Способ бочкообразного шевингования цилиндрических зубчатых колес

 

Изобретение относится к машиностроению , в частности к технологии шевингования цилиндрических зубчатых колес. Целью изобретения является повьшение точности обработки за счет повышения жесткости ультразвукового станка путем исключения механизма качательного движения стола. Шевер 1и обрабатьгоаемое зубчатое колесо 2находятся в беззазорном зацеплении. Ось шевера 1 устанавливается под углом к оси зубчатого колеса 2. Шеверу 1 сообщается возвратно-поступательное движение. В шевере 1 или зубчатом колесе 2 возбуждают ультразвуковые колебания. При перемещении шевера 1 от середины венца колеса к торцу изменяют амплитуду смещений шевера 1 или колеса 2. Максимальное значение амплитуды определяют по величине бочкообразности зубьев колеса, углу наклона винтовой линии зубьев шевера 1 и колеса 2, по направлению возбуждаемых колебаний. 1 ил. с

СОЮЗ СОВЕТСКИХ

СОЦИАЛИСТИЧЕСКИХ

РЕСПУБЛИН

ОПИСАНИЕ ИЗОБРЕТЕНИЯ

И А BTOPCHOMV СВИДЕТЕЛЬСТВУ

ГОСУДАРСТВЕННЫЙ КОМИТЕТ СССР

ПО ДЕЛАМ ИЗОБРЕТЕНИЙ И ОТКРЫТИЙ (21) 3978767/31-08 (22) 14.11.85 (46) 07.01.88. Бюл. Р 1 (71) Ереванский политехнический институт им. К.Маркса (72) M.Е.Вартанян, P.А.Егиазарян, Б.С.Баласанян и С,Ш.Христафорян (53) 621.9.047(088 ° 8) (56) Авторское свидетельство СССР

1118517, кл; В 24 В 1/04, 1980.

Д.Кумабэ.Вибрационное резание.

;М: Машиностроение, 1985, с. 348. (54) СПОСОБ БОЧКООБРАЗНОГО ШЕВИНГОВАНИЯ ЦИЛИНДРИЧЕСКИХ ЗУБЧАТЫХ КОЛЕС (57) Изобретение относится к машиностроению, в частности к технологии шевингования цилиндрических зубчатых колес. Целью изобретения является повышение точности обработки за

ÄÄSUÄÄ 3364444 А1 (5ц 4 E 24 В 1/04 В 23 F 19/06 счет повышения жесткости ультразвукового станка путем исключения механизма качательного движения стола. Шевер

1 и обрабатываемое зубчатое колесо

2 находятся в беззазорном зацеплении.

Ось шевера 1 устанавливается под углом к оси зубчатого колеса 2. Шеверу

1 сообщается возвратно-поступательное движение. В шевере 1 или зубчатом колесе 2 возбуждают ультразвуковые колебания. При перемещении шевера 1 от середины венца колеса к торцу изменяют амплитуду смещений шевера 1 или колеса 2. Максимальное значение амплитуды определяют по величине бочкообразности зубьев колеса, углу наклона винтовой линии зубьев шевера ®

1 и колеса 2, по направлению возбуждаемых колебаний. 1 ил.

С::

1364444

Изобретение относится к металлообработке и может найти применение при шевинговании зубьев цилиндрических зубчатых колес.

Целью изобретения является повышение точности обработки за счет повышения жесткости ультразвукового шевинговального станка путем исключения механизма качательного движения 10 стола.

При перемещении шевера от середины венца колеса к торцам амплитуду ультразвуковых колебаний, возбуждаемых в инструменте или колесе, берут 1 переменной. При изменении величины ам-. плитуды ультразвуковых колебаний изменяется. величина нагрузки в зоне контакта шевера и .колеса, т.е. изменяется усилие внедрения режущего кли- 20 на зубчика шевера в материал зуба колеса, что приводит к изменению толщины снимаемого слоя. Управляя вели» чикой амплитуды ультразвуковых колебаний в зависимости от положения кон- 2В

I такта обработки по длине зуба колеса, можно регулировать величину съема материала зуба, т.е. получать заданную продольную модификацию зуба, в частности бочкообразную форму зуба 30 колеса.

Изменение амплитуды ультразвуковых колебаний при перемещении контакта обработки в процессе шевингования обеспечивает возможность получения бочкообразной формы зубьев, что позволяет исключить из конструкции ультразвукового шевинговального станка механизм качательного движения стола. Это способствует значи- 40 тельному повышению жесткости ультразвукового шевинговального станка и упрощению его конструкции.

На чертеже показана схема обработки по предложенному способу. 45

Шевер 1 и обрабатываемое зубчатое колесо 2, установленное в опорах 3, находятся в беззазорном зацеплении ось 4 шевера устанавливается под углом к оси 5 колеса 2 ° Угол наклона зубьев шевера отличается от угла наклона зубьев колеса на величину угла скрещивания осей. Шеверу 1 сообщается возвратно-поступательное движение.

