Способ термической обработки рельсов

 

1, СПОСОБ ТЕРМИЧЕСКОЙ ОБРАБОТКИ РЕЛЬСОВ, включающий объемную аустенизацию, прерывистое охлаждение поверхности головки движущегося рельса и самоотпуск, о т л и ч а ющ и и с я тем, что, с целью увеличения сопротивляемости образованию поверхностных дефектов на рельсах в эксплуатации за счет получения по сечению головки однородной структуры сорбита закалки, поверхность головки рельса охлаждают водным раствором полимера до 450 - З00с, а затем - водой до 200-150°С. i 2. Способ по п. 1, отличающийся тем, что в качестве полиСЛ мера применяют полиакриламид с концентрацией 0,1-0,5 мас.%.

СООЭ СОВЕТСКИХ

РЕСПУБЛИК (51)4 С 21 О 9/04

ГОСУДАРСТВЕННЫЙ КОМИТЕТ СССР

flO ДЕЛАМ ИЗОБРЕТЕНИЙ И ОТНРЫТИЙ

ОПИСАНИЕ ИЗОБРЕТЕНИЯ

К АВТОРСКОМУ СВИДЕТЕЛЬСТВУ (2 1) 3547770/22-02 (22) 01.02,83 (46) 23.08.85. Бюл. У 31 . (72) А.П. Бабич, В.Н. Ермолаев, В.И.Шпак и В.В.Чухна (71) Украинский ордена Трудового

Красного Знамени научно-исследовательский институт металлов (53) 621.785.79(088.8) (56), Авторское свидетельство СССР

В 485160, кл. С 21 D 9/04, 09.04.73.

Авторское свидетельство СССР

М 469758, кл.. С 21 D 1/60, 31.08.71.

Лемпицкий В.В., Казарновский Д.С.

Производство и термическая обработка железнодорожных рельсов ° - М.:

Металлургия, 1972, с. 172-187.

„„SU„„l 74487 (54)(57) t. СПОСОБ ТЕРМИЧЕСКОЙ ОБРАБОТКИ РЕЛЬСОВ„ включающий объемную аустенизацию, прерывистое охлаждение поверхности головки движущегося рельса и самоотпуск, о т л и ч а юшийся тем, что, с целью увеличения сопротивляемости образованию поверхностных дефектов на рельсах в эксплуатации за счет получения по сечению головки однородной структуры сорбита закалки, поверхность головки рельса охлаждают водным раствором полимера до 450 — 300 С, 0 а затем — водой до 200-150 С.

2. Способ по п. 1, о т л и ч а юшийся тем, что в качестве полимера применяют полиакриламид с концентрацией 0,1-0,5 мас.X.

11744

Изобретение относится к металлургической промыкпенности и может быть использовано для упрочняющей термической обработки железнодорожных рельсов. 5

Цель изобретения — увеличение сопротивляемости образованию поверхностных дефектов на рельсах в эксплуатации за счет получения по сечению головки однородной структуры 10 сорбита закалки.

Охлаждение головки рельса в водном растворе полиакриламида до температуры поверхности 450-300 С поэвоф ляет обеспечить в поверхностных сло- 15 ях металла рельсов (0,69 -0,827 С, 0,75-i,05 Мп, 0,28-0,407 Si, остальное железо и примеси) структуру сорбита закалки с твердостью

НВ 350-388. Дальнейшее охлаждение 20 о головки рельса до 200-150 С, осуществляемое водой, обеспечивает, благодаря более высокой охлаждающей способности воды, требуемую глубину термически упрочненного слоя — до 25

120-25 мм.

Предлагаемый способ может быть осуществлен, например, в рельсозакалочном агрегате роликового типа.

?ельс, нагретый в печи до температуры аустенизации, в положении головкой вниз подают в систему роликовых клетей, где головку рельса подвергают поверхностной закалке с помощью спрейеров, расположенных между роликами. В первые 5-10 спрейеров подают водный раствор полиакриламида с концентрацией 0 1-0,5Х а в последующие — воду.

Указанный диапазон концентрации 40 полиакриламида обусловлен необходи.мостью получения требуемой структуры и твердости по сечению головки рельса. При концентрации полиакриламида менее 0,17. в поверхностных слоях ме- 45 талла головки рельса появляется неблагоприятная структура игольчатого типа — троостит, мартенсит (таблица)..

Повышение концентрации полиакриламида более 0 5Х не позволяет получить тре-50 буемый уровень твердости металла головки рельса. Кроме того, раствор с концентрацией полиакриламида более

0,57 обладает высокой вязкостью и его использование технологически сложно у и нецелесообразно.

Система подачи водного раствора полимера (полиакриламида) должна .

87 2 быть замкнутой (оборотного цикла) с целью исключения излишнего расхода полиакриламида и сохранения его концентрации в предлагаемых пределах в течение длительного времени.

Опробование предлагаемого способа произведено на полнопрофильных образцах, отобранных от одного рельса с содержанием углерода в стали 0,76Х и марганца 0,937. После нагрева под закалку до 850 С головку рельса о охлаждают с помощью спрейера водным раствором полиакриламида (образец перемещают возвратно-поступательно) в течении 20 с, а затем — в циркулирующей воде, после чего осуществляют самоотпуск. Общее время активного охлаждения головки составляет 40-42 с, что примерно соответствует времени закалки по известному способу.

