Устройство для управления двигателем
Изобретение относится к электротехнике и м.б. использовано для регулирования двигателей постоянного тока . Целью изобретения является повышение надежности. Устройство содержит мостовую схему, в каждой стойке к-рой установлена пара силовых транзисторов , соединенных с источником питания, управление к-рыми осуществляется по раздельному принципу. Дополнительный транзистор Р - п - ртипа проводимости и три пары диодов создают контуры для безразрывногб протекания тока по обмотке якоря электродвигателя во всех режимах его работы. При этом обеспечивается автоматический перевод электродвигателя в режим торможения. 1 ил. (Л 00 N 00 vj 4j
СОЮЗ СОВЕТСКИХ
СОЦИАЛИСТИЧЕСНИХ
РЕСПУБЛИК (50 4 Н 02 P 5/06
ОПИСАНИЕ ИЗОБРЕТЕНИЯ
Н А ВТОРСНОМУ СВИДЕТЕЛЬСТВУ
ГОСУДАРСТВЕННЫЙ НОМИТЕТ СССР
ПО ДЕЛАМ ИЗОБРЕТЕНИЙ И ОТНРЫТИЙ (21) 3985094/24-07 (22) 09.12.85 (46) 30.10,87. Бюл. N9 40 (71) Научно-исследовательский институт автоматики и электромеханики при Томском институте автоматизированных систем управления и радиоэлектроники (72) Ю.Ф.Михеев (53) 621 ° 316.718.5 (088.8) (56) Авторское свидетельство СССР
Ф 1249685, кл. H 02 P 5/06, 1985.
Патент США 111 431971, кл. H 02 P 5/06, 1982. (54) УСТРОЙСТВО ДЛЯ УПРАВЛЕНИЯ ДВИГАТЕЛЕМ
„„SU„„ I4ßß7 А 1 (57) Изобретение относится к электротехнике и м,б. использовано для регулирования двигателей постоянного тока. Целью изобретения является повышение надежности. Устройство содержит мостовую схему, в каждой стойке к-рой установлена пара силовых транзисторов, соединенных с источником питания, управление к-рыми осуществляется по раздельному принципу. Дополнительный транзистор р — n — ртипа проводимости и три пары диодов создают контуры для безразрывного протекания тока по обмотке якоря электродвигателя во всех режимах его работы. При этом обеспечивается авто- ф матический перевод электродвигателя в режим торможения. 1 ил. (/ $S() (>»
lIcT Ч(-р I r ))X <1 > )p» ",< Н Н,>c!!. IH I .. М <. устроистно .)Ля у.(р, . Ле}п! i;(!«Ili 1 « -лс. i<
УСтрО!1!СТВО 11p;31>C>С 1(lfH НИ, З Г< ; > соцержит мостонук. схему, в ка к,}он
СTOJTK< Ко ;>Р()<1 ((Он<)11 !1 IIP,) IJ<> Тс?<(О H 1, lf 3) 3 < )Е) IHE IIIIIра Э и б, " Iз»;«3(<>I!JJI СОO,(Ив<с H:-!! <И i I С Р«; °,; Нl 3 > (Н,>, ffit НО О (!О НРи(С Лki:!C>« . »... . > Гр (Н И 1<>р ),, (1 . < : )1! I <1!)»Н<>(>> Г 1;П tO(l ()HC)ll <:..(}Il ;-t ".<Нi!.<. I; .)P<>!< .l0p«з I)(зИГ (ар (.) " ((>а 3C>kt г< 3(а. <ьн„ i 0;lp);>т. 11« I(>) >»)оl гlf((,) T1P011ОД>(.!О(ГИ C И. l< Ь< i i < ТP31! 3 t!.t НРаВОИ (,.(Е}>(И > с Т, )!К >»,: ТГ „".1! ! 0Ò Pl! f1» Г « 1 }1« Tt}iH<.! > < Р 1Н ):!с >c« ? P < 1 »!Iа Г)<3 s» (<<1 t Op(>l <> <Г(с 3 )<с «и< 1»р 10 CO - IIHÍ PI(c« (3 > (> il 1,;1 i,. i, "1 и li((> i3(.>:.I (: 1(1<>1 > &«<Г )рь,".3 С<>ñ ii -(Н<> !а":.(:< rs l <0(>iи! : It ! II!3tfc)>(<" }> tIh МО . I ОF) 031 < (Ь . >Ь, >(1 t < I < «,>.l >1! < (), I I зис I Op )sf:-! I 1> < «.,н> (нi т(<„нll,< ..}" 11 .! ТЕ}> ТP»lt;« ТО;10 > Ip(. . (t! Н 1( 13Plf1! > i, >1 <>цам I 1, : (,<<, l (;, Н(н> .. 