий сигнал U. (фиг. 2) равен нулю и напряжение на выходе выпрямителя 1 отсутствует. После подачи сигнала включения вентильного двигателя на первом выходе блока 23 определения начального положения ротора появляется сигнал 14 4 на включение ключа 22 (момент времени to) . Переменное напряжение, поданное в обмотку возбуждения синхронной машины 5, трансформируется в три фазы статорной обмотки и поступает на входы фазочувствительного выпрямителя 21. В зависимости от положения ротора относительно статора на выходах фазочувствительного выпрямителя 21 создается соответствующая комбинация сигналов (положительных и нулевых), которые подаются на входы установки начального состояния распределителя 11 импульсов. Одновременно в момент времени

25 to с второго выхода блока 23 подается сигнал разрешения 14 в распределитель 11 импульсов. В момент времени t> с третьего выхода блока 23 (сигнал Uzg) на вход распределителя 11 подается стробирующий сигнал записи исходной информации, которая

З0 поступает в распределитель 11 импульсов с фазочувствительного выпрямителя 21. С выхода распределителя 11 импульсов сигналы через переключатель 9 поступают в блок

10 управления тиристорами, где усиливаются и подаются к управляющим электродам двух

З> тиристоров инвертора 4.

l 36186

10

Формула изобретения

15 получается напряжение, пропорциональное скорости вращения вала электродвигателя.

Начиная с момента времени 4, входные сигналы сумматора 16 равны между собой до тех пор, пока электромагнитный момент двигателя не станет равным моменту статического сопротивления на валу (промежуток времени t,) . Далее трогается из неподвижного состояния ротор синхронной машины 5, а на интеграторе 18 появляется входное напряжение, под действием которого интегратор 18 будет интегрировать до напряжения уставки U (постоянное напряжение на втором входе компаратора 19). При соотношении напряжений Vi )U на выходе компаратора 19 скачком появится сигнал

Uig. Через вход 20 обнуления интегратора

l8 подается сигнал на ключ, который шунтирует (разряжает) конденсатор, ограничивая сигнал с выхода компаратора 19.

Напряжение (импульс) Ui с выхода компаратора 19 поступает в блок 7 выбора режимов коммутации, который выдает сигнал в систему 6 импульсно-фазового управления тиристорами выпрямителя 1, переводя его в инверторный режим, и одновременно — в блок 8 управления тиристором 3, включая его для шунтирования дросселя 2 и, кроме того, напряжение U is поступает в распределитель 11 импульсов, изменяя состояние одноФ

ro из выходов Uii. Далее через переключатель 9 и блок 10 управления тиристорами снимается управляющий сигнал с одного тиристора инвертора 4 и подается управляющий сигнал на следующий тиристор, который в свою очередь подключает другую обмотку якоря синхронной машины 5.

В этот момент происходит режим коммутации инвертора 4 путем запирания тока вы п р ям и тел я.

Возвращение выпрямителя 1 в выпрямительный режим и отключение тиристора 3 происходит после исчезновения тока двигателя и выдержки времени, равной времени восстановления запирающих свойств тиристора. Интегратор 18 интегрирует с нулевого состояния под действием изменяющегося (увеличивающегося) напряжения Uiq с выхода сумматора 16.

Последующие моменты коммутации происходят подобно описанному.

Когда частота следования импульса с компаратора 19 достигнет определенной величины (частота врагцения ротора примерно 8 — 10О от номинальной), блок 7 выбора режима коммутации в нужный момент времени переведет переключатель 9 на систему 12 фазового управления 12. Следовательно, инвертор 4 перевелся в режим работы с естественной коммутацией с синхронизацией от напряжения, снимаемого с фаз обмоток синхронной машины 5 через датчик 13 напряжения. Одновременно прекращается подача сигналов управления с блока 7 выбора режчмов коммутации в сис

55 тему 6 импульсно-фазового управления и блока 8 управления тиристором 3.

В описанной схеме изменение момента статической нагрузки не влияет на пусковые свойства вентильного двигателя. Устраняется необходимость замера и установки в моделирующий блок информации о величине момента статической нагрузки.

Таким образом, вентильный электродвигатель без датчика положения ротора на валу электрической машины можно применять в качестве электропривода для производственных механизмов с моментом сопротивления произвольного вида.

