Устройство защиты изоляции обмоток электродвигателя от увлажнения

 

Изобретение относится к электротехнике и может быть использовано для защиты изоляции от увлажнения. Цель изобретения - уменьшение расхода электроэнергии и идентификация причин изменения сопротивления изоляции. Сеть 8устройстве коммутационный блок 1 и источник 2 низкого напряжения, присоединены к питающей сети, блок 3 измерения сопротивления изоляции и источник 2 низкого напряжения присоединены к обмоткам двигателя 4 через коммутационный блок 1. Выход блока 3 измерения присоединен к блокам 6 и 7 сравнения. В устройстве при помощи блоков 6 и 7 ера нения,блоков 9и 10 регулирования опорных напряжений и автомата 11 нулевой памяти происходит измерение и запоминание сопротивления сухой изоляции, по значению которого устанавливается момент подключения источника 2 напрйжения. Благодаря этому исключаются неоправданные подключения источника напряжения. 2 ил. с S (/) С

СОЮЗ СОВЕТСНИХ

СОЦИАЛИСТИЧЕСНИХ

РЕСПУБЛИК

А1

„„Я0„„13 71 (51)4 Н 02 К 15/12 ъ

/ 1ДЛ

i } л1 . 1Г

1 с, Тс ., :

ОПИСАНИЕ ИЗОБРЕТЕНИЯ

Н A BTOPCHOMV СВИДЕТЕЛЬСТВУ

Сета

ГОСУДАРСТВЕННЫЙ НОМИТЕТ СССР

ПО ДЕЛАМ ИЗОБРЕТЕНИЙ И ОТНРЫТИЙ

3 (21) 4116513/24-07 (22) 09.07.86 (46) 15.01.88. Бюл. 9 2 (71) Ждановский металлургический институт (72) И.В. Жежеленко, А.М. Липский и В.Е. Кривоносов (53) 621.315(088.8) (56) Авторское свидетельство СССР (9 741379, кл. 8 02 К 13/12, 1978. (54) УСТРОИСТВС ЗАЩИТЫ. ИЗОЛЯИЯИ ОБМОТОК ЭЛЕКТРОДВИГАТЕЛЯ ОТ УВЛАЖНЕНИЯ (57) Изобретение относится к электротехнике и может быть использовано для защиты изоляции от увлажнения. Цель изобретения — уменьшение расхода электроэнергии и идентификация причин изменения сопротивления изоляции.

В устройстве коммутационный блок 1 и источник 2 низкого напряжения, присоединены к питающей сети, блок 3 измерения сопротивления изоляции и источник 2 низкого напряжения присоединены к обмоткам двигателя 4 через коммутационный блок 1. Выход блока 3 измерения присоединен к блокам

6 и 7 сравнения. В устройстве при помощи блоков 6 и 7 сравнения, блоков

9 и 10 регулирования опорных напряжений и автомата 11 нулевой памяти происходит измерение и запоминание сопротивления сухой изоляции, по значению которого устанавливается момент подключения источника 2 напряжения. Благодаря этому исключаются неоправданные подключения источника напряжения. 2 ил.

1 136710

Изобретение относится к электротехнике и может быть использовано для защиты от увлажнения изоляции обмоток электродвигателей работаюУ

5 щих со значительными перерывами между включениями в местах с изменяющейся влажностью и температурой окружающей среды.

Цель изобретения — уменьшение рас- 1< хода электроэнергии и идентификация причин изменения сопротивления изоляции.

Защита основана на подключении обмоток к источнику напряжения во время технологических пауз .и поддержании тем самым температуры обмотки выше температуры окружающей среды.

На фиг. 1 приведена блок-схема предлагаемого устройства на фиг.2 — 20 функциональная электрическая схема предлагаемого устройства.

Устройство содержит коммутационный блок 1, источник 2 низкого напряжения, блок 3 измерения сопротивления 26 изоляции, подключенный к обмоткам элек-, тродвигателя 4 ° блок 5 питания, блоки

6 и 7 сравнения, программный блок 8, блоки 9 и 10 регулирования опорных напряжений, автомат 11 нулевой памяти, блок 12 сигнализации и блокировки.

Коммутационный блок 1 и источник

2 низкого напряжения присоединены к питающей сети. Блок 3 измерения сопротивления изоляции и источник при35 соединены к обмоткам двигателя 4 через коммутационный блок .1. Выход блока 3 присоединен к блокам 6 и 7 сравнения, выход блока 6 присоединен к 40 коммутационному блоку 1, а выход блока 7 присоединен к автомату 11 нулевой памяти и блоку 12 сигнализации и блокировки. Первый выход автомата

11 нулевой памяти присоединен к блокам 9 и 10 регулирования опорных напряжений, выходы которых соединены с блоками 6 и 7, второй выход блока

11 соединен с блоком 12 сигнализации и блокировки, выход которого собО единен с блоком 1. Вход блока 1t соединен с выходом программного блока 8, который управляемым входом и управляющим выходом соединен с блоком 1, управляемый выход которого также соединен с блоком 11. Все блоки sa исключением блока 1, источника 2 и двигателя 4 присоединены к блоку питания 5 °

6 2

Устройство работает следующим образом.

