Рабочее колесо радиально-осевой турбины

 

Изобретение относится к области гидромашиностроения и позволяет снизить интенсивность кавитационной эрозии. Ребро (Р) 5 размещено со стороны верхнего обода 1 и расположено в плоскости, перпендикулярной входной кромке (ВК) 7 лопасти, на расстоянии L1 от места сопряжения ее с нижним ободом 2, составляющем 0,08-0,1 наружного диаметра колеса (НДК). Расстояния L2 и L3 от концов Р 6 до Р 5 равны соответственно половине длины и длине Р. Расстояние L4 , на котором расположены концы Р 5 и 6 от ВК 7 составляет 0,006-0,01 НДК. На рабочей поверхности 4 каждой лопасти м.б.установлены дополнительные Р 8, концы которых обращены к ободу 1 и размещены в одной плоскости, перпендикулярной ВК 7 и расположенной от места сопряжения последней с ободом 2 на расстоянии L5 , составляющем 0,01-0,02 НДК. Шаг h Р 8 равен длине проекции каждого Р на указанную плоскость. Конец Р 8, расположенного со стороны КВ 7, размещен от нее на расстоянии L6 , составляющем 0,06-0,002 НДК. Генерируемые потоком жидкости вихревые нити препятствуют отрыву пограничного слоя и образованию крупногабаритных вихрей с кавитационными кавернами, переносимыми ими в зону разрежения, и генерируют вихри с малой энергией, которые рассеиваются в потоке жидкости внутри межлопастного канала. Часть каверн не достигает зоны разрежения, остальная часть, попадая в зону разрежения, не развивает больших давлений и не вызывает разрушения лопасти. 1 з.п. ф-лы, 5 ил.

Изобретение относится к гидромашиностроению и может быть использовано в рабочих колесах радиально-осевых гидромашин. Цель изобретения - снижение интенсивности кавитационной эрозии. На фиг. 1 изображено рабочее колесо, продольный разрез; на фиг.2 - вид по стрелке А на фиг.1; на фиг.3 - узел I на фиг.1; на фиг.4 - вид по стрелке Б на фиг.3; на фиг.5 - две лопасти, образующие канал для потока. Рабочее колесо содержит верхний обод 1 и нижний обод 2 и сопряженные с ними лопасти 3. На рабочей поверхности 4 каждой лопасти установлены ребра 5 и 6, расположенные взаимно под углом , равным 30-40о и обращенным вершиной к входной кромке 7 лопасти 3. Первое ребро 5, размещенное со стороны верхнего обода 1, расположено в плоскости, перпендикулярной входной кромке 7, на расстоянии Ln от места сопряжения ее с нижним ободом 2, составляющем 0,08-0,1 наружного диаметра D1 колеса, расстояния L2 и L3 от концов второго ребра 6 до первого 5 равны соответственно половине длины и длине ребра, а концы обоих ребер 5 и 6 расположены от входной кромки 7 лопасти 3 на расстоянии L4, составляющем 0,006-0,01 наружного диаметра D1 колеса. На рабочей поверхности 4 каждой лопасти 3 могут быть установлены дополнительные ребра 8, концы которых обращены к верхнему ободу 1 и размещены в одной плоскости, перпендикулярной входной кромке 7 и расположенной от места сопряжения последней с нижним ободом 2 на расстоянии L3, составляющем 0,01-0,02 наружного диаметра D1 колеса, шаг h дополнительных ребер 8 равен длине проекции каждого ребра на указанную плоскость, а конец дополнительного ребра 8, расположенного со стороны входной кромки 7, размещен от нее на расстоянии L6, составляющем 0,06-0,002 диаметра D1 наружного колеса. Лопасти 3 образуют межлопастный канал 9 и имеют тыльную поверхность 10. При работе турбины поток жидкости поступает на входную кромку 7 лопасти 3 рабочего колеса. При обтекании в потоке за кромкой 7 возникает отрыв пограничного слоя и образующиеся крупногогабаритные вихри переносят существующие в потоке кавитационные каверны поперек межлопастного канала 9 от рабочей 4 к тыльной поверхности 10 лопасти 3 в зону разрежения. Замыкаясь на поверхности лопасти, каверны могут вызывать ее разрушение - эрозию. При обтекании потоком жидкости входной кромки 7 лопасти 3 при наличии ребер 5, 6 и 8 поток жидкости генерирует за ребрами вихревые нити, с помощью которых осуществляется обмен энергии между пограничным слоем и потоком. Вихревые нити препятствуют отрыву пограничного слоя и образованию крупногабаритных вихрей с кавитационными кавернами, переносимыми ими в зону разрежения, и генерируют вихри с малой энергией, которые рассеиваются в потоке жидкости внутри межлопастного канала 9. Поэтому часть кавитационных каверн не достигает зоны разрежения, а рассеивается в межлопастном канале. Остальная, ослабленная, часть кавитационных каверн, попадая в зону разрежения, замыкаясь вблизи тыльной поверхности 10 лопасти 3, не развивает больших давлений и, следовательно, не вызывает разрушения лопасти. Таким образом, наличие ребер на рабочей поверхности лопастей позволяет снизить интенсивность процесса кавитационной эрозии.

