Термочувствительный привод

 

Изобретение относится к системам охлаждения двигателей внутреннего сгорания и позволяет повысить надежность привода. Внутри корпуса 1 установлен клапан 5 с возможностью попеременного перекрытия патрубков 3 и 4 отвода жидкости. Термочувствительньй элемент 6 выполнен в виде двухслойной пружины, первый слой 7 которой выполнен из материала, обладающего эффектом памяти формы, а второй слой 8 выполнен из материала, обладающего эффектом сверхэластичности в интервале т-р прямого и обратного мартенситных превращений материала первого слоя 7. При достижении т-ры начала обратного мартенситного перехода слой 7 постепенно изменяет свою форму в сторойу увеличения высоты. Слой 8 при этом сдерживает увеличение высоты за счет сил упругости, способствуя генерированию в нем реактивных напряжений. При приближении т-ры охлаждающей жидкости к 90 с последних достаточно, чтобы начать преодолевать сопротивление слоя 7, который начинает интенсивно выделять тепло. Дополнительный нагрев материала слоя 8 обеспечивает надежное и плотное прижатие клапана 5 к патрубку отвода жидкости в перепускной канал . Охлаждающая жидкость циркулирует по большому контуру через радиатор , осуществляя интенсивный отвод тепла от двигателя. При т-ре жидкости ниже 90° С порядок работы устр-ва изменяется на обратный. Охлаждающая жидкость циркулирует по малому контуру охлаждения. 1 ил. 3 СЛ

СОЮЗ СОВЕТСКИХ

СОЦИАЛИСТИЧЕСКИХ

РЕСПУБЛИК

А1, (19) (11) Ш 4 F Ol P 7/16

ОПИСАНИЕ ИЗОБРЕТЕНИЯ

К А ВТОРСКОМУ СВИДЕТЕЛЬСТВУ

ГОСУДАРСТВЕННЫЙ КОМИТЕТ СССР

ПО ДЕЛАМ ИЗОБРЕТЕНИЙ И ОТКРЫТИЙ (21) 4094578/25-06 (22) 17.03.86 (46) 30,01,88. Бюл. М 4 (75) К. М. Кондраков и И. М. Кондраков (53) 621.714-711(088.8) (56) Тихонов А. С °, Герасимов А. П., Прохорова И. И. Применение эффекта памяти формы в современном машиностроении, М.: Машиностроение, 1981, с. 68. (54) ТЕРМОЧУВСТВИТЕЛЬНЫЙ ПРИВОД (57) Изобретение относится к системам охлаждения двигателей внутреннего сгорания и позволяет повысить надежность привода. Внутри корпуса 1 установлен клапан 5 с воэможностью попеременного перекрытия патрубков 3 и

4 отвода жидкости. Термочувствительный элемент 6 выполнен в виде двухслойной пружины, первый слой 7 которой выполнен из материала, обладающего эффектом памяти формы, а второй слой 8 выполнен из материала, обладающего эффектом сверхэластичности ч в интервале т-р прямого и обратного мартенситных превращений материала первого слоя 7. При достижении т-ры начала обратного мартенситного перехода слой 7 постепенно изменяет свою форму в сторойу увеличения высоты.

Слой 8 при этом сдерживает увеличение высоты за счет сил упругости, способствуя генерированию в нем реактивных напряжений. При приближении т-ры охлаждающей жидкости к 90 С по0 следних достаточно, чтобы начать преодолевать сопротивление слоя 7, который начинает интенсивно выделять тепло. Дополнительный нагрев материала слоя 8 обеспечивает надежное и плотное прижатие клапана 5 к патрубку отвода жидкости в перепускной канал. Охлаждающая жидкость циркулирует по большому контуру через радиатор, осуществляя интенсивный отвод тепла от двигателя. При т-ре жидкости ниже 90 С порядок работы устр-ва изменяется на обратный. Охлаждающая жидкость циркулирует по малому конту. ру охлаждения. 1 ил, 1370267

Изобретение относится к машиностроению в частности к системам охI лаждения двигателей внутреннего сгорания, а именно к термочувствительным приводам терморегуляторов систем охлаждения двигателей.

Цель изобретения — повышение надежности.

На чертеже представлена схема терморегулятора системы охлаждения двигателей внутреннего сгорания с термочувствительным приводом .

Терморегулятор содержит корпус 1, снабженный патрубком 2 подвода жидкости иэ двигателя, патрубком 3 отводажидкости в радиатор и патрубком 4 отвода жидкости в пер епускной канал мимо радиатора, клапан 5, установленный внутри корпуса 1 с возможностью попеременного перекрытия патрубков 3 и

4 отвода жидкости, и термочувствительный привод 6, выполненный в виде двухслойной пружины, первый слой 7 которой выполнен иэ материала, обладающего эффектом памяти формы, а второй слой 8 выполнен из материала, обладающего эффектом сверхэластичности в интервале температур прямого и обратного мартенситных превращений материала первого слоя 7.

В качестве материала первого слоя, обладающего эффектом памяти формы, может быть применен никелид титана с содержанием 54 — 56X никеля или сплав никелида титана с 507. никеля и добавками 1,57 ванадия, 27. ниобия, 3-47 тантала.