Так как оси шевера и колеса располо жены под углом, в процессе обкатки воспроизводится кинематика винтовой зубчатой передачи. Точка А касания передвигатеся по боковой поверхности зуба. При приложении нагрузки в районе точки касания .образуется площадка, имеющая эллиптическую форму, Размеры площадки зависят от геометрических параметров шевера, колеса и величины приложенной нагрузки. Глубина внедрения шевера в колесо определяется величиной нагрузки.

При возбуждении ультразвуковых колебаний в шевере или колесе при беззазорном зацеплении колебания возникают и в зоне контакта, при этом нагрузка в этой зоне зависит от амплитуды, направления и частоты ультразвуковых колебаний. !

Изменением амплитуды ультразвуковых колебаний можно регулировать глубину внедрения режущей кромки шевера в деталь.

Величина бочкообразности зубьев составляет обычно 0,0075-0,015 мм на

25 мм длины зуба.

Обработку целесообразно начинать при амплитудах 2-2,5 мкм, так как при меньших значениях амплитуды ультразвуковые колебания не оказывают заметного влияния на процесс резания.

Определение максимальной амплитуды колебаний проводится расчетным путем с учетом поправочных коэффициентов, которые получают экспериментально.

Например, при возбуждении радиальных колебаний в шевере или колесе амплитуда („,д„с может быть определена на основании зависимости для определения припуска на шевингование по межосевому расстоянию. При зацеплении

20 где Л вЂ” величина бочкообразности зубьев колеса, К вЂ” коэффициент, учитывающий влияние УЗ колебаний, равен 1-25.

При Л = 0,010 мм амплитуда должна составлять „ „= 0,017 мм (для прямозубых колес).

При возбуждении тангенциальных колебаний, например, в шевере, амплитуда рассчитывается по формуле

К сов ш где Й вЂ” угол наклона винтовой линии

4J шевера.

1364444

Составитель В. Дрожалова

Редактор О.Юрковецкая Техред Л.Олейник Корректор С.Черни

Заказ 6524/10 . Тираж 677 Подписное

ВНИИПИ Государственного комитета СССР по делам изобретений и открытий

113035, Москва, Ж-35, Раушская наб., д. 4/5

Производственно-полиграфическое предприятие, r. Ужгород, ул. Проектная, 4

При обработке для обеспечения бочкообразности зубьев косозубого колеса при л = 0 01 мм, Я щ = 15, амплитуда должна быть „ = 0,013 мм.

Формулы для расчета амплитуды колебаний при возбуждении колебаний в колесе могут быть получены на основании геометрических расчетов.

Использование предложенного способа позволяет повысить точность обработки.

Формула изобретения

Способ бочкообразного шевингования цилиндрических зубчатых колес ше- 15 вером, совершающим возвратно-поступательное движение при возбуждении ультразвуковых колебаний в шевере иликолесе, отличающийся тем, что, с целью повышения точности обработки, при перемещении шевера от середины венца колеса к торцу изменяют амплитуду смещений шевера нли колеса, а максимальное значение амплитуды определяют по величине бочкообразности зубьев колеса, углу наклона винтовой линии зубьев шевера и колеса и направлению возбуждаемых колебаний.

Способ бочкообразного шевингования цилиндрических зубчатых колес Способ бочкообразного шевингования цилиндрических зубчатых колес Способ бочкообразного шевингования цилиндрических зубчатых колес 

 

Похожие патенты:

Изобретение относится к деревообрабатывающей промыщленности и может быть использовано при окончательной обработке поверхностей древесных материалов .перед нанесением лакокрасочных покрытий

Изобретение относится к машиностроению

Изобретение относится к текстильному машиностроению и может быть использовано при ш-пифовании фасонных губок пружины прокладчика утка ткацкого станка

Изобретение относится к машиностроению и приборостроению и может быть использовано при окончательной обработке поверхностей заготовок с переменной твердостью материала

Изобретение относится к механической обработке материалов и может быть использовано при шлифовании деталей

Изобретение относится к поверхностной обработке деталей и может быть использовано в машиностроительной и других отраслях промышленности

Изобретение относится к области машиностроения , в частности к устройствам для чистовой обработки зубчатых колес

Изобретение относится к области станкостроения, а именно к устройствам для приработки зубьев, и может быть использовано в различных отраслях машиностроения для приработки зубчатых передач

Изобретение относится к области обработки зубьев зубчатых колес, а более конкретно к способам чистовой обработки зубьев цилиндрических зубчатых колес, и может найти применение при зубошевинговании цилиндрических колес условиях свободного обката в автомобильной, тракторной, сельс охозяйственной, а также в других отраслях машиностроения

Изобретение относится к машиностроению, в частности к обработке зубчатых колес, и может быть использовано для финишной обработки конических колес с прямыми и криволинейными зубьями в автомобильной, тракторной промышленности, сельскохозяйственном машиностроении, станкостроении и других отраслях машиностроения
Наверх