Способ термической обработки рельсов

 

Изобретение относится к способу обработки железнодорожных рельсов с нагрева токами высокой частоты и может быть использовано на металлургических комбинатах, производящих железнодорожные рельсы. Цель - уменьшение искривления концов рельсов в вертикальной плоскости и повышение производительности процесса. - Рельсы соединяют в непрерывную нить, подвергают упругому изгибу, затем нагревают головку токами высокой частоты, закаливают водо-воздушной смесью, осуществляют самоотпуск головки и одновременно проводят нагрев подошвы на длине 1,1... 1,5 м от торца рельса до температуры Ас,... Ас,+ « (10...20) С на участке с концевым искривлением длиной О,4...О,5 м с постоянным понижением температуры в остальной части подошвы до feMnepaTy- ры самоотпуска головки.рельса. Затем со стороны головки, температура . которой составляет 550., .ДЗО С,прикладывают усилие, подгибающее конщ.г рельсов до прямолинейного положения, и одновременно осуществляют охлаждение подошвы с последующим совместным охлаждением подошвы и головки до температуры окружающего воздуха. 1 . ф-лы, 4 ил,, 4 табл. е Ф

СОЮЗ СОЕЕТСНИХ

СОЦИАЛИСТИЧЕСКИХ

РЕСПУБЛИН (51) 5 С 21 D 9/04

ОПИСАНИЕ ИЗОБРЕТЕНИЯ

Н А BTOPCHOIVIV СВИДЕТЕЛЬСТВУ

ГОСУДАРСТ8ЕННЫЙ КОМИТЕТ СССР

ПО ДЕЛАМ ИЗОБРЕТЕНИЙ И ОТКРЫТИЙ

: (46) 23. 07. 91. Бюл. Ф 27 (21) 4068636/02 (22) 17.03,86 (71) Украинский научно-исследовательский институт металлов (72) Д.К.Нестеров, В,Е.Сапожков, Н.Ф.Левченко, В.С.Точиленко, А.А.Булянда, В.Л.Барбаров, А.Н.Заннес, Л.К,Ноженко, Л.Я.Шнаперман и А.И.Шевченко (53) 621,785.9 (OS8,8) (56) Авторское свидетельство СССР

1В 502962, кл. С 21 D 9/04, 1/42, 1974. (54) СПОСОБ ТЕРМИЧЕСКОЙ ОБРАБОТКИ

РЕЛЬСОВ (57) Изобретение относится к способу обработки железнодорожных рельсов с нагрева токами высокой частоты и может быть использовано на металлургических комбинатах, производящих же. пезнодорожные рельсы. Цель— уменьшение искривления концов рельсов в вертикальной плоскости и повы„„SU„„1422674 А 1 шение производительности процесса.

Рельсы соединяют в непрерывную нить, подвергают упругому изгибу, затем нагревают головку токами высокой частоты, закаливают водо-воздушной смесью, осуществляют самоотпуск головки и одновременно проводят нагрев подошвы на длине 1,1...1 5 м от торца рельса до температуры Ас,... Ас,+

+ (10...20) С на участке с концевым искривлением длиной 0,4...0,5 м с постоянным понижением температуры в остальной части подошвы до температуры самоотпуска головки. рельса, Затем со стороны головки, температура которой составляет 550. ° .450 С,прикла- а дывают усилие ° подгибающее концы рельсов до прямолинейного положения, и одновременно осуществляют охлажденне подпали с последумннм совместннм C охлаждением подошвы и головки до температуры окружающего воздуха. 1 з.н, ф-лы, 4 ил,, 4 табл. ВивА

1422674

Изобретение относится к способу обработки железнодорожных рельсов с нагрева токами высокой частоты и может быть использовано на металлурги5 ческих комбинатах, производящих же" лезнодорожные рельсы.

Пелью изобретения является уменьшение искривления концов рельсов в вертикальной плоскости и повышение производительности процесса.

