Стопорный элемент

 

Союз Советскнк

Социалистических

Ресвублнк

ОПИСАНИЕ

ИЗОБРЕТЕНИЯ

К АВТОРСКОМУ СВ ВТЮЛЬСТВУ

<п796497 (6! ) Дополнительное к авт. сеид-ву (22) Заявлено 04.01.79 (21) 2706266/25-27 с присоединением заявки Ко (23) Приоритет

Опубликовано 1501,81. Бюллетень NQ 2 (51)м. Кл.З

F 16 В 39/34

Государстмнвыя комнтет

СССР

Ilo ямам нзобретений я открмткб (53)УДК 621 882 чб3(088 ° 8) Дата опубликования описания 15. 01. 81 (72) Автор изобретения

М. Н. Ромашев (71) Заявитель (54) СТОПОРНЫЙ ЭЛЕМЕНТ

Изобретение относится к машиностроению.

Известен стопорный элемент, содержащий вставку повышенной твердости, закрепленную в торце стопорного элемента. Крепление вставки . в посадочном гнезде осуществлено путем запрессовки (1), Известная конструкия стопорного элемента повышает эффективность 10 стопорения неподвижных сменных деталей, однако механическое крепление вставки и неподвижное закреление ее в осевом направлении не обеспечивают надежного стопорения деталей при пе- 15 рекосах и при знакопеременных нагрузках во время работы, что приводит к расшатыванию вставки в посадочном гнезде и ослаблению крепления детали. повторное применение такого эле- 20 мента невозможно.

Известен стопорный элемент, содержащий шар повьпаенной твердости, установленный в центральном глухом торцовом отверстии стержня, закреп- 25 ленный эавальцовкой (21 °

Эта конструкция стопорного .элемента повышает надежность крепления неподвижных сменных деталей при перекосах и энакопеременных нагрузках, З0 но не предупреждает образования выработки в посадочном гнезде и затрудняет контроль за состоянием стопорного элемента. Это снижает эффективность стопорения и приводит к повторному использованию элементов низкого качества. Извлечение и монтаж шара при ремонте элемента трудоемки.

Наиболее близким к предлагаемому является .стопорный элемент, содержащий установленный в полусферическом гнезде стержня магнитный шар (3) .

Однако этот стопорный элемент не обеспечивает надежного крепления деталей, выполненных из материала с ниэ кой твердостью. Такими деталями, напри мер, являются резцы металлорежущих станков, выполненные в виде оправки иа мягкой стали с твердосплавной напайкой, рабочие элементы некоторых землеройных и сельскохозяйственных машин и др. Под действием знакопеременных нагрузок в теле такой детали в месте внедрения в нее шара образуется выработка, ослабляющая крепление детали.

Цель изобретения - повышение надежности крепления деталей, выполненных иэ материалов с низкой твер796497 достык (мягких пластичных сталей и др.).

Указанная цель достигается тем, что стопорный элемент снабжен опорной пятой с центральным полусферическим гнездом под упомянутый магнитный шар на одном из торцов и гнездами на противоположном торце, а также магнитными вставками повышенной твердости, установленными в указанных гнездах, при этом пята шарнирно соединена со стержнем при помощи магйитного шара.

Кроме того, вокруг гнезд вставки нв. поверхности торца пяты выполнены кольцевые канавки.

На чертеже изображен стопорный tS элемент.

Стопорный элемент содержит стерженЬ

1, магнитный шар 2, опорную пяту 3 и одну или несколько магнитных вставок (шаров) 4 иэ материала повышенной 20 твердости. Стержень 1 имеет посадочное гнездо 5 под шар 2, которое выполнено в форме полусферы с радиусом, равным радиусу шара 2, и расположено в торцовой части 6 стержня таким образом, что герметическая ось стержня пересекает центр сферы шара и полусферического гнезда. Опорная пята 3 имеет аналогичное посадочное гнездо

7 под шар 2. С противоположной стороны опорной пяты выполнены полусферические посадочные гнезда 8 под шарообразные магнитные вставки 4, вокруг которых концентрически выполнены кольцевые канавки 9. Объем канавки соответствует половине объема вставки

4, т.е. вытесняемого ею металла закрепляемой детали.

