Способ контроля подшипников качения

 

Изобретение относится к подшипниковой промышленности и может быть использовано для контроля подшипников качения по вязкости масла. Целью изобретения является повышение точности контроля подшипников за счет учета вязкости масла в подшипнике. Измеряют частоту гармонической составляющей спектра вибрации, равную частоте вращения сепаратора относительно неподвижного или подвижного (вращающегося) кольца. Измеренную частоту умножают на количество шариков смазанного подшипника при двух осевых нагрузках. При минимальной нагрузке происходит упорядоченное вращение шариков. Вторая нагрузка появляется при прекращении изменения частоты составляющей. По разности измеренных частот определяют вязкость смазки с помощью предварительно построенного тарировочного графика. С учетом величин вязкости масла прогнозируют качество и срок службы подшипника с данной смазкой. 1 ил. i СЛ

СО(ОЗ СОВЕТСКИХ

СОЦИАЛИСТИЧЕСКИХ

РЕСПУБЛИК (19) (И1

4 А1 (5114 С 01 М 13/04

ОПИСАНИЕ ИЗОБРЕТЕНИЯ

Н А ВТОРСКОМ,Ф СВИДЕТЕЛЬСТВУ

ГОСУДАРСТВЕННЫЙ НОМИТЕТ СССР

ПО ДЕЛАМ ИЗОБРЕТЕНИЙ И ОТКРЫТИЙ (21) 4142182/25-27 (22) 03.11.86 (46) 15,04.88. Бюл. 1(14 (72) И.Л.Гликсон, В.С.Лукьянов и M.Â.Çàäîðíîâà (53) 658.562.012.7(088.8) (56) Авторское свидетельство СССР

И - 229253, кл. С 01 И 13/04, 1969. (54) СПОСОБ КОНТРОЛЯ ПОДШИПНИКОВ КАЧЕНИЯ (57) Изобретение относится к подшипниковой промышленности и может быть использовано для контроля подшипников качения по вязкости масла. Целью изобретения является повышение точности контроля подшипников эа счет учета вязкости масла в подшипнике.

Измеряют частоту гармонической составляющей спектра вибрации, равную частоте вращения сепаратора относительно неподвижного или подвижного (вращающегося) кольца. Измеренную частоту умножают на количество шариков смазанного подшипника при двух осевых нагрузках. При мийимальной нагрузке происходит упорядоченное вращение шариков. Вторая нагрузка появляется при прекращении изменения частоты составляющей. По разности измеренных частот определяют вязкость смазки с помощью предварительно построенного тарировочного графика. С учетом величин вязкости масла прогно- а (D зируют качество и срок службы подшипника с данной смазкой. 1 ил.

88740

D +dcosP

2

20 о е 40

1

13

Изобретение относится к подшипниковой промышленности и может быть использовано в различных отраслях машиностроения для контроля .подшипников качения с учетом вязкости масла.

Цель изобретения — повышение точности контроля подшипников эа счет учета вязкости масла (смазки) собранного подшипника при его работе.

На чертеже изображена блок-схема устройства для реализации предлагаемого способа.

Устройство содержит установку 1 для фиксации, вращения, нагружения и измерения осевой вибрации испытуемого подшипника, анализатор 2 частот, генератор 3 звуковой частоты и частотомер 4.

Способ осуществляют следующим образом.

Предварительно по формулам расчитывают значения частот f u f „ .

Частоты вращения сепаратора относительно внутреннего f и наружного Е,„ колец определяются соответственно где à — диаметр окружности центров шариков;

d — диаметр шариков; (— угол контакта;

f — частота вращения кольца

Ь подшипника.

При отсутствии проскальзывания шариков имеем f, + f с„ = f, а при

HaaHwHH про-ал-ывания fñâ + fñн ь

Задают вращение одному из колец испытуемого подшипника и нагружают и,;дшнпник осевой силой. Причем вели-mvy осевой силы изменяют до минимальной, при которой происходит упорядоченн. е вращение шариков. При помощи анализатора 2 измеряют частоты

Z в и Z f „, где Z — - количество шариков в подшипнике.

Укаэанные частоты выбраны потому, ",то амплитуды этих составляющих зна.ительно большие амплитуд составлясн ющих с частотами f u

Затем изменяют (увеличивают) осевую силу до минимальной, при которой прекращается изменение частоты составляющей. Измеряют при помощи анализатора 2 частоты Z f, и Z f „ .

По разности измеренных частот при двух осевых нагрузках определяют вязкость смазки с помощью предварительно построенного тарировочного графика. С учетом величин вязкости масла прогнозируют качество и срок службы подшипника с данной смазкой.

Пример. Контролировали 2 шарикоподшипника С1006096Е. с различными по вязкости смазками. Количество смазки. в каждом подшипнике 3 объема шарика на 1 подшипник.

При испытании использовали установку для измерения вибрации подшипников качения, анализатор частот типа FRA-2d, генератор звуковой частоты типа ЧЗ-33 и виброметр VM-3/X.

Задавали вращение внутреннему кольцу испытуемого подшипника с частотой fz 246 Гц и нагружали подшип ник осевой нагрузкой, При этом величину нагрузки задавали минимальной, при которой происходит упорядоченное вращение шариков, — 0,2 кг. Темпе25 ратура окружающей среды +20 С. Предварительно расчитывали значения частот f u f „ . Эталонирование производили подачей напряжения с частотой, близкой частотам Z f, и

З0 2 f „ по периоду биений амплитуды выделенной составляющей, Измерение частот производили с помощью анализатора частот. Измеренная частота вращения сепаратора от: носительно внутреннего кольца, умноженная на количество шариков для первого подшипника составляет

1197,75 Гц, а для второго подшипника 1195„65 Гц.

