Способ определения триботехнических характеристик пар трения и устройство для его осуществления

 

Изобретение относится к способам испытаний смазочных материалов. Целью изобретения является повышение информативности путем определения противоизносных свойств смазочных материалов при одновременном сокращении времени за счет автоматизации процесса испытаний. Сигнал акустической эмиссии Wo, поступающий с датчика амплитуды и интенсивности акустического сигнала фрикционного контакта пары трения и преобр азованный в блоке акустико-эмиссионного преобразователя, фиксируется в элементе памяти в начальный момент. В элементах памяти фиксируются времена начала и конца Т| и То постоянства мощности сигнала акустической эмиссии и значения мощностей wi и W2, соответствующие этим временам. Далее производится вычисление комплексного показателя П, сравнивая который с комплексным показателем эталонного смазочного материала, судят о противоизносных свойствах данного смазочного материала. Поскольку процессы снятия и обработки информации практически совмещены во времени, устройство позволяет оперативно произвести оценку противоизносных свойств смазочных материалов . 2 ил. S л

СОЮЗ СОВЕТСКИХ

СОЦИАЛИСТИЧЕСКИХ

РЕСПУБЛИК щ> 4 G 01 N 3/56

ОПИСАНИЕ ИЗОБРЕТЕНИЯ

Н А ВТОРСКОМ У СВИДЕТЕЛЬСТВУ

ГОСУДАРСТВЕННЫЙ КОМИТЕТ СССР

ПО ДЕЛАМ ИЗОБРЕТЕНИЙ И ОТКРЫТИЙ (21) 3991565/25-28 (22) 19.12.85 (46) 30.08.88. Бюл. № 32 (72) И Г. Носовский, И. А. Жигалов, В. M. Кремешный, В. А. Левин, P. А. Санадзе и Н. Г. Стадниченко (53) 620.178 (088.8) (56) Авторское свидетельство СССР № 862048, кл. G 01 N 3/56, 1981 (54) СПОСОБ ОПРЕДЕЛЕНИЯ ТРИБОТЕХНИЧЕСКИХ XAPAKTEPHCTHK ПАР

ТРЕНИЯ И УСТРОЙСТВО ДЛЯ ЕГО ОСУЩЕСТВЛЕНИЯ (57) Изобретение относится к способам испытаний смазочных материалов. Целью изобретения является повышение информативности путем определения противоизносных свойств смазочных материалов при одновременном сокращении времени за счет автоматизации процесса испытаний. Сигнал акус„„SU„„1420455 A 1 тической эмиссии w<, поступающий с датчика амплитуды и интенсивности акустического сигнала фрикционного контакта пары трения и преобразованный в блоке акустико-эмиссионного преобразователя, фиксируется в элементе памяти в начальный момент. В элементах памяти фиксируются времена начала и конца т1 и т. постоянства мощности сигнала акустической эмиссии и значения мощностей ч и wg, соответствующие этим временам. Далее производится вычисление комплексного показателя П, сравнивая который с комплексным показателем эталонного смазочного материала, судят о противоизносных свойствах данного смазочного материала. Поскольку процессы снятия и обработки информации практически совмещены во времени, устройство позволяет оперативно произвести оценку противоизносных свойств смазочных материалов. 2 ил.

1420455

Формула изобрегения

55 (у о — w I ) т

П =

wl т

Изобретение относится к способам испытаний смазочных материалов и служит для определения противоизносных свойств смазочных материалов.

Ц<-ль изобретения — повышение информативности путем определения противоизносных свойств смазочных материалов при одновременном сокращении времени за счет автоматизации процесса испытаний.

На фиг. 1 показана зависимость мощности сигнала акустической эмиссии фрикционного контакта узла трения с испытуемым смазочным материалом от наработки; ня фиг. 2 — структурная схема устройства для определения противоизносных свойств смазочных материалов.

Устройство содержит датчик I амплитуды и интенсивности акустического сигнала фрикционного контакта пары трения 2, 3, предусилитель 4, акустико-эмиссионный преобразователь 5, два блока 6 и 7 умножения, дифференцирующий блок 8, пусковой RSтриггер 9, электронные часы 10, первый логический элемент И 11, счетчик 12 импульсов, цнфроаналогoBblH преобразователь 13, селекторы 14 и 15 знака, задатчики 16 и 7 соответственно пик«него и верхнего уровней, компяраторы 18 и 19 cooTBcòñòâåíIIî нижнего и верхнего уровней, второй 20, третий 21. четвертый 22 и пятый 23 логи еские элемен— ты И, первый 24, второй 25 и третий 26

RS-триггеры с динамическими входами, первый 27, второй 28 и третий 29 элементы временной задержки, первый 30, второй 31. зретий 32 и четвертый 33 ключи, первый 34, второй 35, третий 36 и четвертый 37 элементы памяти, третий блок 38 умножения, сумматор 39, четвертый блок 40 умножения, блок 41 деления, пятый ключ 42, пятый элемент 43 памяти, записывающее устройство 44, носитель 45 информации и кнопку 46 «Пуск».