При закреплении детали с помощью предлагаемого элемента шарообразные вставки упираются в тело детали, à 4Q затем внедряются в нее, в результате чего опорная пята ложится на поверхность детали и создает необходимую для ее крепления нагрузку в направлении, перпендикулярном к поверхности закрепляемой детали. При этом влияние .перекосов устраняется посредством шарнирного соединения стержня и опорной пяты при внедрении вставок в тело детали, в последней образуются выем- О ки, причем вытесненный вставками металл в силу его пластичности и деформации создает вокруг этих выемок кольцевые выступы. Образующиеся на поверхности детали выступы заполняют объем кольцевых канавок, выполненных на опорной пяте. Внедрение шарообразных вставок в тело детали и образование на ее поверхности кольцевых выступов, заполняющих объем кольцевых канавок опорной пяты, повышает надежность крепления детали в направлениях, совпадающих с плоскостью контактирующих поверхностей детали и пяты. Площадь контактной поверхности пяты, количество и размер шарообразных вставок, размер и форму кольцевых канавок определяют в зависимости от свойств материала эакрепляемой детали. При выполнении канавок на опорной пяте рекомендуется придавать им форму, соответствующую форме естественно образующихся на детали кольцевых выступов, т.е. форме, получаемой только за счет внедрения вставок, беэ влияния создаваемых опорной пятой нагрузок. Это гарантирует наиболее плотное прилегание опорной пяты и вставок к поверхности закрепляемой де-, тали, а следовательно, и более высокую эффективность стопорения, а также препятствует возможности образования выработки в теле детали в местах внедрения в нее вставок, что повышает надежность стопорения деталей, выполненных иэ материалов с низкой твердостью.

Формула изобретения

1. Стопорный элемент, содержащий установленный в полусферическом гнезде стержня магнитный шар, о т л и ч а ю шийся тем, что, с целью повышения надежности крепления деталей из материалов с низкой твердостью, он снабжен опорной пятой с центральным полусферическим гнездом под упомянутый магнитный шар на одном иэ торцов и гнездами на противоположном торце, а также магнитными вставками повышенной твердости, установленными в укаэанных гнездах, при этом пята шарнирно соединена со стержнем при помощи магнитного шара.

2. Элемент по и. 1, о т л и ч а юшийся тем, что вокруг гнезд вставки на поверхности торца пяты выполнены кольцевые канавки.

Источники информации, принятые во внимание при экспертизе

1. Авторское свидетельство СССР

Р 322532, кл. F 16 В 39/34, 1971.

2. Патент США В 3467157, кл. 151-14, 1969.

3. Авторское свидетельство СССР

М 549609, кл. F 16 В 39/34, 1977 (прототип) .

796497

Составитель В. Куликовский

Техред С.Мигунова Корректор С. Щомак

Редактор М. Дылын

Ъ

Филиал ППП Патент, r. Ужгород, ул. Проектная, 4

Заказ 9745/49 Тираж 669 Подписное

BHHHIIH Государственного комитета СССР по делам изобретений и открытий

113035, Москва, Ж-35; Раушская наб., д. 4/5

Стопорный элемент Стопорный элемент Стопорный элемент 

 

Похожие патенты:

Изобретение относится к области машиностроения, в частности к резьбовым соединениям и способам их стопорения

Изобретение относится к области машиностроения, к деталям машин, к устройствам стопорения резьбового соединения

Изобретение относится к технике машиностроения и может быть использовано для стопорения резьбовых соединений, работающих в условиях сильной и долговременной вибрации, в автомобильной, тракторной, локомотивной, авиационной и других отраслях промышленности и строительной индустрии

Изобретение относится к крепежным изделиям и может быть использовано в механизмах, испытывающих вибрационные и ударные нагрузки

Изобретение относится к креплению подшипника, которое обеспечивает уплотнение против просачивания масла и стопорение подшипника на валу

Изобретение относится к резьбовым соединениям конструктивных элементов в машинах и механизмах

Изобретение относится к машиностроению и может быть использовано для стопорения соединений, работающих в условиях сильной и долговременной вибрации, а автомобильной, авиационной, локомотивной отраслях к промышленности, а также в других отраслях, например для крепления строительных конструкций
Наверх