Тренажер радиотелеграфистов

 

Изобретение относится к тренажерам радиотелеграфистов и может быть использовано для подготовки операторов к работе на русском и иностранных языках. Целью изобретения является расширение дидактических возможностей тренажера при сокращении времени обучения оператора и улучшении его качества. Поставленная цель достигается тем, что при предъявлении оператору контрольного сигнала в виде случайной последовательности символов, используемых в эталонном тексте, символы в контрольном сигнале устройства вьфабатываются с частотами, равными их частотам в эталонном тексте. В устройство введены компаратор 17, блок 19 ключей, элемент 15 задержки и элементы ИЛИ 18 и 20. Генератор 1 случайных чисел выполнен в виде генератора равномерно распределенных псевдослучайных чисел. Тренажер также содержит блок 2 задания программы обучения, переключатель 3, шифратор 4, блок 5 регулирования скорости предъявления информации, формирователи 6 и 8 кодов , блоки 7 и 9 предъявления учебной информации, блок 10 сравнения, блоки 11 и 13 ввода Ответов, генератор 12 импульсов, формирователь 14 кодов Морзе. 1 ил. i (О

СОЮЗ СОВЕТСКИХ

СОЦИАЛИСТИЧЕСКИХ

РЕСПУБЛИК

Ai ((9)SU(1I) (Sl) 4 С 09 В 19/26

ОПИСАНИЕ ИЗОБРЕТЕНИЯ

ГОСУДАРСТВЕННЫЙ КОМИТЕТ СССР

ПО ДЕЛАМ ИЗОБРЕТЕНИЙ И ОТНРЫТИЙ

К АBTOPCHOMY СВИДЕТЕЛЬСТВУ (21) 3877603/24-24 (22) 08.04.85 (46) 23.11.87. Бюл. № 43 (72) Н.Д.Ткаченко, И.А.Скоков, А.Н.Смирнов и Б.И.Ермишкин (53) 681.3.0?1 (088.8) (56) Авторское свидетельство СССР № 612273, кл. G 09 В 19/26, 1976.

Авторское свидетельство СССР № 824270, кл. С 09 В 19/26, 1979. (54) ТРЕНАЖЕР РАДИОТЕЛЕГРАФИСТОВ (57) Изобретение относится к тренажерам радиотелеграфистов и может быть использовано для подготовки операторов к работе на русском и иностранных языках. Целью изобретения является расширение дидактических возможностей тренажера при сокращении времени обучения оператора и улучшении его качества. Поставленная цель достигается тем, что при предъявлении оператору контрольного сигнала в виде случайной последовательности символов, используемых в эталонном тексте, символы в контрольном сигнале устройства вьтрабатываются с частотами, равными их частотам в эталонном тексте. В устройство введены компаратор 17, блок 19 ключей, элемент 15 задержки и элементы ИЛИ 18 и 20. Генератор 1 случайных чисел выполнен в виде генератора равномерно распределенных псевдослучайных чисел. Тренажер также содержит блок 2 задания программы обучения, переключатель 3, шифратор 4, блок 5 регулирования скорости предъявления информации, формирователи 6 и 8 кодов, блоки 7 и 9 предъявления учебной информации, блок 10 сравнения, блоки 11 и 13 ввода ответов, генератор 12 импульсов, формирователь 14 кодов Морзе. 1 ил.

1354237

Изобретение относится к техническим средствам обучения и может быть использовано при оснащении специализированных учебных кабинетов для подготовки операторов слуховой радиосвязи.

Цель изобретения — расширение ди,, дактических возможностей тренажера при сокращении времени обучения опе- 1р раторов и улучшении его качества.

На чертеже представлена структурная схема предлагаемого тренажера.

