Способ диагностирования передаточных элементов динамических систем вращательного движения

 

Изобретение м.б. использовано при диагностировании механических передач. Цель изобретения - повЕлление точности диагностирования и снижение его трудоемкости. К входному валу динамической системы прикладывают переменный крутящий момент и на входных и выходных валах отдельных кинематических пар (КП) в пределах ПОЛНОГО кинематического цикла оценивают неравномерность частоты их вращения . Момент создают при помощи двигателя внутреннего сгорания, а о состоянии КП судят по разности коэф. неравномерности частоты вращения входного и выходного валов системы и ее КП. 3 ил. с с

СОЮЗ СОВЕТСКИХ

СОЦИАЛИСТИЧЕСКИХ

РЕСПУБЛИК

ОПИСАНИЕ ИЗОБРЕТЕНИЯ

К АВТОРСКОМУ СВИДЕТЕЛЬСТВУ

ГОСУДАРСТВЕННЫЙ КОМИТЕТ СССР

ПО ДЕЛАМ ИЗОБРЕТЕНИЙ И ОТКРЫТИЙ (? 1) 3985240/25-06 (22) 02.12.85 (46) 15.08.88. Бюл. Ф 30 (71) Саратовский политехническИй институт (72) А.С. Гребенников (53) 621.43.001.5(088.8) (56) Авторское свидетельство СССР

У 641300, кл. G 01 M 13/02, 1979. (54) СПОСОБ ДИАГНОСТИРОВАНИЯ ПЕРЕДАТОЧНЫХ ЭЛЕМЕНТОВ ДИНАМИЧЕСКИХ СИСТЕМ ВРАЩАТЕЛЬНОГО ДВИЖЕНИЯ (57) Изобретение м.б. использовано при диагностировании механических

„„Я0„„1416876 А1 (gg 4 С 01 M 13/02 передач. Цель изобретения — повышение точности диагностирования и снижение его трудоемкости. К входному валу динамической системы прикладывают переменный крутящий момент и на входных и BblxopHblx валах отдельных кинематических пар (КП) в пределах полного кинематического цикла оценивают неравномерность частоты их вращения. Момент создают при помощи двигателя внутреннего сгорания, а о состоянии КП судят по разности коэф. неравномерности частоты вращения входного и выходного валов системы и ее КП. 3 ил.

1416876

Изобретение относится к эксплуатации машин и может быть использовано при диагностировании механических передач.

Цель изобретения — повышение точ" ности и снижение трудоемкости диагностирования.

На фиг. 1 представлена схема проведения диагностирования однозвенной динамической системы; на фиг.2 график изменения частоты вращения ведущего (пg) и ведомого (и ) валов при отсутствии зазора в зубчатом зацеплении; на фиг. 3 - то же, при наличии зазора (люфт 4,5 ).

Однозвенная динамическая система для осуществления способа содержит двигатель 1 внутреннего сгорания, связанный через передаточный элемент (редуктор) 2 с электромашиной 3. Входной и выходной валы редуктора снабжены фотоэлектрическими датчиками 4 и 5 частоты вращения.

Способ испытания передаточных эле- 5 ментов динамических систем врашательного движения осуществляется следующим образом.

Двигатель 1 с передаточной системой — редуктором 2 — запускают и про-3р гревают их до Т = 333 — 353 К охлаждающей жидкости и масла. К испытуемой кинематической паре на входной и выходной валы крепят датчики 4 и 5 частоты вращения (при испытании реальной системы "ДВС-трансмиссия" целесообразно поддомкратить ведущие колеса для исключения их контакта с опорной поверхностью дороги). Затем вновь запускают ДВС и выводят динамичес40 кую систему на заданный скоростной режим, определяемый средней частотой вращения какого-либо элемента системы. Производят измерение неравномерности частоты вращения по углу поворота испытуемых элементов динамической системы за кинематический цикл (2 оборота, т.е. q = 4 Й) . По зарегистрированным значениям максималь(п„„„с ), MHHHMBJIE3HOH (n g g ) средней (п ) частоты вращения опре- 50 .деляют коэффициент неравномерности

А/= — Ы" >- — для каждого вращающего-п с и ин

net ся элемента, которые сравнивают с эта- 5 лонными значениями. По результатам мгновенных изменений частоты вращения по углу поворота входного и выходного валов и коэффициенту d судят о техническом состоянии всей системы и отдельных ее кинематических пар.

При увеличении зазора в кинематической паре редуктора 2 (фиг ° 1) выявлена закономерность как роста абсолютной величины коэффициента d (при угловом люфте = 4,5 д =0,0064, фиг. 2 и 3), так и увеличение разно- . сти мгновенных значений угловой скорости входного п и выходного и валов (фиг.3) в моменты времени, соответствующие "перекладкам" зубьев в зацеплении при периодически повторяющихся изменениях значений крутящего момента ДВС по.углу ее поворота, т ° е ° при перекладке п1- п4 ° 1 Ф О.

При одних и тех же условиях испытания (п, D < = const) максимальная разность п - и i в момент "перекладки" увеличивается с возрастанием зазора в зубчатой передаче, что дает возможность количественно оценить изношенность кичематической пары.