Способ осуществляют следующим образом.

Испытуемый смазочный материал наносят на пару трения 2, 3, сообщают ей вращение при постоянной нагрузке., производят приработку пары трения, после чего прекращают подачу смазочного материала. Акустико-эмиссионный сигнал с датчика 1, усиленный предусилителем 4, после прохождения через блоки 6 и 7 умножения поступает на вход блока 8 дифференцирования.

При превышении dw/dt нижнего порогового значения 6 величина w=w() с выхода блока 7 умножения записывается в элемент 37 памяти. В момент времени, когда величина сигнала w станет нике порогового значения о, производится запись сигнала w с выходаблока 8 дифференцирования в третий элемент 36 памяти и одновременно во второй элемент 35 памяти заносится значение ть соответствующее этому моменту.

В момент времени, когда измерительная часть устройства выявит превышение значения верхнего порогового уровня о, в первыЙ элемент 34 памяти записывается величина, соответствующая этому моменту времени т .

По истечении времени задержки Лт» единый сигнал с выхода третьего элемента 29 временной задержки устанавливает в нулевое состояние RS-триггер 26, пусковой

RS-триггер 9, счетчик 2 импульсов и вызывает кратковременное отпирание пятого ключа 42 и вычисленный на сумматоре 39, третьем 30 и четвертом 40 блоках умножения и блоке 41 деления сигнал П вЂ” записывается в пятый элеWC<1 мент 43 памяти. Указанный пусковой сигнал с третьего элемента 29 временной задержки запускает записывающее устройство 44 для переноса величины П на носитель 45 информации, после чего производится очистка всех элементов памяти и подготовка к проведению испытания следующего типа смазочного материала.

По итогам этих замеров об искомых противоизносных свойствах испытуемого сма зочного материала судят путем сравнения комплексных показателей П испытуемого и эталонного смазочных материалов. Лучшие противоизносные свойства будет иметь смазочный материал с наибольшим показателем Г1.

1. Способ определения триботехнических характеристик IIap трения, заключающийся в том, что паре трения сообщают вращение при постоянной нагрузке и частоте, с момента времени тц начала испытаний непрерывно измеряют мощность w сигнала акустической эмиссии фрикционного контакта этой пары трения, фиксируют конечное значение w этой мощности в момент времени т начала ее постоянства и таким образом определяют время приработки пары трения, отличающийся тем, что, с целью повышения информативности путем определения противоизносных свойств смазочных материалов, до начала испытаний пару трения прирабатывают в условиях подачи смазочного материала, затем прекращают подачу смазочного материала, осуществляют испытание пары трения при той же нагрузке и частоте вращения, что и при приработке, в момент времени тц фиксируют начальное значение мощности сигнала акустической эмиссии, с момента времени т продолжают измерять эту мощность до момента времени т2 окончания ее постоянства, а о противоизносных свойствах исследуемого смазочного материала судят по комплексному показателю П, который определяют Ilo формуле

1420455

Fz Е, Г

Наработка

QQ8 f з

2. Устройство для определения триботехнических характеристик пар трения, содержащее датчик амплитуды и интенсивности акустического сигнала фрикционного контакта пары трения и акустико-эмиссионный прибор, отличающееся тем, что оно снабжено связанным входом с датчиком амплитуды и интенсивности предусилителем, выход которого связан с акустико-эмиссионным прибором, связанным с его первым выходом своими двумя входами блоком умножения, связанным с его вторым выходом своим первым входом вторым блоком умножения, второй вход которого связан с выходом первого блока умножения, связанным с выходом второго блока умножения своим входом дифференциальным блоком, связанными с его выходом двумя селекторами знака, связанными с их выходами соответствукпцими компараторами нижнего и верхнего уровней с задатчиками, связанными с выходами компараторов соответственно своими первым и вторым входами первым логическим элементом И и соответственно своими вторыми входами вторым и третьим логическими элементами И, связанными с выходом первого логического элемента И своим вторым входом четвертым логическим элементом И, связанными с выходами второго, третьего и четвертого логических элементов И своими динамическими S-входами соответственно первым, вторым и третьим триггерами, связанными с их выходами своими входами соответственно первым, вторым и третьим элементами временной задержки, выходы которых связаны с динамическими R-входами соответственно первого, второго и третьего

