Устройство для обучения водителей транспортных средств

 

Изобретение относится к устройствам для обучения водителей транспортных средств и обеспечивает повышение эффективности обучения водителей .. Устройство содержит датчик положения транспортного средства, выход которого связан с информационными входами задатчика точности выполнения программ. Устройство содержит задатчик программ, который позволяет инструктору легко изменить программу обучения лутем записи в задатчике программы чисел, соответствующих количеству неподвижных магнитов, установленных на определенных элементах упражнения в том порядке, в котором обучающийся должен освоить заданные элементы упражнения. 1 ил. со СП О а Сл сх

СОЮЗ СОВЕТСНИХ

СОЦИАЛИСТИЧЕСНИХ

РЕСПУБЛИН (5D 4 G 09 В 9/04

ОПИСАНИЕ ИЗОБРЕТЕНИЯ

ГОСУДАРСТВЕННЫЙ НОМИТЕТ СССР

ПО ДЕЛАМ ИЗОБРЕТЕНИЙ И ОТНРЫТИЙ (2 1) 4002488/40-1 1 (22) 03. 01, 86 (46) 07. 11. 87. Бюл. У 41 (72) В. В.Дмитриев (53) 681.3.071(088.8) (56) Авторское свидетельство СССР

Ф 1211796, кл. С 09 В 9/02, 1984. (54) УСТРОЙСТВО ДЛЯ ОБУЧЕНИЯ ВОДИТЕЛЕЙ ТРАНСПОРТНЫХ СРЕДСТВ (57) Изобретение относится к устройствам для обучения водителей транспортных средств и обеспечивает повышение эффективности обучения водите,;,SU„„1350658 А1 лей.. Устройство содержит датчик положения транспортного средства, выход которого связан с информационными входами задатчика точности выполнения программ. Устройство содержит задатчик программ, который позволяет инструктору легко изменить программу обучения путем записи в эадатчике программы чисел, соответствующих количеству неподвижных магнитов, установленных на определенных элементах упражнения в том порядке, в котором обучающийся должен освоить заданные элементы упражнения. 1 ил.

1 13506

Изобретение относится к устройствам для обучения водителей транспортных средств, а точнее к устройст- вам для самостоятельного обучения водителей управлению транспортными 5 средствами по заданным траекториям.

Цель изобретения — повышение эффективности обучения водителей.

На чертеже представлена структур10 ная схема устройства для обучения водителей транспортных средств.

Устройство содержит датчик положения транспортного средства с магнитами 1, расположенными на дорожном

15 полотне, и магнитоуправляемыми элементами 2.1-2.п расположенными на транспортном средстве и соединенными с информационными входами задатчика

3 точности выполнения программ, состоящего из элементов 4.1-4.k комму20 тации, управляющих элементов 5 коммутации и элемента 6 управления, Выходы задатчика 3 точности выполнении программ соединены с входами сумма; торов 7 и 8, подключенных выходами к входам счетчиков 9 и 10. Выход счетчика 9 соединен с одним из входов блока 11 сравнения, подключенного выходом к входу блока 12 сравнения, а другим входом — к выходу задатчика

13 программ. Блок 14 световой индикации траектории движения с световыми индикаторами 15 — 17 соединен входами .с выходом блока 18 выдержки времени.

Устройство содержит цифровой инди- 35 катор 19 текущей оценки и счетчик

20 числа заездов, вход которого соединен с выходом блока 71 сравнения, подключенным к входу блока 21 задержки сигналов, звуковой сигнализа- 40 тор 22 и блок 23 питания.

Элемент 6 управления обеспечивает синхронное переключение всех информае ционных элементов 4.1-4,k коммутации и управляющих элементов 5 коммутации, 45

В качестве задатчика 3 точности выполнения программ может быть использован шаговый искатель.

Задатчик 13 программ представляет собой кольцевой регистр сдвига, в 50 определенных разрядах которого записаны числа А1, А2,...,AN. Каждое число А соответствует количеству непод-. вижных магнитов 1 датчика положения транспортного средства, установленных на одном элементе упражнения. Например, A1 — для элемента "тоннель", А2 — для элемента "восьмерка" и т.д.

