Обмотчик лентоизолировочного станка

 

Изобретение относится к технологическому оборудованию для изолирования жестких обмоток и сосредоточенных катушек и может быть использовано в электротехнической промышленности . Цель изобретения - повьш1ение качества изолирования и расширение технологических возможностей за счет исключения возможности провисания изоляционной ленты. Обмотчик содержит разъемную шпулю 2, установленную на корпусе 1 и связанную с приводом 3 ее вращения, на которой размешен узел установки катушки 29 с изоляцией, и кинематически связанное с ним натяжное устройство, включающее дисковый тормоз и компенсатор провисания ленты. Компенсатор провисания ленты представляет собой механизм обратной намотки ленты, содержащий фрикционный кольцевой элемент 11, установленный на корпусе обмотчика соосно шпуле, и взаимодействую1ций с ним шкив 13, кинематически связанный с дисковым тормозом натяжного устройства, содержащим два подпружиненных тормозных диска, установленных на одной оси с возможностью вращения относительно друг друга. 4 ил о (Л

СОЮЗ СОВЕТСКИХ

СОЦИАЛИСТИЧЕСКИХ

РЕСПУБЛИК (!9) (И) А1 (5() 4 Н 02 К 15 04

ОПИСАНИЕ ИЗОБРЕТЕНИЯ

К АВТОРСКОМУ СВИДЕТЕЛЬСТВУ

ГОСУДАРСТВЕННЫЙ КОМИТЕТ СССР

ПО ДЕЛАМ ИЗОБРЕТЕНИЙ И ОТНРЫТИЙ (21) 4121117/24-07 (22) 16.06.86 (46) 07.03.88. Бюл. У 9 (71) Всесоюзный научно-исследовательский и проектно-конструкторский институт технологии электромашиностроения (72) Г.Д. Ведмеденко и П.И. Стецун (53) 621 ° 318.44(088.8) (56) Авторское свидетельство СССР

У 591988, кл, Н 02 К 15/04, 1975. (54) ОБМОТЧИК ЛЕНТОИЗОЛИРОВОЧНОГО

СТАНКА (57) Изобретение относится к технологическому оборудованию для изолиро вания жестких обмоток и сосредоточенных катушек и может быть использовано в электротехнической промышленности. Цель изобретения — повьппение качества изолирования и расширение технологических возможностей за счет исключения возможности провисания изоляционной ленты. Обмотчик содержит разъемную шпулю 2, установленную на корпусе 1 и связанную с приводом 3 ее вращения, на которой размещен узел установки катушки 29 с изоляцией, и кинематически связанное с ним натяжное устройство, включающее дисковый тормоз и компенсатор провисания ленты. Компенсатор провисания ленты представляет собой механизм обратной намотки ленты, содержащий фрикционный кольцевой элемент 11 установленный на корпусе обмотчика соосно шпуле, и взаимодействующий с ним шкив 13, кинематически связанный с дисковым тормозом натяжного устройства, содержащим два подпружиненных тормозных диска, установленных на одной оси с возможностью вращения относительно друг друга. 4 ил.

1379890

Изобретение относится к техноло= гическому оборудованию для изолирования жестких обмоток и сосредоточенных катушек электрических машин и может быть использовано в электротехнической промышленности.

Целью изобретения является повышение качества изолирования и расширения технологических возможностей за счет исключения возможности провисания изоляционной ленты.

На фиг. 1 показан обмотчик в ра-. бочем состоянии, общий вид; на фиг. 2 — сечение А-А на фиг. 1; на 15 фиг. 3 — вид Б на фиг. 2; на фиг. 4— сечение В-В на фиг. 1.

Обмотчик лентоизолировочного станка содержит корпус 1 (фиг. 1), на котором установлена разъемная шпуля 20

2, связанная с приводом 3 ее вращения.

На шпуле 2 размещен узел 4 для установки катушки 5 (фиг. 2 и 3) с изоляцией, кинематически связанный с натяжным устройством 6.

Устройство 6 включает в себя тормозные диски 7 и 8, установленные на оси 9 с возможностью вращения друг относительно друга. 30

Механизм 10 обратной намотки ленты содержит фрикционный кольцевой элемент 11 и установленные жестко на валу 12 шкив 13 и зубчатый диск 14.

На противоположном конце вала 12 установлен узел 4 для размещения катушки 5 с изоляцией. Он содержит каркас 15 и жестко связанный с ним зубчатый диск 16.

Зубчатый диск 14 связан эацепле- 40 нием с зубчатым венцом 17 тормозного диска 7, а зубчатый диск 16 — с зубчатым венцом 18 тормозного диска 8.

Тормозные диски 7 и 8 поджаты пружиной 19 посредством нажимного 45 кольца 20 и колпачковой гайки 21 к дну стакана 22.