В качестве материала второго .лоя, обладающего эффектом сверхпластичности, может быть применен сплав никелида титана, содержащий 50,8 — 527 никеля, 2 - ЗЖ кобальта, молибдена или железа или сплав никеля, ЗЖ железа.

Терморегулятор с термочувствительным приводом работает следующим образом.

Во время прогрева двигателя внутреннего сгорания при температуре охлаждающей жидкости меньше 90 С термочувствительный привод 6 имеет минимальную высоту и прижимает клапан 5 к патрубку 3 отвода жидкости в радиатор. В результате охлаждающая жидкость входит в патрубок 2 подвода жидкости, а выходит в патрубок 4 отвода в перепускной канал, циркулируя по малому контуру мимо радиатора.

При достижении температуры начала обратного мартенситного перехода нижний слой 7 термочувствительного привода 6 постепенно изменяет свою

6 форму в сторону увеличения высоты, но второй слой 8, находясь в состоянии сверхэластичности, сдерживает увеличение высоты за счет сил упругости, способствуя генерированию в. нем реактивных напряжений. При приближении температуры охлаждающей жидкости к 90 С сгенерированных реактивных напряжений достаточно, чтобы начать преодолевать сопротивление материала первого слоя 7, который под действием этих напряжений интенсивно выделяет тепло, особенно при переа ходе через точку 90 С, дополнительно

20 нагревая материал второго слоя 8, обеспечивая тем самым надежное и плотное прижатие клапана 5 к патрубку отвода жидкости в перепускной канал.

В этом случае охлаждающая жидкость

25 циркулирует по большому контуру через радиатор, в результате этого осуществляется эффективный отвод тепла от двигателя внутреннего сгорания. При температуре жидкости ниже 90 С поря30 док работы устройства изменяется на обратный, т.е. материал первого слоя

7 термочувствительного привода 6 изменяет свою форму как за счет обратимого эффекта памяти формы, так и эа счет упругости материала второго слоя

8, который при разгрузке интенсивно поглощает тепло, дополнительно охлаждая первый слой 7 и способствуя прижатию клапана 5 к патрубку 3 от40 вода жидкости в радиатор. Охлаждающая жидкость циркулирует по малому контуру охлаждения. При этом наличие нагружающей силы в период прямого мартенситного перехода (охлаждения)

45 обеспечивает материалу первого слоя

7 термотреннинг, в результате которого он обладает устойчивой "холодной" памятью, Таким образом, использование предлагаемого устройства позволяет повысить надежность в следствие ув еличения усилий, создаваемых приводом как в период прогрева двигателя, так

5 и при снижении температуры, а благодаря высоким демпфирующим свойствам материалов обоих слоев привод нечувствителен к вибрациям, что также повышает его надежность и точность под70267

Составитель Л. Черный

Редактор Т. Парфенова Техред М.Ходанич KoppeKTep }l. Король

Заказ 384/30

Тираж 492 Подписное

ВНИИПИ Государственного комитета СССР по делам изобретений и открытий

113035, Москва, Ж-35, Раушская наб., д. 4/5

Производственно-полиграфическое предприятие, r. Ужгород, ул. Проектная, 4

13 держания теплового состояния двигателя внутреннего сгорания.

Формул а изобретения

Термочувствительный привод преимущественно для терморегулятора системы жидкостного охлаждения двигателя внутреннего сгорания, содержащий термочувствительный элемент, выполненный из материала, обладающего эффектом памяти формы, и нагружающий элемент, отличающийся тем, что, с целью повышения надежности, термочувствительный и нагружающнй

5 элементы выполнены эаодно в виде двухслойной пружины, первый слой которой выполнен из материал;, об.м,тающего эффектом памяти формьi, а второй — из материала, обладающего эффектом сверхэластичности в интервале температур прямого и обратного мартенситных превращений материала первого слоя °

Термочувствительный привод Термочувствительный привод Термочувствительный привод 

 

Похожие патенты:

Изобретение относится к двигателестроению и позволяет повысить

Термостат // 1052688

Термостат // 985352

Изобретение относится к системам автоматического управления и регулирования тепловым режимом двигателя внутреннего сгорания, предназначено для использования на автомобилях, тракторах в строительно-дорожной, коммунальной и специальной самоходной технике, а также на стационарных и передвижных энергетических агрегатах

Изобретение относится к двигателестроению и может найти применение при изготовлении элементов системы охлаждения двигателей внутреннего сгорания

Изобретение относится к автомобильному транспорту, в частности к легковым автомобилям

Термостат // 2141567
Изобретение относится к области машиностроения, в частности к системам поддержания постоянства температуры при охлаждении или нагреве объектов

Изобретение относится к приборам регулирования, а именно к термостатам, и может быть использовано для системы охлаждения двигателя

Изобретение относится к системе охлаждения автомобильных двигателей

Изобретение относится к двигателестроению и может быть использовано в транспортных средствах

Изобретение относится к машиностроению, в частности к системам охлаждения тепловых машин, преимущественно двигателей внутреннего сгорания, с утилизацией тепла охлаждающей жидкости
Наверх