На фиг. 1-4 показаны схема поэтапного применения технологии правки искривленных концов закаленных р ель сов, 15

Рельсы, соединенные в непрерывную нить при помощи стыковок 1, скрепляющих концы уходящего 2 и набегающего

3 рельсов, движутся через рельсозакалочный агрегат со скоростью 36...

45 мм/с, проходят зону первичного охлаждения, где головка охлаждается водовоздушной смесью до температуры

550...450 С, затем подходят к зоне

"правки" концов рельсов, Зона "прав- 25 ки" Расположена за зоной нагрева подошвы конца рельса межцу опорными роликами 4 и 4. По ходу движения рельФ сов возле опорного ролика 4 установлено устройство для нагрева подошвы, которым может быть индуктор 5 или же устройство гаэопламенного нагрева (возможен и комбинированный способ нагрева — газопламенный с последующей доводкой температуры до заданной при .помощи индуктора). Концы рель35 сов, войдя в зону расположения нагревающего устройства, подвергаются нагреву со стороны подошвы до температуры 730 С (Ас< ), но не выше 750 С (Ас, + 20 С) на длину, равную

0,4...0,5 м максимальная длина кон- цевого искривления), с последующим плавным понижением ее например до

450 С в конце участка на длине 1,1... 5

1 5 м от торца каждого рельса (фиг.) ). Перемещаясь, рельсы с искривленными концамй поступают в зону "прав.ки". На расстоянии 0,4...0,5 м от торца уходящего рельса до осевой линии опорного ролика 4 к головке прик1 50 ладывают усилие, например, прижимным роликом 6, который заранее выставлен по поверхности головки в средней час" ти по длине рельса (то есть в той части, где искривление отсутствует), Данное положение нажимного ролика .в рабочем состоянии условно считается нулевой отметкой. По мере движения искривленный конец уходящего рельса поступает под прижимной ролик

И подвергается усилиям, направленным в противоположную сторону искривления " книзу, Одновременно подошва рельса, нагретая до температуры о I "700 С, при помощи устройств 7 и 7 подвергается охлаждению, например, водой со скоростью, обеспечивающей пОлучение прямолинейного положения конца рельса за счет образования остаточных тепловых напряжений, уравновешенных в объеме остальных элементов рельса (шейка и головка),При этом, образовавшиеся напряжения не только фиксируют прямолинейное положение конца рельса, но и способствуют его выравниванию, Фиг. 3. По мере выхода уже выправленного конца уходящего рельса из-под прижимного ролика 6 в зону правки поступает конец набегающего рельса 3, который по мере выравнивания конца уходящего рельса 2 опускается книзу на определенную величину вместе со стыковкой 1 и оказывает силовое воздействие на искривленный конец набегающего рельса 3. Затем конец набегающего рельса попадает под прижимной ролик 6 и подвергает" ся воздействию усилий и охлаждению.

После этого концевые участки рельcos проходят через охлаждающие устройства 7 и 7

Фиг,4, Когда выправленный конец набегающего рельса 3 пройдет через прижимной ролик 6 усилие, прикладываемое к головке снимается эа счет поднятия ролика 6 кверху.

Выправленные концы рельсов 2 и 3, перемещаясь проходят оставшуюся зону самоотпуска и зону вторичного охлаждения 8, где головка и подошва подвергается окончательному охлаждению водой до температуры окружающего воздуха.

Оборудование, обеспечивающее осуществление заявляемого способа тепло-механической правки концов закаленных рельсов в вертикальной плоскости, располагается непосредственно в рельсозакалочном агрегате в начале зоны самоотпуска рельсов, которая находится между зоной окончания первичного охлаждения (закалка) и зоной начала вторичного охлаждения (окончательное) рельсов.