RS-триггеров, связанными с выходом третьего элемента временной задержки своим

R-входом пусковым RS-триггером и своим

R-входом счетчиком импульсов, связанной с S-входом пускового RS-триггера кнопкой пуска, связанным с выходом пускового RSтриггера своим вторым входом пятым логическим элементом И, связанными с первым входом пятого логического элемента И электронными часами, связанным с выходом пятого логического элемента И счетным входом счетчиком импульсов, связанным с ним соответствующими входами цифроаналоговым преобразователем, связанными с его выходом своими информационными входами первым и вторым ключами, связанными с выходом второго блока умножения своими информационными входами третьим и четвертым ключами, связанными с выходами первоГО, ВтОРОгО, тРЕтЬЕГО И ЧЕтВЕРтОГО КЛЮЧЕЙ соответственно первым, вторым, третьим и четвертым элементами памяти, связанным с выходом первого элемента памяти своим первым входом третьим блоком умножения, связанным с выходами второго и третьего элементов памяти четвертым блоком умножения, связанным с выходами третьего и четвертого элементов памяти соответственно инверсным и прямым входами сумматором, 20 выход которого связан с вторым входом третьего блока умножения, связанным с Bhlxoдами третьего и четвертого блоков умножения соответственно своими первым и вторым входами блоком деления, связанным с его Выходом своим информационным входом пятым ключом. управляющий вход которого связан с выходом третьего элемента времен,ной задержки, связанным с выходом этого ключа пятым элементом памяти и вязанным с его выходом своим информацион30 ным входом записывающим блоком, управляющий вxîä которого связан с Bûходом третьего элемента временной задержки, выход второго RS-триггера связан с управляющими входом второго и третьего ключей, выход третьего RS-триггера — с управляющим входом первого ключа, выход первого

RS-триггера — с управляющим входом четвертого ключа, а первые входы второго, третьего и четвертого логических элементов И связаны с выходом пускового RS-триг40 гера.

1420455

Составитель А. Краснов

Редактор А. Огар Техред И. Верес Корректор Н. Король

Заказ 4322/47 Тираж 847 Подписное

ВНИИПИ Государственного комитета СССР по делам изобретений и открытий

113035, Москва, Ж вЂ” 35, Раушская наб., д. 4/5

Производственно-полиграфическое предприятие, г. Ужгород, ул. Проектная, 4

Способ определения триботехнических характеристик пар трения и устройство для его осуществления Способ определения триботехнических характеристик пар трения и устройство для его осуществления Способ определения триботехнических характеристик пар трения и устройство для его осуществления Способ определения триботехнических характеристик пар трения и устройство для его осуществления 

 

Похожие патенты:

Изобретение относится к способам испытаний смазочных .материалов, в том числе для определения срока их службы по противоизносным свойствам

Изобретение относится к испытаниям материалов на контактную выносливость применительно к условиям работы многопарной косозубой передачи

Изобретение относится к испытанию материалов

Изобретение относится к технике испытания материалов на износ и может быть использовано для испытания материалов газонефтяного, породоразрушающего, химического и др.оборудования , работающего в условиях абразивного воздействия в коррозионноактивной среде

Изобретение относится к испытательной технике, позволяющей исследовать триботехнические свойства полимерных композиционных материалов

Изобретение относится к устройствам для исследования износа материалов при фреттинге

Изобретение относится к испытательной технике

Изобретение относится к испытаниям материала на износ при наличии абразива и ударных нагрузок

Изобретение относится к испытаниям материалов на изнашивание

Изобретение относится к методам измерений и может быть использовано при оценке качества шлифовального инструмента

Изобретение относится к испытательной технике, в частности к устройствам для испытания материалов на износ

Изобретение относится к машиностроению и может быть использовано при нанесении износостойких покрытий на трущиеся поверхности деталей, входящих во вращательные кинематические пары механизмов рабочих машин
Изобретение относится к области машиностроения, в частности к проектированию, изготовлению, испытанию, эксплуатации, восстановлению и ремонту машин

Изобретение относится к испытаниям, в частности на термостойкость, и заключается в том, что поверхность испытываемого образца материала подвергают циклическому тепловому воздействию, включающему нагрев поверхности и последующее охлаждение, производя при этом контроль поверхности испытываемого образца материала

Изобретение относится к машиностроению, к области теории механизмов и машин и может быть использовано в качестве установки для определения коэффициентов трения покоя и движения для различных твердых материалов

Изобретение относится к триботехническим испытания, в частности к способам получения циклической нагрузки при испытании на трение и износ

Изобретение относится к испытательной технике, в частности к испытаниям на трение и износ

Изобретение относится к испытательной технике и предназначено для экспериментально-расчетного определения параметров фрикционной усталости поверхностей твердых тел, контактирующих теоретически по линии, например, пар трения типа зуб-зуб в зубчатых передачах, колесо -дорожное полотно
Наверх