Устройство для моделирования процесса обучения

 

Изобретение относится к специализированным средствам вычислительной техники и предназна 1ено для моделирования процесса рботы рбучающих систем, построенных на базе ЭВМ. Цель изобретения - расширение функциональных возможностей устройства за счет моделирования входного контроля и режима обращения к дополнительному обучению. Цель достигается введением в устройство разделительного диода, генератора случайных импульсов дополнительного обучения, блока анализа подготовленности оператора и блока анализа ошибок, при этом блок анализа подготовленности оператора и блок анализа ошибок каждый содержит по одному элементу задержки и по два генератора случайных импульсов. Устройство позволяет вычислять статистические характеристики известными методами по показаниям счетчиков, подключенных к различным блокам устройства. 2 ил, (О с/;

СОЮЗ СОВЕТСКИХ соцИАлистичесних

РЕСПУБЛИК ((9> S U (((i ду 4 С 06 F 15/20

ОПИСАНИЕ ИЗОБРЕТЕНИЯ

ГОСУДАРСТВЕННЫЙ КОМИТЕТ СССР

flO ДЕЛАМ ИЗОБРЕТЕНИЙ И ОТКРЫТИЙ

К А ВТОРСКОМУ СВИДЕТЕЛЬСТВУ (21) 4186149/24-24 (22) 26.01.87 (46) 15.09.88. Бюл. 11(34 (72) Н.И.Зуев и Г.Н.Якумов (53) 681. 3 (088.8) (56) Авторское свидетельство СССР

11(962969, кл. С 06 F 15/20, 1981.

Авторское свидетельствб СССР

1328824, кл. С 06 F 15/20, 1986. (54) УСТРОЙСТВО ДЛЯ МОДЕЛИРОВАНИЯ

ПРОЦЕССА ОБУЧЕНИЯ (57) Изобретение относится к специализированным средствам вычислительной техники и предназначено для моделирования процесса р боты обучающих систем, построенных на базе ЭВМ.

Цель изобретения — расширение функцйональных возможностей устройства за счет моделирования входного контроля и режима обращения к дополнительному обучению. Цель достигается введением в устройство разделительного диода, генератора случайных импульсов дополнительного обучения, блока анализа подготовленности оператора и блока анализа ошибок, при этом блок анализа подготовленности оператора и блок анализа ошибок каждый содержит по одному элементу задержки и по два генератора случайных импульсов. Устройство позволяет вычислять статистические характеристики известными методами по показаниям счетчиков, подключенных к различным блокам устройства. 2 ил.

1424Р26

Изобретение относится к специализированным средствам вычислительной техники и предназначено для моделирования процесса работы обучающих си .гем, построенных на базе цифровьи

ЭВ:.

Цель изобретения — расширение функциональных возможностей устройства путем моделирования входного контроля и режима обращения к дополниг ;1ьному обучe 1чм.

На фиг. 1 представлена схема описываемого устройства; на фиг. 2 модель его работы. 15

Устройство содержит генератор 1 случайного потока импульсов длительности обучения, r енератар 2 случайных импульсов повторного обучения, генератор 3 случайньм импульсов оши- 2р бок, генератор 4 случайных импульсов длительности устранения ошибок, элемент И 5, блок 6 анализа ошибок, блок

7 анализа подготовленности оператора., триггер 8, реверсивный счетчик 9, 25 первый 10 и второй 11 элементы задержки, генератор 12 случайных импульсов дополнительного обучения, первый !

3, второй 14 и третий 15 разделител1..1Ы ° ДИОДЫ . 30

3 состав блоков 6, 7 входят первый 16 и второй 17 генераторы случайцьм:импульсов и элемент 18 задержки. . 1ерба.1ьн lsI модсль работы устройст- 35 ва п1ясняет я „иг. 2, на которой представ1 ен процс-с прохождения сбуч а P Hbil Об ) ч а ю111.е г О к ) 1? с а . 11 а э т Ом

