Устройство для обучения радиотелеграфистов

 

Изобретение относится к тренажерам радиотелеграфистов. Цель изобретения - повышение точности устройства за счет более правильного определения нижнего слухового порога операторов при приеме знаков кода Морзе на слух путем обеспечения разнотональной структуры элементов знаков Точки и Тире. Это повьшает объективность оценки нижнего слухового порога радиотелеграфиста. Устройство содержит генератор 1 импульсов, распределитель 2 импульсов, формирователь 3 кодов Морзе, блок 4 сравнения ответов, пульт 5 оператора, счетчик 6, блок 7 частотной модуляции, ключ 8, звуковой генератор 9 , делитель 10 напряжения , дешифратор 11, электроакустический преобразователь 12, блок 13 индикации, элементы И 14, 15, элемент ИЛИ 16, формирователь 17 импульсов . 1 ил. с (Л с:

СОЮЗ СОВЕТСКИХ

СОЦИАЛИСТИЧЕСНИХ

РЕСПУБЛИК

„„80„, 133 2 (5ц 4 G 09 В 19/26

ГОСУДАРСТВЕННЫЙ КОМИТЕТ СССР

ПО ДЕЛАМ ИЗОБРЕТЕНИЙ И ОТКРЫТИЙ

ОПИСАНИЕ ИЗОБРЕТЕНИЯ,3,, 1

К АВТОРСКОМУ СВИДЕТЕЛЬСТВУ (21) 4064794/24-24 (22) 05. 05. 86 (46) 23.09. 87. Бюл. К 35 (72) В. Д, Крюков, Е. Д, Крюков, Н, И, Кудряшов и О. В. Хакало (53) 681,3.071(088.8) (56) Авторское свидетельство СССР

11 1267465, кл, С 09 В 19/26, 1984. (54) УСТРОЙСТВО ДЛЯ ОБУЧЕНИЯ РАДИОТЕЛЕ ГРАФИ СТОБ (57) Изобретение относится к тренажерам радиотелеграфистов. Цель изобретения — повышение точности устройства за счет более правильного определения нижнего слухового порога операторов при приеме знаков кода Морзе на слух путем обеспечения разнотональной структуры элементов знаков

"Точки" и "Тире". Это повышает объективность оценки нижнего слухового порога радиотелеграфиста. Устройство содержит генератор 1 импульсов, распределитель 2 импульсов, формирователь 3 кодов Морзе, блок 4 сравнения ответов, пульт 5 оператора, счетчик

6, блок 7 частотной модуляции, ключ

8, звуковой генератор 9, делитель 10 напряжения, дешифратор 11, электроакустический преобразователь 12, блок 13 индикации, элементы И 14, 15, элемент ИЛИ 16, формирователь 17 импульсов, 1 ил.! 3396

Изобретение относится к автоматике, в частности к обучающим устройствам, и может быть использовано при обучении радиотелеграфистов, 5

Целью изобретения является повышение точности устройства за счет увеличения объективности оценки нижнего слухового порога оператора путем введения частотного (тонального) различия на 100-300 Гц в элементе структуры знака (" Точки" и "Тире" ), На чертеже изображена структура устройства.

Устройство для обучения радиотелеграфистов содержит генератор 1 импульсов, распределитель 2 импульсов, формирователь 3 кодов Морзе, блок 4 сравнения ответов, пульт 5 оператора, счетчик 6, блок 7 частотной модуляции, ключ 8, звуковой генератор 9, делитель 10 напряжения, дешифратор 11, электроакустический преобразователь 12 и блок 13 индикации. 25

Блок 7 частотной модуляции содержит первый 14 и второй 15 элементы

И, элемент ИЛИ 16 и формирователь 17 импульсов, выполненный на базе ключа, Формирователь 3 содержит регистр

18, элементы 19 и 20 задержки, переключатели 21 и шифратор 22.

Устройство работает следующим образом.

При включении питания на выходе генератора 1 появляется импульс, который, воздействуя на вход пульта 5, обеспечивает появление нулей на всех его выходах, которые прикладываются к первым входам блока 4, . :)тот же им- 40 пульс, поступая на вход распределителя 2, вызывает появление на его первом выходе логической "1", которая, приложенная к первому из вторых входов блока 4, подготавливает цепи 45 верного и неверного ответов, а поданная через переключатель 21, формирователя 3 на вход шифратора 22 обеспечивает появление на его выходах соответствующего знака кода Морзе в виде двоичного формализованного числа. Одновременно этот импульс через элемент

19 поступает на первый вход регистра 18, осуществляя переход последнего в режим параллельной записи, а пройдя через элемент 20, поступает на второй вход регистра 18, обеспечивая параллельную запись двоичного 16-разрядного числа с выходов шифратора 22

