Соединение деталей

 

Изобретение относится к области машиностроения , к высокоресурсным многорядинститутным соединениям деталей. Цель - повышение усталостной долговечности. Соединение содержит соединяемые детали и ряды кре- - нежных элементов. Крепежные элементы установлены в отверстия.х соединяемых дес радиальными зазорами. Эти зазоры постепенно увеличиваются в направлении, противоположном направлению приложения эксплуатационной нагрузки. Наличие зазоров позволяет снизить загруженность крайних рядов крепежных элементов, повысив те.м самым усталостную долговечность соединения . 6 ил.

СОЮЗ СОВЕТСКИХ

СОЦИАЛИСТИЧЕСКИХ

РЕСПУБЛИК (5D 4 Г 16 В 5/02

ОПИСАНИЕ ИЗОБРЕТЕНИЯ

К A8TOPCHOMV СВИДЕТЕЛЬСТВУ

ГОСУДАРСТВЕННЫЙ КОМИТЕТ СССР

ПО ДЕЛАМ ИЗОБРЕТЕНИЙ И ОТКРЫТИЙ (21) 4102464/3! -27 (22) 04.08.86 (46) 15.07.88. Бюл. № 26 (71) Харьковский авиационный институт им. Н. Е. Жуковского (72) Э. Н. Румянцев (53) 621.88 (088.8) (56) Авторское свидетельство СССР № 1168755, кл. F 16 В 5/02, 1985.

Авторское свидетельство СССР № 1010325, кл. F 16 В 5/02, 1980.

„.Я0„„1409788, A ) (54) СОЕДИНЕНИЕ ДЕТАЛЕЙ (57) Изобретение относится к области машиностроения, к высокоресурсным многорядным соединениям деталей. Цель — повышение усталостной долговечности. Соединение содержит соединяемые детали и ряды крепежных элементов. Крепежные элементы установлены в отверстиях соединяемых деталей с радиальными зазорами. Эти зазоры постепенно увеличиваются в направлении, противоположном направлению приложения эксплуатационной нагрузки. Наличие зазоров позволяет снизить загруженность крайННх рядов крепежных элементов, повысив тем самым усталостную долговечность соединения. 6 ил.

1409788

Изобретение относится к машиностроению, а именно к высокоресурсным многорядным соединениям деталей.

Цель изобретения — повышение усталостной долговечности.

На фиг. 1 изображено многорядное соединение деталей; на фиг. 2 и 3 — схемы силового взаимодействия стержней крепежных элементов со стенками отверстий в соединяемых деталях (соответственно узлы 1 и II на фиг. 1); на фиг. 4 — эпюра распре- 10 деления усилий по рядам крепежных элементов для соединения без зазоров; на фиг. 5— эпюра распределения усилий по рядам крепежных элементов для соединения с зазорами; на фиг. 6 — вариант соединения де15 талей.

Соединение деталей содержит соединяемые детали 1 — 3 и ряды крепежных элементов 4, например болтов с шайбами и ганками. Стержни крепежных элементов установлены в отверстиях соединяемых деталей 20 с радиальными зазорами 5, при этом радиальные зазоры постепенно увеличиваются в направлении, противоположном направлению приложения эксплуатационной нагрузки Р

Местом вероятного усталостного разрушения соединения являются плоскости А — А и Б — Б (крайние ряды крепежных элементов), причем плоскость А — А является первым рядом крепежных элементов для деталей 1 и 2, а сечение Б — Б — для детали 3. gp

Целесообразно с точки зрения усталостной долговечности устанавливать крепежные элементы с натягом в детали 1, 2 в плоскости

А — А (фиг. 2), а в детали 3 — Ь плоскости

Б — Б (фи г. 3) . Для повышения усталост ной долговечности этих зон целесообразно при- 35 менять не пониженную, а нормируемую затяжку крепежных элементов.

Известно, что оценить напряженное состояние на контуре нагруженного отверстия можно по величине приведенных напряже- 4О

nèÉ: б„р —— К,„Ысл + 6л + 0,5Gu (1)

l:де 4 — нормальные напряжения смятия в листе от действия крепежных элементов; л — величина действующих напряже- 45 ний растяжения в листе (за крепежным элементом); — величина изгибных напряжений в месте вероятного усталостного разрушения;

) м=Ю вЂ” экспериментальный коэффициент повреждаем ости.

Цель оптимального проектирования соединения — достижение в каждом ряду крепежных элЕментов условия блею = const.

Для обычных средних соединений (без сис- 55 темы зазоров) характерно постепенное уменьшение бл от первого ряда отверстий под крепежные элементы к последнему ряду и не2 равномерная (для первого ряда больше) или близкая к равномерной загрузка рядов кре п еж н ы х элем е нто в.

Рационально при уменьшении 1 л увеличивать 6,, т.е. перераспределять усилия по рядам крепежных элементов. Этого можно достигнуть системой зазоров, при которой ряды крепежных элементов последовательно увеличивают степень загруженности от первого ряда.