142

Изобретение иллюстрировано примером его осуществления, Рельсы из углеродистой стали стандартного состава с массовой долей элементов, X: 0,78 С, 0,95 Мп, 0,32

Si, 0,023 S, 0,030 P и 0,110 As перед закалкой состыконынались в непрерывную нить, которая перемещалась в рельсозакалочном агрегате со скоростью 35 мм/с. При перемещении рельсы поступали в зону индукторов, где голонка нагревалась до температуры аустенитизации и охлаждалась водовоздушной смесью до температуры о

500 С на структуру сорбит. Затем при перемещении рельса в агрегате осуществляли нагрев индукФором подошвы конца рельса длино" 0 45 м до темо пературы 740 С на глубину 13 мм. Длина зоны подошвы с такой температурой составила 0 45 м от торца в сторону середины рельса, а затем температуру плавно снижали и на расстоянии

1.,3 м от торца она составила 460 С.

Пройдя зону нагрева конец уходящего рельса совместно с концом набегающего рельса поступали в активную зону пранки, расположенную между опорными роликами с осевым расстоянием 0,8...

1 0 м. Когда конец уходящего рельса приближался ко второму опорному ролику (по ходу движения слева) на расстояние 0,5 м, к головке рельса прикладывалось усилие, прижимающее конец рельса книзу на величину, ран" ную величине его изгиба. Усилие не снималось до тех пор, пока второй конец набегающего рельса также выравни-. вался. В это время подошва конца уходящего рельса охлаждалась водой со скоростью 35 град/с при помощи водоохлаждаемых устройств. Охлаждению подвергался и второй конец набегающего рельса до температуры 460 С. Охлаждение подошвы концов рельсов осуществляли таким образом, чтобы центральная часть ее, считая от осевой линии профиля, охлаждалась интенсивнее периферийных участков на 7 град/с, т.е. со скоростью 42 град/с. Такое дифференцированное охлаждение подошвы осуществлялось при помощи специаль ного устройства, н котором интенсивность охлаждения изменяли величиной диаметра и количества отверстий.

После завершения процессов нагрева и охлаждения подошвы данные устройства отключали, а усилие снимали

2674

4 и дальнейшее перемещение рельсовой нити проиэнодили обычным путем, т.е. согласно существующей технологии.

Дальнейшее охлаждение (вторичное) осуществляли одновременно двух элементов рельса головки и шейки до температуры окружающего воздуха. Систему вторичного охлаждения располага10 ли в зоне удер ания кривизны рельсов.

Как показали данные опытной проверки в результате использования заявляемого способа термической обработки рельсов уменьшается искривле15 ние концов рельсов .в вертикальной плоскости н основном до 0,15 мм по сравнению с прототипом 0,61, °,1 0 мм, а также увеличивается производительность с 5 рельсов/ го 24 рельсов/ч.

20 Концевые искривления рельсов после закалки с нагрева ТВЧ и различных видов правки (тепловая - прототип и тепло-механическая — заянляемь|й способ) приведены в таблице

Изменение искривления концов рельсов в нертикальной плоскости н зависимости от длины зоны нагрева подошвы рельса приведено в таблице 2 °

Из таблицы 2 видно, что при нагре30 ве подошвы рельса до заявляемой температуры Aci — Ас, + 10...20 С (730...750 С) на длину от 0,8 до

l,7 м от торца, вертикальное искривление кверху при тепловой правке иэЗ5 меняется от 1,4...1,3 мм до 0,15., °

0,10 мм.

Из принеденньж данных таблицы 2 видно, что нагревать подошву рельса

40 на длину свыше 1,5 м от торца нецелесообразно, т.к, уже на этой длине обеспечивается минимум концевого искринления (0,1 мм), которое с увеличением зоны нагрева не иэменя45 ется. Кроме того, нагревать подошну рельса на большую длину нецелесообразно еще и с точки зрения лишней затраты энергоносителей. Наиболее оптиМальной зоной нагрева подошвы

50 рельса, в которой обеспечивается минимальное искривление концов рельсов н нертикальной плоскости (ниже уровня требований технических условий на искривление термообработанных

55 рельсов, котоРое не долж о превышать 0,5 мм), является участок длиной 1,1. °,1,5 м, на котором искривление концов рельсов происходит квер. ху, в пределах 0,30...0,10 мм, 1422674