3< - ?t К <>I .I> 1 > ;(н?)га, -Iл 17 .<<)l н((ас>-;> I l,, tI?(<:ll ft !1< 1>(T ЦСПЕ(f П> Е 1 РР>!М < 1 i<11»i (Г. >t Г 1. 1«Р С .-(Я OТК. IЮЧС НИ < If < > t Ill I, >; (! 1}l <.< > i Н;- ГpVÇVrl С>Т ИС <.и Н <« IJI! 1 1 НИ <, r .:">i f(0 1f CITC;Л(< 3 (< ютi jI3To)Ihl) на чсртс ж< Г < д))(»(: l r1C 11bl по t HI!135(Mt(1 Р l! .,. (<>: >:: транзисторог« >,б и ")}сц 1 !" .;} н, 1,- < Н,. t>.. l, f>. < T в„ IЯТ(ся цаз и« (!ib!b>1< ((<,>ГО ." мll (:ill! () т НΠ— ИМПУЛ}-,С НЬ(М, <(»<.. 1 . .--. ((1; (ЫМ ИЛ и }C 0 cf 6 }t H Ff p 0 Т« 1 Н . l J l> t 3 ус. тг)ОЙГ3 J«< ) а Г) >1 1 cт c I, i < I <1!. !(< 0Гразо)!. При 0" сут(тl,>i!(Н}(Я lf, 1 Г>а )ак гр,)Н 3« i, Н !> f ГI н Гн, 1 i< гo )ника <, итания. ,. Ги: г Il It)p;Tf«TIP!fits враще}3>< II l 1 <(н! г !Iа баэ тра llзис Tî(>à 5 или б. !Iptix и< it It"!>}ул),са управления Г (; f I l; I 1 < »:. I, ) I! I I < > 1 Я (> Н <) Г 1 И <) 1 I f 0 (. И Т ЕЛ ЬН Н, !, .)(3) I c;J;. Ои (Ill(}fbi lir Тr (ННКа, t.-1 <,(>!! 1<,>, На Оа ) у раНЗИ(1 О(>;! ) ПО ц flit ". Ill!1 к lfc гопника Ifèòàlflfÿ, переход )!(и l . < p — ба 3;1 Г}(ло!30! о транзис— гср; : (и «If(»c >(, 7, переход Газа )МНТ Г (.:;(Л(НОГr) ГраНЗИСТГ ра 4 МИ<б <(ус, Г, !Illfhа !(и Сания (отри!}ательи;!я "il(kf» !>p(. Сf,àpт ток управления. :I( Т ) 3,!I, I Я ГО(>! Is(1 < ТВЕННО СИЛОВЫЕ >;) 3 :. <1« .:;)I l и -k. Транзистор 1 с .1;1,;(м !)< о к 1}сч»}()т двигатель от iri> 1< .-...)1.:(})о!1 шипы источника питания, З((,I („><Г Г: Р— от ОтрИЦатсльной ° > (>-;r ,., ; I I Р О fct IN < >! ((((I;kt (I(C»T HOCТ ЬК> ь.. Г,();(д ис.тянем Х1С самоин-! (;,) .ля (или активно-индук). н».(у «кf() транзистор 9 открыцс;и<. "!к )рь двигателя 17, ",.=рехо... !Нт гер — база ()(:3ècòîð 10, брат})ый Iè .„,!;»pl (и (ателя 17. Is ре !! »... тс..: «з -»ст запасенной в :.><,,; 1 н ь >i. 1 и H l. орноп цепи ма гнитной »<Г(! I 1;1 B гс tb ние паузы протекает я) . рю лнигат(ля }3 прежнем направ<>ени)1, а)!ыкаяс.ь в контуре: якорь — (ни(l i p»H 17,,,дис д 1б, транзистор 9, бр:lтlff,ff) дио t 18. В г(альнейшем управ-! н< якн(! тра II33(c . ор "-> Ho время действия и" 11", l! < ->!«управления включает сило}н н r (>)lti icтс ры 1 и <, которые обессО 1> ct",I.«,(>н> потребление тока двигателем <:т !. т< и(ика 1(итания. IS паузах межЛ <)Г : r », аш» >пц i! "Ic>ìpнт,. и двигатеJTF> HðàГ).1 < >I («>1нУ Г 1(i(<()tiÓ„ 48977 15 з 13 При остановке двигателя, например, путем снятия импульсов управления или отключения устройства от источника питания, силовые транзисторы 1 и 4 закрываются и закрываются также диоды 11 и 13. Пока дейстнует ЭДС самоиндукции, ток в двигателе протекает в том же направлений через диод 16, транзистор 9, диод 18 и уменьшается до нуля. В дальнейшем транзистор 9 открывается под действием уже ЭДС вращения Е по цепи: якорь двигателя, диод 15, переход эмиттер — база транзистора 9, резистор 10, обратный диод 19, при этом ток изменяет свое направление и протекает по цепи: якорь двигателя, диод 15, открытый транзистор 9, циод 19, якорь двигателя, т.