Когда двигатель 4 подключен к питающей сети коммутационным блоком 1, то блок 1 отключает цепи измерения блока 3 и цепи подсушки источника

2, а также отключает блок 5 питания от сети. При отключении блоком 1 двигателя 4 от питающей сети блок 1 подключает блок 5 питания к сети и через минуту (за это время в двигателе заканчиваются электромеханические переходные процессы) подключает к обмоткам двигателя 4 цепи измерения блока 3 и генератор импульсов блока 8 к автомату 11 нулевой памяти. Блок 3 измерения сразу после его подключения к обмоткам двигателя 4 измеряет сопротивление высушенной изоляции. Этот сигнал подается на блоки 6 и 7 сравнения, В это время автомат 11 нулевой памяти регулирует опорные напряжения блоков 9 и 10, которые задают условия срабатывания блоков 6 и 7 сравнения. Регулирование опорных напряжений автоматом 11 нулевой памяти происходит до тех пор, пока на выходе блока 7 сравнения, срабатывающего при измерении сопротивления сухой изоляции, не появится сигнал. Дальнейшее изменение опорных -напряжений блоков 9 и 10 прекращается. Так в устройстве при помощи блоков 7, 10 и 11 происходит измерение н запоминание сопротивления сухой изоляции. В результате этого опорное напряжение блока 9 устанавливается таким, что он срабатывает, когда сопротивление изоляции, постоянно измеряемое блоком 3, не станет равным (О, 9-0,85) R,(R — сопротивление сухой изоляции). При срабатывании блока 6 íà его выходе появляется сигнал, под действием которого коммутационный блок 1 отключает цепи измерения блока .3, включает программный блок 8 и подключает источник 1. к обмоткам двигателя 4 на некоторое время, преимущественно, на 15 мин. Этого времени достаточно для устранения поверхностного увлажнения изоляции.По истечении времени подсушки на выходе программного блока 8 появляется сигнал, под действием которого коммутационный блок 1 отключает цепи подсушки источника 2, программный блок 8 и ,с выдержкой времени вновь включает цепи измерения блока 3 и подключа3 136710 ет генератор импульсов программного блока 8 к блоку 11. Измерение, запоминание и регулировка R и уставки повторяется, а очередное срабатывание блока 6 приводит к повторению процесса защиты изоляции от увлажнения.

Если при подключении коммутационным блоком 1 блока 3 к обмоткам двигателя 4 и подаче импульсов на блок

11 окажется, что сопротивление изоляции (в результате ее старения или образование в ней дефектов в период двигателя) ниже 0,35 мОм, то на выходе блока 7 и последнего выхода бло- 1Б ка 11 одновременно появляются сигналы, под действием которых срабатывает блок сигнализации и блокировки.

Поступление сигнала с блока 12 в коммутационный блок 1 блокирует двигатель от включения его в сеть.

Пуск двигателя 4 коммутационным блоком 1 можно осуществить в любой момент времени, если сопротивление изоляции выше 0,35 мОм, при этом блок 1 перед пуском отключает цепи блоков 3 и 2, Коммутационный блок 1 (фиг.2) содержит: контактор 13 с контактами 14, подключающими двигатель 4 к питающей сети, контактор 15 с контактами 16, подключающими источник 2 к обмоткам двигателя 4, промежуточные реле 17 с контактами 18, реле 19 с контактами 20 реле 21 с контактами 22. Реле

23 с контактами 24 выполняет функцию реле времени, кнопки "Пуск" и "Стоп" служат для пуска и останови двигателя, блок 1 содержит также элементы сигнализации

40 о режимах работы двигателя. Источник

2 низкого напряжения выполнен на базе понижающего трансформатора 220/26 В.

Блок 3 измерения сопротивления изоляции представляет собой делитель

45 напряжения, выполненный на резисторе

25 и сопротивлении фаза — корпус. Резистор 25, сопротивление фаза — кор- . пус и выход блока 3 зашунтированы конденсаторами 26-28 с целью ограничения влияния помех при измерении.

Блок 5 питания представляет собой понижающий трансформатор с выпрямителями и стабилизаторами на выходе, служащими для питания микросхем и реле. Блок 7 сравнения выполнен на компараторе типа К 521 САЗ, выход которого инвертирован. Блок 6 сравнения выполнен аналогично блоку 7, Р.