"p,?f:. !å;?«bII)c>! ««Э»аче а 11ро11едура хо<1нсl о ." онтро?1< ) яр11м ?угспь1!11ками 4О в1? еменны . ин гервалы, когда об.,чаемый действуег бе ..о."ь1...i, а :етныс EIepшины » ° н-. :г, .го оказань: неудов.1СTEI«P., ь?l i НЫС ЗНа НИЯ IIPH иэу: е11;1ь ге, 1ь;, ку. са и.-ги допущены 45 ош1гбк11 друго1 > !(?,I,I, напримср ошибочные 1с< 1ст < II . „:, ом и 111 тсрми— иальныь1 ., с тро11с твом. Ус T1? i? IIc тEIQ полнительно позволяет моделировать процедуру входного контроля, который заключаетс1 в проверке определенной совокупности знаний, умений, навыков, необходимых для из .=1ения данного K) p са. Если таких знаний недостаточно, то обучаемьп» к дальнейшей работе не допускаег . 1;ро 1е того, если Eio время работ.l с курсом окажется, что для успешног« продвижения обучаемому не хватае1 . I!III;E иэ . акогс-либо цругого курса, то обучающая система имеет возможность связаться с необходимым фрагментом потребовавшегося курса или общего справочника. Устройство позволяет моделировать и те системы, у которых справочник находится в каждом курсе, а также существующую в большинстве курсов возможность самому обучаемому обратиться к справочнику или другому курсу.

Устройство работает следующим образом.

В исходном состоянии триггер 8 установлен в положение, при котором на вход элемента И 5 подается высокий потенциал, т.е. триггер 8 — в единичном состоянии, счетчик 9 пуст, все генераторы находятся в остановленном состоянии.

Импульс, имитирующий начало работы с автоматизированным обучающим курсом, проходит открытый элемент

И 5, переводит триггер 8 в нулевое о положение. Таким образом, вход закрывается на время работы устройства.

Поток запросов на обучающий курс, поступающих на вход устройства, представляет собой случайную последовательность импульсов.

Генератор 1 моделирует успешное изучение очередного фрагмента курса.

Генератор 3 предназначен для моделирования возникающих в процессе обучсния или контроля ошибок. Генераторы 2 и /1 моделируют различные ситуа.1ии к которым привели ошибки. Блок

6 анализа моделирует следуь.щие пронесси: а1гализ ошибки, а именно — относится ли ошибка к другому курсу, работа программ учета и записи стэти1 тики, ознакомление обучаемого с фактом наличия ошибки, ее характером и т,д., например вывод сообщения на экран, »c 1.1ея, печать сообщения и т.д.

Генератор 12 предназначен для моделирования процесса работы с дополнительно потребовавшимся курсом или справочником. Второй блок 7 анализа моделирует процедуру входного

i ?нтроля. Элементы 10, 11 адер?»ки повышают точность моделирования за счет устранения невозможных и» практике с обытий.

Импульс, прошедший через элемент

И 5, поступает на в:<од блока 7 анализа. При - том запускаю-.ся генераторы

1424026

17 и 1б, причем последний — после прохождения импульса через элемент

18 задержки.

Если первым закончил работу гене5 ратор 16, то считаем, что обучаемый не готов к изучению данного курса, т.е. не прошел входной контроль, при этом сбрасывается в исходное состояние генератор 17, триггер 8 переводит1р ся в единичное состояние, а все устроиство — в исходное.

Если же первым закончил работу генератор 17, т.е. обучаемый прошел входной контроль, то импульс с его 15

Ф выхода переводит в исходное состоя", ние генератор 16 и запускает генератор 1, который моделирует успешное изучение фрагментов курса. Этот же импульс через элемент 10 задержки за- 2р пускает генератор 3.

Импульсы, выработанные генератором

1, поступают на суммирующий вход реверсивного счетчика 9, имитируя успешное изучение фрагментов курса.

Когда в счетчике 9 будет К импульсов, на его выходе переполнения младших разрядов появляется сигнал, который останавливает генератор 3 случайных импульсов ошибок. Теперь работа генератора 1 не может быть прервана и очередные импульсы моделируют такие операции, как подведение итогов, выдача задания, формирование сообщения преподавателю и другие служебные 35 операции. Последний импульс вызывает появление сигнала на выходе устройства, в результате чего в исходное состояние переводятся генератор 1, реверсивный счетчик 9, триггер 8 и 40 элемент И 5. Разделительный диод 14 не пропускает этот сигнал на вход блока 6 анализа.

