Машина трения

 

Изобретение относится к испытательной технике. Цель изобретения повышение производительности путем бесступенчатого одновременного нагружения испытываемых узлов трения. Машина трения содержит корпус 1 с валами 3 для установки вращающихся деталей 15 испытываемых пар трения. Корпус 1 закрыт крышкой 19, соединенной с ним при помощи шарниров 20. На крышке 19 расположены узлы нагружения, которые с помощью винтовых пружин 4 создают нагрузку на испытываемые пары трения. Опоры 26 пружин 4 опираются на гайки с зубьями. Эти гайки всех нагружающих механизмов соединены зубчатой передачей 12 с (Л :АЭ С71 со

СОЮЗ СОВЕТСКИХ

СОЦИАЛИСТИЧЕСКИХ

РЕСПУБЛИК

А1

asSUm> (50 4 С 01 N 3 56

ОПИСАНИЕ ИЗОБРЕТЕНИЯ

К АВТОРСКОМУ СВИДЕТЕЛЬСТВУ (54) МАШИНА ТРЕНИЯ

ГОСУДАРСТВЕННЫЙ КОМИТЕТ СССР

ПО ДЕЛАМ ИЗОБРЕТЕНИЙ И ОТКРЫТИЙ (2 1) 4081690/25-28 (22) 12,05.86 (46) 15,12.87. Бюл. Р 46 (71) Центральный научно-исследовательский автомобильный и автомоторный институт (72) Б.М.Коган (53) 620.178.162(088.8) (56) Авторское свидетельство СССР

Р 949257, кл. F 16 Н 25/00, 1981. (57) Изобретение относится к испытательной технике. Цель изобретения— повышение производительности путем бесступенчатого одновременного нагружения испытываемых узлов трения. Машина трения содержит корпус 1 с валами 3 для установки вращающихся деталей 15 испытываемых пар трения. Корпус 1 закрыт кръпккой 19, соединенной с ним при помощи шарниров 20. На крышке 19 расположены узлы нагружения, которые с помощью винтовых пружин 4 создают нагрузку на испытываемые пары трения. Опоры 26 пружин 4 опираются на гайки с зубьями. Эти гайки всех нагружающих механизмов соединены зубчатой передачей 12 с

1359719 зубчатым колесом, которое приводится во вращение от электропривода 11 или вручную от штурвального колеса.

Поворот зубчатого колеса на определенный угол приводит к повороту на тот же угол зубчатых гаек 9, которые, Изобретение относится к испытательной технике, в частности к машинам трения.

Целью изобретения является повы5 шение производительности путем бесступенчатого одновременного нагружения испытываемых узлов трения.

На фиг. 1 показана машина трения, вид спереди; на фиг. 2 — разрез А-А на фиг. 1; на фиг. 3 — машина трения, вид сбоку; на фиг. 4 — то же, вид сверху; на фиг. 5 — нагружающий механизм; на фиг. 6 — механизм фиксирования образца. 1К

Машина трения содержит корпус 1, установленный в нем привод 2 вращения,,кинематически связанные с ним держатели 3 образцов, узлы нагружения, выI полненные в виде упругих элементов 4 со штангами 5, установленными с возможностью осевого перемещения, и контробразцы 6, связанные со штангами 5. Машина трения снабжена шестер25 нями 7, жестко закрепленными на держателях 3 образцов, установленными с возможностью попарного взаимодействия одна с другой, а также установленным с возможностью вращения зуб30 чатым колесом 8, кинематически соединенными с ним зубчатыми гайками 9, направляющими 10, каждая из которых связана с соответствующей зубчатой гайкой с помощью винтового соединения и соответствующей штангой 5 с возможностью возвратно-поступательного перемещения. Кроме того, машина снабжена дополнительным приводом 11 вращения и соединенной с ним зубчатой передачей 12, связанной с зубчатым 40 колесом 8.

Кроме того, держатели 3 образцов приводятся во вращение приводом 2 через муфту 13 и вал 14.

45 перемещаясь вдоль оси вращения, воздействуют на опоры 26 пружин 4, изменяя усилие их затяжки одновременно ,на всех нагружающих механизмах на одинаковую величину в процессе работы машины трения. 1 з.п. ф-лы, 6 ил.

