Способ регулирования тока адаптивного электропривода

 

Изобретение относится к электротехнике и м.б. использовано в тиристорном электроприводе постоянного тока. Пелью изобретения является повышение точности регулирования тока. Способ позволяет на каждом дискретном интервале времени проводить прогнозирование траектории тока якоря на следующем интервале проводимости преобразователя. Максимальное значение измеряемого тока якоря, выделенное на следующем интервале проводимости , сравнивают с заполненным максимальным значением прогнозируемого тока. Если максимум измеряемого тока больше или меньше прогнозируемого, то соответственно уменьшают или увеличивают постоянную времени интегрирования , с которой прогнозируют траекторию тока. Т.о. достигается точное соответствие между прогнозируемой и реальной траекториями тока. 1 KJ( . о (Л

СОЮЗ СОВЕТСКИХ

СОЦИАЛИСТИЧЕСКИХ

РЕСПУБЛИК (ВН 4 Н 02 Р 5/06

)З, ОПИСАНИЕ ИЗОБРЕТЕНИЯ

К А ВТОРСКОМУ СВИДЕТЕЛЬСТВУ

ГОСУДАРСТВЕННЫЙ КОМИТЕТ СССР

ПО ДЕЛАМ ИЗОБРЕТЕНИЙ И ОТНРЫТИЙ (21) 4140479/24-07 (22) 21.08.86 (46) 07,02.88. Бюл. М 5 (71) Московский энергетический институт (72) С.К.Козырев, А.Н.Ладыгин и Н.И.Шаварин (53) 621.316.718.5(088.8) (56) Патент ФРГ 11 2202871, кл. Н 02 Р 13/26, 1978.

Авторское свидетельство СССР

N 801215, кл. Н 02 P 5/06, 1981. (54) СПОСОБ РЕГУЛИРОВАНИЯ ТОКА АДАПТИВНОГО ЭЛЕКТРОПРИВОДА (57) Изобретение относится к электротехнике и м.б. использовано в тиристорном электроприводе постоянного тока. Целью изобретения является по„„SU„„) 372571 А 1 вышение точности регулирования тока.

Способ позволяет на каждом дискретном интервале времени проводить прогнозирование траектории тока якоря на следующем интервале проводимости преобразоватегя. Максимальное значение измеряемого тока якоря, выделенное на следующем интервапе проводимости, сравнивают с заполненным максимальным значением прогнозируемого тока. Если максимум измеряемого тока

Ф больше или меньше прогноэируемого, то соответственно уменьшают или увеличивают постоянную времени интегрирования, с которой прогнозируют траекторию тока. Т.о. достигается точное соответствие между прогнозируемой и реальной траекториями тока.

1 ил.

1372571

Изобретение относится к электротехнике и может быть использовано для регулирования тока нагрузки тиристорного электропривода постоянно5

ro тока в условиях изменения или неточного определения параметров якорной цепи электропривода.

Цель изобретения — повьппение точности регулирования тока. 10

На чертеже представлена функциональная схема устройства, реализующего способ регулирования тока адаптивного электропривода.

Устройство содержит электродвигатель 1 постоянного тока, подключенный к тиристорному преобразователю 2, в цепь управления которого включены последовательно соединенные блок 3 сравнения, триггер 4, логический эле- 20 мент И 5 и блок 6 импульсного управления. Входы блока 3 сравнения связаны с блоком 7 задания тока и с выходом операционного усилителя 8, в цепь обратной связи которого включен кон- 25 денсатор 9, шунтированный управляемым ключом 10. Один из входов операционного усилителя 8 через последовательно соединенные резисторы 11 и 12 и первый управляемый ключ 13 связан с 30 выходом сумматора 14, входы которого соединены соответственно с выходом датчика 15 ЭДС, через последовательно включенные цифроаналоговый преобразователь 16, преобразователь 17 цифра-цифра и счетчик 18 с выходом блока 19 задания текущего угла в очередной фазе и через инвертор 20 с выходом операционного усилителя 8. Блок

19 задания текущего угла связан 40 входами с сетью и с блоком 6 импульсного управления. Второй вход операционного усилителя 8 через второй управляемый ключ 21 и блок 22 памяти соединен с выходом датчика 23 тока. 45

Второй вход счетчика 18 подключен к выходу логического элемента И 24, второй вход которого связан с выходом первого генератора 25 импульсов.

Выхрд генератора 26 импульсов подключен к третьему входу счетчика 18, входу логического элемента НЕ 27, одному из входов логического элемента И 28, управляющим входам управляемого ключа 21 и блока 22 памяти и второму входу логического элемента И 5. Выход логического элемента НЕ 27 связан с вторым входом логического элемента

И 24, с управляющим входом управляемого ключа 13 и через блок 29 дифференцирования с управляющим входом управляемого ключа 10 и входом Сброс триггера 4, выход которого соединен с вторым входом логического элемента

И 28. Выход датчика 23 тока непосредственно и через блок 22 памяти связан с входами компаратора 30. Резистор 1 1 шунтирован транзистором 31, затвор которого связан с выходом блока 32 подстройки.