Рост абсолютного значения коэффициента d в этом случае обусловлен износом и увеличением углового зазора зацепления. В результате зубья не перекатываются один по другому, а передают периодически изменяющийся крутящий момент от ДВС ударным образом, Ударный характер передачи момента приводит к дополнительному расходу кинетической энергии ведущей шестерни, увеличивая тем самым момент сопротивления на валу двигателя 1 (фиг. 1). Кинетическая энергия удар ного воздействия практически не зависит от изменения инерционной массы сопряженных деталей при их износе, а определяется скоростью соударения, которая возрастает с увеличением зазора (люфта). При этом на прокручивание динамической системы (фиг. 1) с той же частотой вращения необходимо большее значение избыточной работы крутящего момента двигателя

Ь >g, что приводит к увеличению d ..

Физически это проявляется в относительном уменьшении значения минимальной частоты вращения п „„ при наличии зазора в редукторе 2 по сравнению с безэазорным сопряжением зубчатых колес, так как в момент "перекладки" (точка с на фиг. 3) ведущий вал редуктора 2 начинает увеличивать частоту вращения и> (кривая cd), а ведомый вал 4 продолжает снижать частоту п 1 (кривая ск) до полного

1416376 выбора зазора в сопряжении. Линия

dk означает ударный контакт зубьев ведущей и ведомой шестерен. Следова. тельно,"с увеличением зазора в эле6 ментах передачи амплитуда колебаний п„д„, -п„„„увеличивается при и ср

const.

Таким образом, испытание передаточных элементов динамической систе- 10 мы вращательного движения путем контроля изменения показателей неравномерности частоты вращения по углу поворота отдельных ее элементов в пределах полного кинематического цик- 15 ла позволяет повысить точность и оперативность определения ее технического состояния.

Формула изобретения щб

Способ диагностирования передаточных элементов динамических систем вращательного движения, содержащих кинематические пары, заключакщийся в том, что к входному валу динамической системы прикладывают переменный крутящий момент, оценивают неравномерность частоты вращения кинематических пар по углу поворота вала и сравнивают ее с эталоном, о т л ич а ю шийся тем, что, с целью повышения точности и снижения трудоемкости, неравномерность частоты ,воашения отдельных кинематических пар оценивают на их входных и выходных валах в пределах полного кинематического вникла, причем переменный крутящий момент создают при помощи двигателя внутреннего сгорания, а о состоянии кинематических пар судят по разности коэффициентов неравномерности частоты вращения входного и выходного валов системы и ее кинематических пар.

14 168 Ус и, с-1 Ю,д

ej e иоо

Редактор M. Петрова

Производственно-полиграфическое предприятие, г. Ужгород, ул. Проектная, 4

Составитель А. Аристов

Техред Л.Олийнык Корректор 11. Демчик

Заказ 4059/41 Тираж 847 Подписное

ВНИИПИ Государственного комитета СCCP по делам изобретений и открытий

113035, Иосква, Ж-35, Раушская наб., д, 4/5

=Я .

У,Раб

Способ диагностирования передаточных элементов динамических систем вращательного движения Способ диагностирования передаточных элементов динамических систем вращательного движения Способ диагностирования передаточных элементов динамических систем вращательного движения Способ диагностирования передаточных элементов динамических систем вращательного движения 

 

Похожие патенты:

Изобретение относится к машиногстроению, а именно к испытательной технике, и может быть использовано при контрольных испытаниях изготовленнььч зубчатых колес

Изобретение относится к машиностроению , а именно к испытательной технике, и может быть использовано для.обкатки и испытания по разомкнутой схеме нагружения передач различных сборочных схем, например, редукторов

Изобретение относится к испытательной технике и может быть использовано для определения технического состояния агрегатов (многоступенчатых коробок передач, задних мостов) трансмиссии транспортных средств

Изобретение относится к машиностроению , а именно к испытательной технике, и может быть использовано для испытания по схеме замкнутого контура с динамическим нагружением многоскоростных редукторов, например тракторных

Изобретение относится к машиностроению , а именно к испытательной технике, и может быть использовано при исследовании изгибной усталости материалов зубчатых колес

Изобретение относится к области машиностроения и может быть использовано для испытания всех видов цепей

Изобретение относится к испытательной технике, а именно к стендам для испытания планетарных редукторов с углом поворота выходного элемента не более чем на 180°

Изобретение относится к машиностроению , а именно к испытательной технике и может быть использовано при испытании механизмов, например, электрических, гидропневматических и т.д

Изобретение относится к машиностроению и может быть использовано при определении долговечности высших и низших кинематических пар, в том числе передач зацеплением Цель повьииение достоверности и точности способа определения долговечности передач зацеплением путем исключения влияния нулевой податливости зубьев, валов и других нагруженных элементов на искажение оценки долговечности

Изобретение относится к машиностроению , а именно к испытательной технике Цель изобретения - расширение эксплуатационных возможностей стенда путем обеспечения определения статических характеристик испытываемых редукторов механическим методом

Изобретение относится к транспортному средству и может быть использовано при лабораторно-исследовательских испытаниях моторно-трансмиссионной установки транспортного средства

Изобретение относится к испытательным машинам и стендам

Изобретение относится к испытательным машинам и стендам, а именно к стендам с замкнутым силовым контуром

Изобретение относится к машиностроению, а именно к испытательной технике, и может быть использовано для исследования прочности зубчатых колес и их элементов

Изобретение относится к машиностроению, касается испытательной техники и может быть использовано при испытании агрегатов трансмиссий, передающих большую мощность
Наверх