Световые индикаторы 15 — 17 траекто58 2 рии движения представляют собой подсвечивающиеся трафареты с соответствующими надписями — Выезд влево", "Выезд вправо" и "Выполняйте следующий элемент упражнения". Блок 18 выдержки времени обеспечивает определенное время подсветки соответствующих транспорантов блока 14 световой индикации независимо от скорости движения автомобиля, В качестве блока

18 может быть использован ждущий мультивибратор с тремя раздельными входами запуска в качестве блока 21 задержки — ждущий мультивибратор, B качестве звукового сигналиэатора 22— автогенератор с усилителем и динамической головкой.

При правильном движении автомобиля по заданной траектории первого элемента упражнения под действием магнитного поля магнитов 1 замыкаются только контакты магнитоуправляемых элементов 2,3-2.п- 2 из центральной группы. Сигналы срабатывания контактов через элементы коммутации 4,14;k или непосредственно с центрального магнитоуправляемого элемента поступают на один вход сумматора 7. Импульсы с выхода сумматора 7 поступают на вход счетчика 9 и фиксируются им. По окончании лравильного проезда автомобиля по первому элементу упражнения счетчик 9 фиксирует общее количество неподвижных датчиков магнитов, установленных на этом элементе, т.е. число А1, При совпадении этого числа с числом А1, записанным в первых разрядах задатчика 13 программ, на выходе блока 11 сравнения формируется сигнал "Сброс", который устанавливает счетчик 9 в положение

"0", а также поступает на вход второго блока 12 сравнения, вход третьего счетчика 20 и на блок 21 задержки сигналов. Счетчик 20 фиксирует выполнение обучающимся первого заезда по элементу упражнения. Второй блок

12 сравнения работает так, что на его выходе формируется электрический сигнал только при наличии на одном входе сигнала "Сброс", а на втором входе сигнала "0", т,е. при нулевых показаниях счетчика 10. Такое соотношение сигналов на входах блока 12 имеется в том случае, если водитель не совершил ошибок в этом заезде. Поэтому после окончания первого заезда, выполненного водителем без ошибок, 1350658

35 с выхода блока 12 на вход элемента 6 управления задатчика точности выполнения программ поступает электрический сигнал. Элемент 6 производит .5 синхронную установку элементов 4.14.k коммутации и 5 во второе положение. В этом положении задатчика 3 входы магнитоуправляемых элементов

2,3 и 2.п-2 через элементы 4.1-4.k коммутации подключаются к соответствующим входам магнитоуправляемых элементов 2.1, 2.2 и 2.п-1.2.п двух крайних групп.

Таким образом, эона допустимого отклонения движения автомобиля по заданной траектории автоматически умень " шается,т.е, повышается требование точности управления автомобилем.

Обучающийся снова повторяет заезд 2р по первому элементу упражнения. Если в этом случае, при новой заданной точности к управлению автомобилем, не произошло выездов за пределы заданной трактории первого элемента, 25 сигнал с второго блока 12 сравнения снова поступает на вход элемента 6 управления, который переключает элементы 4.1-4.k и 5. Элементы 4.1-4.k коммутации соединяют входы следующих 30 магнитоуправляемых элементов 2.4 и 2.п-3 из центральной группы с соответствующими входами элементов крайних групп. Счетчик 20 фиксирует второй заезд по первому элементу.

Следовательно, при правильном управлении автомобилем, благодаря автоматическому переключению входов магнитоуправляемых элементов, требования к точности управления автомобилем 4р возрастают.

Если последний заезд автомобиля по заданному элементу также выполнен без ошибок, элементы коммутации задатчика 3 устанавливаются в крайние положения и электрический сигнал от блока 23 питания через управляющие элементы 5 коммутации поступает на второй вход элемента 6 управления, на третий вход блока 18 выдержки вре- 5р мени и на вход задатчика 13 программ.

Под действием этого сигнала элемент

6 управления устанавливает элементы

4.1-4.k êîììóòàöèè и 5 в исходные положения, соответствующие минимальным требованиям к точности движения автомобиля. В задатчике 13 происходит сдвиг записанных чисел, т.е. число А2 занимает место числа А1. а блок 18 выдержки времени включает световой индикатор 17 с надписью

Выполняйте следующий элемент упраж. нения". В соответствии с этим указанием обучаемый переходит к отработке навыков вождения на втором элементе упражнения.