Тренажер содержит генератор 1 случайной последовательности кодов, 15 блок 2 задания программы обучения, переключатель 3, шифратор 4, блок 5 регулирования скорости предъявления информации, формирователь 6 кодов, блок 7 предъявления учебной информации, формирователь 8 кодов, блок 9 предъявления учебной информации, блок 10 сравнения, блок 11 ввода ответов, генератор 12 импульсов, блок

13 ввода ответов, формирователь 14 кодов Морзе, элемент 15 задержки, блок 16 памяти, компаратор 17, элемент ИЛИ 18, блок 19 ключей, элемент

ИЛИ 20.

Тренажер работает следующим о6ра- ЗО зом.

При включении тренажера генератор

1 вырабатывает равномерно распределенное случайное число, а в блоке 16 адрес обращения устанавливается в нулевое, начальное после включения, состояние. Оператор вводит в тренажер через блок 11 (в режиме "Передача") или через блок 13 (в режиме

"Прием" ) псевдоответ, соответствую40 щий произвольному символу контрольного сигнала, который соответственно через генератор 12 либо через формирователь 14 поступает в блок 10.

В случае совпадения сигналов с вы- 45 хода положительных сигналов "П" блока 10 импульс поступает на входы блока 5, генератора 1, блока 16 и элемента 18, что соответствует правильному ответу оператора, вызывая соот- 5п ветствующее срабатывание схем тренажера.

В случае несовпадения сигналов с выхода отрицательных результатов "0" блока 10 импульс поступает на вход элемента 18, с выхода которого импульс поступает на вход элемента 15 и на вход блока 16, вызывая чтение информации по текущему адресу обращения, Через время, определяемое циклом чтения из блока 16, на его выходе устанавливается прочитанная по текущему адресу информация и после этого с выхода элемента 15 на шину синхронизации компаратора 17 поступает в виде импульса сигнал синхронизации.

По сигналу синхронизации в компараторе 17 осуществляется сравнение чисел из генератора 1 (число А) и из блока 16 (число Б).

Если А Б, сигнал с второго или с третьего выхода компаратора через элемент 20 открывает ключи блока 19, и текущий адрес чтения с выхода блока 16 поступает на вход блока 2, задавая номер программы обучения для предъявления оператору очередного символа контрольного сигнала и вызывая появление соответствующих выходных сигналов на блоке 2.

Если А>Б, сигнал результата сравнения с выхода компаратора 17 поступает одновременно на вход элемента 18 и на вход блока 16, вызывая наращивание текущего адреса чтения на 1. По"ле этого сигнал с выхода элемента 18 поступает одновременно на вход элемента 15 и на вход блока 16, вызывая осуществление операции чтения слова по текущему адресу и установку на входе компаратора числа Б. После этого с выхода элемента 15 на шину синхронизации компаратора 17 вновь поступает сигнал синхронизации, вызывая очередное сравнение чисел А и Б.

Процессы последовательного наращивания адреса обращения, чтения и сра-внения содержимого ячеек блока 16 (числа Б) с числом из генератора 1 (числом А) осуществляются до достижения соотношения AS% что приводит к появлению соответствующих сигналов на выходе блока 2, !

Выходные сигналы блока 2, являющиеся кодовым обозначением букв или цифр, встречающихся в эталонном тексте, поступают на шифратор 4, где преобразуются в сигналы кода Морзе и через группу контактов переключателя 3 (прием-передача) поступают на формирователи 6 или 8."Одновременно с выхода шифратора 4 сигналы поступают на вход блока 10.