Для установки и снятия образцов

15 в корпусе 1 имеются отверстия, закрытые при работе крышками 16. В месте, где вал 14 проходит внутрь корпуса 1, имеется крышка 17, в которой расположено уплотнение 18. Корпус

1 закрыт сверху крышкой 19, которая соединена с ним при помощи шарниров

20. На крышке 19 корпуса 1 имеются скобы 21, например в виде рым-болтов, для открывания ее и зацепления строп грузоподъемных механизмов при монтажных работах, связанных с подъемом машины трения. На крышке 19 расположены узлы нагружения. Они состоят из стоек 22, между которыми укреплены нижние плиты 23 и верхние плиты

24 узла нагружения. В верхней плите

24 закреплена направляющая 10 нижней опоры 25 упругих элементов 4. Боковые поверхности стоек 22 также являются направляющими нижней опоры 25. Верхняя опора 26 упругих элементов 4 находится в контакте с зубчатой гайкой 9, которая навинчена на резьбовую поверхность направляющей 10. В верхнюю часть нижней опоры 25 завинчен болт 27, который взаимодействует с колпачком 28. Контргайка 29 предохраняет болт 27 от самопроизвольного разворачивания в процессе работы машины трения. Колпачок 28 насажен на верхний конец штанги 5, нижний конец которой сопряжен сконтр-. образцом 6, который размещен в держателе 30. Для предотвращения выбивания капель масла наверх в держателе 30 контробразцов 6 установлена пробка 31 с уплотнительной частью, охватывающей штангу 5. К крышке 19 корпуса 1 прикреплен противовес 32, предназначенный для снижения момента силы, прикладываемого к крышке 19 при ее поворачивании относительно

1359719

35 шарниров 20. На крышке 19 укреплен дополнительный привод 11 вращения, которым можно управлять дистанционно с пульта управления или автоматически от командно-управляющего устройства.

Вместо дополнительного привода 11 вращения может применяться штурвальное колесо для ручного привода.. Ha валу

33 дополнительного привода 11 враще- 10 ния с возможностью перемещения вдоль его оси установлено зубчатое колесо

8, которое с помощью (цепной, ременной, зубчато-ременной) зубчатой передачи 12 связано с зубчатыми гайка- 15 ми 9. Зубчатое колесо 8, зафиксированное от проворота на валу 33 с помощью шпонки, имеет резьбовую ступицу, которая сопряжена с резьбовой диафрагмой 34. Параметры резьбы сту- 2р пицы зубчатого колеса 8 диафрагмы 34 таковы, что при повороте зубчатого колеса 8 на тот же угол, что и зубчатых гаек 9, последние имеют одинаковое осевое перемещение. Диафрагма 25

34 смонтирована на стойках 35, на которых дополнительный привод 11 вращения прикреплен к верхней крышке 19 корпуса 1. На держателе 30 контробразца 6 имеется кронштейн 36, в кото- Зо ром установлен двуплечий поворотный рычаг 37. Одно плечо этого рычага поджато пружиной 38, а второй плечо сопряжено с сухарем 39, который служит для предотвращения выпадания контробразца 6 в процессе сборочных работ. Фиксирование контробразца 6 осуществляется поджатием его к внутренней поверхности держателя 30 посредством двуплечего поворотного ры- 4р чага 37, пружины 38 и сухаря 39. В нижней части корпуса 1 имеется отверстие 40 для слива масла, которое при работе машины трения закрыто пробкой или краном. Днище корпуса 1 выполне- 45 но с наклоном в сторону отверстия 40.

Под днищем корпуса 1 имеются электронагреватели 41 для повышения температуры испытуемого масла. В корпусе 1 имеются стойки 42, в которых установ- 50 лены промежуточные подшипниковые опоры валов. Корпус 1 снабжен выступами

43 для крепления машины трения к фундаменту.

Машина трения работает следующим образом.

Крышка. корпуса 1 откидывается на шарнирах 20. На держатели 3 устанавливаются образцы 15. На свободные концы держателей 3 образцов монтируются подшипниковые опоры, устанавливаются в отверстия корпуса 1 и закрываются крышками 16. Отверстие 40 закрывается и в корпус 1 заливается необходимое количество испытуемого масла. Контробразцы 6 устанавливаются в держатели 30 контробразцов. Косой срез на сухарях 39 позволяет установить контрообразцы 6. Крышка 19 корпуса 1 поворотом относительно шарниров 20 закрывается и прикрепляется к корпусу 1 (например, болтами).

При закрывании крышки 19 корпуса 1 на двуплечие поворотные рычаги 37 воздействуют стойки 42, так как на них выполнены специально обработанные выступы с площадкой для контакта с двуплечим поворотным рычагом

37. Взаимодействие двуплечего поворотного рычага 37 со стойкой 42 приводит к повороту двуплечего рычага

37 вокруг оси, закрепленной в кроншнейте 36, в сторону сжатия пружины 38. Поворот двуплечих рычагов в указанном направлении приводит к разъединению контакта между сухарями 39 и боковой поверхностью контробразцов 6, которые приобретают возможность скольжения в держателях 30 без контакта с сухарями 39. Нагрузка задается поворотом зубчатых гаек 9. Поворот этих гаек 9 приводит к их перемещению вдоль оси направляющей 10. При этом перемещается верхняя опора 26 упругих элементов

