Двухрядный стержень статорной обмотки электрической машины

 

Изобретение относится к облас ти электромашиностроения. Цель изобретения - повышение энергетических показателей и надежности. В пазовой части проводники стержня транспортированы на 360 . Каждая плетеная лобовая часть стержня длиной 1 разделена на два участка с длинами I, (-«) и Ij о(.1. В пределах каждого из участков проводники транспортированы на 90 с шагами транспозиции , соответственно равными t (i-j) i, -. где п - количество проводников в стержне. Величина « находится из математического выражения, соответствующего условию обеспечения полной компенсации разности ЭДС между отдельными проводниками при заданном распределении величины индукции магнитного поля, пронизывающего широкую грань стержня вдоль вылета лобовой части. Это приводит к уменьшению добавочных потерь от циркуляционных токов в обмотке статора. 5 ил. с S6 (Л

СОЮЗ СОВЕТСКИХ

СОЦИАЛИСТИЧЕСКИХ

РЕСПУБЛИН

А1 ()9) (11) (5)) 4 Н 02 К 3/14 лт! д 1!

ОПИСАНИЕ ИЗОБРЕТЕНИЯ

ГОСУДАРСТВЕННЫЙ КОМИТЕТ СССР

ПО ДЕЛАМ ИЗОБРЕТЕНИЙ И ОТКРЫТИЙ

К А BTOPCHOMV СВИДЕТЕЛЬСТВУ (21) 4104147/24-07 (22) 11. 08.86 (46) 07,03.88. Бюл. 1!1 - 9 (71) Всесоюзный научно-исследовательский институт электромашиностроения (72) Ю, А, Бобков (53) 621.313.04(088.8) (56) Домбровский В. В., Хуторецкий Г. М. Основы проектирования электрических машин переменного тока. Л.: Энергия, 1974, с. 504.

Глебов И, А, и др. Гидрогенераты . Л.: Энергоиздат, 1982, с. 100104. (54) ДВУХРЯДНЫЙ СТЕРЖЕНЬ СТАТОРНОЙ

ОБМОТКИ ЭЛЕКТРИЧЕСКОЙ МАШИНЫ (57) Изобретение относится к области электромашиностроения. Цель изобретения " повышение энергетических показателей и надежности. В пазовой части проводники стержня транспортированы на 360 . Каждая плетеная лобовая часть стержня длиной 1 разделена на два участка с длинами 1<

=(1-1)1 и 1 = !!(1. В пределах каждого из участков проводники транспортированы на 90 с шагами транспозиции, соответственно равными

4 4

= -(1- ) 1; t — (1, где n - коп n личество проводников в стержне. Величина 1 находится иэ математического выражейия, соответствующего условию обеспечения полной компенсации разности ЭДС между отдельными проводниками при заданном распределении величины индукции магнитного поля, пронизывающего широкую грань стержня вдоль вылета лобовой части. Это приводит к уменьшению добавочных потерь от циркуляционных токов в обмотке статора. 5 ил .

1379874

45

Ч (1+1

„г -w1

Изобретение относится к электромашиностроению, преимущественно к турбогидрогенераторам, Целью изобретения является повышение энергетических показателей и надежности путем уменьшения местных потерь и нагревов пронодников.

На фиг, l изображена схема транспозиции проводников в лобовых частях стержня; на фиг. 2 — распределение индукции магнитного поля рассеяния (В ), направленного перпендикулярно широкой грани стержня; на фиг. 3 - стержень лобовой части; на фиг. 4 и 5 - изменения эпюр В„ .

В каждой лобовой части двухрядного стержня 1 выполнена транспозиция проводникон 2 на угол 180 . Сплошными линиями показаны положения осей двух соседних проводников. Пазовая часть стержня, где проводники транспонированы на 360, не показана, а лобовые части стержня сдвинуты вместе. Каждая плетеная лобоная часть стержня длиной 1 разделена на два участка с длинами 1, =(1-()1 и 1

= (1, в пределах каждого иэ которых о проводники транспониронаны на 90 с шагами транспоэиции, соответствен"