2 в регистр 18. При поступлении импульсов с выхода генератора 1 на вход регистра 18 с выходов последнего происходит выдвижение двоичной комбинации, отображающей структуру телеграфного знака, в котором тире соответствует "111", точке — "1", паузе между элементами знака — "0", а между знаками — "О..., Кодовая комбинация, поступая через первый (информационный) выход регистра 18 на один вход ключа 8, на другой вход которого подаются колебания звуковой частоты с выхода генератора 9, формируется в звуковой образ знака кода Морзе, При выдвижении тире "111" поступлением на вход регистра 18 первого продвигающего импульса с выхода генератора 1 на втором (предшествующем) и первом выходах регистра 18 появляются две логические l которые через элемент И 14 и элемент ИЛИ 16 поступают на вход формирователя 17, Потенциал с выхода формирователя 17 обеспечивает повышение частоты звукового генератора 9 на 300 Гц, Приход второго продвигающего импульса обеспечивает появление на всех трех выходах регистра 18 единиц, которые через элементы 14 — !6 прикладываются к формирователю 17, поддерживая ту же частоту генератора 9, Приход третьего продвигающего импульса вызывает появление двух единиц на первом и третьем (последующем) выходах регистра !8, которые через элементы 15 и 16 прикладываются к формирователю 17, обеспечивая тот же частотный сдвиг, Четвертый продвигающий импульс вызывает появление единицы только на третьем выходе регистра 18, что приводит к появлению нуля на выходе элемента ИЛИ 16, что понижает частоту генератора 9 на 300 Гц, При выдвижении точки "1" продвигающим импульсом с выходов регистра 18 на два входа элементов 14 и 15 одновременно подается только одна единица, следовательно, с выхода элемента

16 поступает нулевой потенциал, изменения (повышения) частоты звукового генератора 9 не происходит, Появление тире (точки) на первом (информационном) выходе регистра 18 открывает ключ 8, тональные тире (точки) с выхода ключа. 8 через дели39620

40

3 13 тель 10 поступают на вход электроакустического преобразователя 12, Таким образом, обеспечивается формирование раэнотональных элементов знаков кода Морзе, когда тон тире транслируется на более высокой звуковой частоте, чем тон точки.

Испытуемый, прослушав знак кода

Морзе, опо"нает его и нажимает соответствующую кнопку (не показана) пульта 5, на шильдике которой обозна чена опознанная буква, например "А", Если обучаемый правильно опознал знак, то при нажиме кнопки единичный потенциал с ее выхода поступает на один из первых входов блока 4, на соответствующий из вторых входов которого подается единичный потенциал с выхода распределителя 2, На первом выходе блока 4 появляется единичный потенциал "верного ответа, который поступает на вход прямого счета счетчика 6, вследствие чего дешифратор ll меняет свое состояние, производит коммутацию соответствующего резистора в делителе 10 для обеспечения ослабления громкости при поступлении следующего знака кода Морзе на вход электроакустического преобразователя

12. Таким образом, в ходе приема знаков при верном их опознании громкость воспроизведения уменьшается, приближаясь к индивидуальному слуховому порогу испытуемого в приеме телеграфных знаков, В случае, если радиотелеграфист неправильно опознал знак, т.е. вместо кнопки на шильдике, обозначающей знак "А", нажал кнопку, на шильдике которой обозначен знак "Б", то на втором выходе блока 4 появляется единичный потенциал "неверного" ответа, который поступает на вход обратного счета счетчика 6, вследствие чего дешифратор 11 меняет свое состояние, производя коммутацию резисторов в делителе 10 для обеспечения повышения громкости при поступлении следующего знака кода Морзе.

30 щего знака. Работа остальных элементов устройства аналогична описанному, В ходе испытания блок 13 индикации отображает состояния счетчика 6 и дешифратора !1, по показаниям которого делается заключение о способности оператора к приему знаков при громкости ниже номинальной и их раэнотональной структуре, Использование изобретения при подготовке радиотелеграфистов позволяет повысить точность устройства, так как в процессе опознания громкость звучания знаков адаптивно приближается к слуховому порогу радиотелеграфиста, при этом элементы знаков

"Точки" и "Тире" транслируются с разницей по звуковой частоте в 300 Гц, что повышает объективность оценки нижнего слухового порога оператора, Введение дополнительного информационного признака в период испытаний — тонального различия в. звучании "Точки" и "Тире" на 100-300 Гц— повышает объективность оценки в

2,5 раза. Критерием объективности оценки служит стабильность результатов испытаний при многократных проверках, Полученный результат подтверждается данными о дифференциальных порогах восприятия по длительности звучания стимула 10-207, а по частоте 1-2Х (на порядок выше), формула изобретения