4. Для поворота зубчатых гаек 9 включается дополнительный привод 11 вращения, вал 33 которого начинает вращаться, поворачивая зубчатое колесо 8, при этом посредством дополнительного привода 11 поворачиваются все зубчатые гайки 9. Осевое перемещение зубчатого колеса 8 и зубчатых гаек 9 происходит в одном направлении и на одинаковую величину. Путем осевого перемещения зубчатых гаек 9, приводящих к такому же перемещению верхних опор 26 упругих элементов 4, достигается необходимое усилие затяжки упругих элементов 4 одновременно на всех узлах нагружения. Для задания испытуемому маслу необходимой температуры включаются электронагреватели 41. Для поддержания необходимой температуры масла, залит" ãî в корпус 1, в процессе испытания элект1359719 ронагреватели периодически включаются и выключаются в зависимости от .программы командного устройства (не показано). Затем включают привод 2

5 вращения, который через муфту 13, вал 14 и шестерни 7 приводит во вращение образцы 15, трущиеся о контробразцы 6.

Формула изобретения 1р

1. Машина трения, содержащая корпус, установленный в нем привод вращения, кинематически связанные с ним держатели образцов, узлы нагружения, 1 выполненные в виде упругих элементов со штангами, установленными с воэможностью осевого перемещения, и контробразцы, связанные со штангами, о тл и ч а ю щ а я с я тем, что, с це- 2р лью повышения производительности, она снабжена шестернями, жестко закрепленными на держателях образцов и у: тановленными с воэможностью попарного взаимодействия одна с другой, а также установленным с возможностью вращения зубчатым колесом, кинематически соединенными с ним зубчатыми гайками и жестко связанными с корпусом направляющими, каждая из которых связана с соответствующей зубчатой гайкой с помощью винтового соединения и установлена на соответствующей штанге.

2. Машина по п. 1, о т л и ч а ющ а я с я тем, что она снабжена дополнительным приводом вращения и соединенной с ним зубчатой передачей, связанной с зубчатым колесом.

13597 I 9 иг.

1359719

1359719

Составитель Ю.Асриянц

Техред М.Моргентал

Корректор А.Обручар

Редактор Л.Повхан

Подписное

Заказ 6150/47 Тираж 776

ВНИИПИ Государственного комитета СССР по делам изобретений и открытий

113035, Москва, Ж-35, Раушская наб., д. 4/5 т

Производственно-полиграфическое предприятие, г.ужгород, ул.Проектная, 4

Машина трения Машина трения Машина трения Машина трения Машина трения Машина трения Машина трения 

 

Похожие патенты:

Изобретение относится к способам контроля времени приработки пары трения скольжения

Изобретение относится к испытаниям материалов трением для определенных их трибомеханических свойств, а именно износостойкости в зависимости от распределения тепловых потоков, генерируемых трением

Изобретение относится к устройствам для стендовых испытаний диафрагм пульповых насосов

Изобретение относится к области трибологических испытаний материалов, Целью изобретения является исключение нежелательных деформаций и механических повреждений тела, а также повышение точности за счет устранения влияния предельной силы трения покоя

Изобретение относится к технике сепарирования сыпучих материалов

Изобретение относится к механическим испытаниям хрупких неметаллических материалов, преимущественно стекол, а именно к определению их трещиностойкости

Изобретение относится к способам тарирования толщины масляной пленки в узлах трения

Изобретение относится к технике лабораторных испытаний конструкционных материалов на износ

Изобретение относится к методам измерений и может быть использовано при оценке качества шлифовального инструмента

Изобретение относится к испытательной технике, в частности к устройствам для испытания материалов на износ

Изобретение относится к машиностроению и может быть использовано при нанесении износостойких покрытий на трущиеся поверхности деталей, входящих во вращательные кинематические пары механизмов рабочих машин
Изобретение относится к области машиностроения, в частности к проектированию, изготовлению, испытанию, эксплуатации, восстановлению и ремонту машин

Изобретение относится к испытаниям, в частности на термостойкость, и заключается в том, что поверхность испытываемого образца материала подвергают циклическому тепловому воздействию, включающему нагрев поверхности и последующее охлаждение, производя при этом контроль поверхности испытываемого образца материала

Изобретение относится к машиностроению, к области теории механизмов и машин и может быть использовано в качестве установки для определения коэффициентов трения покоя и движения для различных твердых материалов

Изобретение относится к триботехническим испытания, в частности к способам получения циклической нагрузки при испытании на трение и износ

Изобретение относится к испытательной технике, в частности к испытаниям на трение и износ

Изобретение относится к испытательной технике и предназначено для экспериментально-расчетного определения параметров фрикционной усталости поверхностей твердых тел, контактирующих теоретически по линии, например, пар трения типа зуб-зуб в зубчатых передачах, колесо -дорожное полотно
Наверх