За ем увеличивали осевую нагрузку до минимальной величины 0,75 кг, при которой прекратилось изменение частоты составляющей. Измеренные информативные частоты при этом для обеих поцшипников составили 1199,6 Гц.

Таким образом, разность замеренных частот, равных частоте вращения сепаратора относительно вращающегося кольца, умноженных на количество шариков при двух осевых нагрузках, составляет для первого из испытуемых подшипников 1,85 Гц, а для второго

3,95 Гц.

С помощью заранее построенного тарированного графика определили, что вязкость масла в первом подшипнике

1,95 П, что примерно соответствует вязкости смаэок ВНИИНП-288 (вязкость о при 50 С и среднем градиенте скоро1388740

Г формации 1000 С вЂ” р 12,,0 П (— — ) см ° с

Составитель В.Пучинский

Редактор Э.Слиган Техред М. Ходанич Корректор Г Решетник

Заказ 1571/43 Тираж 847 Подписное

ВНИИПИ Государственного комитета СССР по делам изобретений и открытий

113035, Москва, Ж-35, Раушская наб., д. 4/5

Производственно-полиграфическое предприятие, r. Ужгород, ул. Проектная, 4 сти деформации 1000 С 2, 0 П (— — ), r см с а во втором подшипнике 11,2 П, что также приближенно соответствует вязкости смазки ОКБ-122-7 (вязкость при

50 С и среднем градиенте скорости деИсходя иэ условия работы подшинников в узле, делали вывод о пригодности к эксплуатации первого подшипника (co смазкой, у которой вязкость 1,95П15 (смазка ВНИИНП-228), в пределах назначенного ресурса 1500 ч, Таким образом, применение предлагаемого способа позволяет существен= но повысить качество контроля подшип- 2 ников эа счет определения вязкости масла (смазки) в условиях, близких к эксплуатационным.

Формула из обретения 25

1. Способ контроля подшипников качения, заключающийся в том, что измеряют вибрацию вращающегося и нагруженного подшипника, о т л и ч а — 30 ю шийся тем, что, с целью повышения точности контроля эа счет учета вязкости масла (смаэки) в условиях, близких к эксплуатационным, измеряют частоту гармонической составляющей спектра вибрации, равную частоте вращения сепаратора относительно неподвижного кольца, умноженную на количество шариков смазанного подшипника при двух осевых нагрузках, одна из которых равна минимальной нагруз- ., ке, при которой начинается упорядоченное вращение шариков, а другая нагрузка, при которой прекращается из менение частоты составляющей, и по разности измеренных частот определяют вязкость масла (смазки) и качество подшипника, 2, Способ по п.1, о т л и ч а— ю шийся тем, что измеряют частоту гармонической составляющей спектра вибрации, равную частоте сепаратора относительно подвижного кольца, умноженную на количество шариков смазанного подшипника при двух осевых нагрузках, одна из которых равна минимальной нагрузке, при которой начинается упорядоченное вращение шариков, а другая нагрузка, при которой прекращается изменение частоты составляющей,и по разности измеренных частот определяют вязкость масла (смазки) и качество подшипника.

Способ контроля подшипников качения Способ контроля подшипников качения Способ контроля подшипников качения 

 

Похожие патенты:

Изобретение относится к области приборостроения и

Изобретение относится к тяжелому машиностроению и предназначено для вра1це1шя цилиндрических изделий с ма« лыми осевыми перемещениями

Изобретение относится к области машиностроения, в частности к стендам для испытания подшипников в вакууме

Изобретение относится к подшипниковой промышленности и может быть использовано для испытания, диагностирования и прогнозирования работы подшипников

Изобретение относится к подшипниковой промышленности, а именно к диагностике подшипников

Изобретение относится к машиностроению , а именно к устройствам для закладки консистентной смазки в подшипники качения

Изобретение относится к области диагностики электрических машин и ; может использоваться для определения их технического состояния в процессе эксплуатации и в предремонтный период

Изобретение относится к машиностроению и может быть использовано для определения допуска на длину деформируемой компенсаторной втулки, устанавливаемой в редукторе предварительно напряженной на валу-шестерне между внутренними кольцами конических роликоподшипников

Изобретение относится к подшипниковой промышленности и может быть преимущественно использовано для контроля готовых изделий с целью определения качества изготовления путем анализа вибрационных характеристик подшипника

Изобретение относится к измерительной технике и может быть, преимущественно, использовано для диагностирования поверхностей качения колец подшипников в узлах в процессе эксплуатации и ремонта машин и механизмов

Изобретение относится к виброакустической диагностике турбомашин, преимущественно подшипников качения авиационных газотурбинных двигателей (ГТД)

Изобретение относится к подшипниковой промышленности и может быть использовано для исследования и испытания подшипников качения

Изобретение относится к виброакустической диагностике турбомашин, преимущественно межвальных подшипников качения двухвальных авиационных газотурбинных двигателей

Изобретение относится к подшипниковой промышленности и предназначено для использования при реализации контроля шарикоподшипников в процессе их изготовления и при осуществлении диагностики в процессе их эксплуатации

Изобретение относится к измерительной технике в машиностроении и используется для контроля и прогнозирования состояния подшипников качения в условиях, когда известен вид износа

Изобретение относится к энергетическим и транспортным машинам и механизмам

Изобретение относится к измерительной технике
Наверх