Устройство для обучения операторов

 

Изобретение относится к тренажерной технике и может быть использовано для обучения операторов. Цель изобретения - расширение дидактических возможностей устройства. При этом повьппается эффективность обучения операторов на этапе отработки навыков своевременности выполнения алгоритмов управления. В устройство вве дены генератор II, элементы 8, 155 19 задержки, элемент 12 запрета, триггер 17 и блок 18 звуковой сигнализации . Устройство также содежит регистр 1 адреса, блок 2 памяти, регистр 3 микрокоманды, информационное табло 4, блок 5 ввода ответных действий оператора, блоки 6, 16 сравнения , элементы 7, 9, 14 ИЛИ, триггер 10, счетчшх 13. I lin.

СОЮЗ СОВЕТСНИХ

СОЦИАЛИСТИЧЕСНИХ

РЕСПУБЛИН > 4 а 09 в 9/00

ГОСУДАРСТВЕННЫЙ НОМИТЕТ СССР

ПО ДЕЛАМ ИЗОБРЕТЕНИЙ И ОТНРЫТИЙ (21) 4142778/24-24 (22) 04.1!.86 (46) 23.09.88. Бюл. Ф 35 (72) В.И. Балабай, B.À. Бирюков, Ю.Ф. Кривой, С.И. Севастьянов, Г.А. Томилов и Е.А. Михеев (53) 681 3.071(088.8) (56) Авторское свидетельство СССР

Р 767816, кл. С 09 В 9/00, 1978.

Авторское свидетельство СССР

У 1320833, кл. 0 09 В 9/00, 5 .02.86. (54) УСТРОЙСТВО ДЛЯ ОБУЧЕНИЯ ОПЕРАТОРОВ (» ) Изобретение относится к тренажерной технике и может быть использовано для обучения операторов. Цель

„„SU,„, 257 A1 изобретения — расширение дидактических возможностей устройства. При этом повышается эффективность обучения операторов на этапе отработки навыков своевременности выполнения алгоритмов управления. В устройство вве дены генератор 11. элементы 8, 15, 19 задержки, элемент 12 запрета, триггер 17 и блок 18 звуковой сигнализации. Устройство также содежит регистр 1 адреса, блок 2 памяти, регистр 3 микрокоманды, информационное табло 4, блок 5 ввода ответных действий оператора, блоки 6, 16 сравнения, элементы 7, 9, 14 ИЛИ, триггер

10, счетчик 13. 1 ил.

l 425760

Изооретение относится к техническим средствам обучения операторов и может быть использовано в тренажерах для подготовки операторов систем управления.

Цель изобретения — расширение дидактических возможностей устройства, что обеспечивает повышение эффективности обучения операторов своевремен- 10 ным действиям при выполнении алго" ритмов управления.

На чертеже показано предлагаемое устройство. устройство содержит регистр l адреса, блок 2 памяти, регистр 3 микрокоманды, информационное табло 4, блок

5 ввоца ответных действий оператора, блок 6 сравнения, элемент ИЛИ 7, элемент 8 задержки, элемент ИЛИ 9, триг- 20 гер 10, генератор l!, элемент 12 запрета,.счетчик 13, элемент ИЛИ 14, элемент 15 задержки, блок 16 сравнения, триггер 17, блок 18 звуковой сигнализации и элемент 19 задержки. 25

Регистр 1 предназначен для хранения данных об управляющей составляющей алгоритма деятельности оператора.

Регистр 1 хранит адреса микрокоманд

I в блоке 2„ соответствующих операциям 30 алгоритма. Регистр 1 имеет столько ячеек, сколько операций содержит алгоритм дсятельности, плюс одна ячейка, фиксирующая момент завершения алгоритма. Выход этой ячейки является выходом переполнения регистра 1.

При появлении сигнала на установочном входе регистра 1 производится выбор первой микрооперации микропрограммы, соответствующей первой опе- 4п рации алгоритма. С поступлением сигналов на информационный вход регистра 1 производится сдвиг и считывание следующей микрокоманДы соответствую" щей очередной операции алгоритма, 45

Блок 2 служит для хранения параметров алгоритма деятельности, В блоке 2 хранятся в виде микропрограммы микрокоманды, соответствующие операциям алгоритма деятельности оператора.

Регистр 3 предназначен для кратковременного хранения параметров текущей операции алгоритма деятельности оператора. Каждая микрокоманда состоит из трех микроопераций, в первой из которых хранится код органа индикации табло 4, который изменяет свое состояние в данной операции. Во второй микрооперации находится код органа управления блока 5, а в третьей код времени, отведенного для выполнения оператором всех предыдущих и данной операции алгоритма деятельности.

Табло 4 и блок 5 являются физической моделью пульта оператора реальной, изучаемой АСУ, по внешнему виду и расположению соответств,ующих органов.