1354237

3 режиме "Передача" сигналы кода

Морзе через группу контактов переключателя передача" поступают на формирователь 6 (например, диодный дешифратор), который по управляющим цепям вызывает высвечивание информации на табло блока 7 (например, планшете из набора светодиодов) в виде букв или цифр. Эталонные сигналы с шифратора 4 сравниваются с сигналами генератора 10

12, которые вырабатываются в соответствии с действиями оператора с помощью блока 11 (например, телеграфного ключа) при передаче кодом Морзе предъявленных букв (цифр), !5

При несовпадении сигналов высвеченная информация на табло блока 7 не изменяется, так как с выхода отрицательных результатов через элемент 18 поступает сигнал на повтор- Л) ное чтение слова из блока 16 по текущему адресу, а поскольку значения текущего адреса и выработанного генератором 1 случайного числа не менялись, не изменяется и соотношение 25

АБ, и в результате рассмотренных для этого соотношения процессов в схеме, на вход блока 2 передается тот же текущий адрес, повторяя тот же номер программы обучения. 30

При совпадении сигналов с выхода положительных результатов блока 10

"П" импульс поступает на входы блока 5, генератора 1, на вход блока 16 и на вход элемента 18. При этом генератор 1 вырабатывает новое случайное число А, адрес обращения блока 16 устанавливается, затем считывается из блока 16 по сигналу с выхода элемента 18 число Б, после чего производит-40 ся по синхроимпульсу с выхода элемента 15 на компараторе 17 сравнениечисел

А и Б и дальнейшая выборка чисел из блока

16 до удовлетворения соотношению А Б, при кОтором ПО импульсу с втОРОГО или45 третьего выхода компаратора 17 через элемент 20 открывается блок 19 для передачи на вход блока 2 текущего адреса чтения, соответствующего номеру символа контрольного сигнала.

Тем самым задается следующий номер программы обучения и вызывается выдача через шифратор 4 новых сигналов кода Морзе, что в свою очередь приводит к изменению информации на табло блока 7.

В режиме 1Прием" оператор по ритмичному рисунку (мелодии) предъявляемого сигнала через головные телефоны блока 9 определяет букву (цифру) и посредством блока 13 (например, набора тумблеров, клавиатурного блока) фиксирует ее прием. При этом формирователь 14 вырабатывает соответствующую структуру электрических импульсов, которые через группу контактов переключателя "Прием сравниваются с эталонными сигналами в блоке 10. При несовпадении сигналов с выхода отрицательных результатов

"0" блока 10 поступает сигнал на вход элемента 18, что приводит к повторному выбору программы блока 2 и к повторению сигнала кода Морзе в головных телефонах блока 5.

При совпадении сигналов с выхода положительных результатов "П" блока

10 поступает импульс, обеспечивая очередной запуск генератора 1, выборку из блока 16 записанных в нем чисел и сравнения их со случайным числом генератора 1 до удовлетворения соотношению А Б, что приводит в итоге рассмотренного срабатывания схе" му устройства к появлению нового.сигнала кода Морзе в головных телефонах блока 9. Кроме того, при правильных действиях оператора в режиме Прием" блок 10 воздействует на блок 5, который, в зависимости от установленного количества правильных результатов, изменяет скорость предъявления информации.

Положительный эффект, выражающийся в уменьшении времени обучения операторов и повышении его качества, достигается за счет того, что при заданной, в символах, длине контрольного сигнала оператору при обучении предстоит переработать меньше эле- ментарных сигналов (точек, тире), а вследствие неравновероятного, с заданными частотами, появления символов в контрольном сигнале чаще встречающиеся символы осваиваются оператором относительно лучше, в результате чего в практической работе возникает меньше ошибок. Кроме того, сокращение общего числа элементарных символов контрольного сигнала заданной длины за счет меньшей усталости оператора приводит к улучшению качества восприятия и запоминания содержащейся в контрольном сигнале учебной информации и к. более качественной отработке соответствующих навыков операторов.