Блок 32 подстройки содержит последовательно включенные амплитудный детектор 33, блок 34 памяти и блок 35 сравнения, выходы которого через две последовательные цепи, состоящие первая из блока 36 нелинейности и логического элемента И 37, а вторая— из блока 38 нелинейности и логического элемента И 39, подключены к управляющим входам управляемых ключей 40 и 4 1, второй из которых шунтирован конденсатором 42. Кроме того, в блок подстройки входят последовательно соединенные триггер 43, логический элемент И 44 и одновибратор 45, выход которого подключен к вторым входам логических элементов И 37 и 39 и входу "Сброс" триггера 43, второй вход которого и вход управления блока 34 памяти связаны с выходом логического элемента И 5. Вход амплитудного детектора 33 соединен с выходом инвертора 20, а его управляющий вход подключен к выходу логического элемента И 28. Второй вход блока 35 сравнения подключен к выходу датчика

23 тока, а второй вход логического элемента И 44 связан с выходом компаратора 30.

Способ осуществляют следующим образом.

С помощью блока 6 импульсного управления формируется дискретный интервал времени, на котором выбирают очередную фазу напряжения сети, подключаемую к электродвигателю 1 на следующем интервале проводимости.

Датчики 23 тока и 15 ЭДС непрерывно измеряют соответственно мгновенные значения тока и ЭДС двигателя. С помощью блока 19 задания текущего угла в очередной фазе формируется текущее значение угла напряжения сети выбранной фазы. Это значение угла по переднему фронту сигнала генератора

26 вводят в счетчик 18 в качестве исходного состояния и формируют теку1372571 щий угол напряжения сети в ускоренном масштабе времени, определяемом частотой генератора 25 из условия обеспечения воэможности задания по5 ловины периода напряжения сети на данном дискретном интервале времени. Эта частота подается на счетный вход счетчика 18 через элемент И 24. По сигналу генератора 26 с помощью ключа 21 от датчика 23 тока через блок

22 памяти на вход операционного усилителя 8 подается значение тока в начале дискретного интервала времени.

Одновременно с помощью элемента НЕ 15

27 и дифференцирующего блока 29 выход триггера 4 устанавливается в единичное состояние.

Затем по сигналу генератора 26 через -элемент НЕ 27 с помощью ключа 13 2р на вход операционного усилителя 8 подается разность между напряжением сети в ускоренном масштабе времени (с выхода счетчика 18 чсрез преобразователь 17 цифра-цифра и цифроанало- 25 говый преобразователь 16) и ЭДС электродвигателя. С выхода операционного усилителя 8 сигнал, пропорциональный прогнозируемой траектории тока, подается на вход блока 3 сравнения, где 30 сравнивается с заданным максимальным значением тока. В результате сравнения на каждом дискретном интервале времени выход триггера 4 устанавливается в нулевое состояние при превышении траектории тока величины задания.

В конце интервала дискретности с помощью элемента И 5 проверяется состояние триггера 4 и, если выход триг- 40 гера 4 остался в единичном состоянии, то через блок 6 и тиристорный преобразователь 2 подается к двигателю выбранное напряжение сети.

С выхода инвертора 20 сигнал, про- 45 порциональный прогнозируемой траектории тока, подается на амплитудный детектор 33, который запоминает максимальное значение прогноэируемого тока, рассчитанное на интервале дискретности. В конце интервала дискретности в случае превышения сигналом, пропорциональным прогнозируемой траектории тока, сигнала задания с помощью элемента И 28 выход амплитудно55 го детектора 33 устанавливается в нулевое состояние. При этом по сигналу с выхода элемента И 5 выход триггера 43 устанавливается в единичное состояние. В случае непревышения сигналом, пропорциональным прогноэируемой кривой тока, сигнала задания срабатывает триггер 4, формируется сигнал на включение очередного тиристора и по переднему фронту выходного сигнала элемента И 5 выделенное амплитудным детектором 33 максимальное значение записывается в блок 34 памяти.

На выходе блока 35 сравнения формируется сигнал, пропорциональный разности между максимальным значением прогнозируемого тока, запомненного при включении тиристора, и действительным током якоря электродвигателя. Суммарный сигнал подается на два нелинейных элемента 36 и 38, имеющих зону нечувствительности, и в зависимости от знака суммарного сигнала на выходе одного из нелинейных элементов 36 или 38 появляется сигнал, который подается на первый вход элемента И 37 или первый вход элемента И 39. Выход компаратора 30 устанавливается в единичное состояние при достижении током якорной цепи двигателя максимального значения. Этот сигнал подается на элемент И 44, при этом запускается одновибратор 45, который своим выходным сигналом через элемент И 37 или элемент И 39 включает ключ 40 или 41, в результате чего конденсатор 42 заряжается или разряжается. Напряжение с конденсатора подается на затвор транзистора 31, который, изменяя свое сопротивление, корректирует постоянную времени интегратора. Тем самым, в данном устройстве обеспечивается точное соответствие между прогнозируемой и реальной траекториями тока.