Блок 6 предназначен для оценки безошибочности действий оператора за счет сравнения кодов требуемого органа управления блока 5, задействованному оператором, поступающим на соответствующие входы блока 6.

Триггер 10 служит для организации прерывания в работе счетчика 13 на время считывания информации из него.

Генератор 11 предназначен для представления значения времени действий оператора по выполнению операции алгоритма в код.

Счетчик 13 предназначен для подсчета числа импульсов, выработанных генератором ll за время, прошедшее с начала тренировки (запуска устройства1 до выполнения текущей операции алгори.ма.

Блок 16 предназначен для сравнения времени, затраченного оператором на все операции, включая текущую, от начала тренировки с эталонным значением времени, отводимого на выполнение данных операций в соответствии с вре— менным нормативом.

Триггер 17 управляет запуском и остановкой блока 18.

Устройство функционирует следующим образом.

При включении устройства на вход регистра 1 поступает сигнал с внешнего входа 20 устройства при его запуске, По данному сигнал производится запуск генератора 11 и выбор микрокоманды в блоке 2, соответствующей первой операции алгоритма деятельности. Содержимое данной микрокоманды иэ блока 2 переписывается в регистр

3, что приводит к появлению сигналов на его входах. Данный сигнал производит смену состояния соответствующих органов индикации табло 4.

Человек-оператор, восприняв данную информацию, воздействует на орган управления блока 5. Код задействованного органа управления поступает на входы блока 6, а через элемент ИЛИ 7 сигнал поступает на вход регистра 3.

Устройство для обучения операторов, содержащее регистр адре а, ин— формационные выходы которого подключены к соответствующим адресным входам блока памяти, выходы катарага соединены с соответствующими информационными входами регистра микрокоманды, выходь| первой группы которых подключены к соответствующим входам информационного табло, а выходы второй группы — к соответствующим входам первой группы первого блока сравне" ния, входы второй группы которого соединены с соответствующими выходами блока ввода ответных действий оператора, первый, второй и третий элементы ИЛИ, первый триггер и счетчик, выходы которых соединены с соответствующими входами первой группы второго блока сравнения, а т л и ч а ющ е е с я тем, чта, с целью расширения дидактических возможностей устройства, в него введены генератор, элемент запрета, первый, второй и третий элементы задержки, блок звуко3 142576

По этому сигналу содержимое второй—

1 микрооперации поступает на входы бло" ка 6, а сигнал разрешения сравнения поступает с выхода элемента 8 за-; — держки.

B случае ошибки оператора сравнения кодов, поступивших на входы блока 6, не происходит и сигнала ыа его выходе нет. Если оператор выполняет 10 требуемое действие правильно, то на выходе блока 6 появляется сигнал, который,поступив на вход регистра 3, приводит к считыванию кода времени, отведенного на выполнение данной и всех предыдуших операций и поступающего на входы блока 16. Импульсы, вырабатываемые генератором 11, через элемент 12 поступают в счетчик 13, поскольку элемент 12 открыт нулевым ;р сигналом на его управляющем входе с единичного выхода триггера 10. Единичный сигнал с выхода триггера 10 .поступает на инверсный вход элемента

12 запрета, закрывая его, на вход счетчика 13 и на нулевой вход первого триггера 10, снимая сигнал с его единичного выхода и открывая тем самым элемент 12. По сигналу на входе считывания счетчика 13 его .содержимое переписывается в блок 16, а сигнал с выхода элемента ИЛИ 14 через элемент 15 задержки поступает на вход блока 16, давая разрешение на сравнение затрудненного оператором и отведенного ему времени на выполнение данной части алгоритма управления.

Если затраченное время меньше допустимого, та сигнал появляется на н левом Входе триггера 1 В против 40 ном случае, т.е. если это время больше допустимого, сигнал присутствует на втором выходе блока 16 и он приводит триггер 17 в единичное состояние, что приводит к срабатыванию бло.ка 18. Кроме того, сигнал с выхода блоха б через элемент 19 задержки поступает на вход регистра 1, что приводит к сдвигу к следующей его ячейке и выбору адреса очередной микрокоманды в блоке 2, т.е. следующий операции 50 алгоритма деятельности.

В дальнейшем процесс повторяется циклически в описанном порядке до завершения алгоритма.

После выполнения оператором по-. 55 следней операции алгоритма сигнал появляется на выходе переполнения реги". стра и поступает на вход генератора

0 4

ll для его отключения, а через элемент 10 и на вход счетчика 13 для учета времени, затраченного на выполнение алгоритма в последней ега операции.

Блок 18 запускается на первой операции, на которой оператор превышает допустимое время на выполнение ее и всех предыдущих операций, и может быть отключен в последующем на любой из оставшихся операций в там случае, если оператор наверстал упущенное время и оно достигло значения, меньше допустимого.

