Устройство для автоматического построения графика продольного профиля земной поверхности вдоль оси трассы

 

№ 14В962

Класс 42с, 9

СССР

ОПИСАНИЕ ИЗОБРЕТЕНИЯ

K АВТОРСКОМУ СВИДЕТЕЛЬСТВУ

Подписная группа Л6 1б5

В. С. Акентьев и И. И. Кандауров

УСТРОЙСТВО ДЛЯ АВТОМАТИЧЕСКОГО ПОСТРОЕНИЯ

ГРАФИКА ПРОДОЛЬНОГО ПРОФИЛЯ ЗЕМНОЙ ПОВЕРХНОСТИ

ВДОЛЬ ОСИ ТРАССЫ

Заявлено 11 января 1961 г за Хе 693169/26 в Комитет по делам изобретений и открытий при Совете Министров СССР

Опубликовано в «Бюллетене изобретений» Ме 9 за 1962 г.

Известные устройства для автоматического построения графика продольного профиля земной поверхности вдоль оси трассы, содержащие электронный блок и механический профилограф, имеют сложную схему, требуют выполнения большого объема работ и не позволяют получить график профиля трасс в камеральных условиях непосредственно с топографической карты, в связи с чем они находят ограниченное применение при проведении геофизических исследований.

В предлагаемом устройстве электронный блок выполнен в виде электронной следящей системы, соединенной с моделирующим счетнорешающим устройством. Указанное отличие позволило значительно сократить объем работ по проектированию трасс и получить график профиля трасс в камеральных условиях непосредственно с топографической карты.

На чертеже приведена принципиальная блок-схема предлагаемого устройства для автоматического построения графика продольного профиля земной поверхности вдоль оси трассы.

На каретке 1, перемещающейся вдоль координатных осей Х и У с помощью двигателей 2 и 3 размещены два фотоэлектрических датчика 4 и 5, которые подключены к нуль-индикатору б. Следящая система работает следующим образом. При перемещении каретки 1 вдоль оси Х карты оптическая ось одного из фотоэлектрических датчиков будет»сресекаться с нанесенной на карту линией трассы, в результате чего мощность св"тового потока, падающего на этот датчик, уменьшится, что приведет к уменьшению падения напряжения на его нагрузке. Это вызовет появление сигнала рассогласования на нуль-индикаторе б и включение двигателя 2, который будет перемещать каретку 1 так, чтобы ось трассы на карте удерживалась посередине расстояния между № 146962 оптическими осями фотоэлектрических датчиков 4 и 5 При этом двигатели 2 и 3 будут вводить в моделирующее счетно-решающее устройство, а именно, на преобразователи 7 и 8 величины, пропорциональные проекциям вектора заложения на оси прямоугольной системы координат карты.

В преобразователях вырабатываются соответствующие электрические сигналы, которые подаются- на синусно-косинусный вращающийся трансформатор 9, где вырабатывается полная величина вектора заложения по его составляющим в прямоугольной системе координат С синусно-косинусного вращающего трансформатор 9 напряжение, пропорциональное вектору заложения, идет по двум каналам. По одному каналу оно проходит через нуль-индикатор 10 на двигатель 11, который преобразует электрический сигнал в механическую величину, поступающую на профилограф 12 и преобразователь 18, расположенный в цепи обратной связи. С преобразователя 13 электрический сигнал, пропорциональный перемещению профилографа на величину вектора заложения, подается на нуль-индикатор 10, по которому можно судить о правильной отработке двигателем 11 заданных величин.

По другому каналу напряжение, пропорциональное вектору заложения поступает на синусно-косинусный вращающийся трансформатор 14, куда также подается из преобразователя 15 электрический сигнал, пропорциональный высоте сечения горизонталей. С механического выхода синусно-косинусного вращающегося трансформатора 14 снимается величина, пропорциональная продольному углу наклона трассы, которая в виде механического перемещения подается на шариковый фрикционный механизм 16. Фрикционный механизм 1б, диск которого вращается пропорционально вектору заложения, предназначен для перемещения лентопротяжного механизма профилографа 12

Предлагаемое устройство позволяет получить график профиля трасс в камеральных условиях непосредственно с топографичсской карты, благодаря чему оно может найти широкое применение при пров"дении топографических работ.

Предмет изобретения

Устройство для автоматического построения графика продольного профиля земной поверхности вдоль оси трассы, содержащее электронный блок и механический профилограф, о т л и ч а ю щ е е с я тем, что, с целью сокращения объема работ по проектированию трасс и получения графика профиля трасс в камеральных условиях непосредственно с топографической карты, электронный блок в нем выполнен в виде электронной следящей системы, соединенной с моделирующим счетнорешающим устройством.

¹ 146962

Составитель В. Г. Туфельд

Редактор Н. С. Кутафина Техред А. А. Камышникова Корректор Н. Косаковская

Подп, к печ. 15Х-62 г. Фор м B T бум, 70 Х! 08 /, в Объем 0,26 пзд. л.

Зак. 4772 Тираж 550 Цена 4 коп.

ЦБТИ Комитета по делам изобретений и открытий при Совете Министров СССР

Москва, Центр, М. Черкасский пер., д. 2/6.

Типография ЦБТИ, Москва, Петровка, 14.

Устройство для автоматического построения графика продольного профиля земной поверхности вдоль оси трассы Устройство для автоматического построения графика продольного профиля земной поверхности вдоль оси трассы Устройство для автоматического построения графика продольного профиля земной поверхности вдоль оси трассы 

 

Похожие патенты:

Изобретение относится к дорожному строительству, а именно проведению инженерных грунтово-гидрологических изысканий автомобильных дорог

Изобретение относится к области транспорта, а точнее - к строительству дорог, дорожных покрытий, машинам и вспомогательному оборудованию для строительства, ремонта, и может быть использовано для определения профиля поверхности дорожного покрытия

Изобретение относится к транспорту, в частности к строительству дорог, дорожных покрытий, машинам и вспомогательному оборудованию для строительства, ремонта, и может быть использовано для определения профиля поверхности дорожного покрытия

Изобретение относится к измерительной технике, в частности к определению профиля поверхности дорожного покрытия с помощью транспортных средств, движущихся вдоль его профиля, например, при строительстве или эксплуатации дорог

Изобретение относится к измерительной технике для топографической съемки, данные которой могут быть использованы при ремонте и реконструкции дорог, взлетно-посадочных полос и т.п

Изобретение относится к дорожному строительству и может быть использовано при проведении инженерных изысканий автомобильных дорог на стадии рабочей документации в полосе отвода автомобильной дороги

Изобретение относится к геодезическим изысканиям, в частности к способам расстановки насосных станций на трассе полевых магистральных трубопроводов с помощью транспортных средств, движущихся вдоль профиля, подлежащего трассированию, преимущественно для насосных станций, привод которых осуществляется от двигателя внутреннего сгорания

Изобретение относится к мониторингу автомобильных дорог, в частности автомобильных дорог средних классов с гравийным, асфальтобетонным и другим покрытием дорожной одежды
Наверх