Нагрев участка подошвы рельса до температуры Ас...Ас+(10 ° ..20) С (730...750 С) производится на длину 0,4.„,0,5 м от торца рельса, Данная длина принята на основании статистической обработки концевой искривленности рельсов в вертикальной плоскости, закаленных с нагрева токами высокой частоты, при этом в 100% 10 случаев вертикальное искривление кверху распространяется на длину

0,4...0,5 м от торца рельса, Изменение искривления концов рельсов в вертикальной плоскости в зависимости от температуры нагрева токами высокой частоты в исследуемом интервале температур на длине 0,4...

0,5 и приведено в таблице 3.

Из таблицы видно, что при нагреве подошвы рельса токами высокой частоты .иа длине 0,4...0,5 м от торца рельса до температуры ниже критической точки, т.е. 680...710 С, искрив- 25 ление концов рельсов кверху составляет 1,0...0 8 мм, т.е, -поставленная цель не достигается, потому что искривление превышает требования технических условий. При нагреве до тем- 30 пературы 730 С искривление концов рельсов резко уменьшается и достигает величины 0,4...0,3 мм, что ниже требований технических условий. Дальнейшее повышение температуры на

1O...20 С выше критической, например о 35 о для углеродистой стали до 750 С, искривление концов в вертикальной плоскости кверху уменьшается до О;1 мм, т.е. практически отсутствует. При 40 нагреве подошвы рельса на длине

0,4...0,5 м от торца до температуры

Ас1 +30...40 С, т,е. до 760...770 С вертикальное искривление концов рель" сов кверху переходит в, искривление 45 книзу до величины 0,55...0,65 мм за счет образования в подошве рельсов смешанной структуры, состоящей из грубопластинчатого перлита и продуктов закалки — троостит и бейнит. Кроме того, появляются, повышенные напря„50 жения, именяющие положение концов рельсов в вертикальной плоскости,Поэтому оптимальной температурой нагрева подошвы рельса на длине 0,4...

0,5 м от торца является Ас...Ас

+(IO...20) C, т,е. 730...750 С.

Нижний предел температуры подошвы рельса на длине l 1., ° 1,5 м от торца установки установлен на уровне

450 С и отвечает температуре окончао ния охлаждения головки рельса, при которой формируются свойства и напряженное состояние головки. Поэтому понижение температуры нагрева подошвы рельса ниже 450 С нежелательно, т.к. будет уменьшаться пластичность металла и увеличиваться градиент температур головки и подошвы, а следовательно.будет изменяться в напряженное состояние концевой части рельса и ухудШаться процесс тепло — механической правки. Повышение же температуры подошвы рельса до 500...

550 С на Длине 1,1...1,5 м от торца возможно, т.к. она соответствурт температуре самоотпуска головки рельса» при которой происходит процесс тепломеханической правки. — Снижение интесивности охлаждения головки рельса к концу закалки путем прекращения охлаждения эа 10...12 с до окончания закалки связано с тем, что при поверхностной закалке головки рельсов с нагрева токами высокой частоты не устраним физический процесс перегрева концевой части за счет замыкания магнитных силовых линий на конце рельса. При этом температуо ра повышается на 80...120 С по сравнению с остальной частью головки. В процессе последующего охлаждения головки рельса концевая часть быстрее охлаждается, при этом происходит понижение температуры данной части головки на 50.;.80 С по сравнению с более удаленной от торцевой части.

Это приводит к повышению твердости металла на НВ 50...80 и наличию в структуре закаленного слоя наряду с трооститом бейнитных участков, что отрицательно сказывается на тепломеханической правке концов закаленных рельсов. усилие, подгибающее концы рельсов до прямолинейного положения, прикладывают к головке, температура которой составляет 550...450 С.