Предлагаемое устройство расширяет дидактические возможности за счет выработки у оператора ритма деятельности, обеспечивающего своевременное завершение алгоритма управления в данном временном нормативе. Обеспечение оператора информацией а гревышении допустимого времени позволяет ему своевременно в ходе уг.равления принимать меры к ликвидации отставания.Методическое использование предлагаемого режима при абу ении целесообразно использовать после выработки у оператора навыков а гааперац.;анной своевременности выполняемых действий.

Формула и з а б р е т е ч и я

1425760

Составитель A. Карлов

Техред А.Кравчук Редактор М. Бланар

Корректор М. Максимикинец

Заказ 477б/51 Тираж 459 Подписное

ВНИИПИ Государственного комитета СССР по делам изобретений и открытий 113035, Москва, Ж-35, Раушская наб., д. 4/5

Производственно-полиграфическое предприятие, г. Ужгород„ ул. Проектная, вой сигнализации и второй триггер, единичньп1 выход которого соединен со входом блока звуковой сигнализации, а Б- и Б-входы с первым и вторым выс

: ходами соответственно второго блока сравнения, выходы второй группы которого подключены к соответствующим выходам третьей группы регистра мик: :рокоманды, а управляющий вход — к вы- 1О ходу третьего элемента задержки, выходы счетчика соединены с соответст— вующими входами третьего элемента ИЛИ, выход которого подключен к вхо,ду второго элемента задержки, выход ! .элемента запрета соединен с информационным входом счетчика, информацион— ,пый вход — с- выходом генератора, а управляющий вход — с входом считыва,ния счетчика и единичным выходом и

B-в;;одом триггера, Я-вход которого подключен к выходу второго элемента

ИЛИ, первый вход .-.îòîpîãо соединен с выходом переполнения регистра адреса и входом останова генератора, а второй вход — с выходом первого блока сравнения, подключенным к первому входу считывания регистра микрокоманды и входу третьего элемента задержки, выход которого соединен с информационным входом регистра адреса, установочный вход которого и вход запуска генератора являются входом устройства, выход первого элемента задержки подключен к управляющему вхое ду первого блока сравнения, а вход— к второму входу считывания регистра микрокоманды и выходу первого элемента ИЛИ, входы которого соединены с соответствующими выходами б.пока ввода ответных действий оператора,

Устройство для обучения операторов Устройство для обучения операторов Устройство для обучения операторов Устройство для обучения операторов 

 

Похожие патенты:

Изобретение относится к тренажерам и может быть использовано для обучения операторов систем управления

Изобретение относится к области вычислительной техники и может быть использовано в организациях по подготовке и обучению специалистов по техническим средствам ЦВМ

Изобретение относится к тренажерам транспортных средств, в частности к устройствам их рулевого управления, и может быть использовано для обучения водителей различных транспортных средств

Изобретение относится к тренажерам транспортных средств, в частности к устройствам их рулевого управления, и может быть использовано для обучения водителей различных транспортных средств

Изобретение относится к тренажерам для обучения методам определения характера и мест повреждения кабельных связей и может быть использовано как в учебных целях, так и для объективной оценки квалификации специалистов

Изобретение относится к тренажерам транспортных средств и может быть использовано в их составе для предъявления обучаемому тактильнокинестетической информации

Изобретение относится к устройствам имитации визуальной обстановки в тренажерах для обучения операторов транспортных средств Цель изобрете НИН - расширение функциональных возможностей имитатора путем обеспечения участия в работе одновременно нескольких обучаемых операторво

Изобретение относится к обучающим устройствам и может найти применение при подготовке операторов динамических объектов , например портальных кранов, контейнерных перегружателей, погрузчиков и других перегрузочных машин

Изобретение относится к сельскому хозяйству, в частности к муляжу вымени для оценки влияния качества массажа на интенсивность истечения жидкости

Изобретение относится к вычислительной технике

Изобретение относится к вычислительной технике

Изобретение относится к авиационной и космической медицине, предназначено для автоматизированной диагностики в полете гравитационных расстройств у летчика при воздействии пилотажных перегрузок
Изобретение относится к способу определения геометрических параметров опорно-поворотных устройств (ОПУ) телескопов различных типов монтировок с различным количеством исполнительных осей (осей вращения)

Изобретение относится к учебно-тренировочным средствам и может быть использовано для обучения водителей гусеничных машин

Изобретение относится к устройствам для обучения водителей гусеничных машин

Изобретение относится к авиационной технике, в частности к способам выполнения тренировочного полета в кабине экипажа летательного аппарата, и устройствам подготовки летных экипажей к полетам на авиационных тренажерах
Наверх