При неправильном управлении автомобилем, т.е. выездах автомобиля за установленные допустимые пределы траектории (например, на втором элементе упражнения), под действием магнитного поля магнитов 1 происходит замыкание контактов магнитоуправляемых элементов 2.1,2.2... или 2.п,2.п1... из крайних групп. В этом случае сигнал срабатывания контактов непосредственно или через соответствующие элементы 4.1-4.k коммутации поступает на вход сумматора 8 и на один из входов блока 18 выдержки времени.

Выход сумматора 8 соединен с входом звукового сигнализатора 22. Поэтому при появлении на выходе сумматора 8 сигнала, т.е. в момент выезда автомобиля за пределы заданной траектории сигнализатор 22 включается и в кабине автомобиля раздаетсч звуковой сигнал..Одновременно, блок 18 включает соответствующий поступившему на его вход сигналу световой индикатор 15 траектории движения "Выезд влево" или 16 "Выезд вправо". Таким образом, при помощи сигнализатора 22 и световых индикаторов 15 и 16 водитель получает оперативную и конкретную информацию об отклонениях движения автомобиля от заданной траек тории. С выхода сумматора 8 сигнал ошибки поступает также на вход сумматора 7 и на вход счетчика 10, который фиксирует ошибку и индицирует ее на цифровом индикаторе 19 текущей оценки.

Таким образом, на вход сумматора

7 поступают сигналы и при правильном движении автомобиля (от центральной группы магнитоуправляемых элементов), и при выездах автомобиля за пределы заданной траектории (от элементов крайних групп, входы которых объединены через соответствующие информационные элементы коммутации задатчика 3 и через сумматор 8). Поэтому после окончания заезда по второму элементу упражнения показания счетчика 9 соответствуют числу магнитов, установленных на этом элементе — А2. 1350658

Так как на выходе задатчика 13 про,грамм в это время также установлено число А2, то сформированный в блоке

11 сравнения сигнал Сброс" устанавливает счетчик 9, а через некоторое время, определяемое блоком 21 задержки сигнала, и счетчик 10 в начальное, нулевое положение, Сигнал

"Сброс" фиксируется также трегьим счетчиком 20 числа заездов и поступает на первый вход блока 12 сравнения. На входе блока 12 в этот момент времени от счетчика 10 установлен ненулевой сигнал, так как водитель допустил ошибку во время вождения.

Поэтому на выходе второго блока сравнения не формируется сигнал переключения элементов ч.1-ч,Е и 5 коммутации.

Таким образом, при выездах автомобиля за пределы заданной траектории и с учетом установленного цопустимого отклонения в движении автомобиля контакты задатчика 3 точности выполнения программ остаются в исходном положении и требование к точности выполнения следующего заезда не повышается. В соответствии с этим водитель должен еще раз выполнить заезд по второму элементу упраж. ения с такими же требованиями к точности движения автомобиля.

Совместное использование в устройстве звукового сигнализатора 22 и световых индикаторов 15 и 1б траектории движения позволяет переключить внимание водителя на блок световой индикации только в момент совершения ошибки и не отвлекать его во время всего движения от выголнения действий по управлению автомобилем. Блок

21 задержки сигнала, выхоц которого соединен с входом счетчика 10, позволяет оценить в блоке 12 сравнения в момент появления сигнала "Сброс" результат заезда, а также совместно с цифровым индикатором !9 текущей оценки. обеспечивает обучающегося после окончания заезда информацией о количестве допущенных им в этом заезде ошибок. Благодаря тому, что счетчик

20 фиксирует только общее количество заездов на всех элементах упражнения,. инструктор, используя показания этого счетчика, может оценить эффективность обучения каждого водителя.