е. происходит торможение двигателя. При вращении двигателя н противоположную сторону транзистор 5 закрыт и закрыты соответственно силовые транзисторы 1 и 4. Импульсы управления поступают на управляющий транзистор 6, который обеспечивает протекание тока управления через резистор 8 по базоэмиттерным переходам силовых транзисторов 2 и 3 в течении времени действия импульсов, Транзисторы 2 и 3 включаются н процессы в схеме аналогичным образом, как и при включении транзисторов 1 и 4. Пока открыт силовой транзистор 3, диод. 12 запрещает включение транзистора 9. В паузе между импульсами двигатель отключается транзистором 3, диодом 14 и транзистором 2 от шин источника питания, открывается транзистор 9 и вместе с диодами 15 и 19 создается путь для протекания тока через двигатель под действием ЭДС саоминдукции. При остановке двигателя транзистор 9 образует вместе с диодами 16 и 18 контур для протекания тока от ЭДС вращения, при этом осуществляется торможение двигателя ° Таким образом, в устройстве управления силовыми транзисторами мосто20 50 ной схемы реализуется по раздельному принципу и за счет введения дополнительных элементов осуществляется беэразрынность тока двигателя во нсех режимах его работы. При этом ннеденые элементы обеспечивают автоматически перевод двигателя в режим торможения и, следовательно, отпадает необходимость введения в схему управления селективного элемента, управляющего транзистора, промежуточного усилителя и дополнительных источников питания к ним, что повышает надежность работы устройства. Формула изобретения Устройство для управления двигателем, содержащее мостовую схему, н каждой стойке которой установлена пара силовых транзисторов разной проводимости, соединенных с источником питания, и два управляющих транзистора, каждый из которых соединен эмиттером с базой однотипного с ним по проводимости силового транзистора одной стойки, а коллектором через резистор — с базой диагонального противоположного типа проводимости силового транзистора другой стойки, о тл и ч а ю ш е е с я тем, что, с целью повышения надежности, дополнительно . введены резистор, три пары диодон и транзистор р — n — р-типа, коллектор которого соединен с отрицательной шиной источника питания, а база подключена через резистор к отрицательной шине источника питания и соединена с катодами первой пары диодов, аноды которых соединены соответственно с анодами второй пары диодов, включенных в каждую стойку мостовой схемы между силовыми транзисторами, эмиттер транзистора р n — р-типа соединен с катодами третьей пары диодов, аноды которых подключены соответственно к катодам второй пары диодов и к выводам для подключения двигателя.! 348977 Составитель 1П. Воробьев Техред П. Опийньп Корр ек тор В. Гирняк Редактор Т,ПарАенова Заказ 5198/56 Тираж 858 Подписное ВНИИПИ Государственного комитета СССР по делам изобретений и открытий 113035, Москва 11(-35, Раушская наб,, д,4/5 Производственно-полиграфическое предприятие, г,Ужгород, ул,Проектная, 4