6 4 но на выходе стоит транзисторный ключ с реле 29 и контактами 30 в цепи коллектора.

Программный блок 8 содержит генератор импульсов и делители частоты, микросхемы 31-37 (К 155ИЕ2, К 155ЛА) и транзисторы 38 и 39, управляющие работой этих микросхем. Микросхемы

36 и 37 с транзисторным ключом на выходе служат для задания времени, по истечении которого цепи измерения подключаются к обмоткам, а микросхемы 31-35 с транзисторным ключом, с реле 40 и контактами 41 в цепи коллектора служат для задания времени подсушки.

Блоки 9 и 10 регулирования опорных напряжений выполнены в виде набора резисторов 42-57 (в блоке 9) и

58-73 (в блоке 10) транзисторных ключей (в качестве которых используются микросхемы К1155ЛА), и резисторов 74 и 75. Эти блоки представляют собой регулируемые делители напряжений.

Автомат 11 нулевой памяти выполнен на дешифраторе с микросхемами

76 и 77 (К155ЛА, К155ИЕ5) и транзистором 78, включающим в работу схему

77. Блок 12 сигнализации и блокировки выполнен на микросхеме 79 (К155ЛА), на инвертированном выходе которой установлен тоанзисторный ключ с реле 80 и контактами 81 в цепи коллектора.

Устройство работает следующим ооразом .(фиг.2) .

При нажатии кнопки "Пуск" срабатывает реле 17, контактами 18 блокирурует кнопку "Пуск", блокирует подключение цепей измерения и нагрева к обмоткам, подает питание на контактор 13, контакты 14 которого включают двигатель в сеть. Нажатие кнопки "Стоп" обесточивает реле

17, контактор 13 отключает двигатель от сети. Контакты 18 подают питание на реле 21, которое включает источник питания в работу, приводит к открытию транзистора 39, и микросхем

36 и 37 начинают работать. Через одну минуту на выходе 37 появляется импульс, который подает питание на реле 23, контакты 24 которого шунтируют транзистор, подключают цепи измерения блока 3 к обмоткам, и открывается транзистор 78. Микросхема

77 начинает работать. До включения схемы 77 в работу на всех ее выво7106

Фо рмул а

55

5 136 дах сигнал отсутствует, а на первом выходе дешифратора в отличии от остальных, находится "0". Нулевой сигнал инвертируется и образует делители напряжения на резисторах 42, 74 и 58, 75. Резисторы 58-73 и 42-57 выбраны таким образом, чтобы выполнялось условие:

1) Rq К4, 0

2) R>g > R<> R«, HO Кк9 R«

° ° Ъ 4 Э Ф ° 4 Ь 4 ° ° ° Ф ° ° ° ° ° O

16) В ) В =Oð Но R7 r R

Делитель на сопротивлениях 73 и 75 позволяет. блоку 7 срабатывать первым, когда сопротивления изоляции меньше

0,35 мОм.

При работе микросхем 77 на выходе дешифратора нулевой сигнал перемещается от 0-ro до 16-ro выхода, это позволяет последовательно и ступенчато регулировать опорные напряжения.

Регулирования опорного напряжения продолжается до тех пор, пока на инвертирующем выходе блока 7 появится сигнал, это приводит к рассогласованию сигналов на входе 76 и установке определенной комбинации на выходе 77 и постоянного сигнала на одном из выходов дешифратора. Так в устройстве происходит измерение и запоминание сопротивления сухой изоляции и регулирование опорного напряжения, обеспечивающего срабатывание блока 6 при начале увлажнения изоляции.

После остывания двигателя под действием влажного воздуха сопротивление изоляции изменяется, это приводит к срабатыванию блока 6 и реле 29. Контакты 30 дают питание на реле 19, контакты 20 которого обесточивают реле 23, что приводит к отключению цепей измерения блока 3 от обмоток и обнулению микросхем 77 и дешифратора, а также к включению микросхем 31-35 и включению контактора 15> контакты 16 которого подключают цепи подсушки к обмоткам двигателя 4. Через 20 мин реле 40 получает питание и своим контактом 41 обеспечивает реле 19, контактор 15 и цепи нагрева отключаются, обнулятся схемы 31-33, открывается транзистор 39, который включает в работу схемы 36 и 37. Реле 23 через минуту получает питание, включает дешифратор в работу и подключает цепи. измерения блока 3 к обмоткам. Вновь происходит измерение, запоминание сопротивления сухой изоляции и корректировка опорного напряжения блока 9.

Новое снижение сопротивления изоляции приводит к повторению цикла защиты изоляции от увлажнения.

Если во время очередного измерения и запоминания сопротивления изоляции сигнал о срабатывании блока 7 совпадает с сигналом с последнего инвертирующего выхода дешифратора, срабатывает блок 12. Реле 80 получает питание, контакты 81 блокируют двигатель от включения его в сеть.