Как следует из таблицы, охлаждение 0,1-0,5Х-ным водным раствором полиакриламида обеспечивает получение однородной структуры сорбита закалки в головке рельса до глубины

15 мм и твердости в заданных стандартом пределах (HB 33 1-388). При меньшей концентрации полиакриламида (0,057) охлаждающая способность водного раствора приближается к воде и в поверхностных слоях головки рельса появляется нежелательная структура троостита и мартенсита, которая при самоотпуске разупрочняется в большей степени, чем сорбит закалки. При концентрации полиакриламида более 0,5Х не обеспечивается требуемая твердость в поверхностных слоях головки рельса, кроме того, ввиду повышенной вязкости водного раствора полиакриламида с концентрацией более 0,5Х применение его, как показывает опробование, технологически нецелесообразно.

Охлаждение головки рельса водным раствором полиакриламида от 850 С о

I до 450-300 С в течение 10-20 с обесо печивает в интервале структурных превращений рельсовой стали (600450 С) скорость охлаждения, необхо0 димую для получения в поверхностных слоях металла оптимальной для рельсов структуры сорбита закалки. Охлаждение поверхности в течение этого времени ниже 300 С приводит к появ лению участков нежелательных структур промежуточного превращения

74487

Концентрация полимера, Ж

Структура металла головки рельса на глубине, мм

Твердост ь головки рельс а на глубине (НВ), мм

Г Т

1 5 15 . 1 5 15

0 (вода)

О, 05

352

363 363

МТБ

363 352 352

363 352

388

0,1

375 363 341

0,2

352 331

363

0,3

352 341 331

341 331 331

ПС

0 5

302 302

321

ПС

0,6

П р и м е ч а н и е ° М вЂ” отпущенный мартенсит, T - троостит, Б — бейнит, С вЂ” сорбит закалки, П вЂ” перлит.

Составитель В.Русаненко

Редактор Н.Бобкова Техред 3.Палий Корректор Л.Бескид

Заказ 5143/28 Тираж 553 Подписное

ВНИИПИ Государственного комитета СССР по делам изобретений и открытий

113035, Москва, Ж-35, Раушская наб., д. 4/5

Филиал ППП "Патент", г.ужгород, ул.Проектная, 4

3 11 (троостита, бейнита), а вьппе 450ОС— к недостаточной твердости.

Охлаждение головки рельса водой после охлаждения водным раствором полиакриламида обеспечивает повышенный по сравнению с водным раствором полиакриламида отбор тепла и повышенную скорость охлаждения глубинных слоев металла, благодаря чему достигается требуемый уровень твердости и тип структуры (сорбит закалки) в средней части головки. При температуре поверхности 200-150 С достигает о ся достаточно высокий градиент температур между поверхностью н средней частью головки, что позволяет реализовать отбор тепла необходимои интенсивности. Охлаждение ниже 150 С недопустимо, так как может привести к образованию трещин в рельсе.

Полиакриламид имеет отрицательный коэффициент растворимости в воде, т.е. с повышением температуры воды его растворимость ужньшается, и при

5 70-80 С он выделяется из раствора.

При погружении нагретого рельса в водный раствор полиакриламида на поверхности его образуется пленка полимера, замедляющая теплообмен между деталью и средой. Температуру водного раствора полиакриламида целесообразно поддерживать в пределах 20-35 С.

Применение предлагаемого способа

15 позволяет улучшить однородность структуры и твердости по сечению головки термоупрочненных рельсов и, как следствие, повысить их сопротивляемость образованию дефектов

20 при эксплуатации.

Способ термической обработки рельсов Способ термической обработки рельсов Способ термической обработки рельсов 

 

Похожие патенты:

Изобретение относится к способу и устройству для термической обработки профилированного проката, в частности рельсов

Изобретение относится к устройствам упрочнения рельсов в районе сварных стыков

Изобретение относится к рельсам высокой прочности из высокоуглеродистых перлитных сталей, имеющих высокую прочность и износостойкость, предназначенных для железнодорожных рельсов и промышленных агрегатов и способам их производства

Изобретение относится к стальному рельсу, имеющему повышенные износостойкость и внутреннее сопротивление усталостному разрушению, необходимые для тяжелогрузных железнодорожных путей, и способу его изготовления

Изобретение относится к области черной металлургии, в частности к производству рельсов

Рельс // 2122056
Изобретение относится к рельсам, в частности к рельсам с увеличенной прочностью, твердостью и вязкостью

Изобретение относится к термической обработке металлов и предназначено для создания упрочненного поверхностного слоя мартенсита в изделиях из малоуглеродистых или низколегированных сталей, преимущественно работающих в условиях повторяющегося ударного взаимодействия с другими изделиями, в частности в рельсовых подкладках, применяемых в верхнем строении железнодорожного пути

Изобретение относится к выполнению соединений двух изделий из стали различного химического состава методом сварки, преимущественно рельса, изготовленного из высокоуглеродистой стали и железнодорожной крестовины

Изобретение относится к машиностроению, связанного с термической обработкой ответственных деталей верхнего строения пути - остряковых и рамных рельсов
Наверх