Если генератор 3 заканчивает работу до переполнения счетчика, то генератор 1 останавливается и сигнал поступает на вход блока б анализа.

Если после раб,.ты блока 6 анализа сигнал появляется на первом выходе, то запускается генератор 12 случайного интервала времени, моделирующий работу обучаемого с потребовавшимся курсом или справочником. Импульс, выработанный генератором 12, запускает генераторы 2 и 4. Генератор ?, моделируя работу системы при неправильных действиях обучаемого и принятие решения на повторное изучение определенных фрагментов курса, генерирует импульсы, которые поступают на вычитающий вход реверсивного счетчика 9. Генератор 4 сбрасывая генератор 2 в исходное состояние, прекращает этот процесс и вновь запускает генератор 1 и генератор 3, а также подтверждает состояние генератора 16. Если при этом генератор

2 не успевает выдать ни одного импульса, то это означает, что обучаемый сумел с помощью другого курса или справочника исправить ошибку и продолжает прохождение того же фрагмента курса. Если после работы блока

6 анализа сигнал появляется на втором выходе, то изучения другого курса или справочника для преодоления возникшей ошибки не требуется и ее можно преодолеть средствами изучаемого курса. При этом также запускаются генераторы 2 и 4, работа которых описана выше.

Статистические характеристики вь.числяются известными методами по показаниям счетчиков, подключенных к различным блокам устройства.

Ф о р м у л а и з о б р е т е н и я

Устройство для моделирования процесса обучения, содержащее элемент И, первый вход которого является входом устройства, а второй вход соединен с прямым выходом триггера, единичный вход которого соединен с Выходом элемента И, генератор случайного потока импульсов длительности обучения, выход которого подключен к суммирующему входу реверсивного счетчика, выход переполнения которого является выходом устройства и соединен через первый разделительный диод с входом останова генератора случайного потока импульсов длительности обуче— ния, первый элемент задержки, выход которого соединен с входом запуска генератора случайных импульсов ошибок, выход которого через второй разделительный диод подключен к входу осталова генератора случайного потока ,Импульсов длительности обучения, выход второго элемента задержки подключен к входу запуска генератора случайных импульсов длителы.с сти устранения ошибок, выход которого соединен с входом останова генератора случайных импульсов повторно о обу1424026 чения, о т л и ч а ю щ е е с я тем, что, с целью расширения функцйональных возможностей эа счет моделирования входного контроля и режима об5 ращения к дополнительному обучению, оно дополнительно содержит третий газ,",елительный диод, генератор случайных импульсов дополнительного обучения, блок анализа подготовленности оператора и блок анализа ошибок, при ем блок анализа подготовленности

=ператора и блок анализа ошибок каждый содержат по одному элементу задержки и по два генератора случайных импульсов, причем в каждом иэ них выход элемента задержки соединен с входом запуска первого генератора случайных импульсов, выход которого подключен к вхоцу останова второго гечератора случайных импульсов, выход которого соединен с входом останова первого генератора случайных импульсов, выход элемента И устройства подключен к входу элемента задержки и 25 входу запуска второго генератора случайных импульсов блока анализа подготовленности оператора, выход первого генератора случайных импульсов ;оторого соединен с нулевым входом триггера, выход второго генератора случайных импульсов блока анализа подготовленности оператора подключен к входу запуска генератора случайного потока импульсов длительности обучения, входу первого элемента задержки устройства и выходу генератора случайных импульсов длительности устранения ошибок, выход генератора случайных импульсов ошибок подключен к входу элемента задержки и входу запуска второго генератора случайных импульсов блока анализа ошибок, выход второго генератора случайных импульсов которого подключен к входу запуска генератора случайных импульсов дополнительного обучения устройства, выход которого соединен с входом второго элемента задержки устройства, выходом первого генератора случайных импульсов блока анализа ошибок и входом запуска генератора случайных импульсов повторного обучения, выход которого соединен с вычитающим входом реверсивного счетчика, выход переполнения которого через третий разделительный диод подключен к нулевому входу триггера, а выход К-го разряда реверсивного счетчика подключен к входу останова генератора случайных импуль1

"os оши6 ок .