Вентильный электродвигатель, содержащий ротор с обмоткой возбуждения, статор с обмоткой якоря, подключенной к выходу преобразователя частоты, выполненного в виде последовательно соединенных управляемого выпрямителя, дросселя, шунтированного тиристором, и инвертора, управляющие цепи тиристоров которого соединены с выходом блока управления, входом связанного через переключатель с выходом системы импульсно-фазового управления и с выходом распределителя импульсов, датчик выходного напряжения преобразователя частоты, подключенный к управляющему входу системы импульсно-фазового управлениия, блок выбора режима коммутации, один выход которого подключен к управляющим входам системы импульсно-фазового управления выпрямителем и блока управления тиристором, а второй выход блока выбора режимов коммутации соединен с управляющим входом переключателя, последовательно соединенные между собой интегратор с входом обнуления и компаратор, выход которого подключен к входу блока выбора режима коммутации, входу обнуления интегратора и управляющему входу распределителя импульсов, соединенному с выходом блока определения начального положения ротора электродвигателя, снабженного переключателем для подключения обмотки возбуждения электродвигателя к источнику переменного тока, а выхода инвертора — к входу фазочувствительного выпрямителя, выход которого соединен с входом установки в исходное состояние распределителя импульсов, и датчика тока выпрямителя преобразователя частоты, отличающийся тем, что, с целью расширения области применения на производственные механизмы с моментом сопротивления произвольного вида, введены фильтр и сумматор, выход которого подключен к входу интегратора, первый вход сумматора — к выходу датчика тока выпрямителя преобразователя частоты, второй вход сумматора подключен к выходу фильтра, вход которого соединен с выходом датчика выходного напряжения инвертора преобразователя частоты.

1336186

Составитель С. Пекарь

Редактор С. Пекарь Техред И. Верес Корректор В. Гирняк

Заказ 3812/53 Тираж 659 Подписное

ВНИИПИ Государственного комитета СССР по делам изобретений и открытий

113035, Москва, Ж вЂ” 35, Раушская наб., д. 4/5

Производственно-полиграфическое предприятие, г. Ужгород, ул. Проектная, 4

Вентильный электродвигатель Вентильный электродвигатель Вентильный электродвигатель Вентильный электродвигатель 

 

Похожие патенты:

Изобретение относится к электротехнике

Изобретение относится к электротехнике

Изобретение относится к электротехнике и может быть использовано в следящих системах автоматики

Изобретение относится к электротехнике

Изобретение относится к электротехнике и может быть использовано в вентильных электроприводах, например в вентильных электроприводах, авиационньпс механизмов

Изобретение относится к электротехнике

Изобретение относится к электротехнике

Изобретение относится к электротехнике и может быть использовано в электроприводах механизмов подач металлорежущих станков с числовьм программным управлением,в промышленных роботах

Изобретение относится к электротехнике и может быть использовано в электроприводах механизмов подач металлорежущих станков с числовьм программным управлением,в промышленных роботах

Изобретение относится к электротехнике

Изобретение относится к электротехнике , в частности к вентильным электродвигателям (ВД )

Изобретение относится к электро-, технике и может быть использовано в качестве электрической машины в управляемых электроприводах, где требуется обеспечение рекуперации энергии , например в качестве стартер-генератора для двигателей внутреннего сгорания транспортных устройств

Изобретение относится к электротехнике и может быть использовано в следящих системах автоматики

Изобретение относится к электромашиностроению

Изобретение относится к электротехнике

Изобретение относится к магнитоэлектрическим двигателям, предназначенным для работы в электроприводе с ограниченным углом поворота ротора, в электроприводе с колебательным движением ротора

Изобретение относится к электрическим машинам с бесконтактной коммутацией секций якорной обмотки

Изобретение относится к электротехнике

Изобретение относится к электротехнике , а именно к электрическим машинам, и может исполь.эоваться в качестве моментного двигателя привода следящих систем и систем стабилизации объектов различного назначения

Изобретение относится к электротехнике

Изобретение относится к вращающимся электрическим машинам и может быть использовано в вентильных электродвигателях с постоянными магнитами на роторе
Наверх