Как уже отмечалось, данный интервал температур головки рельса, к которым прикладывают усилие, подгибающее концы рельсов до прямолинейного положения, равен предельной температуре окончания охлаждения головО ки рельса т.е, 450 С, и максимальной температуре головки рельса,образующейся в процессе самоотпуска, са, закаленного с нагрева ТВЧ прн охлаждении водоноэдушной смесью увязана с содержанием углерода в каждой плавке. Так, рельсы с содержанием углерода н диапазоне 0,71...0,827.

/Согласно ГОСТ 24182-80/ условно разделены на три группы с.содержанием углерода. в пределах. 0,71 °,.0,74Х;

0,75...0,783; 0,79...0,82Х. При этом с повышением углерода в рельсовой стали, твердость увеличивается. (см. таблицу 4).

l. Способ термической обработки рельсов, включающий их стыковку и соединение нх в непрерывную нить, упругий изгиб, нагрев головки токами высокой частоты, закалку охлаждением водовоэдушной смесью и ее самоотпуск, поверхностный нагрев и охлаждение подошвы рельса, о т л и ч а ю щ и йс я тем, что, с целью уменьшения искривления концов рельсов в вертикальной плоскости и повышения производительности процесса, одновремен" но с самоотпуском головки нагрев подошвы осущестнляют на конценых участках на длине 1,1 — 1,5 м от торца, при этом торцовые участки длиной

0,4 - 0 5 м нагревают до температуры

Ас1-. Ас1 + (10-20) С с постепенным понижением температуры н остальной части участка нагрева подошвы до температуры самоотпуска голонки рельса, затем со стороны головки прикладыва- ют усилие, выпрямляющее концы рель сон, и одновременно осуществляют ох-. лаждение подошвы с последующим совместным охлаждением подошвы и головки до температуры окружающего.воздуха, 2. Способ.по п.l, о т л и ч а ю " шийся тем, что выпрямляющее усилие прикладывают к головке в .момент достижения ею температуры 550

450 С.

4 с

7 1422674 8 т.е. 550 С. При этом, если принять температуру головки концевого участка рельса ниже 450 С, то в закалено ном слое наряду с трооститом будут присутствовать участки бейнитa,÷òî не допускается.

Если принять конечную температу1 о ру выше 550 С, то н головке рельса образуются участки продуктов отпуска структурной составляющей закалки, что приводит к резкому снижению твердости и несоответствию требованиям технических услоний на эакаленные рельсы. В основу выбранной тем- 15 Ф о р м у л а и э о б р е т .е н и я пературы нижнего интервала окончания охлаждения головки рельса (закалки) и верхнего интервала температуры головки рельса, образующейся в роцессе самоотпуска, положены 20 результаты исследований термокинетических диаграмм превращения аустенита рельсовой высокоуглеродистой стали стандартного состава.

При приложении Усилий к конце- 25 вой части головки рельса, температура которой находится в пределах

550. 450 С и нагретой подошвы рельо са до температуры Ас...Ac+(10...20) С о с понижением ее до 450 С на длине

1,1...1,5 м от торца рельса, происходит плавное выравнивание концевого искривления в вертикальной плоскости и фиксирование прямолинейного положения эа счет охлаждения подошвы рельса.

При внедрении н производство предлагаемого способа все закаленные рельсы в отношении распределения твердости по длине рельса отнечают требованиям ТУ 14-2-651-85 п.2,3, где отмечается "...Твердость на поверхности катания должна быть в пределах HB 341...388", Колебания твердости по длине одного рельса не должны превышатьъ.НВ ЭО..единиц, т.е. если твердость средней части головки составляет, например, HB 360, то на конце допускается НВ 390. В сущности твердость на поверхности головки рельл

С Ъ

С) О л

С>

M

Ф

D о

Р1

Ф о

1 О

С)