1424026

Составитель В.Фукалов

Редактор А.Маковская Техред М.Моргентал Корректор М.Максимишинец

Заказ 4689/52

Тираж 704

Подписное

В1!ИИПИ Государственного комитета СССР по делам изобретений и открытий

ll3035, Москва, Ж-35, Раушская наб., д. 4/5

IIp нзв яств< нно-полиграфическое предприятие, г. Ужгород, ул. Проектная, 4

Устройство для моделирования процесса обучения Устройство для моделирования процесса обучения Устройство для моделирования процесса обучения Устройство для моделирования процесса обучения Устройство для моделирования процесса обучения 

 

Похожие патенты:

Изобретение относится к вычислительной технике и может быть использовано для определения вероятностей нахождения сложных систем в различных состояниях работоспособности, опр еделения времени наработки на отказ и других характеристик надежности систем

Изобретение относится к лизированным средствам вычислительной техники, предназначено для моделирования процесса обслуживания тока заявок с различнь&amp;1и приоритетами и может быть использовано в устройствах , моделирующих работу систем массового обслуживания

Изобретение относится к вычислктельной технике и может быть использовано при исследовании систем массового обслуживания и сетей массового обслуживания, состоящих из нескольких систем массового обслуживания

Изобретение относится к цифровой вычислительной технике и может быть использовано при исследовании различных технологий программирования

Изобретение относится к вычислительной технике и может быть использовано да1я моделирования процессов в системах массового обслуживания СМО

Изобретение относится к специализированным средствам вычислительной техники и предназначено для моделирования процесса обслуживания заявок несколькими обслуживающими приборами

Изобретение относится к вычислительной технике и может быть использовано при статистическом моделировании сложньк систем, представленных в виде вероятностного графа, для определения качественных характеристик , в частности показателей надёжности системы

Изобретение относится к средствам вычислительной техники и технике связи и может быть использовано для моделирования систем связи и передачи данных

Изобретение относится к специализированным средствам вычислительной техники и предназначено для моделирования процесса обслуживания .заявок

Изобретение относится к вычислительной технике и может быть использовано для оценки надежности и качества функционирования сложных автоматизированных и гибких производственных и телекоммуникационных систем произвольной структуры, в которых используется циклический характер производства, предоставления телекоммуникационных услуг и временное резервирование

Изобретение относится к вычислительной технике и может быть использовано для моделирования систем массового обслуживания (СМО)

Изобретение относится к области вычислительной техники и может быть использовано для оценки надежности и качества функционирования сложных автоматизированных и гибких производственных и телекоммуникационных систем произвольной структуры, в которых используется циклический характер производства, предоставления телекоммуникационных услуг и временное резервирование

Изобретение относится к специализированным средствам вычислительной техники и может быть использовано при моделировании двухрежимных систем массового обслуживания (СМО) для сбора, регистрации статистических данных о временах наработки и восстановления и отказах элементов системы, о количестве поступивших, обслуженных и потерянных заявок и последующего расчета показателей надежности и функционирования

Изобретение относится к вычислительной технике

Изобретение относится к области вычислительной техники, предназначено для моделирования процесса обслуживания двух потоков заявок с различными приоритетами и может быть использовано в устройствах, моделирующих работу систем массового обслуживания

Изобретение относится к цифровой технике и может быть использовано для генерации случайных чисел и преобразования данных, обработки шумоподобных сигналов, идентификации, аутентификации и авторизации, в стохастических системах и устройствах, системах представления и отображения информации, информационно-коммуникационных и сенсорных устройствах и системах

Изобретение относится к цифровой технике и может быть использовано для генерации случайных чисел и преобразования данных, обработки шумоподобных сигналов, идентификации, аутентификации и авторизации, в стохастических системах и устройствах, системах представления и отображения информации, информационно-коммуникационных и сенсорных устройствах и системах

Изобретение относится к специализированным средствам вычислительной техники и может быть использовАно для анализа помехоустойчивости систем передачи дискретных сообщений

Изобретение относится к специализированным средствам вычислительной техники и предназначено для моделирования работы системы массового обслуживания
Наверх