Формула изобретения

Устройство для обучения водителей транспортных средств, содержащее датчик положения транспортного средства, выходы которого соединены с информационными входами задатчика точности выполнения программ, два счетчика и блок световой индикации траектории движения, о т л и ч а ю щ е е с я тем, что, с целью повышения эффективности обучения водителей, оно снабжено задатчиком программ, блоками сравнения, блоком выдержки времени, блоком задержки сигналов, третьим счетчиком, цифровым индикатором текущей оценки, звуковым сигнализатором и сумматорами, входы одного из которых соединены соответственно с первым выходом задатчика точности выполнения программ и с выходом второго сумматора., связанного с входами звукового сигнализатора и одним из входов первого счетчика, а выход — с одним из входов второго счетчика,другой вход которого соединен через блок задержки с выходом первого блока сравнения, подключенным к другому входу первого счетчика, входу третьего счетчика и одному из входов вто35 рого блока сравнения, другой вход которого соединен с выходом второго счетчика, соединенного с цифровым индикатором текущей оценки, а выход—

40 с управляющим входом задатчика точности выполнения программ, второй и третий выходы которого соединены с входами второго сумматора и первым и вторым входами блока выдержки вре 5 мени, выходы которого подключены к входам световых индикаторов траектории движения, при этом выход первого счетчика соединен с одним из входов первого блока сравнения, дру50 гой вход которого подключен к выходу задатчика программ, вход которого соединен с четвертым выходом задатчика. точности выполнения программ, связанным с третьим входом блока выдержки времени.

1350658

Составитель Л. Резникова

Редактор И.Николайчук " Техред И.Попович

Корректор 0. Кравцова

Заказ 5285/48 Тираж 433

ВНИИПИ Государственного комитета СССР по делам изобретений и открытий

113035, Москва, Ж-35, Раушская наб., д. 4/5

Подписное

Производственно-полиграфическое предприятие, г.ужгород, ул. Проектная, 4

Устройство для обучения водителей транспортных средств Устройство для обучения водителей транспортных средств Устройство для обучения водителей транспортных средств Устройство для обучения водителей транспортных средств Устройство для обучения водителей транспортных средств 

 

Похожие патенты:

Изобретение относится к техническим средствам обучения вождению наземных, гусеничных транспортных средств и может быть использовано для подготовки механиков-водителей

Изобретение относится к обучающим устройствам и может найти применение при обучении водителей погрузчиков

Изобретение относится к средствам развлечения и позволяет повысить занимательность

Изобретение относится к тренажерам для обучения водителей транспортного средства и обеспечивает повышение качества обучения

Изобретение относится к моделирующим стендам различных транспортных средств и обеспечивает точность имитацииза счет моделирования ухудшения видимости в сложных метеоусловиях

Изобретение относится к устройствам для обучения водителей транспортных средств с возможностью .визуального контроля траектории движения невидимой водителю части

Изобретение относится к тренажерам для профессиональной подготовки машинистов одноковшовых экскаваторов с рабочим оборудованием типа «прямая лопата

Изобретение относится к учебнотренировочным средствам и может быть использовано для обучения водителей трансяортных средств

Изобретение относится к имитирующим условиям движения устройства для обучения вождению транспортных средств

Изобретение относится к техническим устройствам для обучения вождению транспортных средств

Изобретение относится к учебно-тренировочным средствам и может быть использовано для обучения водителей гусеничных машин

Изобретение относится к устройствам для обучения водителей гусеничных машин

Изобретение относится к техническим устройствам обучения и контроля качества подготовки механика-водителя бронированной гусеничной машины

Изобретение относится к устройствам для получения навыков и понятий управления транспортным средством, обучения правилам дорожного движения, тренировки преодоления различных помех, развлечения

Изобретение относится к тренажерной технике, автотренажерам для отработки навыков вождения автомобиля

Изобретение относится к учебно-тренировочным средствам обучения вождению танков

Изобретение относится к тренажерным средствам, применяемым для обучения авто-, мото-, велоспортсменов, и может быть использовано при разработке, сооружении и эксплуатации тренажеров, аттракционов и спортивно-развлекательных объектов

Изобретение относится к учебно-тренировочным средствам и предназначено для использования в тренажерах для обучения механиков-водителей гусеничных машин

Изобретение относится к учебно-тренировочным средствам, в частности к танковым тренажерам
Наверх