Тормозной диск 7 снабжен фрикционными накладками 23.

Фрикционный кольцевой элемент 11

50 может быть выполнен в виде, например, части клинового ремня, вставленного в оправку 24, закрепленную на держателе 25. Угол обхвата шпули

2 кольцевым элементом 11 должен о быть не менее 180

Фрикционный элемент 11 может быть скреплен с оправой 24 с помощью, например, клея.

Для обеспечения воэможности аксиального перемещения держатель 25 установлен на направляющих 26, закрепленных на корпусе 1 обмотчика, и снабжен регулировочным винтом 27 (фиг. 1 и 4) °

Шкив 13, взаимодействующий с кольцевым элементом 11, выполнен в виде конического диска.

Катушка 5 изоляционной ленты удерживается от смещения на каркасе

15 крышкой 28.

Для обеспечения возможности ввода изолируемого иэделия 29 в зону нанесения изоляционной ленты шпуля

2 снабжена легкосъемным сектором 30.

В зависимости от конкретного

i конструктивного исполнения обмотчика, на шпуле 2 может быть размещено от одной до нескольких пар узлов 4 и

6, что позволяет производить наложение изоляции одновременно в несколько слоев, как это представлено в рассматриваемом примере, Обмотчик лентоизолировочного станка работает следующим образом.

Изолируемое изделие 29 (фиг. 1) вводят внутрь шпули 2 через вырез, закрываемый легкосъемным элементом

30, и устанавливают на механизме перемещения (не показан).

Катушки 5 с изоляционной лентой устанавливают на каркасе 15 и закрепляют с помощью крышки 28. Свободный конец 31 изоляционной ленты вручную зацепляют на изолируемой поверхности изделий 29. Тормозные диски 7 и 8 натяжного устройства 6 поджаты с усилием, обеспечивающим требуемую плотность намотки изоляции.

Фрикционный кольцевой элемент 11 с помощью винта 27 поджат к шкиву 13 с усилием, обеспечивающим его вращение при наличии тормоного момента на диске 7, что достигается регулировкой гайки 21 и винта 27.

При включении привода 3 шпуля 2 вращае гся в направлении, указанном стрелкой 32 (фиг. 1), наматывая изоляционную ленту на изделие 29. В том случае, если иэолируемая часть иэделия 29 расположена не в центре

0 вращения шпули 2, а на некотором расстоянии L от него, процесс намотки протекает следующим образом.

На участке à-б-в кольцевого пути катушка 5 вместе с каркасом 15 вращается вокруг своей оси под дейст1379890 вием сил натяжения изоляционной ленты, поскольку расстояние между катушкой 5 и изолируемой поверхностью увеличивается.

При этом изменение угловой скорости катушки 5 на этом участке пути характеризуется синусоидальным законом (т,е, вначале угловая скорость плавно увеличивается, достигая максимума, а затем плавно уменьшается).

Далее посредством зубчатого диска 16, связанного с каркасом 15, вращение передается на постоянно приторможенный диск 8, тормозной момент которого определяет величину натяжения наматываемой изоляционной ленты.

Диск 7, контактирующий с диском

8, при этом не вращается, поскольку его собственный тормозной момент всегда больше крутящего момента, создаваемого вращением диска 8 °

При подходе катушки 5 к точке в шкив 13 начинает взаимодействовать с кольцевым элементом 11, в результате чего происходит вращение вала 12, зубчатого диска 14, тормозного диска 7 в сторону, противоположную вращению диска 8.

На участке в-r-а кольцевого пути расстояние между катушкой 5 и изолируемой поверхностью сокращается, поэтому сила натяжения со стороны ленты, создающая крутящий момент на катушке 5, исчезает. Следовательно, ее вращение вместе с каркасом 15 вокруг своей оси прекращается. Одновременно прекращается и вращение кинематически связанного с ними диска 8. . В момент останова указанных звеньев диск 7, получающий вращение от шкива 13, увлекает за собой диск

8 в направлении, противоположном первоначальному его вращению, в результате чего катушка 5 с каркасом

15 закручивается в обратную сторону, наматывая на себя избыток ленты. усилие натяжения ленты в фазе ее обратной намотки на катушку 5 так же, как и при смотке, определяется величиной тормозного момента на диске 8. Причем в данном случае этот диск выполняет уже функцию ведущего звена, крутящий момент которого равен его тормозному моменту. При дальнейшем вращении шпули, в начале участка пути а-б, когда расстояние от катушки 5 до иэолируемой поверхности начинает снова увеличиваться, под действием сил натяжения ленты на участке 31 катушка 5 вновь начинает вращаться в сторону раэмотки ленты, преодолевая сопротивление, оказываемое диском 8.

