Стопорная гайка

 

Изобретение относится к области машиностроения и может быть использовано для крепления деталей и узлов. например, летательных аппаратов, Цель изобретения - повышение удобст- . ва монтажа. Стопорная гайка содержит ступенчатый корпус 1 с отверстиями прямоугольной формы, в отверстиях размещены эластичные вставки 3. На корпусе с возможностью поджатия вставок 3 установлено кольцо 4. Гайку в сборе навинчивают на стержень. Кольцо 4 сжимает вставки 3. Последние затекают в резьбу болта. Устройство обеспечивает удобство монтажа, надежное стопорение и увеличивает срок службы. 4 ил, 1 табл.

СОЮЗ СОВЕТСКИХ

СОЦИАЛИСТИЧЕСКИХ

РЕСПУБЛИН (s» 4 Р 16 В 39/34

ГОСУДАРСТВЕННЫЙ КОМИТЕТ СССР

ПО.ДЕЛАМ ИЗОБРЕТЕНИЙ И ОТКРЫТИЙ

К АВТОРСКОМУ СВИДЕТЕЛЬСТВУ (21) 4026949/31-27 (22) 24.02 86 (46) 07.10.88. Бюл. ¹ 37 (71) Московский авиационный технологический институт им. К.Э.Циолковского (72) В.И.Ершов и С.А.Жарков (53) 621.882.55 (088.8) (56) Патент Германии № 384815, кл. 47 а 12, 1923. (54) СТОПОРНАЯ ГАЙКА (57) Изобретение относится к области машиностроения и может быть использовано пля крепления деталей и узлов, „„Я0„„.1 428849 А 1 например, летательных аппаратов.

Цель изобретения - повышение удобст- . ва монтажа. Стопорная гайка содержит ступенчатый корпус 1 с отверстиями прямоугольной формы. В отверстиях размещены эластичные вставки 3. На корпусе с возможностью поджатия вставок 3 установлено кольцо 4. Гайку в сборе навинчивают на стержень. Кольцо 4 сжимает вставки 3. Последние saтекают в резьбу болта. Устройство обеспечивает удобство монтажа, надеж- ное стопорение и увеличивает срок службы. 4 ил, 1 табл.

1428849

40 Разборка

Момент отвип шванпя, Н.м

6,0-5, 9

5, 7-5,4

5,3-5, 1

5, 2-5,0

5,0-4,6

4,8-4,0

20

30 ностью болта 5 и внутренней резьбовой поверхностью стопорного кольца 4, что препятствует самоотвинчиванию гайки при различных нагрузках.

При демонтаже стопорной гайки вна.чале поворачивают накидное кольцо 4 в исходное положение; при этом эластичные вставки 3, освобождаясь от воздействия на свою наружную поверхность, возвращаются в исходное положение, освобождая зону резьбы болта

5. После этого совместно поворачивают накидное кольцо 4 и резьбовой шестигранный корпус 1 и полностью демонти руют гайку.

Пример. Согласно фиг.1-.4 изготавливают стопорные гайки М10 1,5 мм с размером под ключ 17 мм, высотой корпуса 11 мм, высотой шестигранника под ключ 5 мм и наружной резьбовой поверхностью цилиндрического участка N14 1,5 мм. На цилиндрическом участке стопорной гайки делают 4 диаметрально расположенные прямоугольные отверстия высотой

3 мм, в которые устанавливают 4 эластичные вставки, выполненные из полиуретана, накидное кольцо выполнено из шестигранника с размером под ключ 17 мм, высотой 6 мм, внутренней резьбой N14 1,5 мм. Угол конусности составляет 30 . Монтаж и демонтаж гайки проводят тарированным ключом.

Контроль усилия стопорения проводят по моменту отвинчивания. Замеры показывают, что с увеличением количества сборок и разборок контрящие свойства гайки заметно не снижаются, наблюдается небольшой износ внутренней и наружной поверхностей эластичных вставок, который при соответствующем подборе материала эластичных вставок может быть сведен к нулю. Замер момента отвинчивания производят в застопоренном положении с приложением усилия к шестиграннику резьбового корпуса. В таблице приведены результаты замеров по трем гайкам.

Момент отвинчивания для данного диаметра можно увеличить путем подбора оптимального угла конусности, размеров эластичных вставок и материала эластичных вставок.

Использование предлагаемой стопорной гайки позволит повысить удобство монтажа и увеличить срок службы гайки за счет сохранения усилия стопорения при увеличении числа сборок и разборок последней. Наиболее приемпемьй диапазон применения данной гайки лежит в интервале диаметров резьбы

М10 — МЗО .

Формула изобретения

Стопорная гайка, содержащая шес° тигранный ступенчатыи резьбовой корпус с наружным резьбовым цилиндрическим участком на одном конце, стопорный элемент с конической наружной поверхностью и накидное кольцо со скосом на внутренней поверхности, угол наклона которого соответствует углу наклона конической поверхности стопорного элемента, установленное на цилиндрическом участке корпуса с возможностью взаимодействия с наружной поверхностью стопорного элемента, отличающаяся тем, что, с целью повышения удобства монтажа, в нижней части цилиндрического участка. выполнены диаметрально расположенные отверстия прямоугольной формы, стоЗО порный элемент выполнен в виде эластичных вставок, внутренняя поверхность которых расположена на расстоянии от оси гайки, равном наружному диаметру внутренней резьбы корпуса, размещенных в упомянутых отверстиях

35 с возможностью радиального перемеп:ения, при этом угол наклона конической поверхности удовлетворяет усло-,,о б вию 15 (сс < 40

1423849

Составитель С. Никулина

Техред N.Моргентал Корректор Б.Романенко

Редактор А.Ворович

Подписное

ВНИИПИ Государственного комитета СССР по делам изобретений и открытий

113035, Москва, Ж-35, Раушская наб., д, 4/5

Заказ 5103/32

П оизводственно-попиграфическое предприятие, г. Ymropon, У >. Роектная, р

Стопорная гайка Стопорная гайка Стопорная гайка Стопорная гайка 

 

Похожие патенты:

Изобретение относится к машиностроению , в частности к стопорению резьбовых стержней Цель изобретения - повьшение удобства эксплуатации

Гайка // 966343

Изобретение относится к области машиностроения, в частности к резьбовым соединениям и способам их стопорения

Изобретение относится к области машиностроения, к деталям машин, к устройствам стопорения резьбового соединения

Изобретение относится к технике машиностроения и может быть использовано для стопорения резьбовых соединений, работающих в условиях сильной и долговременной вибрации, в автомобильной, тракторной, локомотивной, авиационной и других отраслях промышленности и строительной индустрии

Изобретение относится к крепежным изделиям и может быть использовано в механизмах, испытывающих вибрационные и ударные нагрузки

Изобретение относится к креплению подшипника, которое обеспечивает уплотнение против просачивания масла и стопорение подшипника на валу

Изобретение относится к резьбовым соединениям конструктивных элементов в машинах и механизмах

Изобретение относится к машиностроению и может быть использовано для стопорения соединений, работающих в условиях сильной и долговременной вибрации, а автомобильной, авиационной, локомотивной отраслях к промышленности, а также в других отраслях, например для крепления строительных конструкций
Наверх