1354237

Составитель А.Карлов

Техред Л.Олийнык

Редактор Н.Тупица

Корректор Г.Решетник

Заказ 5699/46 Тираж 433 Подписное

ВНИИПИ Государственного комитета СССР по делам изобретений и открытий

113035, Москва, Ж-35, Раушская наб., д. 4 5

Производственно-полиграфическое предприятие, г. Ужгород, ул. Проектная, 4

Формула и з обретения

Тренажер радиотелеграфистов, содержащий блок регулирования скорости предъявления информации, вход которого соединен с первым выходом блока сравнения, а выход — с управляющим входом шифратора, информационный вход которого подключен к выходу блока задания программы обучения, а выход — 1p к первому входу переключателя и первому входу блока сравнения, первый выход которого подключен к входу генератора случайной последовательности кодов и установочному входу блока памяти, а второй вход — к первому выходу переключателя, второй и третий входы которого соединены с выходами соответственно генератора импульсов и формирователя кодов Морзе, входы которых подключены к выходам первого и второго блоков ввода ответов соответственно, первый и второй формирователи кодов, входы которых соединены соответственно со вто- 25 рым и третьим выходами переключения, а выходы — с входами первого и вто.рого блоков предъявления учебной информации соответственно, о т л и— ч а ю шийся тем, что, с целью расширения дидактических возможностей тренажера, в него введены блок ключей, компаратор, первый и второй элементы ИЛИ и элемент задержки, выход которого соединен с синхронизирующим входом компаратора, а вход— с выходом первого элемента ИЛИ, подключенным к входу чтения блока памяти, адресный выход которого соединен с информационным входом блока ключей, информационный выход — с первым информационным входом компаратора, а адресный вход — с первым входом первого элемента ИЛИ и первым выходом компаратора, второй информационный вход которого подключен к выходу генератора случайной последовательности кодов, а второй и третий выходы — соответственно к первому и второму входам второго элемента ИЛИ, выход которого соединен с управляющим входом блока ключей, выход которого подключен к входу блока задания программы обучения, второй и третий входы первого элемента ИЛИ соединены с первым и вторым выходами блока сравнения соответственно.

Тренажер радиотелеграфистов Тренажер радиотелеграфистов Тренажер радиотелеграфистов Тренажер радиотелеграфистов 

 

Похожие патенты:

Изобретение относится к тренажерам радиотелеграфистов

Изобретение относится к обучающим устройствам и может быть использовано для поочередного контроля качества передачи знаков кода Морзе группы обучаемых

Изобретение относится к автоматике и вычислительной технике, в частности к техническим средствам обучения, и может быть использовано при оснащении специализированных учебных кабинетов для подготовки и профессионального отбора радиотелеграфистов

Изобретение относится к области автоматики и вычислительной техники и может быть использовано для обучения радиотелеграфистов приему на слух

Изобретение относится к области автоматики и вычислительной техники , в частности к обучающим устройствам , и может быть использовано при обучении радиотелеграфистов слуховому приему на этапе изучения знаков кода Морзе

Изобретение относится к тренажерной технике

Изобретение относится к обучающим устройствам и может быть использовано для контроля качества при передаче знаков кода Морзе

Изобретение относится к техническим средствам .для профессионального отбора радиотелеграфистов

Изобретение относится к автоматике, в частности к тренажерам, и может быть использовано для подготовки радиотелеграфистов передаче в ключе

Изобретение относится к электросвязи и м.б

Изобретение относится к автоматике , в частности к обучающим устройствам по подготовке телеграфистов

Изобретение относится к автоматике и вычислительной те.чнике и .может быть иснользовано для тренировки операторов систем управления и контроля функционального состояния операторов, а также для профессионального отбора

Изобретение относится к телеграфии , модет использоваться для обучения операторов

Изобретение относится к тренажерам радиотелеграфистов и может найти применение в качестве устройств для обучения и профессионального отбора радиотелеграфистов и операторов систем управления, а также при проведении различных психофизиологических исследований

Изобретение относится к техническим средствам обучения и может быть иснользовано для подготовки учащихся к работе на телеграфных аппаратах

Изобретение относится к обучающим устройствам и может быть использовано для оценки нижнего слухового порога операторов

Изобретение относится к тренажерной технике и может быть использовано при профотборе радиотелеграфистов
Наверх