В этот момент диск 8 начинает вращаться навстречу вращению диска 7.

Затем после выхода шкива 13 из зоны взаимодействия с кольцевым элементом 11, шкив 13 и кинематически связанный с ним диск 7 прекращает свое вращение, становясь тормозом для диска 8. l0

Формула изобретения

25 ч а ю шийся тем, что, с целью повышения качества изолирования и расширения технологических возможностей эа счет исключения воэможности провисания ленты, компенсатор провисания ленты выполнен в виде

40 фрикционного кольцевого элемента, установленного на корпусе обмотчика соосно шпуле с возможностью перемещения в аксиальном направлении, и шкива, выполненного в виде конического диска, установленного на свободном конце вала узла установки катушки с изоляцией, кинематически

45 связанного с натяжным механизмом, выполненным в виде тормозных дисков, установленных на одной оси с воэможностью вращения друг относительно друга.

Обмотчик лентоизолировочного станка, содержащий корпус, разъемную шпулю, связанную с приводом ее вращения, на которой размещен узел установки катушки с изоляционной

30 лентой, включающий вал, кинематически связанный с натяжным механизмом, включающим дисковый тормоз и компенсатор провисания ленты, о т л и1379890

1379890

Составитель Е.Скороходов

Техред Л.Олийнык Корректор Н.Король

Редактор Г.Гербер

Заказ 989/55

Тирах 665 Подписное

ВНИИПИ Государственного комитета СССР по делам изобретений и открытий

113035, Москва, Ж-35, Раушская наб,, д. 4/5

Производственно-полиграфическое предприятие, r, Ужгород, ул. Проектная, 4

Обмотчик лентоизолировочного станка Обмотчик лентоизолировочного станка Обмотчик лентоизолировочного станка Обмотчик лентоизолировочного станка Обмотчик лентоизолировочного станка 

 

Похожие патенты:

Изобретение относится к электротехнике , в частности к электромашиностроению

Изобретение относится к технологии электромашиностроения и может быть использовано в приборостроении и электротехнической промьшшен ности при формовании обмоток, преимущественно при изготовлении электрических машин с полым якорем

Изобретение относится к технологическому оборудованию для намотки катушечных распределенных обмоток и может быть использовано в электротехнической промьшшенности

Изобретение относится к технологическому оборудованию для изготовления электрических машин, в частности для изготовления жестких секций обмоток, и может быть использовано в электромашиностроении

Изобретение относится к технологии изготовления катушек возбуждения электрических машин преимущественно из алюминиевого провода прямоугольного сечения, и может быть использовано , например, для изготовления полюсных катушек автотракторных стартеров

Изобретение относится к технологическому оборудованию для изготовления электрических машин и может быть использовано в электромашиностроении

Изобретение относится к технологическому оборудованию для производства обмоток электрических машин и может быть использовано в электротехнической промышленности

Изобретение относится к технологическому оборудованию для изготовления электрических машин и может быть использовано в электротехнической промышленности при наложении корпусной изоляции на полюсные катушки электрических машин

Изобретение относится к технологическому оборудованию для производства электрических машин и может быть использовано в электротехнической промышленности

Изобретение относится к электротехнике, а именно энергетическому машиностроению, касается электродвигателей и генераторов и может быть использовано при изготовлении элементов возбуждения электромагнитного поля, в частности обмоток возбуждения

Изобретение относится к электротехнике и касается технологии изготовления намотанных по шаблону обмоток статора

Изобретение относится к области электротехники и электромашиностроения и может быть использовано при производстве обмоток электрических машин

Изобретение относится к области электротехники, а именно к формированию обмотки многорядовой катушки каркасного или бескаркасного типа, преимущественно для статоров вентильных двигателей

Изобретение относится к области электротехники и касается устройств для изготовления катушек обмотки возбуждения электрических машин, в частности бескаркасных полюсных катушек статоров вентильных двигателей

Изобретение относится к области электротехники и электромашиностроения и может быть использовано в производстве стержней статорных обмоток электрических машин, в частности турбо- и гидрогенераторов

Изобретение относится к области электротехники и электромашиностроения и может быть использовано для добычи нефти и других пластовых жидкостей

Изобретение относится к электротехнике и может быть использовано в производстве высоковольтных электрических машин

Изобретение относится к области электротехники и касается особенностей конструктивного выполнения стержней обмоток машин переменного тока с расширенным уравниванием полей и может быть использовано в машинах средней и большой мощности, например турбо- и гидрогенераторах

Изобретение относится к электромашиностроению, в частности к способу изготовления статора электрической машины, преимущественно большой мощности, с обмоткой, имеющей непрерывную изоляцию в пазовой и лобовой частях
Наверх