4 4 но равными t, = — (1-<)1 и = — (1, и и где и — количество проводникон в стержне, а величина определяется иэ условия обеспечения тождества уравнения где - показатель убывающей экспоненциальной функции, определяемой параметрами и режимом работы турбогенератора. Наибольшая разность ЭДС, пропорциональная разности магнитных потоков, сцепленных с проводниками, и обозначенная буквой ((в относи" тельных единицах), будет иметь место для крайних проводников, Для этих проводников

Задача заключается в нахождении такой величины (, при которой функция V обращается в ноль, если закон изменения В„, т.е. величина,п, известен. Для решения этой задачи производят построения зависимостей функции (от величины (при заданном значении,Л. На фиг. 2 показаны изменения эпюр В„ в функции Х при

„l = 2, 3, 4, 5, а также функции от величины,(. Точки пересечения графи10 кон (с горизонтальной осью дают искомые значения величины (-, при которых 1 = О, а следовательно, отсутствует разность ЭДС между крайними проводниками стержня, т.е. обес15 печена полная компенсация ЭДС между элементарными проводниками, причем (равно нулю не только для крайних проводников, но и для любой произвольно выбранной пары пронодников

20 стержня.

Технико-экономический эффект от внедрения изобретения достигается, с одной стороны, за счет уменьшения добавочных потерь от циркуляционных токов в обмотке статора, а с другой стороны, за счет повышения надежности обмотки статора от исключения местных перегревов и упрощения технологии изготовления стержней с плетением проводников в лобовой части стержня. Для турбогенераторов мощностью

100-160 ИВт, которые при относительно коротком сердечнике статора (око3у ло 3 м) имеют транспозицию проводнио кон стержня в пазовой части на 360 использование предлагаемого решения позволяет снизить добавочные потери в обмотке статора на 60 кВт °

Формула изобретения

Двухрядный стержень статорной обмотки электрической машины, содержащий проводники, транспонированные на 360 н пазовой части и на 180 в каждой лобовой части стержня, о тл и ч а ю шийся тем, что, с целью повьппения энергетических показателей и надежности путем уменьшения местных потерь и нагревов проводников, каждая лобоная часть разделена на два участка с длинами

=(1-1)1 и 1 = (1, в каждом иэ кото2 рых проводники транспонированы на

90 с шагами транспоэиции, соответ1

4 ственно равными t, = — (1-4). 1 и

1379874 о

Уаг 2

-С 1, где величина 0(4 (l onpe4 и деляется из уравнения где 1 - длина транспонированной лобовой части стержня; и - количество проводников в стержне;

Л вЂ” показатель убывающей экспоненциальной функции, определяемой параметрами и режимом работы турбогенератора.

1379874

О, 02

Составитель Ф, Подольская

Редактор А, Ворович Техред N.Õîäàíè÷ Корректор M. Демчик

Заказ 988/54 Тираж 665 Подписное

8HHHIIH Государственного комитета СССР по делам изобретений и открытий

113035, Москва, Ж"35, Раушская наб,, д. 4/5

Производственно-полиграфическое предприятие, г. Ужгород, ул, Проектная, 4

Двухрядный стержень статорной обмотки электрической машины Двухрядный стержень статорной обмотки электрической машины Двухрядный стержень статорной обмотки электрической машины Двухрядный стержень статорной обмотки электрической машины 

 

Похожие патенты:

Изобретение относится к конструкции статоров крупных электрических машин переменного тока, например , Турбои гидрогенераторов

Изобретение относится к области электротехники и электромашиностроения и может быть использовано в производстве стержней статорных обмоток электрических машин, в частности турбо- и гидрогенераторов

Изобретение относится к области электротехники и касается особенностей конструктивного выполнения стержней обмоток машин переменного тока с расширенным уравниванием полей и может быть использовано в машинах средней и большой мощности, например турбо- и гидрогенераторах

Изобретение относится к области электротехники и касается электрических машин, в частности особенностей конструктивного выполнения статоров электрических машин и их сборки

Изобретение относится к области электромашиностроения

Изобретение относится к электромашиностроению и может быть использовано в мощных турбогенераторах

Изобретение относится к области машиностроения , в частности к турбои гидрогенераторам

Изобретение относится к облас ти электромашиностроения

Наверх