Обозначим величину наибольшего зазора между стержнем первого ряда крепежных элементов и стенкой отверстий (фиг. 2): для детали 3 пл

2 для детали 1 (2) и с, рл с1 65 (3)

Тогда рационально связать величину максимальных зазоров в деталях с величиной эксплуатационной нагрузки Р, действующей на соединение: пл н 4 = С-ei Рэ, л,=С, Р,, (4) где СБ„Cs5 — податливости первого ряда крепежных элементов (фиг. 1).

Величину зазора i-ro ряда крепежных элементов, следующего за первым (i = 1), можно определить

Ь| (5) где и, — количество рядов крепежных элементов; — номер ряда крепежных элементов.

При действии на соединение нагрузки, близкой к статической разрушающей, зазоры между крепежными элементами и отверстиями под них выбираются и соединения включаются в работу по традиционной схеме многорядного срезного соединения без зазоров.

Необходимо отметить, что разработанное техническое решение целесообразно в основном для болтовых соединений и имеет при сборке соединений технологические особенности. Поскольку желательно выполнение соосности крепежных элементов и отверстий под них, то технология изготовления таких соединений примерно такова: взаимная фиксация соединяемых деталей (фиксатор 6), совместное сверление отверстий под крепежные элементы, разделение пакета, индивидуальная разделка отверстий в каждой детали, например, развертками или протяжками, совместная фиксация деталей, сборка пакета на крепежные элементы и затяжка их.

Преимуществом данного технического решения являегся то, что подбором системы зазоров (экспериментально или расчетом) возможно достижение желаемого распределения загруженного по рядам крепежных элементов и повышение усталостной долговечности соединения.

1409788

Формула изобретения (Pue. 2

Соединение деталей, содержащее установленные в отверстиях соединяемых деталей ряды крепежных элементов, при этом крепежные элементы первого по отношению к нагрузке ряда установлены с радиальным зазором в детали, образующей край соеди4 нения, и с натягом во второй детали, оТличающееся тем, что, с целью повышения усталостной долговечности, крепежные элементы каждого последующего ряда установлены с радиальными зазорами в деталях, причем величина радиального зазора в каждом последующем ряду крепежных элементов больше, чем в предыдущем.

1409788

Фиг б

Составитель С. Никулина

Реда кто р М. Цитк и н а Texpeд И. Верес Корректор В. Гирняк

Заказ 3464/33 Тираж 757 Подписное

ВНИИПИ Государственного комитета СССР по делам изобретений и открытий

113035, Москва, iK -35, Раугиская наб., д. 4/5

Производственно-полиграфическое предприятие, г. Ужгород, ул. Проектная, 4

Соединение деталей Соединение деталей Соединение деталей Соединение деталей 

 

Похожие патенты:

Изобретение относится к области машиностроения, в частности к узлам крепления фланцевых элементов

Изобретение относится к машиностроению , в частности к разъемным соединениям деталей машин, и может быть использовано, например, для соединения элементов станочных приспособлений , сопрягаемых по плоским поверхностям

Изобретение относится к технологии машиностроения, к высокоресурсным соединениям деталей

Изобретение относится к машиностроению и может быть использовано для соединения двух деталей с секретом , например для крепления на металлорежущих станках дефицитной гидрои электроаппаратуры

Изобретение относится к области машиностроения, к срезНым соединениям деталей

Изобретение относится к области машиностроения и может быть использовано для сборки разъемных соединений деталей и узлов

Изобретение относится к области машиюстроения, к высокоресурсным многорядньгм соединениям деталей.Цель изобретения - повышение усталостной долговечности соединения деталей

Изобретение относится к области машиностроения, в частности к устройствам для соединения плоских деталей с помощью резьбовых крепежных элементов с возможностью регулирования взаимного положения соединяемых деталей

Изобретение относится к способам подготовки болтов для монтажа фланцевых соединений, например, судовых валопроводов и может найти применение в судостроении и судоремонте

Изобретение относится к области машиностроения, в частности к констр тсциямкрепежных элементов, используемых в узлах крепления присоединяемой детали к базовой

Изобретение относится к болтовым соединениям деталей, воспринимающих поперечные нагрузки, и может применяться в машиностроении, приборостроении и при изготовлении летательных аппаратов

Изобретение относится к области машиностроения и может найти применение в конструкции стыков рам газоперекачивающих агрегатов

Изобретение относится к области самолетостроения и может быть использовано для стыковки агрегатов, например центроплана и отъемной части крыла, фюзеляжа с килем, стыковки частей пилона между собой

Изобретение относится к машиностроению и может быть использовано в соединениях деталей, обладающих большой усталостной прочностью

Изобретение относится к области строительства, в частности к болтовым соединениям тонкостенных строительных элементов

Изобретение относится к узлам крепления фланца к корпусу транспортного средства

Изобретение относится к машиностроению и может быть использовано при соединении крупногабаритных деталей, например направляющих балок механизма перемещения буровых установок кустового бурения нефтяных и газовых скважин

Изобретение относится к крепежной системе, содержащей резьбовую крепежную деталь, имеющую признак преобладающего крутящего момента

Изобретение относится к авиационной технике, к устройствам крепления, а именно к замкам, используемым в разъемных соединениях и позволяющим снимать отдельные детали
Наверх