Устройство для обучения радиотелеграфистов, содержащее пульт оператора, вход которого соединен с первым выходом генератора импульсов, а выходы — с соответствующими входами первой группы блока сравнения ответов, входы второй группы которого подключены к соответствующим выходам распределителя импуль сов, соединенным с соответствующими информационными входами формирователя кодов Морзе, первый и второй синхронизирующие входы которого подключены соответственно к первому и второму выходам гене55

При поступлении следующего импульса с первого выхода генератора 1 на выходах пульта 5 устанавливаются нулевые потенциалы, логическая "1" появляется, например, на четвертом выходе распределителя 2 и через переключатель 214. подается на шифратор

22, обеспечивая формирование следуюратора импульсов, первый выход кото,рого соединен с входом распределителя импуль сов, ключ, информационный вход которого соединен с выходом звукового генератора, управляющий вход — с первым выходом формирователя кодов Морзе, а выход — с информационным входом делителя напряжения, выход которого подключен к входу электроакустичесхо1339620

Составитель A. Карлов

Редактор О, Головач Техред М.Дидык

Корректор В. Бутяга

Заказ 4228/42 Тираж 433 Подписное

ВНИИПИ Государственного комитета СССР по делам изобретений и открытий

113035, Москва, Ж-35, Раушская наб., д, 4/5

Производственно-полиграфическое предприятие, r, Ужгород, ул, Проектная, 4

ro преобразователя, а управляющие входы — к соответствующим выходам дешифратора, счетчик, вход прямого счета которого соединен с выходом правильноro ответа блока сравнения ответов, вход обратного счета — с выходом неправильноГо ответа блока сравнения ответов, а выходы — с соответствующими входами дешифратора и блока индикации, .о т л и ч а ющ е е с я тем, что, с целью повышения точности устройства, в него введен блок частотной модуляции, состоящий иэ первого и второго элементов .И, элемента ИЛИ и формирователя импульсов, выход которого соединен с входом звукового генератора, а вход — с выходом элемента ИЛИ, первый и второй входы которого подключень1 соответственйо к выходам первого и второго элементов И, первые входы которых соединены с первым.выходом формирователя кодов Морзе, а вторые входы — с вторым и третьим выходами формирователя кодов Морзе соответственно,

Устройство для обучения радиотелеграфистов Устройство для обучения радиотелеграфистов Устройство для обучения радиотелеграфистов Устройство для обучения радиотелеграфистов 

 

Похожие патенты:

Изобретение относится к обучающим устройствам и может быть использовано для поочередного контроля качества передачи знаков кода Морзе группы обучаемых

Изобретение относится к автоматике и вычислительной технике, в частности к техническим средствам обучения, и может быть использовано при оснащении специализированных учебных кабинетов для подготовки и профессионального отбора радиотелеграфистов

Изобретение относится к области автоматики и вычислительной техники и может быть использовано для обучения радиотелеграфистов приему на слух

Изобретение относится к области автоматики и вычислительной техники , в частности к обучающим устройствам , и может быть использовано при обучении радиотелеграфистов слуховому приему на этапе изучения знаков кода Морзе

Изобретение относится к тренажерной технике

Изобретение относится к обучающим устройствам и может быть использовано для контроля качества при передаче знаков кода Морзе

Изобретение относится к техническим средствам .для профессионального отбора радиотелеграфистов

Изобретение относится к области автоматики и вычислительной техники и может быть использовано для профессионального отбора связистовоператоров

Изобретение относится к автоматике, в частности к тренажерам, и может быть использовано для подготовки радиотелеграфистов передаче в ключе

Изобретение относится к тренажерам радиотелеграфистов и может быть использовано для подготовки операторов к работе на русском и иностранных языках

Изобретение относится к электросвязи и м.б

Изобретение относится к автоматике , в частности к обучающим устройствам по подготовке телеграфистов

Изобретение относится к автоматике и вычислительной те.чнике и .может быть иснользовано для тренировки операторов систем управления и контроля функционального состояния операторов, а также для профессионального отбора

Изобретение относится к телеграфии , модет использоваться для обучения операторов

Изобретение относится к тренажерам радиотелеграфистов и может найти применение в качестве устройств для обучения и профессионального отбора радиотелеграфистов и операторов систем управления, а также при проведении различных психофизиологических исследований

Изобретение относится к техническим средствам обучения и может быть иснользовано для подготовки учащихся к работе на телеграфных аппаратах

Изобретение относится к обучающим устройствам и может быть использовано для оценки нижнего слухового порога операторов
Наверх