I I

Ф

td

О

И о

В:(l

Ц

Ol о е I 1

03 I" Ж l4

1 а о

U iÎ

1422674

Р

OJ f

5 ц! о

e I

О 1

Ж I

I 1

Х 1 й! о b

Ц Х М 4 евой

Е» <6 1» CV а оо

eagan

5Е U ооо

С3 а м са

1422674

Таблица 2

Длина максимальной зоны нагрева подошвы рельса, мм

0,8 0,9 l,0 l,l 1,2 1,3 1,4 1,5 1,6 1,7

1 4... 1,0... 0,85. О,ЭО 0,30 0,30 . 0,25 0,15 0,20 0,15

l,3 0,9 0,70 0,25 0,25 0,20 0,10

Т а б л и ц а 3 о

Температура нагрева подошвы рельса, С

Ас„Ас,, +10 С Ас, +20 С

730 С 740 С 750 С

Величина искривления концов, мм

1,0...0,8 0,40-0,30 0,25-0,20 кверху кверху кверху

0,20...0,10 . 0,55 0,65 кверху кверху кверху

Таблица 4

Твердость /HB/ при содерхании углерода в пределах

На расстоянии

0,71...0,743 0,75.. ° 0,787. 0,79.. ° 0,823

0,4. °,0,5 м от торца рельса

370...380 381. ° .390 391, °,401

Середина рельса

340...350 351...370 37!...388

Ас,, 680...7!О

Ас, +30 С Ас, +40 С

760 С 770 С

1422674

Составитель А.Орешкина

Редактор И.Стрельникова Техред М.Дидык Корректор О,Кравцова

Заказ 3128

Тираж 402 Подписное

ВНИИПИ Государственного комитета СССР. по делам изобретений и открытий

113О35, Иосква, Ж-35, Раушскан наб., д, 4/5

Производственно-полиграфическое предприятие, г. Ужгород, ул. Проектная, 4

Способ термической обработки рельсов Способ термической обработки рельсов Способ термической обработки рельсов Способ термической обработки рельсов Способ термической обработки рельсов Способ термической обработки рельсов Способ термической обработки рельсов Способ термической обработки рельсов 

 

Похожие патенты:

Изобретение относится к области черной металлургии, в частности к термической обработке рельсов

Изобретение относится к металлургической промышленности

Изобретение относится к термической обработке стали и может быть использовано при изготовлении железнодорожных рельсов

Изобретение относится к термической обработке стали и может быть использовано при изготовлении рельсов

Изобретение относится к термической обработке железнодорожных рельсов из высокоуглеродистой и низколегированной сталей и может быть использовано на металлургических заводах , производящих железнодорожные рельсы Целью изобретения является улучшение качества за счет повышения механических свойств, параметров конструкционной прочности и прямолинейности рельсов

Изобретение относится к способу и устройству для термической обработки профилированного проката, в частности рельсов

Изобретение относится к устройствам упрочнения рельсов в районе сварных стыков

Изобретение относится к рельсам высокой прочности из высокоуглеродистых перлитных сталей, имеющих высокую прочность и износостойкость, предназначенных для железнодорожных рельсов и промышленных агрегатов и способам их производства

Изобретение относится к стальному рельсу, имеющему повышенные износостойкость и внутреннее сопротивление усталостному разрушению, необходимые для тяжелогрузных железнодорожных путей, и способу его изготовления

Изобретение относится к области черной металлургии, в частности к производству рельсов

Рельс // 2122056
Изобретение относится к рельсам, в частности к рельсам с увеличенной прочностью, твердостью и вязкостью

Изобретение относится к термической обработке металлов и предназначено для создания упрочненного поверхностного слоя мартенсита в изделиях из малоуглеродистых или низколегированных сталей, преимущественно работающих в условиях повторяющегося ударного взаимодействия с другими изделиями, в частности в рельсовых подкладках, применяемых в верхнем строении железнодорожного пути

Изобретение относится к выполнению соединений двух изделий из стали различного химического состава методом сварки, преимущественно рельса, изготовленного из высокоуглеродистой стали и железнодорожной крестовины

Изобретение относится к машиностроению, связанного с термической обработкой ответственных деталей верхнего строения пути - остряковых и рамных рельсов
Наверх