Пуск двигателя, если реле 80 обесточено, можно произвести в любой момент времени, при этом автоматически отключаются цепи измерения или подсушки.

Предлагаемое устройство позволяет уменьшить расход электроэнергии на защиту изоляции от увлажнения и идентифицировать причины снижения сопротивления изоляции. изобретения

Устройство защиты изоляции обмоток электродвигателя от увлажнения, содержащее источник напряжения и коммутационный блок, подключенные к

35 питающей сети, блок питания, программный блок, выход которого подключен к коммутационному блоку, блок измерения сопротивления изоляции, два

40 соединенных с блоком питания блока сравнения, входы которых подключены к блоку измерения сопротивления изоляции, а выход первого блока сравнения подсоединен к коммутационному

45 блоку, блОк сигнализации, Вход которого подключен к выходу второго блока сравнения, о т л и ч а ю щ ее с я тем, что, с целью уменьшения расхода электроэнергии и идентификации причин изменения сопротивления

50 ,изоляции, оно дополнительно снабжено двумя блоками регулирования опорных напряжений, автоматом нулевой памяти и в блок сигнализации введены элементы блокировки, при этом источник низкого напряжения и блок измерения сопротивления изоляции подсоединены к обмоткам двигателя через коммутационный блок, первый выход автомата нулеСоставитель В. Бондаренко

Техред М.Ходанич. Корректор A- Обручар

Редактор Т. Парфенова

Заказ 6848/52 Тираж 665

ВНИИПИ Государственного комитета СССР по делам изобретений и открытий

113035, Москва, Ж-35, Раушская наб,, д. 4/5

Подписное

Производственно-полиграфическое предприятие, r. Ужгород, ул. Проектная, 4 и

7 13671 вой памяти через блоки регулирования опорных напряжений подсоединен к блокам сравнения, второй выход — к коммутационному блоку через блок сиг5 нализации и блокировки, неуправляемые входы автомата нулевой памяти соединены с выходами программного блока и второго блока сравнения, а управляемый вход — с выходом коммуI

06 8 тационного блока, управляемый выход коммутационного блока соединен с входом программного блока, блоки регулирования опорных напряжений, сигнализации и блокировки, программный блок и автомат нулевой памяти соединены с блоком питания, который подключен к сети через коммутационный блок.

Устройство защиты изоляции обмоток электродвигателя от увлажнения Устройство защиты изоляции обмоток электродвигателя от увлажнения Устройство защиты изоляции обмоток электродвигателя от увлажнения Устройство защиты изоляции обмоток электродвигателя от увлажнения Устройство защиты изоляции обмоток электродвигателя от увлажнения 

 

Похожие патенты:

Изобретение относится к технологическому оборудованию для изготовления электрических машин и может быть использовано в электротехнической промьшшенности

Изобретение относится к области электротехники, в частности к сушке в герметичном баке твердой изоляции трансформаторов

Изобретение относится к электротехнике , в частности к электромашиностроению

Изобретение относится к электротехнике , в частности к электромашиностроению

Изобретение относится к технологическому оборудованию для изготовления электрических машин и может быть использовано в электротехнической промьшшенности при изготовлении гидрои турбогенераторов

Изобретение относится к электротехнике , в частности к электромаши fC ностроению

Изобретение относится к технологическому оборудованию для изготовления электрических машин и может быть иснользовано в электротехнической промышленности при изготовлении статоров генераторов

Изобретение относится к электротехнике , в частности к электроизоляционной технике

Изобретение относится к электромашиностроению и может быть использовано при изготовлении обмоток статоров электрических машин, трансформаторов, дросселей

Изобретение относится к области электротехники и электромашиностроения и касается особенностей конструктивного выполнения уплотнений валов электрической машины

Изобретение относится к области электротехники и касается способов пропитки и сушки таких электротехнических изделий, как обмотки статоров, роторов электродвигателей, трансформаторов, магнитопроводов и т.п

Изобретение относится к области электротехники и касается способов электроосмотической сушки изоляции обмоток электрических машин при их эксплуатации, а также для предупреждения увлажнения изоляции обмоток электрических машин во время технологической паузы

Изобретение относится к области электротехники, а именно к ремонту электрических машин преимущественно с термореактивной изоляцией

Изобретение относится к области электротехники, в частности к устройствам для капельной пропитки и сушки обмоток электрических машин

Изобретение относится к электротехнике, а именно к технологии изготовления катушек сильных магнитных потоков, которые могут быть использованы в электротехнической промышленности

Изобретение относится к области токовой сушки трансформаторов, электрических кабелей, электрических машин, конкретно к токовой сушке обмоток электрических машин

Изобретение относится к электромашиностроению
Наверх