Применение предлагаемого способа регулирования по сравнению с известным повышает точность регулирования тока в условиях изменения параметров якорной цепи. Кроме того, значительно упрощается процесс наладки системы регулирования, так как не требуется высокая точность при определении параметров якорной цепи, тогда как наладка известной системы предполагает точное определение этих параметров. Результатом применения способа на практике может явиться уменьшение избыточной нагрузки на электродвигатель и механическое обо72571

Составитель Т.Рожкова

Редактор В.Петраш Техред M.äääûê Корректор М.Пожо

Заказ 497/53

Тираж 583 Подписное

ВНИИПИ Государственного комитета СССР по делам изобретений и открытий

113035, Москва, Ж-35, Раушская наб., д. 4/5

Производственно-полиграфическое предприятие, r.Óæãoðoä, ул.Проектная, 4

5 13 рудование, уменьшение затрат на наладку и ремонт электропривода.

Формула изобретения

Способ регулирования тока адаптивного электропривода,согласно которому на каждом интервале проводимости преобразователя выбирают очередную фазу ЭДС сети, которую подключают к электродвигателю на следующем интервале проводимости преобразователя, формируют напряжение задания тока, пропорциональное заданному максимальному значению тока якоря электродвигателя, непрерывно измеряют мгновенные значения тока якоря, ЭДС электродвигателя и текущие значения фазового угла выбранной фазы, на каждом дискретном интервале времени прогнозируют траекторию тока на следующем интервале проводимости преобразователя интегрированием суммы сигналов, пропорциональных текущим знаниям

ЭДС электродвигателя и прогнозируемого тока, с сигналом, пропорциональным напряжению выбранной фазы сети и изменяющимся в ускоренном масштабе времени, в качестве начальных значений траектории тока и напряжения сети используют соответственно текущее значение тока и напряжения сети на

5 данном дискретном интервале и подключение к электродвигателю выбранной фазы сети производят на том интервале дискретности, на котором значение прогнозируемого тока не превосходит заданного значения, о т л ич а ю шийся тем, что, с целью повышения точности регулирования тока, дополнительно выделяют максимальное значение измеренного тока якоря на каждом интервале проводимости преобразователя и максимальное значение прогнозируемого тока на каждом дискретном интервале, запоминают максимальное значение прогнозируемого тока на дискретном интервале, на котором подключают электродвигатель к выбранной фазе сети, это значение тока сравнивают с максимальным значением, измеренным на следующем после

2Ь данного прогноза интервале проводимости преобразователя, и пропорционально результату сравнения изменяют постоянную времени интегрирования, с которой прогнозируют траекторию тока.

Способ регулирования тока адаптивного электропривода Способ регулирования тока адаптивного электропривода Способ регулирования тока адаптивного электропривода Способ регулирования тока адаптивного электропривода 

 

Похожие патенты:

Изобретение относится к электротехнике и м.б

Изобретение относится к электротехнике и м.б

Изобретение относится к электронике и может быть использовано в механизмах с ограниченным диапазоном регулирования скорости при постоянзироной мощности

Изобретение относится к электротехнике и может найти применение в электроприводах металлорежущих станков

Изобретение относится к импульсной технике

Изобретение относится к системам автоматического регулирования

Изобретение относится к электротехнике и может быть использовано в автоматизированных высокоточных электроприводах

Изобретение относится к электротехнике и м.б

Изобретение относится к электротехнике и может быть использовано для управления электродвигателями постоянного тока

Изобретение относится к электротехнике и м.б

Изобретение относится к электротехнике, в частности к системам управления реверсивными вентильными электроприводами постоянного тока с раздельным управлением групп вентилей преобразователя, и может быть использовано в металлургической, бумагоделательной и других отраслях промышленности

Изобретение относится к электротехнике, в частности к позиционным электроприводам постоянного тока, и может быть использовано для автоматизации металлорежущих станков, электромеханических роботов и других механизмов

Изобретение относится к электротехнике, а именно к системам стабилизации угловой скорости, построенным на принципе контура фазовой синхронизации, в которых в качестве датчика обратной связи используется сельсин или многополюсный синусно-косинусный вращающийся трансформатор

Изобретение относится к электротехнике, а именно к системам стабилизации угловой скорости, построенным на принципе контура фазовой синхронизации, в которых в качестве датчика обратной связи используется сельсин или многополюсный синусно-косинусный вращающийся трансформатор

Изобретение относится к системам стабилизации скорости вращения двигателей постоянного тока

Изобретение относится к электротехнике и может быть использовано в системах автоматического управления для регулирования частоты вращения электродвигателя постоянного тока
Наверх