Формула изобретения

1. РАБОЧЕЕ КОЛЕСО РАДИАЛЬНО-ОСЕВОЙ ТУРБИНЫ, содержащее верхний и нижний ободья и сопряженные с ними лопасти, на рабочей поверхности каждой из которых установлены два ребра, расположенные друг к другу под углом 30-40o, обращенным вершиной к входной кромке лопасти, отличающееся тем, что, с целью снижения интенсивности кавитационной эрозии, первое ребро, размещенное со стороны верхнего обода, расположено в плоскости, перпендикулярной входной кромке, на расстоянии от места сопряжения ее с нижним ободом 0,08 - 0,1 наружного диаметра колеса, расстояния от концов второго ребра до первого равны соответственно половине длины и длине ребра, а концы обоих ребер расположены от входной кромки лопасти на расстоянии 0,006 - 0,01 наружного диаметра колеса. 2. Колесо по п.1, отличающееся тем, что на рабочей поверхности каждой лопасти установлены дополнительные ребра, концы которых обращены к верхнему ободу и размещены в одной плоскости, перпендикулярной входной кромке и расположенной от места сопряжения последней с нижним ободом на расстоянии 0,01 - 0,02 наружного диаметра колеса, шаг дополнительных ребер равен длине проекции каждого ребра на указанную плоскость, а конец дополнительного ребра, расположенного со стороны входной кромки, размещен от нее на расстоянии 0,006 - 0,02 диаметра наружного колеса.

РИСУНКИ

Рисунок 1, Рисунок 2, Рисунок 3, Рисунок 4, Рисунок 5



 

Похожие патенты:

Изобретение относится к использованию энергии текучей среды и позволяет повысить КПД рабочего колеса двигателя

Изобретение относится к гидромашиностроению и позволяет уменьшить трудоемкость изготовления рабочего колеса

Лопасть // 1245743

Изобретение относится к гидромашиностроению и может быть использовано при изготовлении рабочих колес радиально-осевых гидромашин

Изобретение относится к гидромашиностроению и может быть использовано в устройствах необъемного вытеснения, а именно в центробежных насосах для перекачивания жидкости и в турбинных установках

Изобретение относится к области гидромашиностроения, в частности к гидромашинам малых гидроэлектростанций

Изобретение относится к области гидротурбостроения

Изобретение относится к роторам турбин и может быть использовано в области энергомашиностроения, двигателестроения и общего машиностроения

Изобретение относится к гидравлической машине, в которой имеется заполняемый жидкостью резервуар с входным отверстием и по крайней мере одним выходным соплом

Изобретение относится к гидромашиностроению и может быть использовано в гидротурбинах
Наверх